Основы теории социального поведения
Место теории поведения в социологии
Идея в том, что надо изучать не сознание, а поведение. Сознание субъектвно и его не возможно обобщить, человек может наврать да и сам себя по-идее не знает. Полагают, что методы социологии не отличаются от методов естественных наук, например, физики. Хотя их объекты — общество и социальное поведение отличаются от объектов физического мира, но их поведение подчиняется общим законам. Задача социологии, подробна задаче физики — поиск общих законов социального поведения. Для теоретиков поведения, как и для физиков, важнейшее значение имеет дедуктивно-номологическая модель объяснения.
Теоретические источники социологии поведения
· Философия эмпиризма Ф. Бекона
· Социальная философия Т. Гоббса (применение "геометрического" метода к исследованию поведения и выдвижение схемы "стимул - реакция")
· Философия морали Д. Юма и А. Смита, в которой обосновывается инструментальная роль разума в поведении.
· Бихевиоризм 20 века
· Философия позитивизма и американский прагматизм
· Русская школа физиологии
Виды научения и гипотезы теоретико-поведенческой социологии
Классическое условное научение
Классическое научение основано на том, что нейтральный стимул соединяется с безусловным, вызывает определенную реакцию и приобретает характер условного стимула. Модель классического условного научения исследована русским академиком И. П. Павловым (1849-1936), является общепризнанной, не вызывает полемики. Однако эта модель не объясняет процесса селекции поведения.
Инструментальное (операндное) условное научение
Американский социолог Э. Торндайк (1874-1949) обнаружил роль случайных реакций в формировании поведения. Случайные реакции, которые поощрялась средой (такое поощрение принято называть усилителем или операндом), закреплялись в поведении, входили в социальный опыт по закону «проб и ошибок». Центральной идей Торндайка является «закон успеха» ― зависимость упрочения реакции от ее последующего поощрения или наказания. Идеи и работы Торндайка составляют основу бихевиоризма как общей науки о поведении.
Модель объясняет появление новых образцов поведения через комбинацию случайных реакций, их поощрения или наказания со стороны окружающей среды. Так как усиливаются лишь определенные образцы поведения, инструментальное научение означает селекцию поведения.
Модельное научение (или имитационное научение)
Модельное научение (имитация) состоит в наблюдении и имитации поведение другого, особенно его сложных форм. Иными словами, для формирования поведения человека имеет большое практическое значение конкретный окружающий мир человека, который он усваивает вместе с реально практикуемыми в нем поведенческими комплексами. Теория модельного научения имеет большое значение для исследования социализации.
Когнитивное научение
Теория когнитивного научения восходит к трудом и экспериментам швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896-180). Пиаже разработал модель «эквилибристик» активного индивида, с его «внутренних условий» и внешними воздействиями окружающей среды, которые индивид впитывает, как губка, переходя от одной стадии развития поведения к другой. Переход от одной стадии развития ребенка к другой осуществляется благодаря указанной «эквилибристике», суть которой состоит в четырех принципах:
1. качественные различия стадий. Пока не исчерпан потенциал одной стадии развития. Перехода к другой стадии не происходит.
2. Инвариантность последовательности стадий, то есть нельзя ни пропустить, ни перескочить какую-либо стадию развития.
3. Структурная целостность стадий, т. е. каждая из них представляет собой фундаментальную организацию мышления, важную для всех аспектов отношения индивида к окружающей среде.
4. Иерархическая интеграция. Социальный опыт, приобретенный на предшествующих стадиях, включается в структуру последующих.
На основе этих принципов когнитивного научения Пиаже создал широко известную теорию 4-х стадий развития логического мышления ребенка (сенсомоторная, преоперациональная, стадия конкретного оперирования, стадия формального оперирования).
Значение принципов когнитивного мышления Пиаже выходя далеко за пределы изучения развития логического мышления. Они нашли применение в изучении способности усвоения ролей, нравственного развития (Кольберг), социального понимания, религиозного сознания, половой социализации ― то есть в широком спектре изучения проблем социального поведения.