Автор-составитель: социологических наук, доцент А.В. Шишигин

А.В. Шишигин

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Направление подготовки:44.03.01 Педагогическое образование

Направление подготовки:44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направление подготовки:44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направление подготовки:44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направление подготовки:050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Дошкольное образование», «Право»

Направление подготовки: 230400 Информационные системы и технологии

Профиль подготовки: «Информационные технологии в образовании»

Направление подготовки: 080200 Менеджмент

Профиль подготовки: «Управление человеческими ресурсами»

Направление подготовки: 030300 Психология

Профиль подготовки: «Психология»

Направление подготовки: 080500 Бизнес-информатика

Профиль подготовки: «Архитектура предприятия»

Направление подготовки: 034400 Физическая культура для лиц с

отклонениями в состоянии здоровья

Профиль подготовки: «Лечебная физическая культура»

Направление подготовки: 0400700 Организация работы с молодежью

Профиль подготовки: «Организация работы с молодежью»

Направление подготовки:050400 Психолого-педагогическое

образование

Профиль подготовки: «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Пермь

УДК

ББК

Ф

Р е ц е н з е н т :

Доктор социологических наук,

Автор-составитель: социологических наук, доцент А.В. Шишигин

    Социология: Учебное пособие / авт. А.В.Шишигин; Перм. гос.гум.- пед. ун-т. – Пермь, 2014 – с.

Учебное пособие «Социология» составлен с требованиями ФГОС, ФГОС 3+ по направлению Направление подготовки050100 «Педагогическое образование» , профиль подготовки: «Дошкольное образование», «Право

Направление подготовки 230400 Информационные системы и технологии, профиль подготовки: «Информационные технологии в образовании»

Направление подготовки: 080200 Менеджмент , профиль подготовки: «Управление человеческими ресурсами»

Направление подготовки: 030300 Психология, профиль подготовки: «Психология»

Направление подготовки:080500 Бизнес-информатика, профиль подготовки: «Архитектура предприятия»

Направление подготовки: 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Профиль подготовки: «Лечебная физическая культура»

Направление подготовки:0400700 Организация работы с молодежью, профиль подготовки: «Организация работы с молодежью»

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое Образование, профиль подготовки: «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»

Направление подготовки:44.03.01 Педагогическое образование

Направление подготовки:44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направление подготовки:44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направление подготовки:44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Данное пособие обеспечивает дисциплину «Социология» Б1.В.ОД

Усвоение содержания данной дисциплины способствует формированию у студентов таких компетенций как: Направление подготовки050100 «Педагогическое образование» ОК-1, ОК-2, ОК-15, ОПК-2

Направление подготовки 230400 Информационные системы и технологии ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОК-8,ОК-9

Направление подготовки: 080200 Менеджмент ОК-2,ОК-3,ОК-13

Направление подготовки: 030300 Психология ОК-1ОК-2

Направление подготовки:080500 Бизнес-информатика ОК-2, ОК-4,ОК-11

Направление подготовки: 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья ОК-2,ОК-12

Направление подготовки:0400700 Организация работы с молодежью: ОК-5,7,8.16, ПК-2,5

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое Образование: ОК-2, ОК-4

В учебном пособии изложены основные вопросы истории социологии и социальной структуры общества. Рассматриваются проблемы социального взаимодействия и социального неравенства. Раскрыты современные подходы к изучению основ социальной организации. Учебное пособие состоит из оглавления, введения, девяти лекций, заключения и списка рекомендуемой литературы.

Издание адресовано бакалаврам, слушателям курсов.

УДК…

ББК…

Пособие издано на средства

Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», поддержанной Министерством образования и науки РФ

Печатается по решению учебно-методического Совета

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ISBN…

©Шишигин Андрей Владиславович, 2014

©ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2014

Оглавление

Введение
Лекция 1. Социология как наука Лекция 2. История развития социологии Лекция 3. Общество как социальная система
Лекция 4. Типы обществ
Лекция 5. Статусно-ролевая (институциональная) структура общества Лекция 6. Семья как социальный институт
Лекция 7. Девиантное поведение и социальный контроль
Лекция 8. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность Лекция 9. Нации и национализм в современном мире Тест по социологии Рекомендуемая литература

Введение

Учебное пособие «Социология» предназначено для, бакалавров и слушателей курсов. Данный курс состоит из введения, девяти лекций, итогового теста и списка рекомендуемой литературы. В курсе лекций «Социология» рассматриваются основные темы общей социологии, позволяющие получить представление об основных социологических теориях и базовых понятиях данной науки. Основной целью предлагающегося курса лекций «Социология» является формирование у студентов представлений о социальной организации общества, процессах социализации и взаимодействия личности и общества. Изучение основ социологии позволит студенту лучше понять социальную организацию общества, роль и место его самого в быстро меняющемся социуме. Курс лекций «Социология» выстроен таким образом, чтобы опираться на имеющиеся у бакалавров знания в области социальной философии, истории, социальной психологии и политологии.

Тематическое содержание учебного пособия с предусмотренными заданиями для самоконтроля студентов соответствует профилю их подготовки, компетенциям современного специалиста данного профиля.

Студенты, желающие углубленно рассмотреть отдельные тематические блоки дисциплины, могут воспользоваться списком рекомендуемой литературы.

Представленное учебное пособие может использоваться для изучения смежных гуманитарных дисциплин: «Социальная политика», «Социальная безопасность молодежи», «Социология молодежи», «Социология права», «Социология семьи и брака» и т.д.

Объект и предмет социологии

Однако, несмотря на то, что предметные области социологии и некоторых вышеназванных наук пересекаются, а между самими науками существуют тесные междисциплинарные связи, у социологии есть свои собственные объект и предмет исследования. Объектом изучения социологии является общество. С предметом изучения дело обстоит чуть сложнее. На протяжении XIX-XX вв. предметная область социологии расширялась. Менялись представления о целях и задачах данной науки, корректировались представления и о предметной области социологических исследований. По словам В. Ядова, «социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях между социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»[5].

Функции социологии

Как и любая другая наука, социология выполняет ряд общественно-полезных функций. Важнейшая задача социологии – объяснять назначение социальных структур, место человека в социуме, поведение и социальное взаимодействие индивидов и т.д. Функции социологии не сводятся только к объяснению и пониманию социальной реальности. От этой науки ожидают помощи в решении многих социально-политических и социально-экономических проблем. Конечно, решения проблемы бедности, с точки зрения бомжа и с точки зрения мэра миллионного города, могут быть совершенно разными. И социологи это понимают, как понимают они и зависимость любого рода рекомендаций от мировоззрения человека. Одни ученые, например, такие как Ч.Р. Миллс, П. Бурдье, социальную функцию социологии видели в разоблачении легитимных, но всегда произвольных механизмов господства. Другие – больше надежд возлагали на представителей власти, полагая, что полученная в ходе социологических исследований информация, будет учитываться ими при решении острых социально-политических и социально-экономических проблем.

Социологи уже давно отказались от выстраивания умозрительных схем развития человечества. Этот позитивистский этап развития науки был пройден еще в конце XIX в. Однако это не означает, что социология полностью отказалась от выполнения прогностической функции. Другое дело, что сами прогнозы и сценарии будущего развития делаются уже на основе детального анализа современного общества, во многом носят вероятностный характер и не охватывают длительные временные отрезки. Эта способность предугадывать (пусть и на небольшой период времени) основные тенденции развития общества оказывается весьма полезной в стремительно меняющемся мире.

Лекция 4. Типы обществ

План:

1. Типология обществ по К. Марксу.

2. Община и общество Ф. Тённиса.

3. Типология обществ Д. Белла.

Типология обществ Д. Белла

Во второй половине XX в. широкое распространение получили типологии, делившие общества на «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные» (Д. Белл), общества «первой», «второй» и «третьей волны» (Э. Тоффлер). Подходы Д. Белла, Э. Тоффлера, Г. Кана, Д. Гэлбрейта, Д. Рисмена, отличаясь в деталях, сходятся в главном: индустриальное общество сменило аграрное (доиндустриальное), а ему на смену идет постиндустриальное. В основе всех этих концепций лежат технократические идеи, согласно которым изменения в науке и технике ведут за собой серьезные изменения в экономике и обществе в целом. Рассмотрим более подробно данный подход на примере классификации Дэниела Белла (1919 – 2011), автора концепции постиндустриального общества.

Основные отличия доиндустриального и индустриального общества:

1) Доиндустриальное общество - это общество аграрное. Большинство населения живет в сельской местности и занято сельским хозяйством. По подсчетам Поля Бероша в 1800 г. городское население составляло 12 % во Франции, 17 % в Италии, 13 % в Испании, 23 % в Англии, 9 % в Германии[61] [1]. В Европейской России в первой половине XIX в. доля городского населения не превышала 8 %[62]. И даже в Англии, которую в XIX в. называли «мастерская мира», городское население впервые превысило сельское лишь во второй половине XIX в.[63]. К концу XIX в. ситуация изменится, но даже тогда в таких урбанизированных странах как Франция, Германия, Бельгия, Италия горожане будут составлять менее половины общей численности населения[64]. Важно и другое. Жизнь большинства людей в малых и средних городах Западной Европы, по сути, мало отличалась от жизни сельских жителей (ремесленники держали домашний скот, имели участки земли, виноградники). Вплоть до 1900 г. бельгийские рудокопы брали отпуска для того, чтобы присмотреть за своими земельными участками, а в Англии в середине XIX в. бастующие ткачи зарабатывали на жизнь, устроившись косарями на фермах[65]. Урбанизм еще не стал «образом жизни». В Российской империи в конце XVIII в. более половины городов были аграрными, экономически активное население которых, исключительно или главным образом, занималось земледелием. Б.Н. Миронов, исследовавший этот вопрос, пришел к выводу, что в России город XVIII в. был доиндустриальным, в первой половине XIX в. он стал прединдустриальным, и только на рубеже XIX-XX вв. – раннеиндустриальным[66]. Индустриальное же общество – это общество городское, общество, в экономике которого главную роль начинает играть промышленное производство товаров на фабриках и заводах, расположенных в крупных городах. Если в 1800 г. в Европе было 17 городов с населением более 100 тыс. человек, то к 1890 г. таких городов было уже 103[67]. Некоторые города росли столь стремительно, что их облик менялся буквально на глазах одного поколения людей. Население Чикаго увеличилось с 493 тыс. в 1870 г. до 3395 тыс. в 1920 г., а население Осаки за этот же период увеличилось с 350 до 2200 тыс. человек[68]. Население Москвы и Санкт-Петербурга с 1863 по 1914 г. увеличилось почти в 4 раза и достигло, соответственно, 1,7 и 2,1 млн. человек[69]. Стремительно менялся и образ жизни горожан. Уличное освещение, городской транспорт, канализация и водопровод – вот далеко неполный перечень технических новаций, изменивших повседневную жизнь людей. В крупном городе индустриального общества менялось само представление о пространстве. «Далеко» и «близко» измерялось уже не километрами и метрами, а доступностью места для городского транспорта и транспортными остановками. К концу XIX в. появляются не только крупные города с населением в несколько миллионов человек, но и целые урбанизированные промышленные районы (Рурская область в Германии, Пенсильванский промышленный район в США и т.д.). В социальной структуре индустриального общества пролетариат начинает преобладать над крестьянством.

2) В доиндустриальном обществе главным источником энергии были а) мускульная сила человека и тягловых животных б) ветер и вода (ветряные и водяные мельницы, парусные суда). В индустриальном обществе энергия черпается, преимущественно, из невозобновляемых источников (уголь, нефть, газ). Не будет преувеличением сказать, что символами индустриального общества стали паровоз и пароход. Возможно, Д. Белл несколько преувеличивал, когда говорил, что первая технологическая революция (паровой двигатель) породила идею производительности, мысль о производстве большего количества продукции с меньшими затратами[70], но, бесспорно, что эта революция способствовала воплощению этой идеи в жизнь. С конца XIX в. начнется широкое использование электроэнергии и это очень скоро изменит всю повседневную жизнь людей. Электричество изменит дневной и ночной ритм человеческой жизни, позволит передавать кодированные сообщения по проводам и трансформировать голос в электрические сигналы. Появятся новые средства связи – телефон и радио. Электрическую энергию, в отличие от пара, можно будет передавать за сотни километров.

3) Доиндустриальные общества – это общества с высокой рождаемостью и высокой смертностью. В доиндустриальную эпоху население многих стран было стабильным на протяжении столетий. Численность населения Франции XVIII в. почти не отличалась от численности населения века XIII. В индустриальном обществе, благодаря развитию медицины, городской инфраструктуры (канализация, водопровод), транспортной системы (угроза голода перестала быть реальной только тогда, когда Европа покрылась сетью железных дорог, что сделало возможным быстро оказывать помощь территориям, пострадавшим от неурожаев) удалось сильно снизить смертность населения. Одновременно происходило и снижение рождаемости. Происходило это не только потому, что в различных слоях общества шире стала распространяться практика самоконтроля за своим репродуктивным поведением, но еще и потому, что в условиях крупного города содержать семью с большим числом детей рабочим было особенно тяжело. Три четверти квартир, построенных в Глазго с 1866 по 1874 гг., были 1 и 2-х комнатными, но и те вскоре оказались перенаселенными[71].

4) Доиндустриальное общество в сравнении с индустриальным обществом отличается более низким уровнем социальной мобильности. Во-первых, паровозы и пароходы сделали возможным быстрее и точно к указанному сроку перевозить большое количество людей на большие расстояния. Во-вторых, сам процесс индустриализации подразумевал перемещение большого числа людей из деревни в город. В-третьих, формирование индустриального общества сопровождалось разрушением существовавших столетиями старых сословных границ, что не могло не сказаться на интенсивности вертикальной социальной мобильности. Возросшая социальная мобильность заставляла людей иначе воспринимать традиции и новации как таковые.

5) Индустриальное общество потребовало значительно большего числа грамотных людей. Во многих случаях для того, чтобы обслуживать технику, необходимо было иметь хотя бы начальное образование. Не случайно в XIX в. во многих странах начальное образование станет всеобщим и обязательным. В начале XX в. в Германии, Франции, Великобритании процент грамотных молодых людей (до 20 лет) составлял 94-99 % (почти вдвое больше, чем в 1800 г.). В России в 1800 г. мальчиков, умевших читать, было 4-8 %, а в 1913 г. – уже 54 %[72]. Особенно заметные сдвиги в образовании наблюдались в городах. В Москве процент грамотного населения увеличился с 46 в 1871 г. до 70 в 1912 г., а в Санкт-Петербурге с 60 в 1869 г. до 77 в 1910 г.[73]. Тогда же, в XIX в., произойдет установление тесных, двухсторонних связей между наукой и производством. Наука начнет превращаться в важнейший социальный институт. Успех на международной арене будет прямо зависеть от перевооружения армии и флота самым современным оружием. В капиталистическом обществе победа в конкурентной борьбе будет в значительной степени обеспечиваться рациональной организацией производства и внедрением передовых технологий. В начале XX в. Генри Форд (конвейерное производство автомобилей) и Фредерико Уинслоу Тейлор (разработчик научной организации труда – НОТ) продемонстрируют всему миру неоспоримые преимущества научной организации производства и управления.

6) В индустриальном обществе взаимодействие приобретает все более обезличенный характер. Не случайно тема социального отчуждения станет одной из важнейших в трудах писателей и философов XIX – начала XX вв. Количество социальных контактов в крупном городе может быть очень велико, но социальные связи могут быть очень слабыми. В доиндустриальном обществе вассал знал своего сеньора, он приносил клятву верности ему лично. Точно также крестьянин знал, кто является его господином, кому он платит оброк и т.д. В конце XIX в. во многих странах конкретного человека заменят абстракции – народ, государство. Солдат, принимая присягу, будет клясться на верность народу, а предприниматель и рабочий будут платить налоги государству. Источниками информации все чаще будут не другие люди, а газеты, телеграф, радио (с начала XX в.).

Считается, что переход от доиндустриального общества к индустриальному начался с конца XVIII в. Некоторые исследователи полагают, что начало этого процесса можно датировать 1764 г. (создание прялки «Дженни» Дж. Харгривсом и паровой машины Дж. Уаттом). В большинстве стран Западной Европы, США и Японии процесс этот завершился к началу XX в., а первая половина этого столетия стала временем наивысшего расцвета индустриального общества. В России переход к индустриальному обществу начался в XIX в., а завершился лишь к 60-м годам XX в.

Легко заметить, что в разряд доиндустриальных, равно как и индустриальных обществ, попадают общества с самой разной политической организацией. В типологиях Д. Белла, Э. Тоффлера и других теоретиков постиндустриального общества политический режим не играет существенной роли. Примерами доиндустриальных обществ могут считаться демократические Афины и императорский Китай, средневековые монархии Западной Европы и современная им Венецианская Республика, швейцарские кантоны и Аварский каганат. В конце XIX в. среди индустриальных обществ мы находим ограниченные монархии (Великобритания) и республики (Франция, США).

ЛЕКЦИЯ 6

Таблица 1. Зависимость репродуктивных установок россиян от их материального положения

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ЖЕЛАЕМОЕ» ЧИСЛО ДЕТЕЙ «ОЖИДАЕМОЕ» ЧИСЛО ДЕТЕЙ
очень хорошее 2,14 1,77
хорошее 2,28 1,79
среднее 2,19 1,11
плохое 2,14 0,87
очень плохое 2,15 0,74

Основные причины снижения рождаемости следующие.

1) Формирование большого числа «ложных потребностей» в обществе потребления, в том числе и за счет семьи. Удовлетворение большого числа новых потребностей становится уже невозможным за счет зарплаты мужа. Следствием стал выход женщин на рынок труда (если в 1960 г. работало 27,6 % американских матерей, то в 1983 г. уже почти 60%). Привлекательность работы для женщин росла по мере приближения к идеалу «гендерного равенства» и борьбы с дискриминацией женщин в сфере труда. ТВ и СМИ очень сильно постарались, создавая посредством рекламы образ деловой, карьерной женщины. Неудивительно, что в тех странах, где образ деловой женщины получил достаточно широкое распространение, за последние 30 лет заметно увеличился средний возраст рождения первого ребенка (в Великобритании с 1971 по 1991 г. он увеличился с 24 до 27,5 лет). Кризис семейных ценностей и ценности материнства происходил на фоне роста привлекательности профессионального успеха.

2) Влияние идеологии индивидуализма, которая во второй половине XX в. была дополнена нарциссизмом, эгоизмом и гедонизмом[151]. Человеку в постиндустриальном, потребительском обществе нужны не только деньги, но и свободное время, чтобы в максимальной степени пользоваться благами общества изобилия товаров и услуг. Дети же отнимают много времени и требуют больших финансовых затрат.

3) Формирование социального государства привело к снижению потребности в детях как гарантии обеспеченной и спокойной старости. «Социальное родство» все чаще заменяет семейное родство. Дети теряют свое значение как источник психологической удовлетворенности.

4) Хрупкость брака. Сейчас, чтобы защитить себя и свою семью (а в случае развода с детьми остается, как правило, женщина) от негативных финансовых последствий развода женщина должна, с одной стороны, иметь минимальное число детей, а с другой – сама быть квалифицированным работником.

5) Развитие средств контрацепции.

Снижение рождаемости происходит при одновременном увеличении числа абортов и подростковой рождаемости.

За 90-е гг. в Европе заметно снизилась оценка важности наличия детей в семье. Диапазон распространенности мнения о том, что жизнь женщины полноценна, если у нее есть дети, в разных странах Европы велик (от 94 % в Венгрии до 7 % в Голландии). В среднем в Европе согласны с этим суждением 56 % респондентов. При этом точки зрения мужчин и женщин не намного различаются[152].

4) Рост числа нерегистрируемых браков (сожительств) и внебрачных рождений. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто живет вместе, но официально в браке не состоит, возросла с 1997 по 2007 г. более чем вдвое — с 3 до 7%. Это примерно соответствует уровню США 1993 г. и уровню Франции, Великобритании, Нидерландов середины 80-х гг. Хотя российский показатель заметно ниже того, что мы наблюдаем в Скандинавских странах (в середине 80-х гг. он составлял 20% в Швеции и 10-11% в Норвегии и Финляндии; в настоящее время в Швеции сожительствуют более 30% мужчин и женщин 25-29 летнего возраста). Динамика очень заметная. Так, если во Франции в 1975 г. в возрасте 25-29 лет сожительствовали только 3% мужчин, то в 1985 г. уже 17% (у женщин 2 и 11% соответственно). По данным ИЕЦ (Исследования европейских ценностей), в 20 европейских странах в 1990 г. 14 % респондентов согласились с мнением о том, что брак стал пережитком. В 1999 г. таких респондентов было уже почти 20 %. Как видно из таблицы 2, мнение о том, что брак устарел, более всего поддерживали респонденты Франции, Бельгии и Люксембурга[153].

Таблица 2. Отношение респондентов стран Европы к суждениям о браке и детях (в %)[154]

СТРАНЫ ДОЛЯ СОГЛАСНЫХ С МНЕНИЕМ, ЧТО БРАК – ЭТО ПЕРЕЖИТОК ДОЛЯ СОГЛАСНЫХ С МНЕНИЕМ, ЧТО ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕТЬ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ
Франция
Люксембург
Бельгия
Великобритания
Россия
Литва
Швеция
Германия
Финляндия
Латвия
Польша

В РФ сожительства женщин наиболее распространены в группе 16-20- летних. К 26 годам доля таких союзов в общем числе браков резко снижается (минимум в возрасте 30-33 лет), после чего снова начинает расти.

Россия пока не относится к числу стран с самой высокой долей внебрачных рождений, но уже догоняет европейские страны. Представление о динамике доли внебрачных рождений дает таблица 3.

Таблица 3. Доля внебрачных рождений (в %) в общем числе рождений в некоторых странах Западной Европы, России и США, 1970 ― 2005 гг.[155]

СТРАНА 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2010 г.
Испания 1,4 3,9 9,6 17,7 35,5
Германия 7,2 11,9 15,3 23,4 33,3
Италия 2,2 4,3 6,5 9,7 21,5
США 10,7 18,4 33,2 41 (в 2009 г.)
Великобритания 11,5 27,9 39,5 46,9
Франция 6,8 11,4 30,1 42,6
Дания 33,2 46,4 44,6 47,3
Швеция 18,6 39,7 55,3 54,2
Россия 10,6 10,8 14,6 24,9

Внебрачные рождения во многом зависят от культуры страны. Добрачная беременность может вызывать разную реакцию в Швеции и Италии. За рождением ребенка очень часто следует установление официальных отношений, но в тех случаях, когда этого не происходит, общество получает семьи, в которых социализация ребенка ущербна, семьи, которые, как правило, сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями.

4) Распад расширенных семей.

5) Увеличение числа неполных семей.

