НАТУРАЛИЗМ в социологии и его основные направления.
Для натуралист. позиций характерна теоретико-методологическая ориентация на естествознание, т.е. выдвижение в качестве решающих факторов социального развития тех или иных природных явлений, а так же использование подходов различных естественных наук; особенно популярны были биологические течения.
Осн. направл. н.: механицизм, географическое, биоорганическая школа, социал-дарвинизм, расово-антропологическое течение (расизм).
МЕХАНИЦИЗМ - Стремились свести закономерности обществ. жизни к физич. закономерностям и законам механики. Использовали механич. терминологию (физическую). Общво понимали как механизм, агрегат частей, кот. подчиняется законам физики. Герри Чарльз Кэри (1793-1879) – «Единство законов в соотношениях физич., соц., психич., моральной науке». Во всех сферах мироздания действуют физич. законы – притяжения, отталкивания. В соц. сфере проявляются как законы концентрации и ассоциации населения (притяжение). Чел рассм-ся как молекула, а ассоциация индивидов – как результат действия законов молекулярного притяжения. Производство и потребление рассматривается как превращение вещ-ва, а торговля как пространственное перемещение вещества.
Механицизм проявляется в форме ЭНЕРГЕТИЗМА. Выдвинул нем. химик Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932). «Энергетич. основания науки о кул-ре». Энергия – ключ. понятие для обществ. наук. Развитие общва, к-ры – процесс преобразования свободной энергии в связанную, т.е. уровень прогресса общ-ва может измеряться по кол-ву использования общ-ом полезной энергии. Т.е. обоснованием обществ. прогресса явл. то, что благодаря постепенно совершенствующей организации человеч. групп, все лучше и лучше осуществляется использованием челом свободной энергии мира. Соц. структура, государство рассматривается как средство для нужного преобразования энергии. Эти идеи получат развитие у Лесли Уайда – ам. (предложит термин «культурология»).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ – концепция, которая говорит о прямом однозначном определении влияния климата, среды на общество. В географическом направлении речь идет о взаимодействии климата и общества. Оно привнесло в социологию внимание к пространству, на распределение населения, на влияние климата, почвы, рельефа, флоры и фауны, водных ресурсов, полезных ископаемых. Обратили внимание на экологические аспекты социальных процессов.
Ипполит Тен (француз), Эрнест Ренан (французский философ) объяснял монотеистических религий влиянием ландшафтов, рожденные из духа пустыни. Виктор Кузен писал: «Дайте мне карту страны, ее физическую географию, флору, зоологию, и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны и какую роль будет играть эта страна в истории во всей эпохе». Географическое направление было косвенной критикой расизма. Генри Томас Бокаль говорил, что на человека оказывают влияние 4 физических фактора: 1. Климат, 2. Пища, 3. Почва, 4. Общий вид природы. Эти факторы отразились в организации общества и породили многие из тех важных черт различие между народами, которые часто приписывают коренному различию человеческих пород. О роли географии в развитии общества в немецкой науке писали основополжники современной немецкой географии Карл Риттер (1779-1859) говорил, что география должна объяснять, как человек влияет на обитаемое пространство и как он сам формируется под влиянием среды. Под его влиянием география разделилась на физическую и социальную (антропогеография) – из нее выделились экономическая, политическая и др. виды географии.
Фридрих Ратцель (1844-1904). Стоял у истоков направления ДИФФУЗИОНИЗМ. Теория пространственного передвижения культур и их элементов. Телесные и психические различия между группами людей определяются воздействием климата и ландшафта. Большие пространства, равнинная территория способствуют установлению сильной центральной власти. И государства имеют периоды роста, развития и упадка (организм). Ввел понятия – «культурный круг» – совокупность материальных предметов культуры. Культуры развиваются и изменяются благодаря заимствованию и передвижению. Может быть перенесен на др. почву весь культурный комплекс целиком или отдельные виды культуры. Главный фактор изменения – пространственные контакты (заимствование
Карл Хаусхофер (1869-1946) создал ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ теорию о том, что именно географическая среда влияет на политическое развитие государств. Каждое государство имеет свои естественные границы, пространство. Границы Германии неестественны, нужно искать. Геополитика – термин был введен шведским социологом Юхоном Рудольфом Челленом (1864-1922).
АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА. В начале 20 в. под влиянием Раццеля в США сложилась школа американского ЭНВИРОМЕНТАЛИЗМА (изучение окружающей среды), создательница – Элен Семпол. Хайтингтон пытался выстроить корреляции между изменением климата и развитием общества. Климат влияет на здоровье и активность населения, а это влияет на производительность труда и экономику общества. Значительное изменение климата влияет на рост, упадок, перемещение цивилизации. Создал теорию северного дрейфа цивилизации. Высокий уровень цивилизации может быть достигнут в умеренном климате. Высшие цивилизации передвигались в северном направлении (Азия и Африка) до северо-запада Европы.
ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА. Была более социологически ориентирована, подчеркивала именно активную роль человека и общества во взаимоотношении со средой. Уходили от узкого географического детерминизма. У истоков – школа Федерико ле Пле (1806-1882), основоположник «социологии семьи». Человеческую жизнь определяют 3 фактора: 1. Место обитания, 2. Труд, 3. Семья. Анри де Турвиль – полагал, семья, человек, общество западного типа сложились в Скандинавии (лаборатория западной свободы). Основателем французской школы СОЦИОГЕОГРАФИИ был французский историк Поль Визаль де ля Бляж (1845-1918). Географическая среда для него – это ландшафт, который человек преобразовывает в истории, т.е. для общества не существует вечной природной среды, т.к. разные культуры и общества по-разному реагируют и осваивают одну и ту же среду. Природная среда дает набор возможностей.
Лев Ильич Мечников (1838-1888). Главный труд – «Цивилизация и великие исторические реки» (подзаголовок «географическая теория развития современного общества»). Социологию он определяет как науку о формах солидарности и в природе, и в обществе. Но если в природе помимо солидарности играет роль борьба, то в обществе на первый план выходит кооперация; сначала в обществе господствуют принудительные союзы, затем – союзы, основанные на разделении труда. Высшая форма солидарности – свободные и добровольные союзы. Главный двигатель цивилизации – гидрологический фактор – влияние рек, морей. Выделял 3 эпохи: 1. Речная, 2. Морская, 3. Океаническая – всемирная, через океаны связывались все народы.