Эксплуатация человека человеком

Социальная жизнь

Социальная жизнь – это сложное явление, представляющее собой организованную, упорядоченную систему действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом; функционирование социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, а также контроля. Основными элементами социальной жизни, таким образом, ее своеобразным скелетом являются социальное действие, социальное взаимодействие, соц институты, группы, организации, а также соц общности.

Социальное действие – действие, направленное на другого человека и связанное с ожиданием ответной реакции. Основной теоретик – М. Вебер. Не всякое человеческое действие социально. Типология действий: целерациональные, ценностно-рациональные они социальны, поскольку в первом случае есть четкое осознание цели и средств действия, а во втором действие самоценно для субъекта, оно совершается на основе убеждений действующего.

Социальное взаимодействие – сис-ма взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. То есть это ожидание ожидания ответной реакции, совокупность социальных действий. Виды: солидарные и антагонистические, кратковременные и долговременные; организованные (семья) и неорганизованные (толпа), непосредственные и опосредованные. Спорный вопрос: 2 человека – социальное взаимодействие или еще нет?

Соц институты – относительно устойчивые типы и формы социальной дея-сти и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся внутренней структурой, интегрированностью всех своих элементов, многообразием и динамичностью своих функций. Обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в обществе в целом. Выделяют пять основных социальных институтов: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, институт религии. Универсальные фун-и социальных институтов: социализация, закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную. Специфические: рождение новых поколений, добывание средств существования, наведение порядка в обществе, открытие и передача новых знаний. Фун-и бывают явными и латентными. Латентные – скрытые. Пример: институт образования – явная (передача знаний) и латентная (социальное расслоение). Последствия дея-сти явных функций являются намеренными и осознаются.

Социальная группа – одна из основных форм социального взаимодействия людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Большие и малые, первичные и вторичные (по хар-ру взаимодействия), формальные и неформальные (по способу организации и регулирования взаимодействия).

Социальная организация – целевая общность людей. Или сложная взаимосвязанная иерархически социальная сис-ма (крупная вторичная социальная группа), образуемая для достижения определенных целей. Гос-во – институт и организация. Признаки организации: цель, распределение членов по статусам и ролям, разделение труда, построение по вертикальному (иерархическому) признаку с выделением управляющей и управляемой подсистем, наличие специфических средств регулирования.

Социальная общность – форма социального взаимодействия людей, реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения, действия. Это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами, условиями и образом жизни, сознанием, социальными нормами, ценностями и интересами. Разновидности: групповые (классы, слои, социально-демографические, профессиональные) и массовые (зрительские аудитории, совокупности любительских объединений, фанаты). Также выделяют: а) социально-родственные (семья, род, племя); б) этнические; в) совокупности людей, являющиеся членами определенных организаций.

Вида ценностей

В.И. Кирилловым выделяются такие их группы:

-по содержанию – экономические, политические, соц и духовные ценности;

-по субъекту – субъективно-личностные ценности (ценности, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида); надындивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры);

-по их роли в жизни человека: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные;

Проблема достоверности

— это то же самое, что и проблема познаваемости, проблема истинности знания. Именно получение достоверного знания является целью научного исследования, идеалом научной дея-сти. Проблема достоверности (познаваемости, истинности) знания относится к кругу проблем так называемой эпистемологии. Последняя означает, как отмечалось ранее, "учение об истинном, подлинном знании" и выступает как теория познания, или гносеология.

4. Гражданское о́бщество

— это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. ГО - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы дея-сти.

К числу таких функций относятся:

- ограничение власти чиновников;

- контроль за соблюдением прав;

-обеспечение более высокого уровня демократии;

- правовое воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей;

- вовлечение различных общественных групп и движений в политический процесс, повышение их активности в защите общественных интересов;

- обеспечение гласности и плюрализма путем информирования общественности, последовательности в проведении экономических и политических реформ.

5. Девиа́нтное поведе́ние

- совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при ослаблении нормативного контроля. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Категории Соц.

Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие "социальное", кот вкл такие понятия, как "соц сис-ма, структура, институт, организация, группа, соц действие, соц поведение" и др. Каждое из них предполагает выделение целого ряда других, менее общих категорий. Так, категория "соц группа" сопряжена с более частными понятиями, как "класс, соц слой, народ, семья" и др., а категория "соц действие" - с понятиями "соц интерес, цель, соц норма, ценность" и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия "соц равенство/ неравенство), соц несправедливость, свобода" и др.

