Регулирование рекламы отдельных видов товаров
В российском законодательстве особое внимание уделяется регулированию рекламы товаров следующих категорий:
· алкогольная продукция;
· пиво и напитки, изготовленные на его основе;
· табак, табачные изделия и курительные принадлежности;
· лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения;
· биологически активные добавки, пищевые добавки, продукты детского питания;
· продукция военного назначения и оружие.
Алкогольная продукция. Российский законодатель требует от рекламистов обязательного предупреждения о вреде употребления алкоголя. Он запрещает размещать рекламу алкоголя на телевидении и на радио, в детских, образовательных учреждениях, в театрах, цирках, музеях и т.д.
Общая же тенденция в рекламе алкоголя такова: законодательство ужесточается, что побуждает рекламистов отказываться от поиска лазеек в законодательстве и понуждает к поиску новых креативных решений в этом направлении.
Пиво и напитки, изготовленные на его основе.В последние годы произошли изменения в отношении временного промежутка, в течение которого не допускается распространение рекламы пива в радиопрограммах. Согласно «закону о рекламе», реклама пива не должна распространяться в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени. К тому же она не должна осуждать воздержание от употребления пива, содержать утверждение, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе безвредны или полезны для здоровья, содержать упоминание о том, что их употребление является одним из способов утоления жажды. Интересно, что в рекламе пива запрещено использовать образы животных и людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Заметим, что зарубежные рекламисты считают последний запрет явно излишним и неэффективным.
Интересный факт
Бывший мэр Москвы Ю.М. Лужков был неравнодушен к пенному напитку. Во время одного из фестивалей пива, проводимых ежегодно в столице, он призвал «лечить алкоголизм пивом».
В 2011 г. президент России Д.А. Медведев подписал «антиалкогольный» закон, который фактически приравнял пиво к алкоголю и запретил его продажу в ларьках и палатках. Закон приравнивает к алкоголю все напитки с содержанием спирта выше 0,5 %, кроме продуктов, внесенных в правительственный список (таких, как кефир и квас) и дает властям право устанавливать запреты на розничную продажу алкоголя.
Для пива и напитков на его основе запрет будет применяться с 1 января 2013 г. С этой же даты запрещается розничная продажа пива в киосках и павильонах, а также на остановках городского транспорта, рынках, вокзалах, автозаправках и в аэропортах.
Продавать пиво и алкоголь крепостью до 16,5 % смогут только магазины, а также кафе, рестораны и бары. При этом ночью алкоголь можно будет приобрести только в точках общепита. Лицензирование производства и оборота пива, которое обсуждалось в течение первой половины 2011 г., пока введено в России не будет. Однако законопроект приведет к запрету на рекламу пива на телевидении, радио и в наружной рекламе.
Табак, табачные изделия и курительные принадлежности. Обратим внимание, что под термином «табачные изделия» следует понимать изделия для курения, жевания и нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорку. Когда речь идет о курительных принадлежностях, то к ним относят трубки, кальяны, сигаретную бумагу и зажигалки.
Лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения. Интересно, что законодатель воздержался от специального регулирования рекламы услуг магов, колдунов, волшебников и разного рода экстрасенсов. Объясняется это тем, что данные виды деятельности официально не считаются медицинскими услугами. Сглаз, порча, проклятие безбрачия и т.п. – не болезни. Следовательно, их лечить нельзя, а можно только «снимать порчу». К тому же многие целители не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Учитывая какую популярность приобрела в последние годы деятельность экстрасенсов и других представителей так называемых паранаук и многочисленные телеперадачи, рекламирующие их деятельность социологи выражают обеспокоенность этим явлением.
Биологически активные добавки (БАД), пищевые добавки, продукты детского питания. Российский законодатель запрещает создавать в рекламе иллюзию того, что БАДы имеют медицинский эффект, так как приводимые факты проверить трудно, а порой и невозможно. Уходит в прошлое особый стиль подачи рекламной информации о БАДах, в котором использовались длинные перечни самых различных заболеваний, успешно «излечиваемых» той или иной добавкой, акценты на проверенную веками «народную мудрость», утверждение безвредности, эксплуатации веры человека в «чудесное исцеление», истории с якобы «реально излечившимися людьми».
Реклама продукции военного назначения и оружия разрешается только в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонировании такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия. По радио и телевидению эта реклама должна идти только во временной промежуток с 22 до 7 часов местного времени.
Также обратим внимание на тот факт, что российский законодатель регулирует не только рекламу вышеперечисленных категорий товаров, но и некоторые другие сферы деятельности: финансовые услуги, основанные на риски игры и пари.