Общая характеристика источников информации
Особенность социологии в сравнении с дисциплинами философ-ско-гуманитарного профиля состоит в том, что ее объект (функционирование общества) наиболее подвижен и изменчив. Буквально на глазах меняются картины общественного бытия. Казалось бы, вполне надежные теории, которые еще недавно воспринимались как вполне объективное описание социальной действительности, оказываются наивными и ненужными, возникает потребность в их модернизации. В этих условиях необходимо постоянно отслеживать те изменения, которые происходят в обществе. Поэтому фундаментальные научные исследования явно не успевают за темпами изменения и развития общества. Необходимо постоянное обращение к справочной и периодической литературе, которая наиболее быстро откликается на общественные изменения. В этой связи освоение курса социологии не может ограничиться научной и даже учебной литературой. Здесь необходим широкий набор источников, который, с одной стороны, знакомил бы суже наработанным социологическим материалом, а с другой стороны, адаптировал этот материал к новым условиям социальной действительности.
С тем, чтобы ориентироваться в этом материале, необходимо четкое представление оего структурной организации. Эта организация может быть представлена следующим набором источников информации:
• учебная литература(учебники, учебные пособия, курсы лекций по социологии, практикумы, сборники структурно-логических схем);
• методическая литература(методики преподавания, методические пособия и разработки как по общему курсу, так и по его отдельным темам, планы и программы общего курса социологии, стандарты преподавания);
• первоисточники(либо в их полном авторском варианте, либо в виде хрестоматий);
• справочная литература(словари, справочники и энциклопедии по социологии, статистические сборники по различным разделам общественной жизни);
• научно-монографическая литература(научные труды по различным разделам социологического знания);
• научно-периодическая литература(специальные научные журналы по социологии, например, «Социологические исследования», который выпускается в России, «Социология» - журнал белорусских социологов, вестники различных вузов России и Беларуси, а также ряд зарубежных журналов по социологии, которые в настоящее время имеются в вузовских библиотеках);
• общая периодическая печать и информациядругих средств массовой информации.
Все эти источники в большинстве своем реализуются на бумажных носителях. Но научно-технический прогресс все шире и шире позволяет использовать информацию и на электронных носителях, а также пользоваться услугами Интернета.
Современный этап развития общества неслучайно называют информационным. Средства массовой информации превратили саму информацию в мощный фактор общественного развития. В дополнение ко всему в последнее время в нашу жизнь стремительно вошло новое явление под названием Интернет. Он стал таким же революционным явлением, как когда-то радио и телевидение, породив абсолютно новый способ существования и функционирования информации - виртуальный. Благодаря Интернету создан своеобразный банк разнообразной неструктурированной информации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности человека. Тяжело сказать, какую часть во всей информации занимает научная и учебная информация, однако это не последний по распространенности вид информации во всемирной сети, можно лишь отметить, что подобная информация располагается как на сайтах ее производителей, так и на сайтах продавцов. Причем получить такую информацию весьма не сложно; достаточно написать в строке запроса поисковой системы в Интернете любое интересующее слово (термин, фамилия, организация, событие, документы, работы и т.д.), и можно будет узнать перечень всех сайтов, содержащих это слово. Широкое распространение получили виртуальные магазины, предлагающие широкий выбор научной и учебной литературы. Особенно широк этот выбор по общественным дисциплинам. Если же человека интересует информация о научных конференциях, то сайты покажут их тематику, чему они посвящены, кто в них участвует и как на них попасть.
При этом необходимо учитывать тот факт, что студенчество наиболее «продвинутая» и восприимчивая ко всему новому часть общества. Она же является и основным потребителем продукции Интернета. Поэтому именно студенты «откапывают» гораздо более свежую и актуальную информацию, нежели их преподаватели. Здесь можно получить сведения о новых технологиях, о передовых направлениях науки, о новых учебных изданиях и т.д. Почему бы не использовать все это, поощряя студентов к получению учебной литературы через Интернет (которая стоит не дороже, чем в магазинах), к налаживанию связей получения информации, обмена опытом в научном сообществе (например, с другими вузами, их студентами и преподавателями). Необходимо шире использовать опыт зарубежных коллег, которые уже давно интенсивно пользуются возможностями Интернета в плане расширения сферы образования и совершенствования его методики и технологии.
