Объект, предмет, специфика социологии.
Объект, предмет, специфика социологии.
Социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, соц. групп, общностей, классов, народов.
Объектом социологии явл общество. Предметом исследования и развития социологии являются общие механизмы и закономерности возникновения, функционирования и развития социальных общностей разного типа и уровней, а также социальные отношения в собственном смысле слова. Предметом социологии является также личность как субъект и продукт общественных отношений.
Специфика социологии проявляется лишь в том случае, если из всего комплекса общественных явлений выделяется слой, непосредственно связанны с миром чел. отношений и тех структурн. Элементов, из кот. Складывается общ-во как целостная соц. система. Поэтому объектом исследования соц. науки явл. Не только общ-во, но и его базисные хар-ти в локальном и мировом масштабах, но и отдельные его части, подсистемы и элементы, а также различные процессы, происходящие в общ.
Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.
Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Можно выделить три основные парадигмы современной социологии:
структурно-функциональную, кот рассматривает общ-во как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, основанную на широко распространенном согласии относительно того, что является желательным с точки зрения морали, где каждая часть общества имеет функциональные следствия в отношении общества в целом;
конфликтно-радикальную, которая исходит из того, что общ - это система, кот хар-ся соц неравенством, когда одни категории людей получают большую выгоду от устройства общ, чем другие, в основе этого неравенства лежит конфликт, который способствует общественным изменениям;
символический интеракционизм - общ представ как постоянный процесс соц взаимодействия в специфических условиях, в основе кот лежат коммуникации посредством символов, при этом индивидуальные восприятия соц реальности неповторимы и изменчивы.
Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.
Человеческое общество является объектом изучения многих наук. Каждая из них стремится изучать свой предмет – отдельные сферы общественной жизни. Современное об-ществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с экономической теорией, правоведение – с психологией и т. д. Каждая из этих наук располагает своими категориями и методами, каждая имеет свое лицо и традиции. Социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками.
Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло).
Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят
Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества.
Теория социального обмена
Теория Обмена - теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей. Теория Обмена — теоретическая перспектива, основанная на понимании Зиммеля, согласно которому “всякие контакты среди людей покоятся на схеме предоставления и возврата эквивалентности” (Блау, 1964). Подход также выводит на политэкономию и поведенческую психологию, рассматривая личности с точки зрения всегда стремящихся максимизировать вознаграждение от их интеракций с другими
Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию
33.-34. . Социальный конфликт: сущность, условия, причины, типы и уровни.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве). Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.
для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.
Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.
Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.
1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.
2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят "лицом к лицу", как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.
3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.
4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
2. Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на. рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных норм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называется эмоциональным.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Поэтому желание некоторых руководителей организаций искусственно вызвать конфликт для разрешения спорной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать лишь до определенного предела и после перехода конфликта на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать.
3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.
Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.
Причины конфликта. Определение характера конфликта и последующий анализ его причин имеет важное значение в изучении конфликтных взаимодействий, так как причина является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Ранняя диагностика конфликта в первую очередь направлена на отыскание его реальной причины, что позволяет осуществлять социальный контроль за поведением социальных групп на предконфликтной стадии.
Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (.проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка между начальником и подчиненным, а может быть и противостояние различных религиозных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений. Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях.
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой -являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
35. Молодежь как объект социологического изучения: основные направления исследования. Молодежь в социальной структуре трансформирующегося белорусского общества.
Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).
Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности.
1. особая эмоциональная восприимчивость;
2. стремление идти на риск;
3. высокая степень мобильности;
4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5. стремление к мах проявлению сил;
6. определённое критическое отношение к старому поколению;
7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;
9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10. стремление к идеалу.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.
Завершение молодёжного возраста связано с: окончанием обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение полит прав, чёткое формирование системы ценностей.
Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.
Рос общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.
Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.
Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.
Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.
Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).
36.Структура общества: общая хар-ка и осн.подходы к пониманию. Осн.элементы
Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.
В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы.
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
37. Теория соц.стратификации: сущность, основные положения и значение
Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.
Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.; 2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности; 3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
38. Социальная мобильность: понятие, виды, факторы
Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности разнообразны:
· индивидуальная и коллективная;
· вертикальная и горизонтальная;
· внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация).Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.
Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.
39. Особенности стратификации белорусского общества.
Стратификация - структурированные неравенства между различными группами людей.
В условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой в постсоветских обществах, в том числе и белорусском, происходит деконструкция критериев социальной стратификации. Решающую роль в них приобретают:1)владение капиталом, приносящим прибыль; 2) причастность к перераспределению общественного богатства в результате разгосударствления и приватизации собственности; 3) уровень личного дохода и потребления.
Если сравнивать стратификацию с геометрическими фигурами, следует отметить, что в Беларуси соц. Стратификация имеет пирамидальный расширенный профиль, т.е. треугольник с широким основанием (бедные слои общества, его низы) и маленькой вершиной (экономическая и политическая элита). Причем из основных параметров стратификации (доход, власть, престиж и образование) лишь власть и доход «срабатывают» как четко выраженные показатели. Применительно к политической элите – это власть и отчасти доход, позволяющие относить ее к среднему классу, применительно к экономической элите – в основном доход. Что касается престижа и образования, то у власть имущих престиж пока невысок, потому что эти люди немного сделали для населения за время пребывания на высоких постах; кроме того, часть из них стремилась присвоить побольше общественного богатства. Что касается образования, то политическая элита, как правило, обладает вузовскими дипломами, у экономической же элиты, особенно предпринимателей не столь благополучно. Это означает, что характеристики среднего класса в РБ пока не имеют такого выраженного характера, как у среднего класса развитых индустриальных стран.
40. Соц. Общность и социальная группа: сущность и общие типы.
Одной из фундаментальных является категория «социальная общность». Это совокупность индивидов, отличающихся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения.
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).
Соц. общности отличаются огромным разнообразием типов, видов и форм. Это и классы, и национальные и демографические группы, территориальные, политические, культурные общности и т.д. В то же время общности могут быть формальными, официально зарегистрированными, и неформальными, официальными и неофициальными.
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
41. Социальный институт: понятие, характерные черты, виды.
Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
К числу основных институтов относятся:
1) экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.);
2) политические (государство, партии, армия др.);
3) воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения);
4) социальные или общественные в узком значении, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения);
5) религиозные, организующие отношение человека к священным предметам и силам и др.
Характерные черты социальных институтов.
- устойчивая организованная форма деятельности людей.
- Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.
- Социальные институты упорядочивают поведение людей.
- Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению
42. Семья как социальный институт и социальная группа. Тенденции развития современной семьи.
Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейно-родственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.
Семья рассматривается как соц. ин-т в тех случаях, когда особенно важно выяснить, насколько образ семьи, ее функционирование соответствуют или не соответствуют тем или иным современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института крайне важна для прогноза будущих изменений. Анализ семьи как социальной группы имеет свою специфику. Исследование семьи ориентируется на изучение условий ее формирования, этапов развития. Процесс формирования семьи в этом случае рассм-ся как совок-ть норм и стандартов проживания, выбора брачного партнера, секс. поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и санкций за невыполнение тех или иных норм, причин и мотивов разводов и т.д. Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак- это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. От характера брачных отношений в значительной степени зависит рост населения, физическое и духовное состояния новых поколений. В зависимости от формы брака выделяют типы семейной организации: моногамия и полигамия.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак. Она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родст-в или просто близких супругам и необх-х им людей.
Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешнимиявляются: право, религия, общественное мнение. Внутренние -взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.
Функции семьи: репродуктивная (функции воспроизводства); сексуальная (ее стали выделять относительно недавно); хозяйственно-экономическая; воспитательная; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха); коммуникативная и регулятивная, включая социальный контроль и реализацию власти и авторитета семьи.
Семья имеет свою структуру. Под ней обычно понимается система отношений между ее членами. Выделяют такие виды отношений: родства, духовно-нравственные, отношения власти, авторитета, правовые отношения.
В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Семья нуклеарная – тип, присущий современному индустриальному обществу. Это такой тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей. Последние не состоят в браке. Семья сложная характерно наличие большого количества детей и родственников. Такой тип семьи выполняет также экон. Ф-ции. Есть семьи полные и неполные.Существуют повторные семьи, кот. основаны на повторном браке. По характеру проведения досуга семьи бывают открытые, т.е. ориентир-е на широкий круг общения вне семьи; закрытые, когда они ориентированы на внутридомашний досуг.
В западной социологии выделяют дополнительно такие семьи: моногамная – брак одного мужчины с одной женщиной; полигамная – брак одного супруга с несколькими - бывает двух видов: полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами. Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женой. Сороральная полиандрия – брак нескольких сестер с одним мужем. Экзогамия – выбор партнеров осуществляется вне определенных групп. Эндогамия – браки заключаются преимущественно внутри определенных групп. Патрименеальные и матрименеальныесемьи, где наследие фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. Гомогенные семьи – супруги примерно из одной социальной страты. Гетерогенные семьи – супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов. Гомогамные семьи – однородные по национальности, возрасту, образованию и т.д. Гетерогамные семьи – наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам. Патрилокальные – молодожены живут в семье мужа. Матрилокальные - молодожены живут в семье жены. Неолокальные - молодожены живут отдельно от родителей.
Современные тенденции в развитии семьи характеризуются рядом особенностей. Назовем сначала положительные. В развитых странах брак, лежащий в основе семьи, становится равноправным и добровольным. Экон. мотивы и давление "третьих лиц" минимальны. Соц. иссл-я, проведенные в нашей стране, показывают, что около 40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин заключили свой союз по любви, у остальных доминируют другие мотивы. В семье создаются возможности для професс. и духовного роста ее членов, преодолевается отчуждение супружества от брака. Однако эти и некоторые другие положительные тенденции не могут снизить остроту кризиса соврем. семьи.
Отриц. тенденции в развитии совр. семьи преобладают. Характ-й чертой семьи является ее нестабильность: от 30 до 50% заключенных браков распадаются. Наблюдается тенденция ослабления родственных связей.
Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этничес