Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук
Качество специалиста с высшим образованием определяется не только тем, что он знает понемногу обо всем и много по своей основной специальности, но и должен обладать навыками творческого мышления. Последнее характеризуется такими чертами, как самостоятельность мышления, способность оперативно отыскивать и добывать новое знание по своей специальности, изобретать новые приборы, приемы и методы исследования, продуктивно анализировать вновь возникшие ситуации, критически оценивать результаты своей и чужой работы, при необходимости кооперировать свои усилия с усилиями своих коллег при решении трудных задач практического или теоретического планов и многое другое особое значение в этом плане представляет развитие широкого кругозора специалиста (любой специальности) в социально-политической и экономической областях.
Необходимость развития этой стороны сознания и мышления определяется тем, что любой специалист кроме того, что он выполняет свои основные функции, является частью общества, входит в состав группы, организации, коллектива, общности и общества в целом. Он
является не просто пассивным носителем господствующего менталитета, но и сам должен вносить в его структуру продуктивные элементы.
В этой связи и хотелось бы обратить внимание не просто на развитие творческих способностей учащихся в высшей школе в процессе их обучения. Ясно, что студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. Математики, физики, химики, биологи, филологи и т.д. просто не могут вести обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Здесь творчество необходимо входит в структуру обучения, ибо решение задач, упражнений, практикумов является основным элементом этой структуры.
Несколько иная ситуация складывается в обществоведении, где само знание имеет несколько расплывчатый характер, где есть официальная и неофициальная точки зрения, желаемое и действительное, где размываются критерии истины, добра и справедливости, где интересы общества (государства) и личности (индивида) не всегда совпадают, где постоянно возникают конфликты между различными социальными структурами и их ментальным выражением.
В этих условиях на передний план выходят не столько знания, сколько мнения, и именно они становятся ядром социальной ментальное™, определяет психологический настрой специальности. Причем творцом этой ментальное™ зачастую оказываются не специалисты научной сферы, а средства массовой информации и различные общественные организации.
Подобная ситуация зачастую приводит к мысли о бесполезности обществоведения, о необходимости сокращения часов, отводимых в узах на изучение дисциплин социально-гуманитарного профиля. Тем самым ученые-обществоведы вновь оказываются вне поля социальной значимости. Руководители-технократы, адепты рыночных отношений с нескрываемой откровенностью ставят под сомнение необходимость изучения в вузах многих общественных дисциплин. Постепенно исчезают из учебных планов многих специальностей этика, эстетика, религиоведение, культурология и т.д. Подходит очередь на исключение из этих планов даже политологии с социологией.
А между тем именно эти науки и знакомят будущих специалистов с основами общечеловеческих ценностей. Плюрализм концепций в данном случае не ослабляет значимость этих ценностей, а лишь подчеркивает многовариантность их изложения. Эта многова-
риантность, как воздух, нужна современному специалисту, если он не рискует вновь впасть либо в религиозный догматизм, либо в идеологический тоталитаризм.
Можно сказать, что не только преподавание специальных дисциплин содействует развитию творческого мышления у учащихся вузов, но не меньшую роль в этом деле играет и преподавание общественных дисциплин. Так как именно в этой сфере приходится сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни. Причем задачами нестандартными, быстро меняющимися и, что называется, заставляющими думать как преподавателя, так и студента.
В учебном процессе потребность рационализации умственной деятельности возникают тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать; вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач. При решении задач (упражнений) человек использует знания не в том порядке, в каком они даны в учебной литературе, а преобразуют их сообразно логике задачи, следовательно, задачи выступают в качестве способа активизации и развития мышления. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.
Другим условием активизации умственной деятельности является знание студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных точек зрения. Для успеха дела необходимо хотя бы кратко разъяснить студентам основные логические законы мышления и вытекающие из них принципы правильного мышления (определенность мысли, непротиворечивость мысли, последовательность мысли и ее обоснованность).
