Понимающая социология» М. Вебера: ее предмет и методол основания.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем ( 1858-1918) и М.Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук -метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия соц-гии и других наук вытекает из их понимания предмета соц-гии. М. Вебер отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Он считал, что предмет иссл-ния соц-га - индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Проблематика коллективного и индивидуального объяснений социального феномена стала затрагиваться в концепции “понимающей социологии» М.Вебера. Он описал социальное действие как объективную область социологии и определил “эмпирическую” социологию как науку, “которая отчетливо понимает социальное действие и хочет необъективно объяснить его его последствиями”.

Понимающая социология представляет индивида в социально-культурной смысловой связи, что выходит за пределы непосредственной доступности наблюдения.

М. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По его мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действии. И здесь ему помажет знание -того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М- Вебер формулируют ряд метод-ких принципов, на которые, по их мнению, опирается соц-кое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения соц-ого знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой дейст-ти и ее законов. Соц наука обязана исходить из признанияпринципиального различиямежду социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностей! Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесениек ценности- это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры.

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяются«интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоят- вами, в которых он действует. Главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот истор-кий или соц материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

№ 48 Марксистское и веберианское направления в теориях социальной стратификации.

Однако, слабым местом теории является игнорирование фактора власти, наиболее характерен пример России, где фактор властного распределения ресурсов и функционирование системы неравенства во многом основаны на использовании принуждения и контроля с помощью власти.

Первая развернутая картина клас. общества - у Маркса. Классы = экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Критерий деления на группы - есть собственность или нет, капитал. Вебер является основоположником альтернативной теории стратификации, выделяет другие факторы, формирующие неравенство (престиж - один из важных пр-ков соц. класса, власть, собственность). Придает большее значение наличию промежуточных классов. В отл. от Маркса, считает бюрократию классом, необходимым звеном власти. Класс - это совокупность людей, имеющая равные шансы, детерминированные властью, получать доходы.

Стратификационные модели отражают схему неравенства общества: в виде «пирамиды» (Маркс) и «ромба» (современное американское общество, где преобладает средний класс).

78. Метод экспертных оценок. Области его применения.Эксперт – человек, который хорошо разбирается в данной проблеме или вопросе. Принцип отбора экспертов: компетентность, должность, стаж, научное звание и публикации. Метод выбора эксперта – попросить специалистов необходимой области звания назвать несколько человек, которые наиболее компетентны и так повторить несколько раз, тот, чьё имя повторится большее число раз, того и выбирают. Количество экспертов не важно - главное, уровень их знаний. Виды экспертного интервью: - личное/индивидуальное, - обмен мнениями за круглым столом, - метод «Дельфы» (получение согласованной оценки).

Стандартизированный экспертный опрос – чёткое, структурирование изучение проблемы, проблема хорошо продумана, по ней уже накоплено много исследовательского материала, что позволяет разработать качественный стандартизированный опросник.

Нестанд. Эксперьный опрос – ничего не известно о предмете и природе исследования. Он требует высокой квалификации.

Метод индивидуального блокнота– занесение экспертом своих мыслей и замечаний по поводу того или иного исследования в течение определённого периода времени в спец. Журнал. Требует сильной мотивации (деньги, личный интерес), просто так никто этим заниматься не будет.

Метод номинальных групп– переход от инд. К групповым методам сбора информации. Сначала получают данные от одного чел, а затем перепроверяют их на коллективе.

Мозговой штурм– совместное обсуждение роблемы (выдвижение идей и последующая их сортировка)

Метод 6-3-5– 6 экспертов, 3 гипотезы, 5 минут

Критическая атака– каждый из участников предлагает своё обоснованное решение проблемы- поиск слабых мест- защита версий- выбор наиболее удачных вариантов

Деловая игра, Метод суда, Метод консилиума, Метод комиссии, Метод интеграции решений.

Итог– точность, полнота , достоверность информации, чем меньше разброс мнений, тем лучше. Позволяет получить уникальную информацию за счёт компетентности и квалификации экспертов.

«-» - сложность организации, сложность отбора экспертов, дорого.

Билет 19

№ 19. Вклад М. Вебера в социологический анализ религии, экономики и власти. Рационализация.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей бюрократизации общества («рационализации»). Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, - «рациональность».

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, экономист, историк. Разработал многие социологические понятия. Для него характерно глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

“Протестантская этика и дух капитализма” (политика, религия, этика, как неэкономич. Условия формируют капитализм) Вебер написал сравнительный анализ наиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений; провел связь между религиозными взглядами и экономическим поведением. Экономическое действие – разновидность социального.

Вебер хотел доказать, что поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках их общего представления о своем существовании, что религиозные догмы и их толкование – составная часть их видения мира, что необходимо понять эти догмы, чтобы понять поведение людей, а в частности их экономическое поведение. Он показать, что религиозные концепции – действительно являются определяющим фактором экономического поведения и => одна из причин экономического развития обществ.

