Массовая аудитория, ее социальные характеристики и виды
Аудитория рассредоточена. Характеризуется целым набором: реальная, потенциальная, целевая, лояльная (те, кто тратит наибольшее количество времени на потребление информации данного канала, осваивает ее бОльшую часть).
Базовые характеристики: см. Фомичеву. Слова «массовая аудитория», «массовое общество», «толпа», «масс-культура», «массовое поведение» определяют общественную группу, часть общего социума, для членов которого характерны высокая приспособляемость друг к другу, комфортность, отсутствие или слабая выраженность собственного мнения, инертность, эмоциональная и когнитивная непредсказуемость. Массовое поведение отражается в таких формах, как социальные движения, бунты, массовые протесты, паника, мода. Толпа влияет на психику составляющих ее индивидуумов, заставляя их менять свои убеждения, пристрастия, вкусы. Об этом говорил еще в начале XX в. русский психиатр В.М. Бехтерев, вводя понятие «коллективная рефлексология». Многие специалисты считают, например, что личность в толпе деградирует, теряет свою уникальность и самостоятельность, подчиняется низменным страстям. Несмотря на противоречия в исследованиях социологов и психологов относительно природы и роли массовидных явлений, именно массовая аудитория дает сведения об общественном мнении и общественном настроении данного социума. Общественное мнение отражает оценку различных социально значимых вопросов. Общественное настроение, в отличие от общественного мнения, носит эмоциональный характер и показывает степень удовлетворения разного рода потребностей. Основными методами изучения общественного мнения и общественного настроения являются опросы, анкетирование, наблюдение, ведение горячей линии по телефону. Сведения, которые собираются в основном социологами, позволяют отслеживать меняющееся состояние и настроение общества.
10. Стереотипы массовой коммуникации: определение, типология, примеры
Стереотип - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу. Проще говоря, это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
- Женская логика не имеет смысла»
- Блондинки глупые
Политические стереотипы в современных российских СМИ. Риски. Примеры.
С политической точки зрения понятие «стереотип» можно объяснить как стандартизированный, упрощенный, обычно ярко эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. В широком смысле — это традиционный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения [4, с. 89]. В данном случае, стереотипы выступают как в какой-то степени заблуждение, суждение, которое не является истинным. Отсюда вытекает и значительное количество бед: неправильная трактовка позиций политического деятеля, присвоение политическому деятелю несвойственных ему качеств, появление у граждан негативного отношения к политическому деятелю и т. д. Также не стоит забывать, что и в политике могут формироваться стереотипы, которые приходятся «на руку» отдельным лицам.
Феномен политических стереотипов, несомненно, часто рассматривается по отношению к различным политическим деятелям, но он может проявляться и как какое-то сформировавшееся мнение о стране. Если говорить о России, то среди самых популярных стереотипов можно выделить: Россия всегда завалена снегом, здесь можно встретить медведей среди улицы, приоритетный головной убор русских — шапкаушанка и т. д.
Важную роль в формировании стереотипов образа страны играют СМИ. Несомненно, что именно через поток СМИ идут первоначальные представления о политических событиях, тот или иной факт приобретает новый окрас, который необязательно является правдивым. Через телевизор, Интернет, и другие СМИ человек получает информацию, и не совсем задумывается, насколько ей можно доверять, и, преимущественно, на такую информацию человек ориентируется. Если же в мирное время стереотипы в основном не меняются, то, стоит произойти какомулибо конфликту, и отношение к стране тотчас же меняется. СМИ предпочитают рисовать политическую ситуацию таким образом, каким выгодно каждой из сторон конфликта. Здесь главное не перейти за рамки дозволенного, иначе это может привести к совсем нежелательным последствиям.
Примеры:
- В Америке все богачи
- Американская мечта
- Западу выгодно чтобы Россия была бедной
- Китай хочет оттяпать земли в России
- Если в названии партии слово "Россия" (Единая Россия, Справедливая Россия), то в партии одни патриоты
- Если в названии партии слово "народная" (народный фронт) то она для народа.
- Если на телевидение рассказали про Немцова или Навального то это соответствует действительности
- Если Ходорковский сидит, то это правовое государство
Социальные стереотипы (гендерные, возрастные) в современных российских СМИ. Риски. Примеры.
Социальные стереотипы могут быть позитивными и негативными. Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают нашу жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают наше восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.
Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.
Термин «социальный стереотип» по своему значению приближается к понятию «социальная установка» или «аттитюд». Под последним понимают внутреннюю готовность субъекта воспринимать или действовать определенным образом. В этом случае социальные установки переживаются человеком уже как предрасположенность к чему-либо и как личное отношение.
Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:
-стереотипные действия и ритуалы;
- типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;
- обобщенные представления;
- устойчивые предписания и запреты;
-социальные ярлыки;
-общественное мнение;
-доминирующие ценности.
Исходя из вышесказанного, социальные стереотипы - это устойчивые представления или неизменно повторяющиеся действия людей в обществе.
Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.
Гендерные стереотипы:
- женщины - слабый пол;
- предназначение женщины - быть матерью и женой;
- женщины глупее мужчин или даже «все бабы - дуры»;
- женщина не может быть руководителем;
- все женщины хотят одного - выйти замуж;
- умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
- мужчины - сильный пол;
- мужчины не плачут;
- мужчины умнее женщин;
- все мужья изменяют женам;
- мужчины должны руководить;
- мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.
Возрастные стереотипы:
- все дети - чисты душой;
- все подростки - «трудные»;
- молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
- сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
- пожилые люди - консерваторы;
- старики - ворчуны.
Этнические стереотипы:
- американцы - честолюбивы;
- прибалтийцы - медлительны;
- англичане - консервативны;
- японцы - трудолюбивы;
- французы - любвеобильны;
- китайцы – предприимчивы
13. Этнические стереотипы в современных российских СМИ. Риски и примеры.
В современном мире средства массовой информации стали мощным фактором воздействия на массовое сознание и источником формирования всевозможных стереотипов, в том числе этнических. В условиях наличия в российском обществе объективных предпосылок (нелегальная миграция, терроризм и т.д.) для возникновения нетерпимости по отношению к представителям «других» этнокультурных и этноконфессиональных групп СМИ играют решающую роль в распространении и усилении ксенофобии (в то время как потенциал СМИ мог бы быть с успехом использован в обратном процессе – в преодолении негативных этнокультурных стереотипов и воспитании у российских граждан установок толерантности).
Этноконфликтогенные публикации с наибольшей периодичностью встречаются в разделах криминальной хроники, а также в аналитических статьях, затрагивающих темы криминала, терроризма и миграции. Продуцирование ксенофобии (этнофобии) чаще всего происходит посредством избирательного обозначения журналистами этнической принадлежности героев криминальных сюжетов (указывания на этничность преимущественно «нерусских» преступников), что объективно способствует формированию в массовом сознании представителей этнического большинства негативных этнокультурных стереотипов Других (иноэтничных).
Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании москвичей страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах. Так, представители масс-медиа традиционно рассматривают в этническом контексте социальную по своей природе проблему неконтролируемого притока в столицу неквалифицированной рабочей силы и связанного с этим наплыва криминальных элементов из республик бывшего СССР и «неблагополучных» регионов России. В результате, в сознании обширной читательской аудитории популярных СМИ закрепляются фобические установки по отношению к выходцам с Кавказа, Закавказья, из республик Средней Азии, а также – Украины, Молдавии и Белоруссии.
Значительная часть этноконфликтогенных публикаций в обозначенных СМИ посвящена событиям на Северном Кавказе и проблемам терроризма и связана с демонизацией образа «чеченца» и «кавказца». Некорректное использование журналистами ряда религиозных терминов (шахид, моджахед, воин Аллаха и пр.) применительно к бандитам и террористам-смертникам способствует формированию ложных представлений о нормах ислама и, соответственно, негативного образа мусульманина.
Одной из типичных форм трансляции негативных этнических стереотипов и предвзятых обыденных типизаций является публикация интенций, содержащих обобщения о чертах «национального» характера или «культурных» особенностях образа жизни и поведения представителей различных этнокультурных групп. Как первые, так в определенной степени и вторые в ряде случаев служат фактором формирования ксенофобии, негативных межэтнических установок в массовом сознании, способствуют обострению взаимодействия этнического большинства с представителями иноэтничных групп в столичном мегаполисе.
Созданию негативных этнических образов (Чужого, Врага) способствуют также утверждения журналистов о физической, интеллектуальной, духовной, моральной неполноценности той или иной этнической группы или ее отдельных представителей, а также упоминание различных этнонимов в уничижительном, оскорбительном контексте (в том числе в «этнических» анекдотах).