Методика работы по совершенствованию умственной деятельности студентов разнообразна. Она зависит от конкретных условий, от предмета, от уровня развития студентов, особенностей преподавателя и т.д. Однако ряд общих правил является обязательным при любых вариантах работы. Эти общие правила сформулированы В. А. Кутецким: 1) необходимо точно знать цель упражнения, знать, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально следить за точностью выполнения, чтобы не закреплять ошибки, если
они возникают, следить за результатом упражнений; 3) число упражнений должно быть достаточным для образования навыка. Если упражнений было недостаточно, навык не закрепляется, быстро разрушается. Излишнее количество упражнений снижает внимание, что в итоге мешает формированию навыка; 4) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий. В основе их должна лежать определенная система, четко спланированная, правильная их последовательность, в частности постепенное усложнение; 5) упражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, иначе навык теряется.
Важнейшим фактором овладения интеллектуальными умениями является практическая проверка правильности действий в процессе изучения общественных наук. Этот факт действует специфично. Необходимо организовать непосредственную практическую проверку ряда теоретических положений высокой абстракции. Проверка правильности действий проводится в таких случаях путем сопоставления выводов с первоисточниками, учебной литературой, с мнением преподавателя.
Большое значение в выработке интеллектуальных умений имеет самоконтроль студентов. Студент не только должен знать приемы умственной деятельности, но и систематически контролировать себя при их реализации на конкретном материале.
Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании.
Сущность проблемного преподавания заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений.
Не умаляя роли репродуктивных и объяснительных методов обучения, следует избегать из абсолютизации. Необходимо внедрение в систему обучения наряду с традиционными таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения общественных наук.
Возможность освоения и использования человеком предъявленных ему извне знаний - понятийных обобщений и способов действия или операций - зависит от того, насколько в процессе собственного его мышления созданы внутренние условия для их освоения и использования. К таким «внутренним» условиям» относятся, прежде всего, познавательные потребности. Без них невозможно не только усвоение знаний, навыков, умений, но и вообще успешное формирование специалиста. Познавательная потребность характеризуется тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, т.е. не известных ему, знаниях и способах действий. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает отыскание новых знаний.
Познавательную потребность очень трудно вызвать путем передачи обучаемым только готовых знаний, ее можно возбудить такой передачей знаний, при которой у обучаемых возникают интеллектуальные затруднения. В ходе изложения нового материала преподаватель с помощью продуманных и разработанных средств специально создает такие затруднения и на первых порах руководит разрешением этих затруднений, а потом обучаемые и сами справляются с ними. Важнейшая особенность интеллектуального затруднения характеризуется тем, сто человек не может его разрешить известными способами или действиями, но он в состоянии найти новый способ для разрешения поставленного задания на основе имеющихся или самостоятельно добытых определенных знаний, навыков и умений. Изложенный таким путем материал закрепляется не простым повторением и заучиванием, а решением специальных, познавательных задач. Разрешение познавательной задачи, побуждающей человека к интеллектуальной деятельности, принято называть проблемной ситуацией. В соответствии с этим преподаватель должен знать, при каких условиях может возникнуть проблемная ситуация. К таким условиям при изучении общественных наук, в том числе и социологии, относятся:
а) противоречия между ранее полученными знаниями и новыми
задачами, возникающими в учебном процессе, для разрешения кото
рых необходимы новые знания;
б) ценностная ориентация обучаемых в системе определенных
знаний в выборе в рамках этой системы оптимального способа дей
ствия для решения новой задачи;
в) необходимость применения имеющихся теоретических знаний
в необычных, новых для обучаемых условиях;
г) необходимость различия, между действительными и кажущимися противоречиями развития общества;
д)установление противоречий между научными фактами, теориями, высказываниями;
е) вариативность теоретического обоснования практического социального опыта людей.
При творческом подходе к подготовке занятия преподаватель может найти и целый ряд других возможностей создания проблемной ситуации в учебном процессе.
В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он (содержание учебного материала), но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.