Большинство западных крупных библиотек уже «находятся» в Интернете. Сайт этих библиотек содержит перечень всех книг, которыми располагает библиотека (в виде общепринятых каталогов). Любой желающий, имеющий возможность посетить данную библиотеку, может сначала зарегистрироваться в ней через Интернет, заказать на свой номер нужную ему литературу, получить ответ о ее доступности и на следующий день получить заказанную литературу (и все это не выходя из дома).
Таким образом, видно, что серьезное изучение социологии не может быть обеспечено в современных условиях одной только учебной литературой.
Уже упоминались Интернет-магазины, в которых можно купить все, начиная с литературы, заканчивая оборудованием и технологиями. Для покупки нужно указать номер кредитной карточки, по которой будет производиться оплата, и адрес, по которому будет доставлен заказ. Таким образом, студенты и преподаватели имеют возможность покупать любую интересующую их научную продукцию отечественного и зарубежного производства.
Многие западные вузы имеют свои собственные сайты, на которых содержится вся необходимая информация, начиная с местонахождения, общей организации вуза, оплаты за обучение, характеристики факультетов, специальностей, заканчивая учебными планами отдельных курсов, списками групп, заданиями на семинарские занятия и отчетами об успеваемости конкретных студентов. Это все востребовано, поскольку в разных странах распространен опыт дистанцированного обучения, методика которого меняет форму заочного образования. Для того чтобы выбрать вуз для последующего обучения, теперь совсем не обязательно ехать куда-то для того, чтобы получить всю необходимую информацию. 224
В Интернете существуют так называемые конференции или форумы по интересам - это сайты, созданные с целью объединить людей, увлекающихся чем-либо, в том числе и наукой. Эти люди «встречаются» в Интернете для того, чтобы обсудить какие-то узко специализированные проблемы, рассказать новинки в определенной сфере, практикуется непосредственный (бегущая строка) диалог между несколькими людьми, заинтересованными в получении информации друг от друга. Таким образом, для обучающихся и обучающих в сфере технического образования такие встречи-беседы - ценнейший источник обмена информацией между специалистами.
Следует упомянуть сайты по интересам, которые отличаются от форумов тем, что они узко специализированны и на них не осуществляется взаимодействия между посетителями - здесь «выложена» автором сайта вся имеющаяся у него информация по той или иной проблематике. Такие сайты являются примером авторской интерактивной книги, преимуществом которой является возможность задать любой вопрос автору сайта и получить на него ответ.
Некоторые современные авторы научных работ не ставят себе целью получение прибыли от публикации продуктов своего интеллектуального труда, и они создают сайты, содержащие в электронном варианте их работы, которые можно свободно почитать - это ценнейший источник научной информации, достоинством которого является возможность интерактивно «пообщаться» с автором работ.
Сегодня любой студент, имеющий доступ к Интернету, знает о существовании в электронной сети сайтов, содержащих огромное количество студенческих рефератов, докладов, курсовых работ и дипломных проектов практически по всем темам, которые всегда можно получить в электронном варианте. С одной стороны, это источник «холявы» - студент может найти аналогичный по тематике своей работы доклад или реферат, распечатать его и сдать преподавателю, с другой стороны, студенты могут читать данные рефераты как заменители учебной литературы, которые уже адаптированы другими студентами для более легкого усвоения определенного материала.
Существуют и другие возможности использования Интернета, здесь указаны лишь основные. Однако для применения Интернета в системе образования необходимы соответствующие материальные затраты, которые в настоящее время вряд ли могут быть осуществлены без помощи спонсоров. Необходимо и решение соответствующих технических задач. Например, полезно было бы в наших вузах подключить все компьютерные классы к Интернету и создать при них методические центры, которые оказывали бы помощь и консультирование студентам и преподавателям при работе с Интерне-
том. В принципе, наша система образования уже близка к тому, чтобы начать использовать всемирную сеть на благо собственных нужд, по крайней мере, «домашний Интернет» - уже не чудо для многих студентов. Хотелось, чтобы и в учебных учреждениях Интернет стал такой же обыденной вещью, каковым сейчас являются учебник, научная книга и конспект.
Особенно богатый материал учебного и научного плана, содержащийся в Интернете, имеется по общественным наукам, в том числе и по социологии. Использование этого источника информации является важным и необходимым элементом системы современного образования.
4.2. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
4.2.1. Отечественные учебные пособия по общей и прикладной социологии
Бабосов Е.М. Социология. Часть первая. Общая социологическая теория. -Мн.,1998.
Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. - Мн., 2000.
Бабосов Е.М., Сапелкин Е.П. Социология. - Мн., 2001.
Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Ничипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник (Под. ред. проф. Ю.Г. Волкова). - М., 2000.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1998.
Давидюк Г.П. Прикладная социология. - Мн., 1979.
Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3-х т.
Т.1. Методология и история. - М., 2000.
Т.2. Социальная структура и стратификация. - М., 2000.
Т.З. Социальные институты и процессы. - М., 2000.
Зборовский Г.Е., Орлов Т.И. Социология: Учебник для гуманитарных вузов. - М., 1995.
Здравомыслов А.Г. Методология и процедура в социологическом исследовании. - М., 1989.
Малявин С.Н. Введение в теоретическую социологию. - СПб., 1997.
Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1999.
Немировский В. Основы теоретической социологии: Учеб. пособие.-Красноярск, 1994.
Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей ред. проф. Г.С. Батыгина. - М., 2000.
Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов н/Д, 1996.
Касьянов В.В., Ничипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология. Учеб.пособие / Под ред. В.В. Касьянова. - Ростов н/Д, 2000.
Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.,
1997. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов. — Екатеринбург, 1998. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учеб. пособ. для вузов. - М.,
2000. Маршак А. Л. Социология: Учеб. пособие. - М., 2002. Общая социология. Систематический курс: Учеб. пособие для студентов,
изучающих соц. и гуманит. дисциплины / Под ред. Г.В. Давыдова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - Саратов, 1999. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф.
А.Г. Эфендиева. - М., 2000. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом
исследовании. - Л., 1989. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред.
Ф.Э. Шереги, М.Г. Горпукова. - М., 1996. Социология. Наука об обществе: Учеб. пособие / Под ред.
В.П. Андрющенко и В.П. Горлача. - Харьков, 1996. Социология. Основы обшей теории / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1996. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М., 2000. Социология: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф.
В.П.Сальникова. -СПб., 2000. Социология: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 1998. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф.
А.Н. Елсукова. - Изд. 3-е стереотипное. - Мн., 2001. Социология: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павлёнок. - 2-е изд. - М., 2002. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. - М., 1998. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 1999. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М., 1999. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, методика, программа, методы. - Самара, 1995.
4.2.2. Переводные учебники по социологии
Асп.Э. Введение в социологию / Пер. с финского. Под общ. ред. А.О. Боро-
ноева.-СПб., 1998. Гидденс Э. Социология / Пер.с англ. - М., 1999. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. /
Пер. с сербского. - М., 1998. Мендера А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / Пер. с фр.- М.,
2000. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994. Сушджевуд Э. Сцюлая псторыя сацыялапчная думю / Пер. з англ. Пад рэд.
У. Марущка.-Мн., 1999. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии / Пер. с польского
под ред. А.М. Румянцева. - М., 1969.
4.2.3. Литература по отдельным отраслям социологического знания
Антонов А.И., Медков В.М.Социология семьи. - М., 1996.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.Этносоциология: Учеб. пособие для вузов.-М., 1999.
Бабосов Е.М.Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. -Мн.,2000.
Безнюк Д.К., Елсуков А.Н.Социология религии: Учеб. поосбие. - Мн., 1999.
Бурдье П.Социология политики / Пер. с фр. - М, 1993.
Веселое Ю.В. Экономическая социология: история идей. - СПб., 1995.
Веселое Ю.В., Мацукова Т.К., Петров А.В.Экономическая социология: Учеб. поосбие. - СПб., 1998.
Волков Г.Н.Социология науки. Социологические очерки научно-технической деятельности. - М., 1968.
Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Казария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов н/Д, 2001.
Галко И.К., Сокол С.Ф.Социология. Социология права: Лекцион. материал. - Барановичи, 1999.
Гараджа В.И.Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М., 1996.
Гильдингерш М.Г.Социология безработицы: Учеб. пособие. - СПб., 1996.
Дикарева Л.А., Мирская М.И.Социология труда: Учебн. пос. для студентов вузов. -М., 1989.
Доминик К.Политическая социология / Пер. с фр. - М., 2001. - 406 с.
Заславская Т.И., Рыбкин Р.В.Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991.
Здравомыслов А.Г.Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. Изд. 2-е, доп. -М, 1995.
Ильичев М.З., Смирнов Б.А.Социология воспитания. - М, 1996.
ИонинЛ.Г.Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Для вузов. Изд. 3-е. перераб. и доп. - М., 2000.
Карбонье Ж.Юридическая социология. - М, 1986.
Ковалева А.И., Луков В.А.Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М., 1999.
КонИ.С. Социология личности. - М., 1967.
Конецкая В.П.Социология коммуникации. Учебник. - М, 1997.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.Н.Современная социология права.- М., 1995.
Кульчар К.Основы социологии права. -М., 1981.
Лапаева В.В.Социология права. - М, 2000.
Лубышева Л.И.Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - М, 2001.
Малкей !У1. Наука и социология знания / Пер. с англ. - М., 1983.
МарковичД. Социология труда / Пер. с сербского. - М.
Мацковский М.С.Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.
Минюшев Ф.И.Социальная антропология (курс лекций). - М., 1997.
Орлов А.С.Социология рекреации. - М., 1995.
Политическая социология/ Под ред. Г.П. Сопова. - Ростов н/Д. 1997.
Пригожий А.И.Социология организаций. - М., 1980.
Радаев В.В., Шкаратян О.И.Социальная стратификация: Учеб. пособие. -М., 1996.
Разумовский И.П.Социология и право. - М., 1987.
Сергевнин С.Л.Социология права. -Л., 1980.
Спиридонов Л.И.Социология уголовного права. - М., 1986.
Социология экономики и управления.- СПб., 1998.
Соколова Г.Н.Социология труда. - Мн., 2000.
Соколова Г.Н. Экономическая социология. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп.-М, Мн., 2000.
Социология науки.- Ростов н/Д, 1968. ,
Социология преступности.- М., 1996.
ХабибулинВ.А. Медицинская социология. Учеб. пособ. - СПб.2000.
Харчев А.Г.Социология воспитания. - М., 1990.
Шаронов В.В.Основы социальной антропологии. Учеб. пособие. - СПб., 1997.
Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В.Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997.
Щегорцов В.А.Социология правосознания. - М., 1981.
Экономика и социология труда:Учеб. пособие для студ. экономических специальностей. - Ростов н/Д, 1999.
Юридическая социология.Учебник для вузов. - М., 2000.
4.2.4. Литература по истории социологии
Арон Р.Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.
БаразговаЕ.С. Американская социология (традиции и современность).
Курс лекций. - Екатеринбург, 1997. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ.Социология: история и
современность. - Ростов н/Д, 1999. Голосенко И.А., Козловский В.В.История русской социологии XIX - XX
веков. -М., 1995. Гофман А.Б.Семь лекций по истории социологии. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М., 1997. Громов М., Мацкевич А., Семенов В.Западная теоретическая социология. -
СПб., 1997. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учеб. пособие. -
Мн., 1999. История социологии:Учеб.пособие / Под общей ред. проф. А.Н. Елсукова.
Изд. 2-е перераб. и доп. - Мн., 1997. История социологии в Западной Европе и США.Учебник для вузов /
Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М., 1999.
История теоретической социологиив 4-х т. / Отв. ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. -М., 1997.
КапитоновЭ.А. История и теория социологии. Учеб. пособие для вузов. -М., 2000.
Кукушкина Е.Н.Русская социология XIX - XX веков. - М, 1993.
Култыгин В.П.Ранняя немецкая классическая социология. - М, 1991.
Култыгин В.П.Французская классическая социология Х1Х-начала XX века. - М, 1991.
Медушевский А.Н.История русской социологии. - М., 1993.
Миненков Г.Я.Введение в историю российской социологии. - Мн., 2000.
Монсон П.Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. - СПб., 1992.
Новикова С.С.История социологии в России. - М., Воронеж, 1996.
Очерки по истории теоретической социологии XX столетия(от М. Ве-бера к Ю. Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму). - М, 1994.
Российская социология.-СПб., 1993.
Социология в России XIX - начала XX веков.История социологии. Социология образования. Тексты / Под общ. ред. В.И. Добренькова.- М., 1997.
Социология в России XIX- начала XX веков.Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1997.
КУРСЫ ЛЕКЦИЙ
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин СИ.Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 1999.
Гречнхин В.Г.Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М., 1988.
Радугин А.А., Радугин К.А.Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.
Социология(конспект лекций). Автор-составитель: Широкова И.Г.- М., 1996.
Толстова Ю.Н.Измерение в социологии: курс лекций. - М., 1998.