В Великобритании каждая седьмая семья неполная. Следствие – социализация вне группы братьев и сестер. За период 90-х гг. поддержка мнения о необязательности наличия у ребенка двух родителей в Великобритании увеличилась на 15 %, а в Швеции – на 26 %. В Европе растет число тех, кто одобряет женщин, желающих самостоятельно растить детей. Так, в Польше их число увеличилось с 12 % в 1990 г. до 42 % в 1999 г., в Латвии с 24 до 55 %. При этом 86 % европейцев считают, что ребенок может нормально расти только в полной семье[156]. По-видимому, в данном случае мы имеем дело как с проявлениями иррациональности, так и с обеспокоенностью значительной части европейских стран демографической ситуацией. Обеспокоенность демографией склоняет чашу общественного мнения в пользу тех женщин, которые отказались от одинокой и бездетной жизни, несмотря на обстоятельства, предпочли родить и воспитать хотя бы одного ребенка. В то же время люди осознают ущербность такой социализации ребенка.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. При выполнении каких социальных функций роль семьи в современном обществе возрастает?

2. При выполнении каких социальных функций роль семьи в современном обществе снижается?

3. Какие факторы способствовали распространению нуклеарной семьи?

4. Какие показатели используются для изучения репродуктивных установок?

5. В чем вы видите главные причины увеличения числа разводов?

Половозрастное неравенство

Рассмотрим более подробно некоторые из типов социального неравенства и стратификационных систем.

Неравенство мужчин и женщин своими корнями уходит в доисторическую эпоху. Можно сказать, что это неравенство задано самой природой и проявляется уже при выполнении репродуктивных функций. Однако в чистом виде физиологическая дифференциация на мужчин и женщин проявляется лишь в сфере секса, эротики и деторождения. В остальных сферах о мужчинах и женщинах уместно говорить лишь постольку, поскольку их половые характеристики берутся во внимание. Вне сферы секса, эротики и деторождения статусные позиции бесполы, с точки зрения логики предписанных им функций. На основе физического пола (sex) конструируется пол социальный (gender). Социальный пол отражает существующие в обществе представления о «типичной женщине» и «типичном мужчине». Эти представления касаются черт характера, интеллектуальных и физических возможностей. Конструируемый таким образом социальный пол указывает не только на отличия мужчин и женщин, но и подчеркивает их социальное неравенство. Как правило, в сравнении с «типичным мужчиной» «типичная женщина» предстает существом менее развитым, и потому существом не только отличным от мужчины, но и не равным ему. Неравенство мужчин и женщин в гораздо большей степени основывается на мифах, предрассудках, культурных стереотипах, традициях и обычаях, чем на реальных физиологических особенностях. Неравенство мужчин и женщин может закрепляться в праве, и тогда это неравенство будет представлять собой разновидность социально-правового неравенства. Однако существующее неравенство между полами может и не быть закреплено в праве, и от этого оно не становится менее реальным. Поскольку мужчины и женщины могут наделяться разными качественными характеристиками, совершенно не связанными с физиологическими особенностями, это приводит к тому, что в политике, экономике, профессиональной деятельности предпочтение может отдаваться какому-то одному полу. Представление о типично «мужских» и «женских» профессиях человек усваивает с детства, хотя бы благодаря разным игрушкам. Однако рациональное объяснение такого разделения во многих случаях отсутствует. В нашей стране к типично «женским» профессиям можно отнести профессии библиотекаря (более 90 %), бухгалтера (около 90 %), учителя (более 70 %), врача (около 70 %)[206].