Таким образом, сама жизнь заставляет пересмотреть систему образования, выработку у учащихся познавательных навыков. Такое смещение акцентов позволит специалисту лучше вписываться в современную жизнь, буквально переполненную нерешенными проблемами. Общественные науки (и социология в том числе) отличаются от естественных своей вариативностью, потенциальной возможностью получения множества решений, многообразия точек зрения, имеющих одинаково научных характер. Следовательно, преподавание этих наук имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления. Общество стремительно изменяется, и специалисту с высшим образованием необходимо адекватно реагировать на эти изменения, вырабатывая уже в студенческие годы навыки творческого мышления.
Больше возможности в этом отношении имеет курс социологии, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, социологическое знание наиболее изменчиво и динамично, здесь редко удерживаются какие-либо догмы и абсолютные положения. Даже в рамках одного поколения приходится менять устоявшиеся истины. И к этой изменчивости надо приучать специалиста, преодолевая субъективную тягу к однобокому мышлению и абсолютному знанию.
Во-вторых, следует учитывать и стремительное развитие самых общественных явлений, что неминуемо ведет к неизменному рассогласованию между теорией и общественной практикой. У специалиста должен быть выработан навык самостоятельного осмысления и оценивания происходящих событий как местного, регионального, так и общечеловеческого масштабов.
Таким образом, при преподавании общественных наук, в том числе и социологии, встает вопрос не просто о сообщении какой-то суммы знаний, а воспитание того чувства, сто это знание специалисту постоянно придется пополнять и обновлять, умело используя при решении тех задач и упражнений, которые будет выдвигать перед ним сама жизнь на микро- и макроуровнях.
На этой основе ясно, что развитие творческих способностей студента тесно связывается с дидактическими требованиями высшей школы, которая формирует не просто технически грамотного специалиста, но и личностные качества человека и гражданина, не только пассивного носителя знаний, но и его активного использования как в профессиональной, так и в общественной деятельности. Всему этому способствуют современные педагогические технологии, одним из вариантов которых является модель, предложенная Д. Чернилевским и О. Филатовым (см. рис. 5).
Виды обучения | Цели обучения | Сущность обучения | Механизм обучения |
Проблемное | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучения | Последовательное и целенаправленное воздействие перед обучаемыми познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Концентрированное | Согласование учебного процесса с психологическими особенностями обучающихся | Глубокое изучение предмета за счет объединения знаний в соответствующие блоки | Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности студентов |
Модульные | Обеспечение гибкости обучения,исходя из индивидуальных потребностей и уровень подготовленности обучающегося | Самостоятельная работа по индивидуальной программе | Проблемный подход индивидуальной темы обучения |
Развивающееся | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на возможности обучаемого | Вовлечение обучаемого в различные виды деятельности |
Дифференцированное | Создание и использование условий для выявления и развития индивида, его личностных особенностей | Использование в обучении наряду с обычными программами программ углубленного изучения материала. | Методы индивидуального обучения |
Активное (конкретное) | Стимулирование активности обучаемых | Раскрытие социального содержания профессии | Методы активного обучения |
Игровое | Обеспечение личностно-деятельного характера обучения | Самостоятельный поиск нового знания и его усвоения | Игровые методы, развивающие творческие способности |
Рис. 5. Система обобщенных педагогических технологий, нацеленных на развитие творческих способностей студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Одним из проявлений разумной деятельности человека является его способность предвидеть результаты своей деятельности. Четкое определение желаемых целей и планируемых шагов по их осуществлению выражает суть целеполагания и предвидения. Сам разум человека формировался как отработка и совершенствование прогностических функций сознания. Ясно, что деятельность человека тем успешнее, чем реальнее желаемые цели и продуктивнее способы их достижения. Начиная от простого добывания пищи и до самых общих проблем организации и управления государством и обществом проявляется эта планирующая функция сознания. Весь прогресс человека и человечества может быть представлен как постепенное совершенствование этой функции сознания, как стремление преодолеть действие стихийных скрытых сил, сдерживающих общественное развитие. Сама идея социализма (в разном ее проявлении от утопизма Платона и Библии до социальной сверхорганизации Маркса и Ленина) представляет собой попытку доведения до крайности планирующей функции сознания. И понадобился почти вековой опыт практического социализма, чтобы люди убедились в том, что даже тотально-планирующая система управляющего центра не может преодолеть проявление случайных факторов развития, которые в конце концов и разрушили сам социализм. Наиболее трудными сферами планирования оказались сферы хозяйственной деятельности, особенно сфера сельскохозяйственного производства. Однако некоторые области общественной жизни оказались вполне приспособленными к различным проявлениям планирования и более или менее четкой организации - это прежде всего армия и система образования. Именно эти сферы общественной жизни и в прошлом и в настоящем развиваются благодаря планирующей деятельности различных административных служб, ибо здесь имеются условия для более или менее четкого выполнения всех уставных предписаний (разумеется, при известных отклонениях) и количественного выражения составляющих эти сферы жизни элементов. Так в любой системе вуз имеет количественные показатели набора студентов, количественные показатели оценки знаний и умений, количество осваиваемых курсов, количество экзаменов и зачетов, курсовых и контрольных работ и т.д., что в совокупности и определяет тот объем знаний, которым должен обладать специалист по той или иной специальности и квалификации. Поэтому в высшей школе, начиная от
министерства и кончая кафедрой, отдельным преподавателем, аспирантом и студентом существует целая система документов, планирующих и организующих учебный процесс.
Планирующие работу вуза документы можно подразделить на две основные категории. К первой можно отнести планы организационного характера. Это планы работы ученого совета вуза, совета факультета, кафедры, лаборатории, индивидуальные планы преподавателей, аспирантов, магистрантов и докторантов.
Ко второй группе относятся планы содержательного характера, определяющие характер специальности и квалификации. Именно эти планы представляют особый интерес с точки зрения методики преподавания, на них следует остановиться подробнее.
Как и все планы, эти документы имеют свою иерархическую структуру и могут быть представлены в следующей последовательности:
• государственный образовательный стандарт (варианты: высшего образования, гуманитарного образования, специальности);
• учебный план специальности;
• рабочий план и расписание занятий;
• план (и программа) курса отдельной дисциплины;
• план лекции;
• план семинарского занятия.
Все эти документы и планы определяют общую деятельность ву
за, деканата, кафедры, преподавателя и студента. Рассмотрим кратко
их функциональные особенности.
Государственный стандарт высшего профессионального образования- государственный документ, определяющий деятельность вуза. Это своего рода теоретическая модель вуза, которая устанавливает, какое учреждение может именоваться вузом, что для этого необходимо, какой объем знаний, профессиональных навыков и умений вуз должен обеспечить своим выпускникам, определяется статус вузовского диплома, а также тот вид работ и штатных должностей, которые может занимать выпускник вуза.
Необходимость этого документа особенно возросла в период трансформации социалистического общества в постсоциалистическое, когда многие традиционные институты стали преобразовываться в академии и университеты, когда наряду с государственными вузами стали появляться и негосударственные, наряду с бесплатным высшим образованием все шире используется и платное образование. Иначе говоря, высшее образование стало не только государственным, но и частным делом. Ясно, что без определенного го-
■
сударственного регламентирования этого процесса (его стандартизации), т.е. без установления определенных требований, норм и правил деятельности учебного учреждения в качестве вуза невозможно было бы добиться выпуска специалистов с требуемым уровнем знаний и квалификации. Известно, например, что многие негосударственные вузы не прошли аккредитацию в силу того, что не смогли обеспечить все требования по подготовке соответствующих специалистов.
Таким образом, государственный стандарт высшего образования является тем юридическим документом, на основе которого определяется деятельность вуза, и который используется в качестве руководящего документа, как администрацией вуза, так и контрольными государственными органами.
В России Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. и является обязательным юридическим документом для всех учебных заведений России. Именно на основе этого документа и составляются уставы вузов, в качестве юридического лица каждый работник вуза как администратор, так и преподаватель и даже студент должны быть знакомы с этим документом, как в равной мере и со всеми другими планирующими документами, если они серьезно относятся к своей работе. Администратор должен знать этот документ для четкой организации своей работы и реализации порученных функций, преподаватель для четкого представления своей работы, а студент как будущий специалист должен знать, что от него потребуется во время учебы и кем он станет в итоге обучения.