Если категории социологии отражают стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.

Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям.

По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, соц сис-мы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества.

По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические (выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений) и статистические (отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют соц явления в целом, а не конкретные их проявления).

Классы и страты.

Общество в своей социальной структуре делиться на классы и страты. Классовую теорию выдвинул К.Маркс, кот определил что класс – это большая соц группа, кот. отделяется одна от др на основании такого экономического признака, как собственность, наследство, производство.

Существуют 3 класса: Рабочий(самый большой; только он работает), Средний (те, кот осуществляют умственную/творческую дея-сть) и Элита (те, кто владеют средствами производства).

Страта – большая соц группа, кот отличается своей однородностью по какому-либо признаку и, практически, не возможным переходом из одной страты в другую. Для этого существует 4 элемента – образование, доход, власть, престижь

Малая группа

Выделяются большие, средние и малые соц группы. В большие (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это соц слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к соц группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К ср. соц группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

В них не меньше 2 человек, не больше 25 членами.

Малая групп – немногочисленная по составу общность людей, члены кот объединены едино дея-стью, интересами и находятся друг с другом в непосредственном личном общении.

Личный контакт участников – обязательный атрибут малых групп.

Классификация:- по принципу формальности: а) формальные; б) неформальные;

- по размеру: а) диада (2 человека); б) триада (3 человека); в) малая группа (до 30 человек); г) большая группа (более 30 человек);

- по длительности существования: а) временные; б) постоянные;

- по регулярности и частоте взаимодействия: а) первичные; б) вторичные;

- по степени сплоченности: а) группа; б) команда;

- по ведущей дея-сти: а) учебные; б) спортивные; в) семейные; г) управленческие; д) производственные и т. д.;

-по факту существования: а) номинальные; б) реальные;

-по признаку цели: а) целевые; б) функциональные; в) по интересам; г) дружеские; д) референтные (носители образцов поведения).

13. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

Различают:

1) внешний анализ документов, при кот изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе кот изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о кот сообщает документ.

Метод опроса «интервью»

Интервью – это целенаправленная беседа, как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных; способ получения инфы с помощью устного опроса.

В интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.

По цели исследования интервью бывает ретроспективным (когда проблема в её прошлом состоянии), интроспективным (исследование текущего момента), прожективным – дальнейшее развитие того или иного объекта.

Характерная черта – доверительная обстановка. По ходу беседы учёный меняет порядок вопросов, в зависимости от сказанного задаёт новые. Выясняет подробности. Которые раньше мог и не знать.

Метод наблюдения

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования. Всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.

Объектом наблюдения выступает не сам объект, а его взаимоотношение с другими объектами.

Наблюдение может быть как скрытым так и явным, а так же вкл. и не вкл.

Если социолог изучает поведение со стороны (регистрируют все типы действий, реакции, формы общения), то это не вкл наблюдение. Если он встал в их ряды, то это вкл наблюдение.

Методы пізнання

В социологии метод –способ построения и обоснования соц знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпир и теорет познания соц реальности. Можно выделить 3 уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.). Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

19. Методы соц исследований –

При сборе социологических данных используют 4 основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

Опрос (анкетирование и интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный);

Наблюдение (не включенное и включенное);

Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - В результате получаем усреднённую картину реальности. В социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Социолог получая статистическую инфу, выявляет соц типы личности.

Анкета – размноженный документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов, кот рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой называется то, что обращено к множеству людей, кот опрашивают стандартным образом. Опрашиваемый обязан сам заполнить анкету.

Анкетирование может быть:

почтовое;

прессовое;

групповое.

Эмиграция и миграция

20)Миграция населения - перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Представляет собой самостоятельное решение лица/ семьи.

Причины: война, голод, репрессии полит, этнические конфликты, катастрофы, образование, профессия,, трудности в самореализации…

Миграция бывает

Внутренняя

Внешняя

эмиграция на постоянное место жительства

Временная (возвратная)

долгосрочная (ООН,Россия > 6 месяцев)

кочевничество и паломничество

вынужденная (по независимым от субъекта причинам, въезд обратно под вопросом)

обратная (по своей инициативе или инициативе гос-ва).

Эмигра́ция - переселение из одной страны в др по каким-либо обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из кот эмигрируют.

