Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации.

Задание 1.Прокомментируйте основные подходы к объяснению природы социального неравенства. Определите принадлежность этих подходов к известным социологическим теориям.

1) неравенство как следствие общественного разделения труда;

2) неравенство как следствие различного отношения людей к собственности;

3) неравенство как результат неэквивалентного обмена материальными и духовными ценностями;

4) неравенство как следствие деления общества на управляющих и управляемых;

5) неравенство как следствие различного доступа к информации;

6) другие подходы ...?

Задание 2. Из социологии известно, что, в принципе, любое социальное или естественное различие между людьми при определенных обстоятельствах может стать основанием социального неравенства. Подберите примеры из мировой и отечественной истории, характеризующие различные виды социального неравенства, основанием для которых послужили приведенные ниже различия между людьми:

1) национально-этнические различия;

2) религиозные различия;

3) расовые различия;

4) профессиональные различия;

5) возрастные различия;

6) территориальные различия;

7) идеологические различия;

8) различия в типах поселения;

9) принадлежность к различному полу;

10) различное социальное происхождение;

11) другие различия (попробуйте дополнить этот список)

Задание 3. В социологии под социальной стратификацией понимается институциализированное неравенство. Средствами институциализации выступают право, мораль, обычаи, традиции и другие средства закрепления социальных связей выражающих неравенство между людьми.

А теперь подумайте над вопросом: "Все ли виды неравенства между людьми, существующие в данном конкретном обществе, подвергаются институциализации? Все ли виды социального неравенства, существующие в обществе, стратифицированы, то есть закреплены с помощью соответствующих социальных институтов?

Возьмите в качестве примера любое конкретное общество, которое Вы хорошо знаете, например, российское, составьте перечень разновидностей фактического неравенства в нем существующих и проанализируйте каждую из этих разновидностей на предмет ее институциализации: "Имеет ли место сам факт социального закрепления неравенства? Если да, то какими средствами это осуществляется?"

Задание 4. Прокомментируйте схему №12 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат)- "Виды социальной мобильности". Чем отличается вертикальная мобильность от горизонтальной, групповая от индивидуальной? Приведите примеры каждого из видов социальной мобильности: ___________________________________________________________

Задание 5. Прокомментируйте схему №13 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат)- "Каналы вертикальной социальной мобильности". Какие факторы влияют на вертикальную мобильность (восходящую и нисходящую) в политике, бизнесе, науке и в других, изображенных на схеме каналах? _______________________________________________________

Задание 6. Что такое "социальные барьеры"? Какие социальные функции они выполняют? Назовите эти функции: ________________________________________

К числу социальных барьеров принадлежат:

а) право наследования;

б) материальное положение (наличие собственности или определенного уровня дохода);

в) высокий уровень профессиональной подготовки, образования;

г) наличие определенных заслуг, званий, титулов, привилегий.

Какие виды социальных барьеров упущены в этом списке? Дополните его.

7. Что означают выражения "открытое общество" и "закрытое общество"? С какими особенностями социальной мобильности они связаны - с точки зрения количества социальных барьеров, их характера, их "проницаемости"? Какие исторические типы общества - первобытное, средневековое, индустриальное, аграрное доиндустриальное и др. - принадлежат к категории "открытых", а какие к категории "закрытых"? Результаты проведенного анализа занесите в таблицу:

Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru №№ п/п Признаки Типы общества Виды социальных барьеров Степень проницаемости социальных барьеров Исторические типы общества
11. "Открытое общество"      
22. "Закрытое общество"      

Задание 8. К какому виду социальной мобильности относятся:

а) поступление молодого человека в ВУЗ;

б) увольнение из вооруженных сил по сокращению;

в) лишение свободы по приговору суда;

г) отчисление студента из института;

д) победа политической партии на парламентских выборах;

е) поступление в адъюнктуру;

ж) выход на пенсию;

з) закрытие предприятия в результате банкротства;

и) присвоение очередного воинского звания;

к) отмена ряда льгот для работников Севера;

л) переход на другое место работы с сохранением заработной платы и прежней должности;

м) снижение рыночных цен на продукцию коллектива предприятия;

н) падение престижа профессии;

о) массовая миграция населения из "горячих точек";

п) избрание депутатом в Городскую Думу;

р) переезд семьи из деревни в город?

Определите принадлежность приведенных выше ситуаций к определенному виду социальной мобильности, используя все возможные комбинации (индивидуальная восходящая, горизонтальная групповая, групповая нисходящая и т.п.).

Задание 9.Составьте сводную таблицу признаков социального неравенства в условиях рабства, кастового строя, сословного и классового общества.

В первую графу - "Определяющие различия", - заносятся исходные социальные различия, которые служат основанием данной исторической формы социального неравенства.

Во второй графе - "Производные формы неравенства", - фиксируются основные формы социального неравенства, которые возникают на базе исходного социального различия. Эти формы могут выражаться в неравном доступе к власти, участии в управлении обществом, в наличии или размерах собственности, в уровне дохода, в возможности получить желаемое образование, профессию, в различном социальном статусе, престиже, в различных правах и обязанностях по отношению к самым разнообразным материальным и духовным благам, ценностям и ресурсам.

В третьей графе отмечается наличие или отсутствие вертикальной социальной мобильности, а при ее наличии - преобладающий характер этой мобильности: «только нисходящая мобильность» или ее элементы, «незначительная восходящая мобильность» или «вертикальная мобильность во всех направлениях» и т.п. В качестве аналога заполнения таблицы используйте признаки "рабства" как исторической формы социальной стратификации.

Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru Признаки Формы стратификации Определяющие различия Производные формы неравенства Наличие и характер вертикальной мобильности
  Рабство Национально-этнические и территориальные различия Неравенство в праве распоряжаться собой - иметь семью, владеть собственностью, выбирать род занятий, образ жизни и т.п. Между свободными и рабами - отсутствует; в отдельных случаях возможна нисходящая мобильность
Касты      
Сословия      
Классы      

Задание 10. Подумайте над вопросами:

Чем отличается "патриархальное рабство" от "классического рабства"?

В каких странах существовало рабство в Средние века?

Что такое "холопство"?

Где и в какой форме существовало рабство в Новое время?

Существовало ли рабство в ХХ веке? Можно ли считать рабством использование принудительного труда военнопленных и заключенных? Можно ли считать рудиментами рабской системы социальной стратификации раздельное проживание представителей различных рас (резервация индейцев) или ущемление прав русскоязычного населения в ряде бывших советских республик? Продумайте аргументы "За" и "Против".

Дайте ясный ответ по каждому из заданных вопросов.

Задание 11. Известно, что кастовая система социального неравенства не имела такого распространения как рабство и в классическом виде существовала только в Индии. Однако элементы кастовой системы социального неравенства существовали в средневековой Европе и России. В измененной форме они сохраняются и в современном мире, в том числе, в индустриально-развитых странах.

О каких "элементах" кастового неравенства идет речь? В каких формах они проявляются? Приведите примеры: ________________________________________

Задание 12. Сословная система социальной стратификации была разрушена с утверждением капитализма, однако, пережитки сословности продолжают существовать в современном мире, в том числе, в развитых странах. Они сохраняются в сфере политики, в системе образования, воспитания, в повседневном общении.

О каких "пережитках сословности" идет речь? Приведите примеры: _______________________________________________________________________

Задание 13. В социологии существует различное понимание такой основополагающей категории стратификационного анализа как «классы». Дайте сравнительную характеристику теориям классов:

а) К.Маркса; б) М.Вебера; в) современным теориям классов.

Какие основания для выделения классов использовал К.Маркс? Какие М.Вебер? Что между ними общего и в чем различия?

