Структура и объем учебного курса

Структура и объем учебного курса

Таблица 2.2

№ темы Наименование раздела дисциплины Всего часов по разделу Аудитор-ные занятия СРС Аудиторные занятия в т.ч.
Лекции Лабораторные   Практические    
 
1. Тема: Комплексное изучение молодежи - предпосылки, разработка и реализация.    
2. Тема: Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества    
3. Тема: Социологические исследования молодежи.    
4. Тема: Программа прикладного социологического исследования молодежи.    
5. Тема: Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе.    
6. Тема: Социологическое измерение характеристик положения молодежи.    
7. Тема: Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи.    
8. Тема: Методы сбора социологической информации о молодежи.    
9. Тема: Обработка и анализ социологических данных о положении молодежи в обществе.    
10. Тема: Экспертные методы в комплексных исследованиях положения молодежи в обществе.    
11. Тема: Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.    
12. Тема: Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.    
13. Тема: Социально-психологические методы исследования в изучении и оценки положения молодежи.    

«Продолжение таблицы 2.2»

14. Тема: Формирование комплексных показателей оценки положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого потенциала.  
15. Тема: Исследование эффективности решения молодежных проблем.  
16. Тема: Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере.  
17. Тема: Возможности комплексных исследований молодежи в различных организационных структурах.  
  Итого  

Содержание программы учебных занятий

Таблица 3.1

№ п\п Содержание лекции Кол-во часов
7 семестр
1. Тема 1. Комплексное изучение молодежи – предпосылки, разработка и реализация. Объективные условия и субъективные факторы – важнейшие компоненты положения молодежи в обществе. Уровни познания в комплексных исследованиях молодежи: специфика подходов. Теоретико-фундаментальное, инструментально-эмпирическое, практически-прикладное измерение и оценка положения молодежи в обществе: специфика подходов и методов. Исследование реального состояния конкретных явлений и процессов в сфере молодежной политики как условие выработки научно обоснованных управленческих решений. Комплексный характер решения молодежных проблем и его влияние на развитие исследований.
2. Тема 2. Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества.Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований молодежи. Фактологическое обеспечение исследований молодежи. Понятие «социальный факт». Анализ интерпретаций социального факта в западной социологии. Концепция социального факта Э. Дюркгейма. Научные факты и их роль в познании молодежи. Проблема факта науки и факта социальной действительности. Онтологическое и гносеологическое понимание социального факта в социологии.

«Продолжение таблицы 3.1.»



3. Тема 3. Социологические исследования молодежи. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований.Понятие «социологическое исследование». Эмпирическое социологическое исследование как способ получения новой информации о положении молодежи в обществе. Структура и функции социологического исследования. Типы и формы социологического исследования. Особенности теоретического, эмпирического, фундаментального и прикладного социологического исследования. Монографические, сравнительные, панельные, трендовые, когортные исследования. Оперативные социологические исследования. Пилотажные и полевые исследования. Социологический мониторинг положения молодежи в обществе. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Понятия методологии, метода, техники и процедуры исследования. Принцип адекватности методов задачам и предмету, концепции исследования.Классификация методов социологического исследования: методы разработки концептуальной модели исследования (программа прикладного социологического исследования), выборочный метод, методы сбора социологической информации (социологический опрос, наблюдение, документальный метод, эксперимент), методы обработки и анализа социологических данных.
4. Тема 4. Программа прикладного социологического исследования молодежи.Понятие и основные структурные компоненты программы прикладного социологического исследования. Теоретико-методологический и методический разделы. Постановка проблемы, системная характеристика объекта и предмета, требования к формулировке объекта. Постановка цели и задач. Теоретическая интерпретация и операционализация понятий, эмпирические показатели и индикаторы. Гипотеза в социологическом исследовании. Научная обоснованность гипотез. Принцип проверяемости гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы гипотез. Выбор методов и методики исследования, информационная база, обоснование модели выборочной совокупности. Основные требования к программе прикладного социологического исследования. Взаимосвязь программы с инструментами исследования и методами анализа полученных данных. Виды программ исследования и оценки положения молодежи в обществе.
5. Тема 5. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе. Основные требования к организации прикладных социологических исследований молодежи. Этапы прикладного социологического исследования: подготовительный, полевой, этап обработки первичных данных, заключительный этап. Содержание этапов, время проведения, стоимость, материально-техническое обеспечение, организация работы. Взаимодействие с заказчиком, оформление договорных отношений. Организация социологических исследований молодежи в различных организационных структурах.


«Продолжение таблицы 3.1.»

6. Тема 6. Социологическое измерение характеристик молодежи.Понятие «социологическое измерение». Измерение как моделирование реальности. Уровни измерения. Надежность измерения характеристик социально-экономических процессов: приемлемость способа измерения, устойчивость, обоснованность. Особенности измерения характеристик социально-экономических процессов.
7. Тема 7. Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи.Основные понятия выборочного метода: генеральная и выборочная совокупность, единица отбора и единица наблюдения, систематические и случайные ошибки, репрезентативность выборки. Типы выборки по роли вероятностных законов в формировании выборки. Основные требования и способы построения оптимальной модели выборочной совокупности.
8. Тема 8. Методы сбора социологической информации о молодежи.Наблюдение. Преимущества, трудности и типичные недостатки применения метода наблюдения. Контент-анализ, его сущность и общая характеристика, преимущества и недостатки метода. Основные направления использования. Недостатки и достоинства документального метода в изучении положения молодежи в обществе. Понятие социологического опроса и его возможности в изучении проблем молодежи. Место опроса в комплексе методов социологического исследования. Преимущества и недостатки метода. Главные принципы построения анкеты. Композиция вопросника, понятие блока вопросов. Основные разновидности опросов: по способу общения между исследователем и респондентом, по месту проведения: интервью, анкетирование, фокус-группа.Особенности методов сбора социологических данных о положении молодежи в обществе, их достоинства и недостатки.
9. Тема 9. Обработка и анализ социологических данных положения молодежи в обществе.Предварительная подготовка к обработке данных в изучении положения молодежи в обществе: проверка инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка, кодировка анкет. Обработка социологических данных и ее основные разновидности. Разработка рекомендаций по решению проблемы, вызвавшей потребность в социологическом исследовании. Подготовка аналитического отчета о положении молодежи в обществе. Структура отчета.Проблема качества социологической информации о положении молодежи. Достоверность и надежность данных.
10. Тема 10. Экспертные методы исследования положения молодежи в обществе.Сущность и особенности экспертных методов исследования положения молодежи в обществе. Классификация экспертных методов. Методики индивидуальных и коллективных экспертных оценок: интервью, аналитически-экспертные оценки, метод комиссии, метод отнесенной экспертной оценки, метод Дельфи. Процедура экспертной оценки, методы отбора экспертов для индивидуальных и коллективных экспертиз. Преимущества, трудности, типичные недостатки применения экспертных методов в изучении положения молодежи в обществе.

«Продолжение таблицы 3.1.»

11. Тема 11. Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе. Аналитические методы в решениях проблем молодежи. Понятие аналитического метода. Использование аналитических методов при диагностике управленческих ситуаций, социальном проектировании, моделировании и прогнозировании. Методика решения молодежных проблем и ее структура. Анализ задачи: ее содержание, источники порождения, масштаб отнесения, степень новизны, причины постановки, факторы, препятствующие и способствующие ее решению, возможные последствия ситуации. Постановка проблем. Формулирование целей, выработка решений, разработка проекта решения социальных проблем и программы реализации проекта.
12. Тема 12. Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.Эвристические методы. Общая характеристика, сущность и функции эвристических методов. Их возможности и ограничения. Специфика применения их в изучении положения и оценки положения молодежи в обществе. Игровые методы в изучении положения и оценки положения молодежи в обществе. Основные виды игровых методов: имитационные (деловые) игры, игры открытого типа, инновационные игры.
13. Тема 13. Социально-психологические методы исследования положения и оценки положения молодежи в обществе.Психологические процедуры. Психологические тесты, особенности их использования в исследованиях положения и оценки положения молодежи в обществе. Социометрическая система А. Морено. Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа межличностных отношений в социальной группе, его возможности и ограничения. Определение основных понятий, характеризующих данный метод. Виды молодежных проблем, исследуемых данным методом. Основные принципы измерения и анализа структуры взаимоотношений в малой социальной группе.
14. Тема 14. Формирование системы комплексных показателей оценки положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого потенциала.Интегральная оценка молодого поколения по показателям: демографическим, медико-биологическим, социальным, профессиональным, социально-экономическим, социально-психологическим, социокультурным, социально-политическим.
15. Тема 15. Исследование эффективности решений молодежных проблем.Анализ сильных и слабых сторон. Анализ угроз и возможностей. Разработка стратегии и тактики субъекта принятия решений. Методы сравнения альтернативных вариантов решения. Выбор метода сравнительной оценки. Стандартный анализ затрат и выгод. Качественный анализ выгод – затрат. Модифицированный анализ выгод – затрат. Анализ эффективности затрат. Многоцелевой анализ. Сопоставление альтернатив по несопоставимым критериям. Метод доминантных альтернатив. Метод эквивалентных альтернатив. Формализованные методы сравнения альтернатив. Матричные методы. Матрица Геллера.

«Продолжение таблицы 3.1.»

16. Тема 16. Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере. Техника и процесс оценки программ.Фаза оценивания как составная часть процесса проектирования, принятия и реализации управленческого решения. Управленческий консалтинг в зарубежной и отечественной традиции. Виды оценивания: текущее, оценивание в реальном времени, итоговое, ретроспективное, предвосхищающее. Уровни оценивания: политический, «портфельный», программный, программный, проектный уровни. Внутреннее и внешнее оценивание. Системная традиция оценивания: оценка реакции, оценка процесса, оценка воздействия. Формальное и неформальное оценивание.
17. Тема 17. Особенности исследования и оценки положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.Основные направления комплексных исследований положения молодежи в обществе в России и за рубежом. Изучение особенностей взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности общества. Исследование характера зависимости положения молодежи от конкретных экономических, производственных, социальных фактов, от национальных, моральных, культурных, семейных, психологических, личностных, территориальных факторов. Возможности комплексных исследований молодежи в различных организационных структурах.
  Итого лекционных занятий

Таблица 3.2

№ п\п Тема практического занятия Кол-во часов
7 семестр
Тема 1. Комплексное изучение молодежи – предпосылки, разработка и реализация. Молодежь как объект комплексных исследований. Роль молодого поколения в развитии общества. Молодое поколение в социальной структуре общества и модели будущего развития общества. Молодое поколение как инновационный потенциал развития общества. Значение исследования молодежи в современном обществе. Возможности использования исследований молодежи в практической деятельности.
Тема 1. Комплексное изучение молодежи – предпосылки, разработка и реализация. Исследование реального состояния конкретных явлений и процессов в сфере молодежной политики как условие выработки научно обоснованных управленческих решений. Комплексный характер решения молодежных проблем и его влияние на развитие исследований.

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 2. Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества.Междисциплинарная матрица комплексного изучения и оценки положения молодежи в обществе (творческая работа). Демографические, медико-биологические, социальные, профессиональные, социально-экономические, социально-психологические, социокультурные, социально-политический аспекты в исследовании молодежи.
Тема 2. Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества.Научные факты и их роль в познании молодежи. Проблема факта науки и факта социальной действительности. Онтологическое и гносеологическое понимание социального факта в социологии. Природа и специфика социального факта, его структура. Статистический и социологический факт.Система фактов как основа обобщений и доказательств. Противоречивость фактов как источник новых проблем и стимул теоретического поиска новых фактов посредством комплексных исследований положения молодежи в обществе.
Тема 3. Социологические исследования молодежи. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Типы и формы социологического исследования. Теоретическое социологическое исследование. Эмпирическое социологическое исследование. Фундаментальное социологическое исследование. Прикладное социологическое исследование. Монографические, сравнительные, панельные, трендовые, когортные исследования. Оперативные социологические исследования. Пилотажные и полевые исследования. Социологический мониторинг положения молодежи в обществе.
Тема 3. Социологические исследования молодежи. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований.Методы исследования. Классификация методов. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Техники и процедуры исследования. Принцип адекватности методов задачам, предмету, концепции исследования.
Тема 4. Программа прикладного социологического исследования молодежи. Основные требования к программе прикладного социологического исследования. Структурные компоненты программы прикладного социологического исследования. Теоретико-методологический раздел программы прикладного социологического исследования. Методический раздел программы прикладного социологического исследования.
Тема 4. Программа прикладного социологического исследования молодежи. Основные требования к программе прикладного социологического исследования.Разработка программы собственного прикладного социологического исследования.

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 5. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе. Содержание этапов прикладного социологического исследования. Подготовительный этап прикладного социологического исследования. Полевой этап прикладного социологического исследования. Этап обработки первичных данных в структуре прикладного социологического исследования. Заключительный этап.
Тема 5. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе. Взаимодействие с заказчиком, оформление договорных отношений. Организация социологических исследований молодежи в различных организационных структурах.
Тема 6. Социологическое измерение характеристик молодежи. Шкала измерения. Типология шкал измерения социально-экономических процессов. Шкалы наименований (номинальные, классификационные). Порядковая шкала. Ранговая шкала. Интервальная шкала. Шкала отношений.
Тема 6. Социологическое измерение характеристик молодежи.Шкала измерения. Классификация шкал по объекту измерения: шкалы установок и оценок. Виды шкал: вербальные, числовые, графические.
Тема 7. Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи.Типы выборки по роли вероятностных законов в формировании выборки. Случайные выборки: простая (повторная и бесповторная), систематическая, гнездовая, стратифицированная. Основа выборки. Неслучайные выборки: квотная, стихийная. Виды выборок: по количеству ступеней отбора (одноступенчатая, многоступенчатая), по характеру единиц отбора (производственная, территориальная и смешанная).
Тема 7. Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи.Расчет и обоснование выборки собственного прикладного социологического исследования (практическая работа).
Тема 8. Методы сбора социологической информации о молодежи. Особенности методов сбора социологических данных о положении молодежи в обществе, их достоинства и недостатки. Наблюдение. Классификация социологических наблюдений: по степени формализации (стандартизованное и нестандартизованное), по степени участия наблюдателя (включенное и невключенное), по месту наблюдения (полевое и лабораторное), другие виды наблюдения. Программа наблюдения: определение ситуаций и условий наблюдения, определение понятий и категорий наблюдения, выбор признаков (переменных) и единиц наблюдения. Разработка методического инструментария: дневников наблюдения, карточек наблюдателей, инструкций для наблюдателей. Роль и основные требования к подбору наблюдателей. Документальный метод. Понятие документа как источника социологической информации. Виды документов (рукописные и печатные, записи на кино-, фото-, видеопленке, личные и безличные, официальные и неофициальные, первичные и вторичные). Процедуры и инструментарий контент-анализа: разработка выборки, кодировочных карточек, инструкций кодировщику, контроль надежности методики контент-анализа.

