Взаимосвязь эксперимента с другими социологическими методами.

Иными

словами, эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее

«сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории,

чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного

теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности

естественного протекания социальных процессов.

Кроме

того, следует помнить об этических проблемах, иногда возникающих при

экспериментальном манипулировании переменными социального окружения. Эти

проблемы могут касаться не столько гипотетического влияния нежелательных

факторов, сколько возможного социального неравенства, возникающего в

крупномасштабных полевых экспериментах при распределении участников по

экспериментальным и контрольным группам, так как в результате члены контрольных

групп не получают «позитивно-го» экспериментального воздействия (на оценку

эффективности которого и направлен эксперимент), например, социального пособия,

нового прогрессивного метода обучения и т. п.

Наконец,

экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно

было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он

не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты

хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они

довольно далеки от «реального мира» (справедливости ради нужно отметить, что

социальным наукам далеко не всегда следует стремиться к отражению многообразия

«живой жизни»).

Результаты

полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному

миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и

большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в

широкомасштабных социальных экспериментах, далеко нс всегда оправдывает их

чрезвычайно высокую стоимость.

Массовый

опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом. Он

превосходит эксперимент с точки зрения дескриптивных возможностей и служит не

только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения

социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при

изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном

применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых

разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до

динамики избирательских предпочтений.

Переменные в социологическом исследовании

Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Различают переменные зависимые (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом) и независимые - вызывающие реальные изменения или объясняющие их. Социологи стремятся определить степень взаимосвязи, существующей между независимой и зависимой переменной. Если переменные имеют каузальные связи, они должны коррелировать между собой. Корреляция имеет место, если изменение одной переменной связано с изменением другой переменной. Например, уровень детской смертности уменьшается по мере повышения социально-экономического уровня жизни, поэтому данные переменные считаются коррелированными.

Однако корреляция не устанавливает причинно-следственной связи. Например, показатель летального исхода гораздо выше среди госпитализированных индивидов, чем среди негоспитализированных. Тем не менее, ошибочным было бы утверждать на основании этой корреляции, что госпитализация является причиной смерти. Корреляция является ложной – кажущаяся взаимосвязь между двумя переменными образуется за счет третьей переменной, оказывающей воздействие на две исходные переменные (тяжелое заболевание связано как с госпитализацией, так и с летальным исходом). Для того чтобы исключить возможность “засорения” исследований третьими переменными, ученые используют контролирующие факторы.

Наши рекомендации