Аналогичный документ принят и в Беларуси, он утвержден и введен в действие Министерством образования в 1998 г.
Государственный образовательный стандарт социально-гуманитарных дисциплин- государственный документ, определяющий объем гуманитарных и социально-политических дисциплин, необходимых для подготовки специалиста с высшим образованием вне зависимости от профиля его специализации. В Беларуси этот документ утвержден и введен в действие приказом Министерства образования от 6 июля 1999 г. № 436.
Стандарт обязателен для применения в высших учебных заведениях и организациях сферы высшего образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Иначе говоря, стандарт определяет перечень тех социально-гуманитарных дисциплин и объем их знания, который необходим любому выпускнику вуза.
Его структура включает следующие пункты:
1. Область применения;
2. Основные термины и определения;
3. Перечень социально-гуманитарных дисциплин;
4. Общие и конкретные требования, предъявляемые к знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам.
5. Минимум содержания образовательной программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла.
Главной частью этого документа является перечень социально-гуманитарных дисциплин, который с соответствующей корректировкой отводимого количества часов, должен входить в учебные планы всех специальностей, подготовка по которым осуществляется в вузах Республики Беларусь. Иначе говоря, все базовые курсы, указанные в стандарте должны входить в приложение к диплому с соответствующей отметкой по форме их отчетности (зачет или экзамен). Отклонение от этого требования (с чем приходится сталкиваться в деятельности некоторых вузов) может вести к непризнанию диплома, т.к. будет считаться, что специалист не овладел требуемым минимумом знаний, необходимых для специалиста высшей квалификации.
К таким дисциплинам относятся:
Базовые курсы
1.Отечественная история
2. Философия
3. Культурология
4. Экономическая теория
5. Социология
6. Политология
7. Основы права
8. Основы психологии и педагогики
9. Этика
10.Языковая подготовка 11.Физическая культура
Курсы, устанавливаемые Советом вуза
1. Логика
2. Эстетика
3. Религиоведение
4. Права человека
5. Основы приватизации
6. Междисциплинарные курсы
К знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам предъявляются следующие общие требования:
• владеть теоретическими основами социально-гуманитарных наук;
• иметь представление о биологическом и социальном, физическом и духовном началах в человеке, уметь учитывать это в своем поведении;
• быть способным характеризовать и анализировать духовные и социокультурные, социально-политические и экономические проблемы и процессы;
• владеть практическими навыками и приемами, необходимыми для участия в социальной деятельности;
• понимать роль и место истории Беларуси в контексте мировой цивилизации;
• знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; применять их в своей профессиональной и социальной деятельности;
• понимать особенности процесса социализации личности, взаимообусловленность ее прав, свобод и ответственности;
• владеть методами и средствами коммуникации в коллективе, социально-профессиональной адаптации;
• владеть иностранным языком как средством межкультурного общения, и как средством извлечения информации в сфере профессиональной деятельности;
• иметь представление о здоровом образе жизни, владеть доступными средствами и методами укрепления здоровья.
Нетрудно заметить, что многие из этих требований реализуются с помощью социологии, которая все активнее входит в учебные планы различных специальностей. Конкретно же при изучении социологии предполагается, что специалист должен знать:
• специфику социогуманитарного знания и способы работы с ним;
• основные теоретические и методологические проблемы социологии;
• основные категории и понятия социологии;
• основные персоналии, внесшие вклад в становление и развитие социологии;
• основы конкретных методов и процедур социологического исследования;
должен уметь характеризовать:
• целостность социокультурной жизни и ее многомерность;
• основные уровни структурной организации общества;
• основные социальные процессы, действия и взаимодействия;
долженуметь анализировать:
• роль социокультурных проблем в личной жизни человека;
• трансформационные процессы;
• социокультурные реалии, актуальные социальные проблемы как у себя в стране, так и за ее пределами;
• возможности применения конкретных методов и процедур социологического исследования;
• качество социологической информации;
должен приобрести навыки:
• выработки социально-ориентированных оценок проблем, с которыми сталкивается общество;
• оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта их решения, планирования и программирования собственных действий;
• занятия собственной позиции при решении социокультурных проблем.
Из этого перечня (а здесь стоит еще раз напомнить, что речь идет о несоциологах) следует, что изучение социологии призвано дать любому специалисту с высшим образованием достаточно большой объем социологической информации, выработать у него соответствующий уровень культуры социологического мышления с тем, чтобы он мог самостоятельно разобраться в сложных перипетиях общественной жизни как в рамках отдельного взятого коллектива, так в масштабах страны и международных явлений.
Эта модель общего социологического знания и умения конкретизируется в стандарте своеобразной мини-программой, в которой указываются основные темы социологического курса, подлежащие обязательному изучению.
Такими общими темами могут быть:
• Социология как наука и учебная дисциплина(здесь изучаются этапы становления и развития социологического знания. Общество как объект социологического анализа. Предмет и методы социологии, ее структура и связь с другими науками. Определяются ключевые понятия: культура, социокультурный процесс, социальный прогресс).
• Анализ социальной структуры, социальное действие и взаимодействие(Здесь предполагается выяснение таких вопросов, как личность и ее социализация; природа социальных общностей и групп, социальной роли и статуса, социальной стратификации и социальной мобильности).
• Социальные институты и социальное управление(Выяснение сути социальных институтов, их типологизация. Общество и государство. Социальная природа, структура и функции управления. Социальное поведение).
• Виды и методы социологического исследования(Анализируется природа методов сбора социологической информации. Количественный и качественный анализ полученной информации. Природа социологического прогноза).
Этот тематический минимум определяет структуру плана общевузовского курса социологии, это своеобразный инвариант, который и должен определять идентичность знаний по социологии где бы и кому бы она ни читалась, разумеется, при определенных вариациях и учете профессиональных интересов слушателей.
Кроме этого общего стандарта социально-гуманитарных дисциплин, призванного обеспечить общегуманитарную подготовку специалистов разных профилей, существуют еще стандарты и по каждой специальности. Имеется такой стандарт и по социологии. Рассмотрим его более подробно.
Государственный образовательный стандарт специальности
(«социология»).Следующим шагом стандартизации вузовской деятельности является государственный документ, определяющий теоретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государственные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного образовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.
Прежде всего укажем на структуру этого руководящего документа, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.
Содержание государственного стандарта высшего образования по специальности «Социология»
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Основные термины и определения.
4. Общая характеристика специальности
5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.
6. Содержание профессиональной деятельности специалиста.
7. Квалификационная характеристика специалиста.
8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
9. Структура учебного плана специальности.
10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.
11. Квалификационная аттестация.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Итак, что же определяет государственный стандарт высшего образования (по специальности «Социология»)?
Этот документ представляет собой теоретическую модель специальности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалификации. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.
Область применения определяет назначение, структуру и содержание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной регистрации. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Нормативные ссылки определяют ряд государственных документов, на базе которых формируется данный стандарт.
Наличие такого раздела, как «Основные термины и определения», диктуется необходимостью однозначного понимания и использования основных терминов данной специальности и квалификации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социолог» и «социология».
В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профессиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профиля, например, по политологии или истории); 3) место специальности
в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:
• Теория, методология и история социологии;
• Методы социологических исследований;
• Социология труда и экономическая социология;
• Социальная структура и социальные процессы;
• Политическая социология;
• Социология духовной жизни;
• Социология управления.
Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и дополняться по мере необходимости другими специализациями.
В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитуриентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанавливается примерный перечень вступительных экзаменов по основным дисциплинам. Как правило, это:
• Человек и общество (устно).
• Математика (письменно).
• Белорусский язык и литература или русский язык и литература (письменно).
• Иностранный язык (устно).
В пункте о содержании профессиональной деятельности специалиста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельности (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родственные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: постановка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производства и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).
Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представляют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.
Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в которых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждо<