Социальная стратификация и социальная

Мобильность

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы на­ходятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обла­дают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворе­ния потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-клас­совым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.

Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделе­нием труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Источником социального неравенства является само развитие циви­лизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми дости­жениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней — более и менее ценные или актуальнее, востребо­ванные виды деятельности.

Социальная стратификация (от лат. 51гаШт — слой и Гасю — де­лаю) — систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отно­шений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социаль­ным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, про­фессиональная карьера, самореализация и т. п.

Западная социология традиционно рассматривает социальную струк­туру общества с точки зрения теории стратификации.

Стратификация — такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые — меньше, а тре­тьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт практиче­ски невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах.

С одной стороны, стратификация общества чревата социальными конфликтами вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически и морально. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные груп­пы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Карл Маркс считал конфликт классов главным источником социаль­ных изменений. По Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям: общности экономического положения, обусловленной отношением к средствам производства, и общности власт­ных полномочий по сравнению с государственной властью.

Основоположник теории стратификации Макс Ведер, в отличие от Маркса, считал, что общественное положение определяется не только правами собственности, но также престижем и властью. По этим трем критериям можно выделить три уровня социальной стратификации: низ­ший, средний и высший. Различия в собственности создают классы, раз­личия в престиже — статусные группы (социальные страты), различия во власти — политические партии.

Основополагающим для современных стратификационных концеп­ций является принцип функционализма, предполагающий необходимость социального неравенства, в силу того что каждый социальный страт явля­ется функционально необходимым элементом общества.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обще­стве, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного по­ложения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его пере­мещении в социальном пространстве. Однако существуют перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в конечном итоге сказываются на поведении человека, его потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Все социальные перемещения личности или социальной группы обозначаются таким понятием, как социальная мобильность. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью по­нимается любой переход индивида, или социального объекта, или цен­ности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизон­тальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к дру­гой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального стату­са. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисхо­дящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивиду­альный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Анало­гично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Стремление достичь более высокого статуса обусловлено имеющейся у каждого индивида потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этой потребности порождает силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной пози­ции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, на­правленную на преодоление этих барьеров. Вероятностный характер ин­фильтрации в вертикальной мобильности обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе личностных отношений индивидов.

Для количественной оценки процессов мобильности обычно исполь­зуют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, — которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный проме­жуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности пони­мается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом слу­чае используется совокупный индекс мобильности для данной социаль­ной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобиль­ность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно для экономической, профессиональной или политической об­ласти деятельности.

Наши рекомендации