По учебной практике по получению первичных
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к самостоятельной работе студентов
По учебной практике по получению первичных
Профессиональных умений и навыков
направления подготовки: 39.03.01 Социология
Форма обучения: очная, заочная
направления подготовки: 41.03.04 Политология
Форма обучения: очная
Тула 2016 г.
Методические указания составлены канд. пед. наук, доцентом И.Г. Гуровой и обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии института гуманитарных и социальных наук протокол № 5 от "__26__" _января____ 2016 г.
Зав. кафедрой | И.А. Батанина |
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения …………………………………………..…….…. ……... | ||
Цели и задачи практики …………………………..…………………………. | ||
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ…………………………………...………. | ||
2.1. Подготовительная работа по организации практики …………… | ||
2.2. Места (базы) прохождения практики ………………..…………... | ||
2.3. График прохождения практики ……………..………………... … | ||
3. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ………………………………………….. | ||
3.1. Обязанности руководителя практики от кафедры ……………... | ||
3.2. Обязанности предприятия (организации) …………..…………… | ||
4. ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ | ||
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ……………………………………………… | ||
5.1. Общие задания…………………………………………. ……….… | ||
5.2. Индивидуальные задания ………………………………………… | ||
5.3. Экскурсии во время прохождения практики ……………………. | ||
5.4. Техника безопасности и правила внутреннего распорядка ……. | ||
6.ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ПРАКТИКЕ………………………...... | ||
6.1. Порядок ведения дневника ………………………………………. | ||
6.2. Структура, содержание и правила оформления отчета ..……….. | ||
6.3. Порядок защиты отчета ………………………………………….. | ||
Приложение 1. Образец письма организации …………………………….. | ||
Приложение 2. Титульный лист отчета …………………………………… | ||
Приложение 3. Дневник по практике ……………………….......…..… … | ||
Приложение 4. Характеристика на студента ……………………………….. |
Общие положения
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков для направлений «Социология» и «Политология» является видом учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку бакалавров. Данный вид практики представляет собой эффективный механизм переноса полученных фундаментальных знаний из области теории в область повседневной профессиональной деятельности для формирования практических умений и навыков.
Практика позволяет студенту определить ролевую профессиональную позицию, формирует чувство ответственности и принадлежности к взрослому трудовому коллективу, позволяет установить полезные контакты для дальнейшего трудоустройства. В процессе практики студент осваивают современные технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы с представителями различных социальных общностей. Такое общение очень ценно с психологической точки зрения, поскольку формирует навыки межличностного общения с различными слоями населения, а не только с семьей и студенческой аудиторией, которые окружают студента в течение всего периода обучения. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует развитию таких качеств, как эмпатия, тактичность, психологическая компетентность, а так же развивает коммуникативные и организаторские способности.
Цели и задачи практики
Цель и задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков определены государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего образования направлений «Политология» и «Социология».
Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков – закрепление теоретических знаний в области социологии или политологии, формирование у студентов общего представления о практической работе социолога и политолога, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, читаемых на старших курсах, персонифицирование всех уровней ответственности студента, развитие практических навыков профессиональной деятельности по избранному направлению подготовки, формирование практических умений и навыков.
Задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются:
- изучение характеристик организаций мест прохождения практики и системы коммуникаций подразделений предприятия;
- анализ основных организационных документов (положений, устава, инструкций и др.);
- определение места социолога или политолога в данной организации;
- описание основных методов работы и оценка эффективности деятельности организации.
Процесс прохождения практики у будущих социологов направлен на формирование следующих навыков и умений:
а) общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности (ОПК-1).
Процесс прохождение практики будущих политологов направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных компетенций (ОК):
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
б) общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способностью к высокой мотивации по выполнению профессиональной деятельности, стремлением к повышению своей квалификации (ОПК-5);
в) профессиональных компетенций (ПК):
- способностью участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях, средствах массовой информации (ПК-6).
Организация практики
График прохождения практики
В соответствии с учебным планом, студенты первого курса направлений «Политология» и «Социология» проходят практику во втором учебном семестре. Срок прохождения практики составляет 10 рабочих дней. Студент обязан посетить место прохождения практики один раз в неделю в течение периода, утвержденного приказом ТулГУ.
Основные этапы практики:
- подготовка к прохождению практики;
- организационное собрание;
- лекция по основным вопросам практики;
- выполнение программы практики;
- подготовка и защита отчета по практике.