Мужской труд, как правило, оценивается выше женского. Многочисленные эксперименты показали, что оценка статьи, картины, стихотворения четко зависит от того, к какому полу принадлежит автор. Так, мужские работы в ходе экспериментов всегда оценивались выше, чем женские, даже если участники эксперимента были введены в заблуждение и на самом деле автор работы – женщина[207]. Исследователи в целом единодушны, что феминизация профессии уменьшает ее престиж и привлекательность. Одно и то же дело может считаться важным, трудным, требующим высокой квалификации, если его выполняет мужчина, и мелким, незначительным, если его выполняет женщина. В качестве примера можно привести повара (к которому может быть приставка «шеф») и повариху (синонимом которой будет «кухарка»). Можно согласиться с Р. Зидером, что преимущественно в мужскую компетенцию всегда переходили те отрасли хозяйства, которые начинали приносить существенный доход. Так, во многих районах Германии и Австрии вплоть до 30-х гг. XX в. скот доили только женщины. Механизация этого труда, а главное, переход к товарному, рыночному производству сделали эту работу преимущественно «мужской». Когда сыроварение в Швейцарии из производства в целях личного потребления превратилось в рыночное и весьма прибыльное, эта профессия также «поменяла» свой пол с женского на мужской[208]. В нашей стране с конца 80-х гг. существенно изменилось отношение к занятию торговлей. Хотя большинство, занятых в розничной торговле, как и прежде, женщины, сама эта деятельность перестала (прежде всего, в силу ее доходности) ассоциироваться с занятием недостойным настоящего мужчины. В современном обществе женщины получили возможность делать карьеру, но, прежде всего, там, где очень сильно будут цениться их женская красота и привлекательность (манекенщицы, актрисы, телеведущие и т.д.). В тех же сферах деятельности, в которых мужчины и женщины конкурируют друг с другом, женские заработки составляют, в среднем 55-70 % от заработков мужчин. В развитых странах отношение женских заработков к мужским может колебаться от 92 % в Голландии, до 46 % в Японии[209]. К разнице в оплате труда прибавляются трудности карьерного роста. Исследователи, занимающиеся женской занятостью, говорят о существовании т.н. «стеклянного потолка» – невидимого барьера, закрывающего женщинам путь на командные посты. Отмечается также, что во многих компаниях женщины получают должности, имеющие лишь видимость власти и престижа. В управлении производством или организацией женщины концентрируются, в основном, на низшем уровне. Например, в Англии женщины составляют 40 % занятых, но среди менеджеров женщин не более 10 % и основная масса этих менеджеров – менеджеры низшего звена[210]. В некоторых западных странах с этой дискриминацией пытаются бороться на уровне законодательства. В частности, правительство Норвегии в 2002 г. установило квоту на представительство женщин в Советах директоров норвежских компаний – не менее 40 %. Женщин довольно много среди госслужащих, но основная масса этих чиновников – чиновники младших категорий. Так, в РФ в младшей категории госслужащих женщин более чем 80 %, тогда как в высшей категории женщин менее 6 %[211]. Та же тенденция отмечается и среди муниципальных служащих. Вместе с тем, за последние годы в нашей стране произошли серьезные перемены и в сфере управления. Женщины все чаще начинают занимать должности тон-менеджеров в крупных компаниях. Недавнее исследование показало, что количество женщин в руководящем звене российских компаний вдвое больше, чем в американских. В российских компаниях 43 % топ-менеджеров являются представителями прекрасного пола[212].

Однако это неравенство в оплате труда и карьерном росте отчасти носит объективный характер (в период рождения ребенка и ухода за ним женщина как бы «выпадает» из работы, возможности ее использования как работника ограничены) и может компенсироваться более ранним выходом женщин на пенсию. В РФ эта разница составляет 5 лет. В Швейцарии женщины на пенсию выходят раньше на год, а в Польше – на пять лет. Впрочем, движение в сторону все большего правового равенства полов заставляет законодателей во многих странах ликвидировать эту дискриминацию. В большинстве европейских стран возраст выхода на пенсию одинаков как для женщин, так и для мужчин[213]. Трудовое законодательство может не только создавать сложности в трудоустройстве и профессиональной деятельности (запрет на некоторые виды деятельности для женщин, более строгое регулирование условий труда и т.д.), но и защищать женщин (через те же запреты и ограничения). Права женщин на некоторые привилегии в выборе условий труда, ограничения в их использовании, с одной стороны способствуют сохранению их здоровья, но с другой – могут подталкивать работодателей к тому, чтобы избегать под любым благовид

Наши рекомендации