Антоним эмиграции — иммиграция, то есть приезд в страну на постоянное место жительства.

21. Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, кот характеризуют человеческое сообщество страны. Создателем нац культуры выступает образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники. НК вкл себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами.

Личность

Личность- социальное свойство индивида, устойчивая целостность социально-типических и индивидуальных качеств, образовавшихся в результате его взаимодействия с обществом, социальными группами, институтами.

Под «Л» понимают: 1) индивида как субъекта отношений и сознательной дея-сти; 2) устойчивую сис-му социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Атрибуты личности

Воля ( способность чела управлять своим поведением, направлять силы на достижение поставленных целей)

Свобода(наличие возможности выбора варианта исхода события)

Разум

Чувства (отражают субъективное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Элементы структуры личности:

1. Социальный статус. Этот элемент по преимуществу свзяан с объектинвыми условиями существования личнсоти.

2. Самосознание, личностно «Я» (ядро личности). Этот элемент фикисрует субъектинвый внутренний мир человека, но имеет ярко выраженный социалогический аспект изучения.

3. Направленность поведения и детяельности личности. Этот элемент представляет собой определенный резултатт взаимодействия объективного статутса личнсоит и ее представлений о смамйо себе и социуме.

Компоненты личности

· Характер

· Способности

· Мотивация

Идивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)

Социальная стратификация

Социальная стратификация – сис-ма признаков и критериев соц расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; описание соц неравенства, его деления на соц слои по доходам, наличию/ отсутствию привилегий, образу жизни.

Различают "одномерную с", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую с", определяемую совокупностью признаков.

Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил 3 группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой дея-сти;

3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:

-права и привилегии

-обязанности и ответственность

-социальное богатство и нужда

-власть и влияние

Социология права.

Социология права — отрасль социологии изучающая взаимодействии института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также роль в обществе

Предмет СП и предмет правоведения соприкасаются, но имеют разные подходы к изучению правовых отношений. Правовую науку интересует правовая форма общественных отношений, а социологию - соц фун-ии этих отношений.

В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.

Кроме исследований правотворческой дея-сти, СП изучает социальные аспекты правоприменительной дея-сти. Одной из важных задач исследования правоприменительной дея-сти, является выявление и определение эффективности соц фун-ий права.

26) Социальный интерес - элемент мотивационно-потребностной сферы. Автор А. Адлер. По его представлениям, СИ выступает основой интеграции (объединение) в обществе и устранения чувства неполноценности.

СИ можно рассматривать как внутреннюю побудительную причину, направляющую дея-сть субъекта на удовлетворение потребности. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством объективного включения субъекта в общественные отношения.

СИ содержит след элементы: потребность и осознание субъектом необходимости ее удовлетворения, общественные условия жизни и выбор конкретных практических действий, позволяющий субъекту реализовать потребность.

Интересы можно классифицировать по следу группам:
- в зависимости от социальной структуры: индивидуальные, групповые, классовые, общенациональные;

- от сфер общественной жизни - экономические, политические, духовные;
- от отражения - реальные, абстрактные, мнимые, стихийные и осознанные;
- от тенденций общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные.

Культура и ее структура

Культура - обл человеческой дея-сти, связанная с самовыражением чела, проявлением его субъектности (хар-ра, навыков, умения, знаний); созданное и полученное в наследство мат и духовное богатство, кот служит дальнейшему развитию, приумножению творческих возможностей, способностей личности и общества – служит социальному, полит и эконом прогрессу.

К везде. Понятие К вкл в себя религию, мораль, язык, науку, искусство, мифологию, политику, правовое сознание.

Всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана с творчеством чела, повседневной практикой, жизнью. Культура является основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий.

Структура вкл: мат и духовная. Духовная отрасль – основа существования культуры. В структуре можна выделить 2 уровня – личный и общественный (чел и общество). На личном в структуру входят знания, убеждения, мировоззрение.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

Программа соц исследования

Программа соц исследования - это научный док, в кот содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования соц объекта. ПСИ - теория и методология конкретного исследования отдельного объекта или явления.