Студенты проходят практику по установленному календарному графику, разрабатываемому совместно с преподавателем-руководителем практики.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Руководство практикой осуществляется в двухстороннем порядке: со стороны кафедры и со стороны учреждения. Назначается руководитель практики от кафедры и руководитель практики от администрации учреждения, где проходит практика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
5.1. Общие задания
В ходе прохождения практики по формированию профессиональных умений и навыков в организации студент должен выполнить 9 общих и одно индивидуальное задание. Выполнение заданий студент должен подробно фиксировать в дневнике, который периодически проверяется руководителями практики от организации и института.
К общим заданиям, которые должен проанализировать студент в ходе практики в организации относятся:
1. Характеристика организации, в которой проходила практика (тип учреждения, форма собственности, учредители, вид деятельности, функции, организационная структура, общая концепция деятельности предприятия, виды организационных документов, необходимых для осуществления работы организации).
2. Наиболее важные инновационные методы деятельности организации (с вашей точки зрения).
3. Система коммуникаций данного отдела с другими подразделениями предприятия и анализ связи организации с общественностью.
4. Оценка работы сотрудников организации по критериям: внешний вид, общение, работа в команде, правила для обслуживающего персонала (можно приложить копию рекомендаций для работников, Политику в области качества и т.д.)
5. Условия безопасности работы;
6. Определить место социолога (или политолога) в данной организации.
7. Подробно описать задачи, в решении которых студент принимал непосредственное участие
8. Описать проблемные ситуации, с которыми столкнулся студент, и пути их решения;
9. Навыки и умения, которые приобрел студент в ходе прохождения практики.
Получение ответов на поставленные вопросы способствует формированию навыков и умений, полученных в организации:
- приобретению знаний о структуре, функциях, направлениях и эффективности деятельности государственных, общественных, социально-политических органов и информационно-аналитических, политических и социологических организаций тульского региона;
- получению навыков обработки и интерпретации информации;
- знакомству с реальной практической работой организации;
- знакомству с тематикой, используемыми методами и результатами деятельности политических партий, организаций и т.д.;
- развитию навыков самостоятельного решения проблем и задач, связанных с проблематикой, выбранного направления подготовки;
- овладению методикой работы, применяемой в данной организации (учреждении);
- проработке теоретических вопросов, связанных с деятельностью учреждения (организация), на котором проводится практика в рамках выбранного направления подготовки;
- применению полученных в процессе обучения знаний для подготовки и последующего анализа социальных проблем;
- освоению функциональных обязанностей по профилю будущей работы в объеме индивидуального задания;
- приобретению опыта анализа и составления документов: агитационных буклетов, обращений к избирателям, биографии кандидата, информационных бюллетеней и др. форм;
- сбору эмпирического материала, необходимого для подготовки отчета;
- усвоению профессиональной этики социолога или политолога.
5.2. Индивидуальные задания
Тема индивидуального задания определяется студентом при согласовании с руководителем практики от университета с учетом специфики деятельности организации (базы практики). Исследование может носить реферативный характер и выполняться путем изучения имеющихся литературных источников по теме задания. Выполненное индивидуальное задание излагается в отчете более подробно, чем остальные разделы с приложением необходимых графических и статистических материалов. В отчете описание хода выполнения общих задания осуществляется в I разделе, а индивидуальное задание описывается во II разделе, как научно-исследовательская работа. Индивидуальное задание носит проблемно-поисковый характер и соответствует проблематике направления подготовки студента.
Отметим, что в качестве индивидуальных заданий могут быть выбраны задачи по изучению потребительского спроса, электорального поведения, политических ориентаций, социальной напряженности и т.п.