В начале иссл-ния статистический анализ: в тех регионах, где совместно проживают различные религиозные группы, представители протестантов занимают экономически более выгодные позиции. Цель исследования Вебера – установить интеллектуальное или духовное соответствие между духом протестантской этики и духом капитализма. А также выявить, оказывают ли воздействие социальные и религиозные факторы на формирование капитализма западного типа в других цивилизациях, таких, как китайская, индийская, исламский мир. Он приходит к выводу, что капитализм западного типа получил свое развитие только на западе. Тезис Вебера: духу некоего протестантизма не противоречит такое отношение к экономической деятельности, которое, в свою очередь, соответствует духу капитализма. Уникальная особ-ть кап-ма по Веберу состоит в том, что желание наживы удовлетворяется не путем завоевания, спекуляций или других авантюр, а с помощью дисциплины и науки. Определяющим для капитализма является не столько максимальная прибыль, сколько всемирное накопление. Капитализм отличается тем, что не ограничивает своей жажды к наживе, а руководствуется стремлением ко все большему накоплению, и желание производить тоже становится безграничным.

В основе протест-кой этики лежит кальвинистская концепция: бог создал мир, непостижимый для конечного разума людей, жизнь чела предопределена, чел не в силах изменить божье предначертание, он должен трудиться на приумножение славы божьей на земле. Теория избранности.

Итак, экономическое поведение человека зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый питает к той или иной деятельности, неотделим от системы ценностей или целостного взгляда на бытие.

Другие исследования Вебера в области религиозной социологии посвящены Китаю (для китайского мироощущения характерно понятие материальной рациональности, что противоречит капиталистическому развитию), Индии (где рационализация совершалась внутри ритуализма) и античному иудаизму.

Другая работа Вебера “Социология религий” посвящена рациональному и социологическому анализу взаимосвязи между различными религиозными воззрениями и различными категориями человеческой деятельности. Вывод: одни и те же социальные и рел-ные цен-ти пронизывают хозяйство, политику и частную жизнь людей. Разрушение ритуалистского консерватизма пророческим ведет к расширению автономии каждого рода деятельности и ставит проблему несоответствия или противоречия рел-ых цен-тей и цен-тей политических, хоз-ных, научных. Любая религия должна находить компромисс между требованиями религиозных принципов и внутренними потреб-ми опред. областей деятельности. Противоречие между религией и наукой: наука изгнала из мира магическое начало и оставила нас в некоем космосе, лишенном смысла, поэтому она ведет к духовному кризису. Религиозное мировоззрение придавало смысл существам, событиям, нашему индивидуальному предназначению. Поэтому каждый сам должен решить, “кто для него Бог и кто дьявол”.

№ 49. Сущность, факторы и виды соц. мобильности.

Соц. мобильность - процессы перемещения индивидов в соц. пространстве. Сорокин: "любой переход индивида или соц. объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соц. позиции к другой". Следует сразу определить различие в стартовых возможностях для продвижения из одного соц. слоя в другой (сын генерала и рабочего). Сорокин различает два типа соц. мобильности:

1.Горизонтальная мобильность - это переход индивида или соц. объекта от одной соц. позиции к другой, лежащей на одном и том же уровне (из одной семьи в др., из одной религиозной группы в др., и нет смены соц. слоя)

2.Вертикальная моб. - совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного соц. слоя в др.(служебное повышение, улучшение благосостояния, уровень власти).

Различаются: восходящая и нисходящая соц. моб., или соц. подъем и падение. Восход.: 2 формы - индивидуальный подъем и создание новой группы с включением в высший слой. Нисход. соответственно. Хар-ер процессов мобильности во многих обществах и соц. группах различен и зависит от особенностей структуры группы.

Сущ. открытые и закрытые общества. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей; здесь мало барьеров, мешающих продвижению. В закрытых классовых обществах каждая соц. позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал общ-во исключает для него достигаемый соц. подъем или соц. падение; здесь жесткая структура, без мобильности. Это идеальные типы. А в реальности - существуют близкие к идеальным. Индия - деление на касты (занятие позиции основано на происхождении, подкрепляется религией = специфические виды профессий, отдельные дороги и разные типы внутренних взаимосвязей). В совр. откр. обществах тоже существуют "касты" - элита. В любой замкнутой группе всегда существует незначительное число членов других групп, проникающих в нее с помощью каналов соц. мобильности.

№ 79. Эксперимент как метод сбора информаций.

Эксперимент - разновидность углубленного, аналитического соц. исследования и, одновременно, как метод сбора информации. Эксперимент имеет большую научную и практическую ценность. Его лучше всего проводить в относительно однородных условиях, по началу в небольших группах обследуемых. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию, проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента во многом зависит от создания соответствующих условий. Следует иметь в виду три момента:

1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации.

2. Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик эксперимента группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем - это факторные характеристики, характеристики не участвующие в эксперименте называются нейтральными.

3. На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации: эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте группа находится в естественных условиях своего функционирования, при этом участники группы могут быть осведомлены или нет об участии в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная группы формируются искусственно. Там и там могут быть использованы опрос и наблюдение. По логической структуре доказательств различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент: анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся контрольной и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная, и по итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

Билет 20

Наши рекомендации