Социальная общность и личность

Личность — системное качество индивида, определяемое его вклю­ченностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек — по­нятие общее, родовое. Индивид — отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность — со­вокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как соци­ального существа.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и со­циогенные компоненты.

Биогенный компонент — физические данные, состояние здоровья. Этот компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или бо­лезни человека.

Психогенный компонент — эмоции, переживания, волевые устремле­ния, память, способности и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельно­сти индивида.

Социогенный компонент: а) объективные социальные потребно­сти личности (физиологические, потребности в безопасности, занято­сти, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, зна­ния, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

Согласно интеракционистской теории, личность, обладающая отно­сительно постоянными внутренними свойствами, внешне может прояв­лять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Большую роль при этом играет окружение человека — те социальные группы, членом которых он является. Чем ближе по уровню своего разви­тия группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и подавления того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше по уровню своего развития группа отстоит от коллектива и чем ближе она к корпорации, тем больше возможностей она создает для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным подавлением лучших устрем­лений.

Установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым этот человек принадлежит. Тер­мин референтная группа используется для обозначения любой социаль­ной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

В самом общем виде развитие личности можно представить как про­цесс ее вхождения в социальную среду. Этот процесс включает в себя три стадии:

1.Адаптация — предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами и средствами деятельности.

2.Индивидуализация — порождается обостряющимися противоре­чиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой ста­дии начинается поиск средств и способов для обозначения своей индиви­дуальности, ее фиксации.

3.Интеграция — детерминируется противоречиями между стрем­лением субъекта проявить свою индивидуальность, с одной стороны, и потребностью общности культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые ей импонируют, способствуют успеху совместной деятельности, — с другой стороны. На стадии интеграции складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям, ценностям и стандартам социальной группы. Если противоречие между индивидом и группой не разрешается, то на­ступает стадия дезинтеграции: личность либо вытесняется из группы, либо изолируется внутри группы, либо заново проходит стадию инди­видуализации.

В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждо­го члена коллектива, тем более дееспособным является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения обшей цели, к общности социальных и производственных интересов. Состояние и зрелость социальной кол­лективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным. Высшая цель коллектива — со­здание условий для раскрытия индивидуальности и полноценного раз­вития каждого члена группы.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количест­ве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно сущес­твование группы как единого целого. А. В. Петровский считает необхо­димым при классификации групп учитывать характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентаци-онного единства группы (совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп:

1.диффузная группа — группа, в которой взаимоотношения опосре­дуются не содержанием групповой деятельности, а только симпа­тиями и антипатиями;

2.ассоциация — групппа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;

3.корпорация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но ассоциальным по своим установкам со­держанием групповой деятельности;

4.коллектив — группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой дея­тельности.

Возможно регрессивное развитие группы, приводящее ее к положе­нию замкнутой изнутри общности, отличающейся внутригрупповой ан­типатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Л. С. Выгодский писал: «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может счи­таться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной пси­хологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология.

Наши рекомендации