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 8. Методы сбора социологической информации о молодежи. Особенности методов сбора социологических данных о положении молодежи в обществе, их достоинства и недостатки. Сущность интервью. Его особенности, преимущества и недостатки. Виды интервью. Роль интервьюера: разработка инструкций, контроль качества работы, «эффект интервьюера». Анкетирование как разновидность опроса, его достоинства и недостатки. Оперативные опросы (зондажные, экспресс-опросы). Почтовый опрос. Радио-телевизионные, телефонные, экспертные опросы. Вопрос как способ получения социологической информации. Виды вопросов по содержанию, цели, технике регистрации ответов. Метод фокус-групп. Общая характеристика метода. Организация и проведение фокус-групп. Подготовка сценария обсуждения. Определение количества участников и их подбор. Организация обсуждения и его продолжительность. Функции ведущего. Обработка и анализ полученных данных.
Тема 9. Обработка и анализ социологических данных положения молодежи в обществе.Обработка социологических данных и ее основные разновидности. Первичный социологический материал. Компьютерная обработка первичной социологической информации. Компьютерные программы обработки социологических данных. Ручная обработка первичной социологической информации. Методы статистического анализа: группировки, ряды распределения, таблицы, графические методы представления информации. Коэффициенты для измерения парных связей: коэффициент сопряженности Пирсона (интервальные признаки), хи-квадрат (номинальные признаки), коэффициенты Спирмена и Кендалла (порядковые признаки).Методы анализа структуры связей в произвольных совокупностях признаков: корреляционный и регрессионный анализ (для интервальных и номинальных данных), детерминационный анализ. Факторный анализ социологической информации о социально-экономических процессах.
Тема 9. Обработка и анализ социологических данных положения молодежи в обществе.Проблема качества социологической информации о положении молодежи. Достоверность и надежность данных. Разработка рекомендаций по решению проблемы, вызвавшей потребность в социологическом исследовании. Подготовка аналитического отчета о положении молодежи в обществе. Структура отчета.
Тема 10. Экспертные методы исследования положения молодежи в обществе. Преимущества, трудности, типичные недостатки применения экспертных методов в изучении положения молодежи в обществе. Классификация экспертных методов. Метод экспертных оценок. Этап подбора экспертов, компетентность экспертов, формирование группы экспертов. Экспертная оценка: анализ состояния проблемы (причины, следствия), прогноз тенденций развития. Варианты решений.

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 10. Экспертные методы исследования положения молодежи в обществе. Преимущества, трудности, типичные недостатки применения экспертных методов в изучении положения молодежи в обществе. Методики индивидуальных и коллективных экспертных оценок: интервью, аналитически-экспертные оценки, метод комиссии, метод отнесенной экспертной оценки, метод Дельфи. Процедура экспертной оценки, методы отбора экспертов для индивидуальных и коллективных экспертиз.
Тема 11. Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе. Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив развития молодежи. Модель решения организационных проблем. Морфологический метод: выделение значимых параметров социального объекта, разработка матричной модели морфологического анализа.
Тема 11. Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе. Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив развития молодежи. Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив развития молодежи. Методы многокритериальной оценки альтернатив, аксиометрические методы, прямые методы, методы компенсации, методы порогов несравнимости и др.  
Тема 12. Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.Становление метода имитационных игр изучения и оценки положения молодежи в обществе. Сущность, назначение и функции имитационных игр. Применение имитационных игр для исследования социальных систем и их моделирования для аттестации и обучения руководящих кадров. Ролевые, психо-технические игры и тренинги. Структура имитационной игры: программа, сценарий, инструкции.
Тема 12. Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе.Сущность, специфика и виды игр открытого типа: организационно-деятельностных, инновационных, проектных, практически-деловых. Становление организационно-деятельностных игр и их назначение в изучении положения и оценки положения молодежи в обществе. Инновационная игра как метод исследования положения и оценки положения молодежи в обществе. Методологические принципы, на которых основана инновационная игра. Проблемы построения и организации инновационной игры.
Тема 13. Социально-психологические методы исследования положения и оценки положения молодежи в обществе.Социометрическая система А. Морено. Виды молодежных проблем, исследуемых данным методом. Основные принципы измерения и анализа структуры взаимоотношений в малой социальной группе.

