Функционирование диспозиционной системы

Поведение человека зависит от потребностей, условий ситуации и диспозиций. В нем можно различать несколько иерархических уровней.

1. Первый уровень — поведенческие акты, то есть реакции на актуальную предметную ситуацию, меняющиеся стимулы окружающей среды. Они адекватны с точки зрения психофизических потребностей в данный момент.

2. Второй уровень — поступки. Это привычные действия, складывающиеся из ряда поведенческих актов. Поступок обеспечивает соответствие между ситуацией и социальной потребностью человека. Ряд поступков образует стиль поведения в определенной сфере деятельности человека.

3. Третий уровень — целостное поведение человека в различных сферах деятельности, которое соответствует жизненному плану, направленному на достижение жизненных целей.

Диспозиционная система регулирует поведение личности на всех уровнях. В каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций.

· Высшие диспозиции личности задают общую направленность социального поведения

· Средний уровень (социально фиксированные установки — аттитюды) регулируют поведение в социальных группах. На этом уровне формируются поведенческие планы и программы.

· Низший уровень обеспечивают регуляцию поведения в простейших ситуациях.

· Высшие диспозиционные образования зависят скорее от общих социальных условий, низшие — от конкретных условий ситуации.

Перед поведенческим актом вся диспозиционная структура приходит в состояние готовности, образует актуальную диспозицию. Ведущую роль в ней играют те уровни иерархии и конкретные диспозиции, которые соответствуют определенным потребностям и условиям ситуации. Здесь большую роль играют накопленные человеком знания, его социальный опыт

В нормальных условиях поведение является рациональным и формируется во взаимодействии всех компонентов диспозиционной структуры. В ситуациях паники, депрессии, стресса, гнева установочная регуляция разрушается, теряет целесообразность, поведение носит аффективный характер.

17. "Логические" и "нелогические" действия в социологической теории В. Парето.

Основанием различения логических и нелогических действий для Парето служит соотношение в них средств и целей как в субъективном, так и в объективном аспекте. <Существуют действия, которые представляют собой средства, соответствующие цели, и которые логически соединяются с этой целью. Существуют и другие действия, у которых этот признак отсутствует. Эти два класса действий весьма различаются в зависимости от того, рассматриваем ли мы их в объективном или субъективном аспекте. В последнем аспекте почти все человеческие действия относятся к первому классу. Для греческих моряков жертвоприношения Посейдону и гребля были одинаково логическими средствам мореплавания>.

Но субъективного аспекта недостаточно для понимания указанного различия; главное значение имеют объективные критерии. Как же их обнаружить? Парето отвечает: <...Мы будем называть <логическими действиями> операции, которые логически соединены со своей целью не только по отношению к субъекту, выполняющему эти операции, но и для тех, кто обладает более широкими познаниями; т. е. действия, имеющие субъективно и объективно смысл, указанный выше. Другие действия будут называться "нелогическими", что не означает "противоречащие логике">.

Область логических действий - это главным образом естественные науки, технология, некоторые военные, политические, юридические действия и экономика.

Вообще логические действия довольно редки; в социальной жизни доминируют нелогические действия. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические - на чувстве. Последние, однако, в отличие от чисто инстинктивных действий человека, также включают в себя рассуждение. Его роль в нелогических действиях состоит в <логизации>, т. е. в рационализации этих действий: ведь люди склонны представлять свои нелогические действия в качестве логических. Этой цели служат многообразные метафизические, религиозные, моральные, политические, а также псевдонаучные теории. Распространение этих теорий совершенно не зависит от их обоснованности и логической ценности, так как они основаны не на разуме, а на чувстве.

<Чувства> играют чрезвычайно важную роль в социологической системе Парето .С его точки зрения, они составляют глубинную основу человеческих действий. Наряду с такими понятиями, как <инстинкты>, <интересы>7, <аппетиты>, <вкусы>, они выражают то огромное значение, которое он придает иррациональным сторонам человеческой природы.

Понятие <чувства> он интерпретирует очень широко, включая в него, по существу, и мнения, установки, стереотипы, предрассудки и т.п.

Но, будучи глубинным фактором поведения, чувства сами по себе неуловимы. Логико-экспериментальная социология может их постигнуть только через определенные внешние проявления. Средством постижения этих чувств служит разработанная Парето теория <осадков> и <производных>.

Наши рекомендации