Тема 1.4 «Управленческие отношения. Методы социального управления»

Лекция 4 «Основные модели управленческих отношений. Методы

Управления»

План лекции:

4.1 Управленческие отношения: субординация, реординация, координация.

4.2 Методы социального управления: понятие, классификация, сущность.

Семинарское занятие 5: «Основные модели управленческих отношений. Методы управления»

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:

1. Методы социального управления: понятие, классификация, сущность

2. Управленческое воздействие. Социальное управление и манипулирование.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций)

Тренинги: «Спарринг», «Не мытьем, так катаньем» - формирование и

развитие действенных навыков управления персоналом организации.

Ситуация «Трудный подчиненный». Вы только что назначены руководителем подразделения организации, в которой прежде никогда не работали. Неделю Вы затратили на вхождение в должность (знакомство с сотрудниками и делами).

Считая необходимым ознакомить всех членов коллектива с взглядами на совместную работу, Вы назначаете специальное совещание за полчаса до окончания рабочего времени. Выступая с докладом, Вы постоянно увлекаетесь, вступаете в пространные рассуждения, совещание затягивается. Вдруг один из сотрудников (сотрудница) встает с места со словами: «рабочее время закончилось, а у меня есть неотложные дела!» направляется к выходу. Вы пытаетесь призвать его (ее) к порядку, а в ответ слышите, что своевременное окончание рабочего дня есть необходимый признак управленческой культуры, о чем следует помнить каждому руководителю. И уходит. По реакции в коллективе Вы можете судить, что люди склонны поддержать этот поступок, а в свой адрес Вы слышите осуждающие реплики. Вы быстро завершаете совещание, и люди расходятся.

Вы наводите справки о сотруднике (сотруднице). Вам характеризуют его (ее) как опытного и авторитетного специалиста, отмеченного заслуженными наградами и, одновременно. Как человека с сильным и независимым характером, который является неформальным лидером коллектива. Более того, Вас специально предупреждают, что этот человек пользуется личным расположением и поддержкой руководителя организации. Вам придется, так или иначе, реагировать.

Тренинг: «Спарринг». Задание: в ходе делового общения

реализовать любую выбранную Вами цель управления.

Тренинг: «Не мытьем, так катаньем». Задание: в ходе делового общения реализовать следующие цели управления:

1) избавиться от строптивого сотрудника (сотрудницы);

2) привлечь на свою сторону.

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Семинар. 6. Иерархия, власть и социальный контроль в управлении

1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия

1. Иерархия и власть как объективные условия процесса управления.

2. Социальный контроль в управлении.

3. Мотивация и стимулирование в трудовой деятельности, их влияние на управление.

Самостоятельная аудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая Конспектирование лекции Наличие конспекта
Групповая - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций)

Самостоятельная внеаудиторная работа

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. Проверка конспектов
   
   
2. Индивидуальная. Поиск и обзор литературы по теме. Проверка конспектов.

Перечень заданий для самостоятельной работы.

1. Укажите специфику субординационных отношений в управлении

2. Определите своеобразие и границы отношений реординации в управленческой практике.

3. Назовите варианты и определите сущность координационных отношений.

4. Что представляют собой экономические методы управления?

5. Дайте характеристику организационно-распорядительным методам управления (назначение, содержание).

6. Определите структуру и содержание социальных методов управления.

7. Объясните причины, по которым невозможно осуществления управления в опоре только на один даже основной метод.

8. Какие теории мотивации существуют?

9. Что входит в понятие «мотивация»?

10. Что входит в понятие «трудовая мотивация»?

11. Охарактеризуйте понятие «власть» с управленческой точки зрения.

12. Что представляет собой социальный контроль в управлении?

13.

Основная литература: 1,3,4. Дополнительная 3,14

Наши рекомендации