Каждое соц. исслед. Начинается с выяснения намерений и цели заказчика, уточнением темы, определением терминов и затрат. После этого начинается исследовательская дея-сть, кот начинается с ПСИ.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Потребность

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, кот выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Чел декодирует ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, кот требуют квалификации для их декодировании (потребность в витаминах осознается лишь при наличии мед эрудиции).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Чел имеет 2 группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, природная потребность в воде; общество сформировало в людях чувство брезгливости и возникает осознанная потребность в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Они лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные СП фиксируются в таких суждениях: «автомобиль не соответствует моему положению» и т.д. (статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату).

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды дея-сти требуют переработки большого количества инфы, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди кот сейчас ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер.

Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьтеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней. Так, если индивид попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

Различают потребности: материальные, духовные, эстетические, физические, естественные, групповые, индивидуальные.

Интеграция

2 типа социализации: адаптацию и интеграцию.

Адаптация – тип социализации, когда человека приспосабливают к социальной реальности.

Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания.

Интеграция Личности" (ИЛ), очень простой и действенный процесс эмоционального, умственного и духовного прояснения. "Прояснение" может быть определено как повышение осознания и способностей. Состояние, при котором что-либо рассматривается в точности так, КАК оно ЕСТЬ, само по себе, является фундаментальным исцеляющим процессом.

Каждый процесс, направленный на разрядку или на уменьшение последствий травмы, просто-напросто является процессом, где Искатель (клиент, пациент) рассматривает "как-есть" что-либо. В этом смысле существует только один терапевтический процесс.

Чем больше процесс, который Вы используете, ограничивает широту обзора Искателя, тем более ограничен этот процесс, и, следовательно, тем скорее Вы должны найти новый процесс. ИЛ представляется базовым сверхпроцессом или фундаментом, кот лежит в основе ВСЕХ действенных методов психотерапии и самосовершенствования

Прогресс и регресс общества

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.

Социальная мобильность

- это изменение индивидом или группой позиции в соц пространстве.

• Вертикальная мобильность — перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.
• Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (повышение в должности).
• Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (разжалование).

• Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
• Географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (туризм).
• Миграция — перемещение из одного места в другое с переменой статуса (чел переселился в город и поменял профессию).

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение соц статуса у различных поколений .

Внутрипоколенная мобильность — изменение статуса в рамках одного поколения (токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода).

Открытое общество

Открытое общество — общество с динамической соц структурой. Один из типов общества в разных классификациях.

Каждый участник заботится о себе и ответственен за свою жизнь. Уважается право на частную собственность и личное достоинство.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Оно не является неограниченным капитализмом.

Социальная фун-и права

Сущность и социальное значение права проявляются в его фун-их. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую хар-ку «работы» юридических норм. Прво воздействует, а значит, выполняет общесоц фун-и - экономическую, политическую и воспитательную.

1. Регулятивно-статическая фун-и наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц. Р-С фун-и реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической фун-и право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта фун-и осуществляется с помощью обязывающих норм.

3. Охранительная фу-я выделяет право из др сис-м соц регуляции, поскольку осуществляется органами гос-ва, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение кот гарантировано гос-ным принуждением. ОФ способствует выработке в праве ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур

4. Оценочная фун-и позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то гос-во и общество не должны предъявлять к нему претензий.

Соц институты и организации

Соц институты - устойчивая форма организации совместной дея-сти людей, реализующих определенные фун-и в обществе, главная из кот - удовлетворение соц потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата) кот служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты брака и семьи связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), кот детерминируют (ограничение, определение)распределение ресурсов и позиций.

Соц организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. СО различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют:

добровольные (для достижения целей, получения личного удовлетворения, возможности самореализации, но не для мат вознаграждения. Они не связаны с гос-ми, правительственными структурами ( клубы, ассоциации по интересам и др);

принудительные (недобровольное членство, люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам (тюрьмы, армия)

и утилитарные(получения материального вознаграждения, заработной платы).

Конфликт

Конфликт – столкновение.

Социологию интересуют соц конфликты, где субъектами выступают люди в различных формах своей социальности (соц группы, классы, партии, нации, организации).

Соц конфликт – это столкновение общественных, групповых, но не индивидуальных интересов. Если он проявляется в столкновении отдельных людей, то участники взаимодействия выступают как носители свойств общности. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, соц. групп, соц. организаций, общества) и во всех сферах соц. системы.

1.Личностный - конфликты, внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт вкл разногласия между 2 или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Одна группа вступает в конфликт с друго группой. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на др, стараются привлечь к себе сторонников.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне.

Соц стату

Наши рекомендации