Законы, методы и категории социологической науки
В настоящее время социология является одной из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы берут на вооружение другие науки об обществе, так как они позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития. Система законов и категорий (понятий) социологии находятся на стадии формирования. Для социологической науки – это основной вопрос ее утверждения на современном этапе развития общества.
Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и действию объективных, то есть не зависящих от сознания людей, социальных законов.
Важно уточнить, что социология имеет дело с социальными законами, которые действуют во всех сферах человеческой деятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. К примеру, одни охватывают только малую группу, класс, поселенческую общность, а другие – общество в целом. Социальные законы отражают существенные, всеобщие и необходимые связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий (при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений); условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
При анализе действия закона и формулировании его содержания необходимо по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа «индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы» не являются социальными законами, поскольку в них отсутствуют условия их действия. В то же время утверждение типа «деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации» описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации. Если деловой конфликт после устранения его причины не разрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные в формулировке закона условия.
С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: открывая любой социальный закон, социолог не приоткрывает завесу над еще неизвестными, никем не познанными явлениями. Наоборот, люди всегда видят в социальных законах черты своей повседневной жизни и проявления собственного опыта[6].
Вместе с тем социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, а также тем, что они накладываются друг на друга и переплетаются. Поэтому социологу необходимо прежде всего выявлять потребности индивидов, социальной группы, страты, социального класса или общества, и, отталкиваясь от этих потребностей, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость. Это позволит ему формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами.
Когда ученый-социолог публикует материалы о действии социальных законов, то у многих читателей они могут вызвать недоверие. «Как же так, – говорит себе читатель, – закон есть нечто незыблемое, его невозможно обойти, а я, если захочу, могу его нарушить». И нельзя сомневаться в том, что, если какой-либо человек задастся целью любой ценой нарушить социальный закон, он это обязательно сделает. Но означает ли это, что данный закон не существует?
Для объяснения такого кажущегося несоответствия приведем простейший пример из физики. Когда тело двигается поступательно с определенной скоростью, то, строго говоря, далеко не все его частицы двигаются именно с такой скоростью. Вследствие перемещения внутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могут двигаться даже против направления движения тела. Это объясняется тем, что они просто оказались в разных условиях. Конечно, движение тел в физическом мире существенно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случае нас интересует лишь принципиальный момент: отдельная часть целого может совершать движение не в направлении, оговоренном законом, и даже в противоположном направлении. Это обстоятельство не влияет на закон, описывающий поведение целого. Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Почему же он выпадает из общего движения? Да потому, что он оказывается в условиях, не оговоренных данным законом. Но его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не может предотвратить действия закона (например, некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы).
Особенность функционирования большинства законов определяется рамками конкретной общественной формации, ибо любое социальное явление зависит от уровня развития общества, способа производства материальных и духовных благ. Соответственно, на первое место выдвигаются законы целостности организации и развития всего общества, всей цивилизации. Такие социальные законы являются общесоциологическими (зависимость любого социального явления от соотношения базиса и надстройки, закон возвышения и облагораживания потребностей, закон экономии времени).
Имея общесоциологические законы, первобытнообщинный строй, а также рабовладельческий, феодальный и капиталистический различаются спецификой их функционирования. Так, экономический или политический кризис развивается в обществе вне зависимости от позиций политических лидеров, партий и даже воли большинства населения (развал СССР вопреки позиции большинства населения). Общесоциологические законы действуют почти так же, как физические, их можно использовать в своих интересах, но отменить нельзя.
Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:
По времени действия
•законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
•законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).
По способу проявления
•динамические– определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;
•статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;
•причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;
•функциональные– закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
Несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии по-прежнему стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие события выходили за рамки существующих законов. Этот факт позволяет утверждать, что они на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития. Поэтому, согласно нашему мнению, следует говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях.
Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:
•закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность, то есть, если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;
•закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;
•закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (например, чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);
•закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (например, необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);
•закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).
При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
Как любая наука социология располагает методами исследования, которые делятся на три большие группы: всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.
Всеобщие методы представлены, прежде всего, умственно-логическими способами рассуждений: индукция – дедукция, анализ – синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация. Указанные методы конкретизируются в рамках социологии. Так, сравнение превращается в сравнительно-исторический метод, а идеализация – в такой важный методологический прием, как создание «идеальных типов».
К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование и другие методы исследования.
Среди конкретно-научных методов в социологии выделяется контент-анализ – метод работы с документами в эмпирической социологии, социометрия и другие.
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный или понятийный аппарат. Категории (понятия) каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления. Так как они всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств[7].
Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин[8].
Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и другие. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:
•общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении (социальная система, социальное развитие);
•собственно социологические категории (стратификация, институт, организация, статус, роль, нормы, ценности);
•категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура»).
Научный интерес вызывает классификация социологических категорий, разработанная Г.П. Давидюком. Все используемые в социологии категории он условно разбил на классы и группы. В итоге у него получились два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий:
•категории, раскрывающие социальные общности (социальная общность, социальная группа, социальный класс, социальный);
•категории, раскрывающие социальные связи («социальные действия», «социальные отношения», «социальный контроль,» «социальные институты» и т.п.);
•категории, отражающие социальные процессы (социальное перемещение с множеством его видов, социальная активность, соревнование);
•категории, раскрывающие социальное развитие (социальное изменение, рост, развитие, деградация, движение).
К классу процедурных категорий относятся те, которые действуют только при осуществлении полевых работ (техника исследования, методика исследования, эмпирическая интерпретация понятий, социологическое интервью, анкетирование, опрос, интервьюирование).
В заключение хотелось бы отметить, что ядро социологической науки составляют ее законы, отражающие необходимые связи как внутри какого-то процесса, системы или явления, так и между ними. Законы выражаются в категориальном аппарате и методах исследования. В совокупности они определяют современное развитие отечественной социологии.
1.4. Истоки развития социологии в постсоветской России
Истоки социологии можно найти в античной философии, которая пыталась определить порядок общественной жизни, способный обеспечить счастье всем людям и могущество правителям. Однако возникновение социологии в ее современном виде было связано с достигнутыми успехами научных исследований, характерными для естествознания Нового времени.
Впервые термин «социология» ввел в научный оборот французский ученый О. Конт в работе «Курс позитивной философии» (1842). Согласно его утверждению, эта новая наука «должна была отличаться от прежних наук об обществе». Во-первых, тем, что она должна быть построена по типу естественных наук и, в отличие от умозрительной философии, давать точное, «позитивное», общезначимое знание, открывать неизменные законы функционирования и развития общества, подобные законам Ньютона. Во-вторых, тем, что, подобно естественным наукам, обеспечивающим господство человека над природой, она должна обеспечить господство человека над обществом. Эта методологическая позиция получила название позитивизма и на протяжении многих десятилетий занимала господствующее положение в социологии, находящей для себя идеал научности в классическом естествознании. Общество рассматривалось по аналогии с природным объектом, функционирующим по «неотвратимым» объективным законам[9].
О. Конт ввел в науку об обществе понятие «система», которое остается до сих пор центральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития: теологическое состояние (древность и раннее Средневековье); метафизическое состояние (период XIV–XVIII вв.); позитивное состояние – наступающая эпоха.
По мнению Конта, каждое из этих трех состояний составляет основу жизни общества. Так, теологическое состояние умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление о богах ассоциируется с представлениями о героях, к которым так или иначе относят себя знать, племенные вожди и аристократия. Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.
Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них он упоминал также военный, производительный и изобретательский инстинкты человека.
По мере развития интеллекта пробуждался критицизм, подрывающий религиозные убеждения. Однако в средневековом обществе социология не могла возникнуть. Как утверждал О. Конт, вместе с падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы. Эти факты свидетельствовали о начале метафизической стадии развития общества, которая совпала с промышленной революцией в Западной Европе, население которой он считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли были высказаны французским ученым в начале XIX в.
Благодаря научным исследованиям К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма становление социологии как науки об обществе начинается с середины XIX в. Классические традиции социологической мысли сформировались уже к концу первой мировой войны. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.
Многие идеи К. Маркса являются основополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались не только в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли, например в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. Маркс как экономист и социолог анализировал современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны прогнозы К. Маркса о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда. Основной целью общественного прогресса, согласно утверждению исследователя, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности, главное – для производства самого человека. Но вряд ли столь бесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению[10].
Основная заслуга К. Маркса в научной социологии заключается в том, что он впервые проанализировал общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства и социальных конфликтов в общественном развитии.
Другой крупный немецкий ученый М. Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию. Одним из основных положений теории его является утверждение, что общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, способствуют возникновению социальных групп и социальных институтов. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма»[11] М. Вебер утверждал, что западноевропейский капитал – явление в истории уникальное (индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса). Он считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: «бедность – не порок» – значит, не стыдно лежать и на печи. По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции и укрепят власть бюрократии.