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 13. Социально-психологические методы исследования положения и оценки положения молодежи в обществе.Организация и этапы проведения социометрического опроса. Регистрация результатов и их интерпретация. Социометрическая матрица и социограмма, их интерпретация. Анализ результатов социометрических измерений. Социометрические индексы и их виды. Проблема измерения групповой сплоченности. Использование социометрической методики для изучения иерархии групповых ценностей. Аутосоциометрическая методика.
Тема 14. Формирование системы комплексных показателей оценки положения молодежи.Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого потенциала.
Тема 14. Формирование системы комплексных показателей оценки положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого потенциала.Роль интегральных показателей развития и оценки положения молодежи на формировании стратегии государственной молодежной политики в РФ.
Тема 15. Исследование эффективности решений молодежных проблем.SWOT-анализ в решениях проблем молодежи. Анализ сильных и слабых сторон. Анализ угроз и возможностей. Разработка стратегии и тактики субъекта принятия решений.
Тема 15. Исследование эффективности решений молодежных проблем.Методы сравнения альтернативных вариантов решения. Выбор метода сравнительной оценки. Стандартный анализ затрат и выгод. Качественный анализ выгод – затрат. Модифицированный анализ выгод – затрат. Анализ эффективности затрат. Многоцелевой анализ.
Тема 16. Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере. Техника и процесс оценки программ.Методы оценивания. Экспериментальный и квазиэкспериментальный методы. Установление оцениваемости и мониторинг производительности. Оценивание воздействия/результата. Качественное оценивание. Техника оценивания: опросные методы, экспертные методы, измерительные методы, аналитические методы.
Тема 16. Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере. Техника и процесс оценки программ.Процесс оценки программ. Предварительный этап (инициирование оценивания). Планирование оценивания: определение общего замысла, определение целей и критериев оценки, определение плана-графика, выработка стратегии, коммуникация с заинтересованными сторонами. Проведение оценивания. Представление и распространение результатов оценивания. Имплементация результатов оценивания.
Тема 17. Особенности исследования и оценки положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.Зарубежный и отечественный опыт исследования характера зависимости положения молодежи от конкретных экономических, производственных, социальных фактов, от национальных, моральных, культурных, семейных, психологических, личностных, территориальных факторов (презентации).

«Продолжение таблицы 3.2.»

Тема 17. Особенности исследования и оценки положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.Защита собственных прикладных социологических исследований по проблемам молодежи Забайкальского края.
Итого практических занятий

4. Содержание и объем самостоятельной работы

Таблица 4.1

№ п/п Вид самостоятельной работы Разделы или темы рабочей программы Форма отчетности Кол-во часов
5 семестр
1. Глоссарий Тема: Комплексное изучение молодежи - предпосылки, разработка и реализация. Текст глоссария
2. Обзор публикаций Тема: Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества Список публикаций
3. Мультимедийная презентация Тема: Социологические исследования молодежи. Презентация
4. План-структура исследования Тема: Программа прикладного социологического исследования молодежи. Текст плана структуры исследования
5. Обоснование методологического раздела исследования Тема: Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе. Текст методологического раздела исследования
6. Расчет выборки исследования Тема: Социологическое измерение характеристик положения молодежи. Выборка исследования
7. Разработка анкеты Тема: Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи. Анкета
8. Разработка социометрической методики Тема: Методы сбора социологической информации о молодежи. Письменное обоснование социометрической методики
9. Разработка сценария фокус-группы Тема: Обработка и анализ социологических данных о положении молодежи в обществе. Сценарий фокус-группы
10. Контент-анализ СМИ Тема: Экспертные методы в комплексных исследованиях положения молодежи в обществе. Аналитическая записка по результатам контент-анализа

«Продолжение таблицы 4.1»

11. Презентация (мнемокарта) Тема: Аналитические методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе. Презентация (мнемокарта)
12. Мультимедийные презентации Тема: Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе. Презентация
13. Логические схемы Тема: Социально-психологи-ческие методы исследования в изучении и оценки положения молодежи. Схема
14. Рабочий план исследования имиджа Тема: Формирование комплексных показателей оценки положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого потенциала. Текст плана
15. Структура SWOT-отчета Тема: Исследование эффективности решения молодежных проблем Конспект
16. Палан-конспект по теме Тема: Методы оценивания программ, реализуемых в молодежной сфере. Конспект
17. Подготовка портфолио Тема: Возможности комплексных исследований молодежи в различных организационных структурах Защита портфолио

Вопросы к экзамену

Структура и объем учебного курса

Таблица 2.2

№ темы Наименование раздела дисциплины Всего часов по разделу Аудитор-ные занятия СРС Аудиторные занятия в т.ч.
Лекции Лабораторные   Практические    
 
1. Тема: Комплексное изучение молодежи - предпосылки, разработка и реализация.    
2. Тема: Методология и методы исследования и изучения положения молодежи на уровне индивида, группы, общества    
3. Тема: Социологические исследования молодежи.    
4. Тема: Программа прикладного социологического исследования молодежи.    
5. Тема: Организация социологических исследований и оценки положения молод

Наши рекомендации