В качестве индивидуальных направлений работы студентам предлагаются на выбор следующие задания:
- выявить феномен и особенности межличностных отношений в трудовой организации;
- провести социологический анализ влияния общественных перемен на уровень жизни молодежи (или другой социальной или политической проблемы);
- исследовать проблемы социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы формирования управленческих команд;
- осуществить анализ концепции внутрифирменного управления персоналом;
- изучить проблемы текучести кадров в реальной организации;
- разработать программу формирования имиджа организации;
- выявить особенности и феномены организационно-управленческого сознания современных руководителей (предпринимателей);
- разработать концепцию социально-психологической адаптации студентов или слушателей в вузе, новых работников в трудовом коллективе;
- рассмотреть социально-политическую обусловленность ценностных ориентаций тульской молодежи;
- проанализировать влияние личностных и половозрастных особенностей кандидата на его политический имидж;
- выявить и проанализировать социально-психологические особенности специалиста в области политического, организационно-управленческого или иного консультирования;
- охарактеризовать влияние СМИ на формирование политических взглядов отдельных категорий населения (например, молодежи);
- рассмотреть механизмы формирования и функционирования имиджа (имиджа руководителя организации, политического лидера);
- проанализировать типологию отдельных категорий избирателей;
- разработать основы PR-стратегии для избирательной кампании;
- разработать меры по улучшению имиджа органов власти (в частности, на основе применения современных социально-психологических технологий);
- проанализировать особенности деятельности избирательной комиссии в регионе;
- проанализировать технику политических переговоров;
- изучить процедуру соблюдения протокола и этикета в организации (учреждении);
- выявить особенности организации рабочего места работника;
- изучить основы организации работы с обращениями граждан;
- рассмотреть технологию работы с базами данных и компьютерными системами;
- осуществить анализ использования СМИ, рекламных материалов, каталогов, брошюр в деятельности органов власти, политических партий и лидеров;
- рассмотреть основные правила оформления документации: техника учета и хранения, контроль правильности оформления;
- изучить опыт организации и проведения избирательных кампаний, мероприятий по связям с общественностью;
- изучить систему мотивации и дисциплинарной ответственности работников органов власти;
- проанализировать опыт разрешения социально-политических проблем в регионе;
- исследовать систему распределения обязанностей и определения степени ответственности работников органов власти;
- изучить систему материального и морального стимулирования сотрудников политических партий и объединений, органов власти;
- проанализировать результаты политологических и социологических исследований;
- осуществить анализ публикаций в СМИ по политическим проблемам (например, проведение избирательной кампании и выборов, деятельности политических партий в регионе и т.п.);
- проанализировать взаимодействия различных отделов органов власти;
- изучить отраслевые и внутренние инструкции и распоряжения, связанные с различными аспектами деятельности управленца, политика и политолога;
- выявить текущие и перспективные потребности органов власти, политических партий и общественных организаций в рекламных материалах;
- выявить влияние общественно-политических сил в регионе, роли СМИ в создании их имиджа.
Могут быть предложены другие темы индивидуальных заданий, которые необходимо согласовать с руководителями практики от организации и вуза.
В результате проведенной работы студенты делают выводы о сущности, задачах и технологии (методологии и методиках) профессиональной деятельности социолога или политолога в рамках выбранного направления подготовки, осуществляют сбор эмпирического материала для выполнения курсовых работ.
Порядок ведения дневника
По окончании практики студент предоставляет руководителю практики дневник студента-практиканта (см. приложение 3), фиксирующий день, время, местопребывание, описание хода, содержания мероприятий, круг обсуждаемых и решаемых вопросов. Каждый студент, находящийся на практике, обязан вести дневник, который является одним из обязательных документов практиканта.
В первом разделе дневника «Задание по практике» перечисляются все виды общих заданий (см. раздел 5.1.) и индивидуальных заданий (см. 5.2. данного методического указания), которые должен выполнить студент в ходе практики
Во втором разделе «График прохождения практики» студент должен ежедневно кратко записывать в дневнике, что им сделано за день: описывать ход выполнения основных и индивидуальных заданий; процесс выполнения частных поручений; краткое содержание мероприятий, в которых практикант принял непосредственное участие.
В третьем разделе «Техника безопасности и правила внутреннего распорядка» фиксируются все виды инструктажа и даты их проведения. В случае отсутствия нарушений студентом техники безопасности в организации пункт 3.2. не заполняется.
В четвертом разделе «Лекции и экскурсии» студент описывает все виды лекций (в том числе установочная лекция в вузе, лекция по технике безопасности и др.) или экскурсий, которые посетил студент в рамках практики. Лекции и экскурсии могут быть организованы как руководителем практики от предприятия, так и руководителем практики от вуза. Пункт 4 заполняется при наличии данных мероприятий и посещении их студентом.
В пятом разделе «Научно-исследовательская работа, ее содержание и результат» описывается процесс выполнения индивидуального задания, результаты которого могут в дальнейшем использоваться при написании курсовых работ в вузе.
В шестом разделе студент делает содержательные выводы по выполнению основных заданий практики и дает оценку уровня организации ее на предприятии.
В седьмом разделе руководитель практики от предприятия дает характеристику студенту о ходе выполнения практики, ставит оценку за практику в дифференцированном виде из расчета 5 баллов, ставит печать организации. Также отзыв на студента-практиканта руководитель от предприятия представляет в учетной карточке (приложение 5), заверяя печатью организации.
Дневник заполняется практикантом аккуратно. Наличие дневника является необходимым условием определения оценки прохождения практики.
После завершения практики дневник вместе с отчетом должен быть представлен к защите.
6.2. Структура, содержание и правила оформления отчета
По результатам прохождения практики студентом разрабатывается и составляется отчет. Изложение должно быть содержательным, но кратким.
В отчете следует не просто констатировать существующее положение, а освещать как положительные, так и отрицательные стороны производства, исследуя причины имеющихся недостатков и указывая на пути их устранения. Отчет должен носить аналитический характер, то есть содержать обобщенные выводы об основных направлениях развития деятельности базового предприятия.
Работа по подбору материалов и составлению отчета должна проводиться в течение всего периода практики.
Для ознакомления с необходимыми материалами и документами организации и использования их в процессе подготовки отчета студент обязан обратиться за разрешением к руководству организации. Без разрешения пользоваться служебными документами организации запрещено.
Требования, предъявляемые к оформлению отчета:
- объем отчета составляет 15 – 20 страниц формата А4, шрифт Times New Roman, поля со всех сторон по 20 мм, шрифт 14, интервал 1,5;
- нумерацию страниц рекомендуется проводить сквозную; первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется;
- цифровой материал оформляется в виде таблиц.
Отчет о практике должен иметь следующую композицию:
- титульный лист (см. Приложение 2);
- план;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиографический список (в алфавитном порядке);
- приложения.
Введение включает: цель, место и время прохождения практики, описание практических задач и актуальность для процесса обучения рассматриваемых в отчете вопросов.
Основная часть состоит из двух (или трех) разделов.
Первый раздел содержит описание результатов выполнения общих заданий практики. Пример названия I раздела: «Описание деятельности социолога в Областном Комитете по молодежной политике Тульской области». Название каждого подпункта первого раздела соответствует формулировке вопроса общего задания по практике (см. пункт 5.1. метод. указания).
Второй раздел основной части отчета соответствует формулировке задания индивидуальной программы практики. Описание хода выполнения индивидуального задания излагается в отчете подробно с приложением необходимых графических и статистических материалов.
Третий раздел включается в отчет в том случае, если в ходе практики студент посетил экскурсии по направлению подготовки. В тексте раздела описывается место, цель, содержание экскурсии, краткая информация об организации, которую посетили, полученная от экскурсии польза.
Заключение содержит:
- общую характеристику результатов прохождения практики,
- рекомендации по совершенствованию деятельности изучаемого предприятия и предложения по организации труда;
- указание на затруднения, которые возникли при прохождении практики;
- описание навыков и умений, приобретенных за время практики;
- выводы о пользе практики, предложения студента с целью повышения эффективности организации практики.
Библиографический список и ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Приложения к отчету содержат:
- фотографии с мероприятий, на которых присутствовал студент во время прохождения практики;
- информационные материалы, подготовленные студентами во время прохождения практики;
- письма с места прохождения практики, отражающие качество работы студента в период практики (приветствуются при оценивании работы).
Все приложения нумеруются, в соответствующих местах отчета на них дается ссылка. К отчету желательно приложить буклеты предприятия, копии инструкций, отчетов и других документов, которые позволят сделать отчет по практике более содержательным и информативным.
Учетная карточка (приложение 5)– это документ, который подтверждает вашу работу на данном предприятии в качестве практиканта. В нее ставятся отметки о прибытии и убытии. Руководитель практики от предприятия заполняет разделы «Уровень профессиональной подготовки», «Краткие сведения о выполненном задании» и «Недостатки и замечания», «Предложения университету». Учетную карточку студент вкладывает в отчет после титульного листа.
Для подготовки к защите отчета студент готовит диск с презентацией, который вкладывается в конверт, приклеенный на последней обложке отчета.
Отчет и дневник сдаются студентом руководителю практики в вуз в течение 2-х дней до дня завершения практики. Оформленный отчет проверяется и подписывается руководителем практики от кафедры социологии и политологии.
Порядок защиты отчета
На защиту необходимо представить:
- Дневник с подписями руководителей практик от вуза и предприятия, а также подписью практиканта;
- Отзыв от предприятия (в 7 разделе дневника) с подписью руководителя практики от предприятия и печатью организации;
- Отчет по практике с подписями руководителей практик от вуза и предприятия, а также подписью практиканта;
- Учетная карточка с отметками о прибытии и убытии (с подписями и печатями) и характеристикой студента по месту прохождения практики с подписью и печатью;
- Диск с презентацией защиты практики;
- Проекты, копии документов, составленных практикантом, согласно перечню, указанному в программе практики. Все документы должны быть подшиты в папку и пронумерованы.
Защита отчета по практике – вид проверочного испытания, который представляет собой устный публичный отчет обучающегося перед комиссией о результатах выполнения практики.
Защита отчета осуществляется в течение недели после завершения практики. Во время защиты студент должен ответить на вопросы, поставленные руководителем практики от кафедры.
Критериями оценки результатов прохождения практики студентом являются: мнение руководителя практики от организации об уровне подготовленности студента, инициативности в работе и дисциплинированности; степень выполнения программы практики и индивидуального задания; качество представленных студентом отчетных материалов; уровень знаний, показанный при защите отчета о прохождении практики.
Аттестация по итогам практики проводится в форме дифференцированного зачета. Распределение баллов при оценке отдельных видов работ происходит следующим образом:
№ п/п | Виды оценок | Наименование учебного мероприятия | Максимальное кол-во баллов за мероприятие |
Отзыв руководителя практики о работе обучающегося вовремя учебной практики | Оценка с места прохождения практики | 5 | |
Своевременность предоставления отчетных документов | 5 | ||
Оформление дневника | 20 | ||
Отчет по учебнойпрактике (количество, качество, анализ и систематизация собранного материала) | Оформление отчета | 30 | |
Защита отчета по учебной практике | 20 | ||
Качество доклада при защите отчета по практике | Презентация к отчету | 10 | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет |
Студентам, не выполнившим программу практики по уважительным причинам предоставляется индивидуальный график прохождения практики. Студенты, не выполнившие программу практики по неуважительным причинам могут быть отчислены из ТулГУ, как имеющие академическую задолженность. Студенты, не защитившие отчет по практике, имеют возможность защитить его повторно в период двух дополнительных сессий в течение года.
Приложение 1
|
Заведующей сектором практики
учебно-методического совета ТулГУ
Егоровой Ю.И.
«_______________________» согласна принять на практику по получению первичных профессиональных умений и навыков в
____________________________________________________________________
название организации
студента 1 курса кафедры социологии и политологии ТулГУ Иванова Дениса Петровича, обучающегося по направлению «Политология» (или «Социология»), в период с 15 февраля по 22 апреля 2016 г.
Дата
Начальник отдела кадров (печать, подпись) Петров И.И.
Приложение 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
ОТЧЕТ
по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков
база практики ___________________________________________________
(город, организация)
время практики с « 20 » февраля 2017 г. по « 28 » апреля 2017 г.
Студент гр. 820161 _____________________________________ Иванов Д.П.
Руководитель практики
от ТулГУ___________________________ канд. пед. наук, доцент Гурова И.Г.
Руководитель практики
от организации______________________ ______________________________
подпись должность, фамилия, имя, отчество
Тула 2017
Приложение 3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
ДНЕВНИК
по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков
студента_____ курса, группы__________ направления_________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
База практики ________________________________________________________
(город, организация)
Срок практики с 20 февраля 2017 г. по 28 апреля 2017 г.
Студент гр. 820161 _____________________________________ Иванов Д.П.
подпись
Руководитель практики
от ТулГУ___________________________ канд. пед. наук, доцент Гурова И.Г.
Руководитель практики
от организации______________________ ______________________________
подпись должность, фамилия, имя, отчество
Тула 2017
1. ЗАДАНИЕ ПО ПРАКТИКЕ
№ | Краткое содержание заданий | Отметка о выполнении |
Руководитель практики
от ТулГУ __________________________________________ (канд. пед. наук, доц. И.Г.Гурова)
2. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№№ пп | Отдел, подразделение | Наименование работ | Начало | Конец | Отметка о выполнении |
3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНО