Правило 76. Не воровать чужих ресурсов.

Выполняя это правило, мы осознаем, что тем самым создаем себе массу трудностей. Прежде всего, мы серьезно ограничиваем свои возможности. Вспоминается случай, когда на одной из конференций я, представляя идею Федерального образовательного портала, заявил, что мы будем воздерживаться от неавторизованного размещения чужих ресурсов. Один из присутствующих (человек с немалым опытом работы в сфере информационных технологий) повернулся ко мне и с удивлением спросил: «А откуда же тогда Вы возьмете столько контента?» И он понимал, о чем спрашивал.

Политика отказа от воровства (даже в условиях, когда за него никто не наказывает) не означает, что нужно ограничить себя собственными ресурсами (на которые у нас есть авторские права) и ссылками на чужие ресурсы (на которые такие права отсутствуют). Так мы далеко не уйдем. Нужно привлекать чужие ресурсы (включая полнотекстовые документы), но при этом получать разрешения на их размещение. Лучше всего, если с каждым автором будет подписан авторский договор, дающий нам право на размещение ресурса на определенное количество лет. Реализация этого «простого» требования связана с массой рутинных переговоров и бумажной работы. К тому же, через оговоренное число лет, договоры придется продлевать. Словом, требуется много дополнительных усилий не самого творческого характера. Но они стоят того. По крайней мере, в проекте Федерального образовательного портала, невзирая на его масштабы, мы выбрали этот трудный путь и заключали договоры со всеми авторами, используя собственную форму авторского договора, разработанную юристом портала.

Если подписание договора кажется делом слишком обременительным, есть более мягкая компромиссная форма: запросить разрешение по электронной почте и получить его обратным письмом. Не обладая юридической силой формального договора, такое письмо все же является датированным документом, пришедшим с конкретного авторского адреса, и тем самым прикрывает нас от возможных неприятностей. Телефонным разговором в данном случае лучше не ограничиваться, даже если речь идет о хорошо знакомых людях. По телефону удобнее договориться, а затем все же быстро обменяться письмами. Мы же не знаем, что может случиться в будущем.

Дополнительная трудность заключается в том, что не всегда понятно, кому принадлежат права на продукт. Кроме автора, на пороге могут возникнуть фигура издателя (если произведение опубликовано) и силуэт учреждения (если создание произведения финансировалось из его бюджета). Если интеллектуальные права собственности четко не специфицированы, придется договариваться со всеми сторонами, и, в любом случае, не следует «объезжать» стороной автора, даже если формально продуктом распоряжается другой субъект. В российских условиях центральной фигурой все равно остается автор произведения. Да и по-человечески так правильнее. Добавим, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ), «авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания» (Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Статья 9. М.: ЮРКНИГА, 2004. С. 9).

А что делать, если авторы начинают просить деньги за размещение своего продукта? Ведь бюджеты у нас не резиновые. Мы при реализации собственных проектов заняли следующую позицию – не платить за размещение ресурсов как таковое. Во-первых, в этом случае быстро останешься «без штанов», даже имея солидные бюджеты на контент. Во-вторых, заплатишь одному автору, трудно будет отказать другим. И тогда уже точно никакой бюджет не выдержит. Вместо этого нужно брать на себя труд и договариваться с авторами. И многие пойдут нам навстречу, если обратиться по-человечески и показать, что наш сайт будет служить продвижению автора в профессиональной или общественной среде. Если же договориться не удается, оставьте человека в покое – пусть продолжает прятать свои наработки.

Означает ли это, что мы не можем стимулировать автора материально? Нет, но платить надо не за право размещения ресурса, а за дополнительные усилия по его доработке ресурса – дополнению, созданию метаописаний, приданию нужного формата – то есть за работу по приведению ресурса к нашим специальным стандартам. Следовательно, и в этом деле компромисс возможен. Отсюда вытекает правило:

Наши рекомендации