Каким образом решает эту проблему большинство современных социологов? ____________________________________________________________

Задание 14. Известно, что К.Маркс говорил об углублении классовых различий, о возрастающей поляризации между бедностью и богатством. Он предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат - беднее.

Современные западные социологи, напротив, утверждают, что границы между классами становятся все более расплывчатыми и проницаемыми, что классовые конфликты уходят в прошлое и что бывшие бедные и богатые все больше сливаются в один "средний" класс, который в развитых странах уже составляет большую часть населения.

Дайте оценку этим двум позициям. Сформулируйте свою точку зрения по данной проблеме.

Задание 15. Среди западных социологов существует мнение, что современный средний класс выступает историческим преемником, так называемого "третьего сословия", которое на заре промышленной революции изнутри взорвало феодально-сословную систему и привело ее к гибели.

Прокомментируйте это мнение. Какие исторические параллели можно провести между "третьим сословием" и "средним классом" с точки зрения их происхождения, состава и исторического предназначения?

Задание 16. Класс, в собственном смысле слова, является главным элементом социальной стратификации капитализма, другими словами, классы возникли с возникновением капитализма. Однако в современной социологии термин "класс" используется и в другом, расширительном смысле слова, по отношению к докапиталистическим стадиям развития общества. Примерами могут служить такие понятия как "класс рабов" и "класс свободных", "класс помещиков" и "класс крепостных", "класс трудящихся" и "класс собственников".

Насколько правомерно, на Ваш взгляд, использование понятия "класс" для характеристики иных, докапиталистических систем социальной стратификации? Сформулируйте Ваше мнение по этому вопросу. Приведите аргументы "ЗА" и "ПРОТИВ".

Задание 17. Ознакомьтесь с результатами переписи населения России 1897 года, схема №14 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат) и ответьте на следующие вопросы:

а) к какой исторической форме социальной стратификации принадлежала эта социальная структура: классовой, сословной, кастовой? Аргументируйте свой ответ. __________________________________________________________________

б) дайте характеристику каждой из составляющих данной социальной структуры. Какие общественные функции выполняли "дворяне", "духовенство"? Кто такие "мещане", "казаки"? _____________________________________________

в) до революции 1917 года все население России делилось на две части: "податные" и "неподатные" ("служилые"). Что означало это деление? Какие социальные слои и почему принадлежали к каждой из указанных категорий? _______________________________________________________________________

Задание 18. Что представляла собой система социальной стратификации советского общества? Проведите сравнительный анализ официальной ("сталинской") идеологической версии социальной структуры социалистического общества, так называемой "трехъчленки" ("2+1"), и других, неофициальных ее моделей - А.Инкельса, схема №15 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат), Т. Заславской, схема №16 (в разделе Справочно-вспомогательный аппарат), М. Джиласа и М. Восленского (см. список литературы).

Что закладывалось в основу официальной концепции социально-классовой структуры советского общества? Соответствовали ли эти предпосылки действительности? _______________________________________________________

Что служило основанием "номенклатурной" системы социальной стратификации? В каких формах выражалось социальное неравенство в советском обществе? Какое место занимал в нем социальный слой партийно-хозяйственной номенклатуры? __________________________________________________________

Можно ли считать советскую номенклатурную систему социальной стратификации разновидностью сословно-кастовой системы? Приведите аргументы "ЗА" и "ПРОТИВ": _____________________________________________

Задание 19. На рубеже 90-х гг. в российском обществе начался поворот к рыночным отношениям, появилась частная собственность, возникли условия для формирования классовой системы социальной стратификации. В обществе началось перераспределение власти и собственности, что привело к сосуществованию двух систем социальной стратификации: прежней номенклатурной, которая частично сохраняется еще и теперь, и новой классовой, которая окончательно еще не оформилась.

А теперь ответьте на вопросы:

а) Как изменилось положение основных социальных слоев прежнего советского общества? Партийно-хозяйственной номенклатуры? Утратила ли она окончательно все свои позиции во властных структурах? Изменилось ли положение рабочих, крестьян, служащих, интеллигенции, учащихся, пенсионеров, военнослужащих? Дайте характеристику нового положения каждой из этих социальных групп. Изменились ли их интересы в новой постперестроечной России? ________________________________________________________________

б) Какие новые классы и социальные слои возникли в России в ходе реформ 90-х гг.? Что представляет собой класс собственников-предпринимателей? Какова его структура, и из каких социальных источников он формируется? _______________________________________________________________________

Задание 20. Известно, что в основе классовой системы социальной стратификации лежит размер собственности или уровень дохода. По этому основанию все общество делится обычно на три класса - высший, средний и низший.

В развитых западных странах доля этих классов составляет примерно 3%, 70% и 27% соответственно. В современной России это соотношение резко отличается - "средний" и "низший" классы как бы поменялись местами. В чем причина такого положения? Какие категории населения входят в состав высшего, среднего и низшего классов современного российского общества?

Директора крупных промышленных предприятий и рабочие этих предприятий? Крупные частные собственники и лица занятые индивидуальной трудовой деятельностью? Средний и мелкий бизнес в сфере торговли и обслуживания и госбюджетные служащие (врачи, учителя, управленцы, администраторы и др.)? Высокооплачиваемые специалисты, работающие на отечественных предприятиях и в инофирмах? Политическая элита и научные работники? Пенсионеры и фермеры?

Какие категории населения не вошли в приведенный перечень? Назовите их. Впишите каждую из перечисленных групп населения в одну из колонок приведенной ниже таблицы.

Высший класс Средний класс Низший класс
     
     
     

Задание 21. В каждом обществе существует так называемое "социальное дно" или маргинальные слои населения, куда входят люди, утратившие полностью или частично социальные связи со своими социальными группами. Реформам в России сопутствовало обнищание и маргинализация заметной части населения.

Назовите категории населения, которые, по Вашему мнению, принадлежат к маргинальным слоям в современной России. Оцените криминогенный потенциал каждой из этих категорий. Назовите возможные формы социальной помощи беженцам, безработным, другим маргинальным слоям и группам общества.

Задание 22. Известно, что работники правоохранительных органов в силу выполняемых ими общественных функций всегда обладали особым социальным статусом и в советские времена представляли собой достаточно монолитную социальную группу. Однако, реформы 90-х годов в России многое изменили: заметная часть сотрудников ОВД ушла в коммерческие структуры.

К какому из трех основных классов - высшему, среднему или низшему - следует отнести сегодня работников ОВД? Произошло ли в ходе реформ социальное расслоение внутри самих сотрудников ОВД? Можно ли кого-либо из них отнести к высшему, среднему или низшему классу? Проведите этот анализ по разным основаниям: уровню дохода, доступу к власти, социальному престижу, профессиональному мастерству.

Задание 23. Насколько изменилось социальное положение сотрудников ОВД по сравнению с прежними советскими временами? Проведите этот сравнительный анализ для офицерского состава правоохранительных органов. Заполните приведенную ниже таблицу, используя пятибалльную шкалу оценки.

Тема № 6. Социальное неравенство: основания и механизм социальной стратификации. - student2.ru Критерии стратификации Период истории Уровень дохода Использование властных полномочий Социальный престиж Уровень профессиональной подготовки
В советское время        
В современной России        

Задание 24. Сотрудникам ОВД по роду своей профессиональной деятельности часто приходится участвовать в разрешении противоречий и конфликтов между государством и населением, а также между различными классами и социальными слоями общества. Можно ли говорить о наличии особых корпоративных интересов у сотрудников ОВД, например, по отношению к населению или к вышестоящим органам государственного управления? Если да, то в чем они выражаются? Если нет, то, на каком основании? Сформулируйте свое мнение по этому вопросу.


Наши рекомендации