Общество как объективная реальность

Институционализация

Каждое часто повторяющееся действие становится моделью поведения. Бергер и Лукман называли это явление возникновением привычки. “Институционализация имеет место, поскольку привычные действия взаимно типизируются типичными деятелями”. Институты осуществляют контроль над действиями людей. Институционализация делает человеческие действия взаимно предусматриваемыми. Происходит психическая разгрузка. Рутина облегчает совместную жизнь людей. В повседневной жизни люди полагаются на институционализированный мир. Влияние институтов основывается на их общественном признании в качестве “непрерывного” решения “непрерывных проблем”.

Легитимация

Институционализация социального мира обнаруживается только когда не все члены общества обладают одинаковым социальным опытом. Общество постоянно находится в такой ситуации, так как в нем происходит смена поколений. Поэтому каждое общество вырабатывает способы легитимации социальной реальности. Бергер и Лукман выделяют 4 уровня легитимации социальной реальности.

Первичное знание

Ссылки на очевидность, на “то, что известно всем” о социальном мире - это совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное...”

Теоретические постулаты в рудиментарной форме

Прагматичные схемы конкретных действий: пословицы, нравственные императивы, народная мудрость, сказки, легенды, часто передаваемые в поэтической форме.

Явные теории легитимации

Относятся к “институциональным секторам” социального действия и представляют собой “дифференцированную систему знания”. Из разработка часто поручается “специальному персоналу, который передает их с помощью формализованных структур посвящения”.

Символические универсумы смысла

Упорядочивает социальную реальность, интегрирует все ее части. Например: «социальная рыночная экономика», «реально существующий социализм», “христианская западноевропейская культура”, «гражданское общество». Модные обоснования в форме “постсовременности” или “рациональности”, которые выступают с претензией на всеобъемлющее объяснение всего и вся.

Социальный порядок

Социальный порядок возникает путем институционализации способов поведения. Он обусловлен передачей обязательных знаний в процессе социализации, которые закрепляются повседневными социальными взаимодействиями.

Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 44.

41. Основные понятия и теоретические положения феноменологической социологии (по работе Шюца "Структура повседневного мышления").

Основы феноменологической социологии в творчества А. Шюца

Феноменология и жизненный мир

Шюц основывает свою социологию на феноменологии Э. Гуссерля, согласно которой познающий субъект является первоосновой всякого объективного смыслополагания. К социальному опыту людей относится жизнь в общем, само собой разумеющемся мире. Такой мир называется жизненным миром. Он является простой данностью. Люди обладают по отношению к нему естественной установкой. Жизненный мир является несомненной реальностью. Основной вопрос феноменологии заключается в способах вхождения людей в такую реальность.

Конституирование и конструирование жизненного мира

Феноменологическая социология показывает, как сознание конституируетжизненный мир, а следовательно и как его конструирует человек. Мир конституируется путем накопления человеком переживаний. Такие отложения уже создают первичный порядок мира, не осознаваемый в повседневной жизни. Лишь когда возникает новая ситуация, в которой вспоминается первичное переживание, можно говорить об опыте, о сознании. Прежний опыт сравнивается с новым опытом. Сравнение позволяет приписать опыту смысл. Смысл позволяет использовать опыт в будущем. Ожидание относительно будущего действия называется, по терминологии Шюца, проектом.

Структуры жизненного мира

В сочинении “Структуры жизненного мира” (1975) дается обобщенное описание жизни человека в мире повседневности, в котором господствует естественная установка. Далее показывается, как человек накапливает социальный опыт и как типичные аспекты опыта превращаются в его запас знаний. Благодаря личному запасу знаний человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части всего сообщества наряду с другими людьми. Мир повседневности является наличным бытием уже перед выходом человека на социальную сцену. Он является объективным, в нем уже имеется знание, которое собрано предшествующими поколениями. Человек не может не считаться с этим знанием. Тем самым действительность задает человеку пределы мышления и действия.

Жизненный мир ― мир естественной установки

Жизненный мир повседневности представляет собой область действительности, в которой человеку гарантирование взаимопонимание с другими на основе естественной установки. Существуют другие области действительности, которые человек не разделяет с другими. В противоположность этому мир повседневности является самоочевидной данностью. Установка человека по отношению к нему определяется прагматическим мотивом, то есть человек должен и желает действовать в нем.

Типизации

Опыт, накапливаемый в запасе знания, является типичным. Типизация представляет собой процесс создания смысловых связей. В основе типизации также лежит прагматический мотив. В запасе знаний человека накапливается не только его собственное знание, но и опыт других людей. Типизации, которые отвлекаются от субъективного и непосредственного опыта, то есть являются в некоторой степени анонимными, приобретают объективный характер. Языкпредставляет собой одну из форм конденсации типичных результатов опыта. Благодаря общему языку мы полагаем, что наши типизации соответствуют типизациям других людей, по меньшей мере, до того, пока мы не столкнемся с противоположным фактом.

Идеализации

Человек непрерывно интерпретирует жизненный мир, даже когда он не предается длительным размышлениям. Каждое истолкование жизненного мира основано на безусловном доверии его действительности. “Я верю, что мир, который я знаю, останется прежним” (Шюц). Такую идеализацию Шюц называет вслед за Гуссерлем идеализацией “И-так-далее”. Термин показывает, что человек исходит из само собой разумеющего убеждения о том, что ситуация, которую он переживает, в своей типической основе сохраниться в будущем. Из такой идеализации следует другая идеализация, согласно которой успешное действие можно повторить в будущем. Ее Шюц обозначил термином “Я-могу-это-снова.”

Наши рекомендации