Социальная общность и личность
Личность — системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек — понятие общее, родовое. Индивид — отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
Биогенный компонент — физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека.
Психогенный компонент — эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.
Социогенный компонент: а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).
Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая относительно постоянными внутренними свойствами, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека — те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше по уровню своего развития группа отстоит от коллектива и чем ближе она к корпорации, тем больше возможностей она создает для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным подавлением лучших устремлений.
Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:
1.Адаптация — предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.
2.Индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой стадии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.
3.Интеграция — детерминируется противоречиями между стремлением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, — с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то наступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию индивидуализации.
В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения обшей цели, к общности социальных и производственных интересов. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным. Высшая цель коллектива — создание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного развития каждого члена группы.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого. А. В. Петровский считает необходимым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентаци-онного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп:
1.диффузная группа — группа, в которой взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;
2.ассоциация — групппа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
3.корпорация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
4.коллектив — группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности.
Возможно регрессивное развитие группы, приводящее ее к положению замкнутой изнутри общности, отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Л. С. Выгодский писал: «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология.