Классовое общество. Класс как реальная и номинальная группа.
Социальный класс - одна из центральных проблем социологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения. Класс понимают в двух смыслах - широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых.
В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу. Учение о социальной стратификации и классовом расслоении общества прошло длительную историческую эволюцию. В отечественной литературе самый исчерпывающий анализ основных школ и исторических этапов развития учения о стратификации и классах дан в двух книгах, отделенных друг от друга почти столетним периодом, а именно фундаментальная работа С.И. Солнцева <Общественные классы>, вышедшая в 1917 г., и монография В.В. Радаева и О.И. Шкаратана, посвященная истории и теории стратификации. С. Солнцев начинает историю становления учения о классах с Франции ХVIII-ХIХ вв. и анализирует три течения. Первое - взгляды энциклопедистовифизиократов Ж. Мелье, Ф. Вольтера, Г. Рейналя, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеция, Ф. Кенэ, Г. Мабли, П. Гольбаха. Общим для них принципом служило убеждение в том, что в основе образования классов лежит процесс распределения прибавочного продукта. Это учение получило название распределительной теории классов.Классообразующим признаком в ней выступает источник доходов. К создателям распределительной теории С. Солнцев относил Чернова, М. Туган-Барановского, С. Прокоповича, К. Каутского. Одну из первых теорий классов в Новое время предложил в ХVIII в. Франсуа Кенэ(1694-1774), основоположник школы физиократов. Он делил общества на классы: производительный, бесплодный, класс собственников-землевладельцев. Второе направление во Франции сформировалось под влиянием идей Р. Кантильона, Ж. Неккера, А. Тюрго и Ленге, получившее название теории производственных классов. Классообразующим критерием являются производственные отношения. Третье направление представлено французскими социалистами-утопистамиво главе с А. Сен-Симоном. Сен-Симон делил общество на два класса: 1) <индустриалы>, куда входила интеллигенция (ученые), буржуазия (промышленники) и рабочие (пролетариат), 2) паразитический класс тунеядцев. Сен-Симон не выделял рабочий класс из общего класса промышленников, куда включалась и буржуазия. Следующий этап в развитии идеи общественных классов представляет деятельность Парижского социологического общества начала ХХ в., в котором принимали участие Э. Тард, Р. Вормс, Ж. Лафарг, Е. де Роберти, М.М. Ковалевский и др. Созданная их усилиями концепция получила название теории классов на основе социальных рангов.М. Ковалевский выделил в социальной структуре России городской и сельский пролетариат, крестьян-общинников, сельское духовенство, мелких собственников, купцов и промышленников. Кроме указанных специалистов С. Солнцев относит к числу создателей данной теории также Л. Пирара, Л. Штейна и Г.Ландтмана.
Вормс предлагал понимать под социальным классом совокупность индивидов, ведущих одинаковый образ жизни, имеющих в силу одинаковости своего положения одинаковые стремления и одинаковый образ мыслей. Классы выделяются по богатству, власти, престижу, воспитанию, образу жизни и т. д. Класс у него в большей степени отождествлялся с социальным рангом, нежели с профессией. Под классовой борьбой Р. Вормс понимал коллективные усилия классов, имеющих низкий ранг, вырвать у высшего класса те преимущества, благодаря которым он расположился вверху, занимая высший ранг. В Великобритании теорию общественных классов развивали А. Смит, Т. Пэн, Т. Сиенс, В. Годвин, Д. Рикардо, Томпсон, Дж. Милль и др. Ф. Кенэ, А. Смит и Д. Рикардо предложили трехчленную стратификацию. Ф. Кенэ выделял: 1) класс собственников; 2) класс производителей, главным образом фермеров; 3) класс бесплодный или непроизводительный (торговцы, промышленники, рабочие, ремесленники и т. д.). В 1776 г. Адам Смит написал свой главный труд <Богатство наций>, где определил, что поскольку общественный продукт распадается на три части, постольку он <составляет доход трех различных классов народа: тех, кто живет на ренту, тех, кто живет на заработную плату, и тех, кто живет на прибыль с капитала. Это три главных, основных и первоначальных класса в каждом цивилизованном обществе...>.
Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), один из родоначальников позитивизма, находил в обществе три крупных класса: низший, средний, высший. Самостоятельное направление представляет теория классов на основе различий в уровне жизни. К сторонникам данного направления С. Солнцев относит д'Эта и П. Декампа. Согласно взглядам д'Эта, в Британии существуют семь классов, которые получают у него весьма пространную характеристику через указание многочисленных черт образа жизни, дохода, <социальных привычек>, жилья, одежды и т.д. В частности, три низших класса описываются им следующим способом: 1) люмпен-пролетарии; 2) неквалифицированные рабочие; 3) высококвалифицированные рабочие.Воззрения австрийского социолога Людвига Гумпловича (1838-1909) представляют расовую теорию классов. У него в качестве классов понимаются социальные группы, связанные единством происхождения, расовой принадлежности и племенного родства. В современном обществе Гумплович обнаружил три класса: дворян, буржуазию и крестьян, которые представляют собой замкнутые относительно друг друга социальные общности. Германия. Видным представителем теории возникновения классов на основе разделения труда и образования профессий являлся немецкий социолог Густав Шмоллер (1838-1917). Он выдвинул многокритериальную теорию классов. Обычаи и традиции представители одной профессии передают по наследству из поколения в поколение. Так воспроизводится профессиональный и классовый образ жизни. Социальные классы по Шмоллеру расположены иерархически. Взгляды Шмоллера, как и Боэра, относятся к теории классов на основе разделения труда и образования профессий. Согласно мнению Боэра, класс - это группа лиц, принадлежащих к одной профессии. На иных позициях стоял известный немецкий социолог Вернер Зомбарт (1863-1941 гг.). Вместе с Г. Ганзеном он разработал теорию исторических наслоений. Каждый класс являет собой слепок хозяйственного уклада соответствующей эпохи. Классовую картину Германии Зомбарт очертил следующим образом: в начале XIX столетия существовали два крупных класса с внутренними подклассами: 1) феодалы-землевладельцы с зависимыми и крепостными крестьянами, 2) ремесленник с учениками и подмастерьями; во второй половине XIX столетия возникают два новых класса - буржуазия и пролетариат. Маркса наряду с Вебером относят к самым значительным мыслителям, повлиявшим на развитие теории классов в мировой социологии. Теория социальных классов является важнейшей частью творческого наследия К. Маркса. Он не дал четкого и ясного определения класса. Таким же, как у Маркса, было отношение к классам у Ф. Энгельса. Бюрократия именуется <третьим классом>, мелкая буржуазия, независимые фермеры, мелкое дворянство (юнкеры) - <новыми классами>. Поскольку Маркс точно не указал критерии классообразования, то специалисты затрудняются дать однозначную трактовку его теории. Для того чтобы получить общее представление о его теории, ее приходится восстанавливать из различных фрагментов. Подобная реконструкция позволяет утверждать, что, во-первых, Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства. Классообразующей основой у него выступала экономика, т.е. характер и способ производства. Во-вторых, он выделял два основных класса - буржуазию(собственников средств производства) и пролетариат (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Таков узкий подход к пониманию теории классов К.Маркса, который ограничивается экономическими факторами. Однако возможен и более широкий подход. Вполне вероятно, что Маркс придерживался не одного, экономического, а нескольких критериев классообразования. Это означает, что в основу деления людей он положил: 1) экономические факторы, 2) социальные факторы и 3) политические факторы. В таком виде теория классов Маркса напоминает теорию классов Вебера, в которой также выделены три классообразующих признака: экономический (собственность), социальный (престиж) и политический (власть). Расхождение между двумя учениями заключается в том, что Маркс в качестве главных критериев формирования классов рассматривал собственность на средства производства и эксплуатацию труда, а Вебер - собственность на средства производства и рынок. У Маркса классы существовали всегда, когда существовало государство, а капитализм - только в современности. У Вебера, напротив, капитализм существовал <всегда>, а классы - только в современности. Класс у Вебера неразрывно связан с обменом товаров и услуг посредством денег. По Веберу, классы не могут появиться там, где нет рыночных отношений. Во всех предшествующих обществах классов не было. Таким образом, социальный класс формируют два фактора: и частная собственность, и продажа рабочей силы. Отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным классовое деление.