В отличие от своих современников основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Именно поэтому Дюркгейм много внимания уделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин «аномия»[12].
В XIX в. бурно начинает развиваться русская социология. Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определял государство и общество как два разных союза, «из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений».
Б. Чичерин подчеркивал необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологической науки сводил к изучению общества в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе он вычленял специальные разделы: «Природа и люди», «Экономический быт», «Духовные интересы».
Переход от традиционной теории права к новому социологическому позитивному его пониманию наметился в трудах С.А. Муромцева и Н.М. Коркунова. Это означало появление ряда новых теорий права – оно понималось теперь и как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов).
Отметим, что русские социологи критически воспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич подчеркивал спорность положения Конта о возможности сопоставления и сближения законов развития природы и общества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом о свободе воли индивида. Сергеевич разработал систему взглядов на статическое и динамическое состояние общества. Социолог выдвигал концепцию прогресса на позитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборке правильного метода наблюдения социальных явлений.
Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский[13] в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Сходные идеи встречаются в социологической теории М.М. Ковалевского[14].
Социологическая теория М. Ковалевского включает в себя учение о солидарности и прогрессе; теории о факторах и стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По мнению его, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.
Процесс институциализации отечественной социологии начался после Октябрьской революции, раньше, чем во многих европейских странах. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Спустя некоторое время под сводами Петроградского университета стал функционировать факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с крупнейшим социологом ХХ в. П.А. Сорокиным. Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку. Основная теоретическая направленность российской социологии того времени определялась задачей создания марксистской социологии. На этой основе получили развитие такие отраслевые социологические теории, как социология труда, социология политики, социология города и другие[15].
Создателем социологии политических партий и учения об элите можно считать М.Я. Острогорского. Он первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета социального научного исследования, привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы, получившие характер парадигмы.
Однако к концу 1930-х гг. социология как самостоятельная научная дисциплина была «упразднена». Социальная проблематика разрабатывалась в рамках других дисциплин, прежде всего исторического материализма. Возрождение социологии началось с хрущевской «оттепели» и продолжилось в дальнейшем, несмотря на сложность и противоречивость периода «застоя».
В современной социологии нет и, видимо, не может быть одной – универсальной, все объясняющей теории. В ней сосуществует множество различных, часто противоположных, подходов, парадигм, концептуальных схем. Периодически тот или иной подход выдвигается на передний план и временно оказывает определяющее влияние на развитие социологии, стимулируя соответствующие изменения во всех других направлениях, определенным образом «модернизируя» их. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается.
Социология конца XX в. оказалась перед необходимостью описать новый объект – качественно новый тип общества, в котором преодолеваются (отрицаются) все принципиальные черты общества модерна. Вновь многие прежние представления об обществе оказываются не соответствующими новой социальной реальности, основанной уже на иных принципах. И вновь требуются новые методологические подходы, новые теории, новые приемы исследования и интерпретации. В современной социологии формируется новая исходная аналитическая дихотомия – модерн – постмодерн. Социологами предложено несколько концепций, которые описывают постсовременное общество с разных сторон, акцентируя его различные аспекты, в совокупности создавая объемную, многомерную картину новой социальной реальности. Это прежде всего такие получившие широкую известность концепции, как теория постиндустриального общества и теория информационного общества. Однако пока описание нового общества осуществляется преимущественно через понятия с префиксом пост – как общества постсовременного, постиндустриального. Это означает, что природа нового общества пока неясна и требует для своего понимания новых подходов, новых теоретических интерпретаций и новых понятий.
Процессы глобализации ведут к расширению традиционных представлений о границах общества, в эпоху модерна в основном совпадающих с границами нации – государства. Общество стало превращаться в глобальное, что означает возникновение новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития. Все эти изменения требуют уточнения представлений о предмете социологии и ее границах, совершенствования и существенного обновления теоретических и методологических подходов.
Таким образом, истоки развития социологии в постсоветской России представлены научными исследованиями как зарубежных, так и отечественных исследователей. В их трудах отражены различные стороны российского общества и реальные факторы его динамики, позволяющие отечественной социологии занимать важное место в системе современного научного знания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое социология? Объясните, в чем отличие объекта от предмета социологии.
2. В чем различие теоретической и прикладной социологии?
3. Назовите функции социологии и охарактеризуйте их.
4. Назовите основные признаки социальных законов.
5. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность во всех ее многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества?