Виды и этапы проведения социологического исследования

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе[6].

В зависимости от оснований классификации выделяют разные виды социологических исследований:

- по частоте проведения исследования делятся на разовые (точечные) и повторные;

- в зависимости от поставленных задач различают разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое;

- по месту проведения исследования делятся на лабораторные и полевые;

- в зависимости от основных методов, используемых в исследовании, выделяют количественные и качественные;

- в зависимости от общей направленности выделяют теоретико-прикладные и прикладные исследования.

Рассмотрим эти виды исследований более подробно.

Точечные исследования дают нам информацию об объекте или явлении только в момент его изучения. Главным недостатком таких исследований является их статичность. Они не позволяют отследить динамику изменений мнений, взглядов и отношений респондентов. Исследования, основанные на единой программе и инструментарии, проводимые через определенные интервалы времени, называют повторными. Главной задачей повторных исследований является отражение динамики социальных изменений. Выделяют три разновидности повторного исследования: лонгитюдное, когортное и панельное.

Лонгитюдное исследование представляет собой повторное изучение одной и той же группы людей на протяжении нескольких лет с использованием единого инструментария.

Когортное исследование может рассматриваться как разновидность лонгитюдного. Его спецификой является то, что изучаемая группа составлена из людей одного возраста. Когортные исследования позволяют выявить динамику изменения взглядов, мнений и ценностных ориентаций у людей одного поколения. Примером когортного исследования может служить исследование изменения взглядов на получаемую специальность у одних и тех же студентов с первого по пятый курс.

При проведении панельного исследования состав группы может меняться, но не меняется инструментарий проведения исследования. Например, год за годом мы можем отслеживать мотивацию поступления в вуз у абитуриентов. Понятно, что в этом случае абитуриенты каждый раз будут разные.

Разведывательные (пилотажные) исследования применяются с целью сбора первичной информации, которая будет способствовать выдвижению гипотез или тестирования инструментария для проведения более масштабного аналитического исследования. Например, мы собираемся провести опрос общественного мнения. Но прежде чем мы станем опрашивать 1500 человек, стоило бы проверить, как будет работать наша анкета. Для этого мы проводим пилотаж, опрашивая от 30-100 человек. По его результатам становится видно стоит ли вносить в анкету какие-либо изменения или можно оставить все как есть. Пилотажные исследования часто проводят тогда, когда необходимо быстро получить первичную информацию. Часто в пилотажном исследовании используется только один метод.

Описательное исследование часто используется тогда, когда нам необходимо получить представление о представителях какой-либо субкультуры или замкнутой социальной группы. Данное исследование, по сути, идентично этнографическому описанию. На первый план здесь выходит не количество опрашиваемых респондентов, призванное гарантировать требуемый уровень надежности, а описание традиций, обычаев, ритуалов, праздников, способов разрешения конфликтов, свойственных той или иной группе. Описательное исследование проводится по полной, подробно разработанной программе, позволяя получить эмпирические данные, дающие целостное представление об изучаемом объекте. Соответствующая глубина описательного исследования задается использованием нескольких методов. Например, сочетание наблюдения и интервью.

Аналитическое исследование проводится в тех случаях, когда нужно не только описать структуру изучаемого объекта, но и узнать, что определяет его качественные и количественные параметры. Аналитическое исследование характеризуется тщательно разработанным инструментарием и использованием нескольких методов. Аналитическое исследование ориентировано на выявление причинно-следственных связей между явлениями или процессами, нахождение корреляций между признаками изучаемого объекта, факторный анализ. В аналитическом исследовании очень часто применяются статистические методы, призванные выявить параметры связей между признаками (их устойчивость, направленность и т.д.), но сама аналитика не сводится к работе с процентами и коэффициентами. Аналитической обработке подвергается не только информация, полученная с помощью количественных (массовые опросы), но и качественных методов (фокусированное интервью, включенное наблюдение и т.д.). Использование разных методов требует от исследователя умения соотносить их результаты друг с другом и мастерства интерпретации первичных данных.

Лабораторные исследования в социологии встречаются не часто. Как правило, они представляют собой социальные эксперименты. В социологии лабораторные исследования применялись при изучении поведения человека в микрогруппе, исследования лидерских качеств и социального взаимодействия. Для лабораторного исследования характерно искусственное создание некоторых условий, часто ненаблюдаемых в повседневной жизни. Гораздо чаще социологи проводят полевые исследования, когда поведение человека изучается в его естественной среде.

Количественное исследование опирается на использование статистических методов обработки информации. В случае со статистикой точность результатов возрастает по мере увеличения выборки. Стремление к достижению высокой точности результатов ведет к увеличению числа опрашиваемых респондентов или же, как в случае с контент-анализом, увеличению числа исследуемых документов. Ключевыми вопросами в количественном исследовании являются вопросы «Сколько раз?» и «Как часто?». Количественные исследования широко применяются при изучении общественного мнения, электоральных предпочтений избирателей и т.п.

В качественном исследовании на первый план выходят вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?». Высокая степень достоверности результатов, основанная на большой выборке, здесь приносится в жертву глубине полученной информации. Примером качественного исследования может считаться исследование, проведенное на основе включенного наблюдения. Например, в 30-е гг. американский социолог Уильям Уайт, опираясь на включенное наблюдение, подробно описал жизнь в итальянском квартале в одном из американских городов. Три года он вел свои наблюдения, прикрываясь статусом студента-историка, работающего над историей эмигрантов-итальянцев. Уайт выучил жаргон, подружился с лидерами соперничавших группировок, научился местным обычаям и полтора года прожил в одной эмигрантской семье[7]. Собранная в ходе его исследования информация была уникальна. Получить ее какими-то другими способами было невозможно. Однако выводы, сделанные Уайтом, были обоснованы лишь в отношении одного квартала итальянских эмигрантов. Их нельзя было распространить на эмигрантов вообще или даже на эмигрантов-итальянцев, поскольку исследование проводилось в районе трущоб, населенном, преимущественно, людьми с низким достатком.

Теоретико-прикладное исследование преследует цель содействовать решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. Прикладные исследования направлены на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки[8]. Прикладное исследование опирается на уже существующие теоретические подходы и модели.

Любое серьезное исследование представляет собой процесс, в котором можно выделить несколько этапов. Стандартная схема проведения социологического исследования имеет следующий вид.

1. Определение проблемной ситуации, объекта и предмета исследования.

2. Формулировка целей и задач исследования.

3. Операционализация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ предмета исследования.

5. Выдвижение рабочих гипотез.

6. Составление программы и плана исследования.

7. Сбор необходимой информации и ее аналитическая обработка.

8. Написание отчета, в котором находят отражение результаты исследования[9].

Говоря об определении проблемной ситуации, стоит заметить, что не каждая социальная проблема является проблемой научной. Например, проблема малодетности российских семей может восприниматься как социальная проблема, ведущая к сокращению численности населения и т.д. Но вопросы о причинах малодетности уже достаточно подробно изучены как на теоретическом уровне, так и на уровне конкретных эмпирических исследований. Определение проблемной ситуации, так или иначе, подразумевает обнаружение социальных противоречий. На первом этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Предметом исследования, как правило, являются определенные свойства и характеристики объекта. Например, если в качестве объекта исследования выбрано студенчество, как социальная группа, то предметом исследования может стать мотивация получения высшего образования.

Формулировка целей и задач невозможна без изучения научной литературы по проблеме исследования. Только знакомство с литературой по изучаемой проблеме может помочь выбрать те вопросы, ответы на которые еще не найдены и избавит от необходимости самому «изобретать велосипед». Задачи исследования вытекают из цели, и представляют собой ее конкретизацию.

На следующей стадии происходит определение ключевых, базовых понятий, используемых в исследовании. Но операционализация понятий подразумевает не только это. Важно определить какие индикаторы будут указывать на наличие или отсутствие того или иного признака. Например, изучая мотивацию получения высшего образования, мы выделили такой мотив как стремление получить новые знания и овладеть новыми навыками. Но нам нужно решить вопрос: на основании чего мы будем делать вывод, что у того или иного студента преобладает именно этот мотив? Является ли учеба на «хорошо» и «отлично» показателем наличия именно этого мотива?

Предварительный системный анализ предмета исследования важен потому, что позволяет выявить дополнительные факторы, влияющие на изучаемый предмет. В случае с нашими студентами и их мотивацией мы должны учитывать возможное влияние родителей, друзей и учителей. Мы должны учитывать и возможное влияние других агентов социализации, например, СМИ и тиражируемые ими образы успеха. Данный этап имеет большое значение для перехода к выдвижению рабочих гипотез.

С точки зрения логики, гипотеза представляет собой условно-категорическое умозаключение[10]. Разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Важно помнить, что в науке имеет значение не только подтверждение гипотез, но и их опровержение. И отрицательный результат также заслуживает внимания и самого тщательного рассмотрения. Гипотеза не должна быть чем-то само собой разумеющимся и должна подразумевать возможность проверки.

В планировании исследования находят свое отражение все результаты, полученные на более ранних этапах. Кроме того, в ходе планирования осуществляется выбор методов исследования, устанавливается последовательность сбора первичной информации и сроки ее обработки. Если исследование количественное, то возникает необходимость определения типа выборки и ее основных параметров. В ходе процесса составления программы, разрабатывается инструментарий (анкеты для массовых опросов, темники для глубоких интервью, сценарии для фокус-групп и т.д.).

Таким образом, непосредственному сбору первичной информации предшествует долгая, кропотливая работа на предварительных этапах. Анкетирование или интервьюирование оказываются лишь видимой частью айсберга. Но и после сбора информации исследование не заканчивается. Информацию необходимо обработать, а полученные результаты представить в виде отчета или публикации. Существует множество методов сбора информации. Можно выделить опросные и неопросные методы. К опросным будут относиться индивидуальные интервью, фокус-группы, телефонные или почтовые опросы и т.д. К неопросным методам[11] относятся метод наблюдения и контент-анализ. Можно также говорить о существовании количественных и качественных методов. Количественные методы подразумевают проведение массовых опросов и количественного контент-анализа. Качественные методы более разнообразны. К ним относят глубокие интервью, фокус-группы, включенное наблюдение, качественный контент-анализ, биографический метод и т.д. Методы обработки информации также весьма разнообразны. Существует множество статистических приемов и методов обработки данных. Они обычно используются для обработки данных, полученных в ходе количественного исследования. При обработке данных, полученных с помощью качественных методов, используются свои приемы анализа – дискурс-анализ, анализ разговорной речи и т.д.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Кто считается основателем социологии?

2. Приведите примеры влияния социальных отношений на экономические и политические процессы в современной России.

3. С какими гуманитарными науками социология пересекается наиболее часто?

4. Перечислите основные функции социологии.

5. Чем отличаются лонгитюдное и панельное исследование?

Наши рекомендации