Общая характеристика рынка труда

Общеизвестно, что рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели. В результате такого взаимодействия для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса.

Однако очевидно, что данное понятие рынка требует корректировки, если речь идет о столь специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (т. е. работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (той или иной специальностью, например токарь, врач, инженер), но и целым «спектром» других качеств. Такими качествами являются мотивация трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические особенности и др. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

Однако и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.

Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в скрытой форме. Часть работников фактически только присутствовала на рабочем месте, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики в нашей стране остро поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было связано не только с кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что искусственное поддерживание практически стопроцентной занятости прекратилось. В этот период со свей очевидностью стало ясно, что для эффективной рыночной экономики достаточно занять в экономике 94–95 % трудоспособного населения.

С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу. Таким образом скрытая форма безработицы перешла в открытую. Уже в 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.

В такой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном, т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5 %.

БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫ

Безработица – временная незанятость экономически активного населения. Она является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:

1) структурные сдвиги в экономике выражаются в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

2) экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда (повышение минимальной заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

5) изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте, увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы можно сформулировать и ее основные формы.

Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую.

Структурная безработица, как уже отмечалось, связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т. е. в определенные месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (а значит, снижается безработица), в другие – уменьшается (и безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания производства (и соответственно занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятие не увольняет работников, а приводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляет в вынужденные неоплаченные отпуска.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:

1) не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал;

2) снижаются налоговые поступления: работающий получает заработную плату, которая облагается налогом;

3) снижается уровень жизни семьи безработного.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНОВ

Социология регионов – это отрасль социологии, изучающая закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерного изменения социального облика регионов.

Социальный облик региона любого ранга представляет собой специфическое проявление наиболее общих черт социального облика общества в целом и вместе с тем отличается многообразием своих конкретных черт. Задачей региональных исследований является раскрытие механизма взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. При этом надо учитывать, что социальный облик региона отражает следующие характеристики:

1) территориальную организацию материальной и экономической базы социальных отношений общества;

2) демографические, этнические (во всем многообразии), хозяйственные и иные особенности населения, проживающего на данной территории. Факторы, обусловливающие появление региональной экономики и социологии регионов как научных направлений, во многом совпадают, поскольку они отражают территориальную неоднородность развития народно-хозяйственного комплекса как основы социальной и экономической организации общества. Однако задачи и цели исследований весьма специфичны.

Задачей региональной социологии является обоснование путей и формы обеспечения сравнительно равных социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Исходя из этой задачи можно сформулировать следующие характерные черты социологии регионов как научного направления:

1) это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для роста благосостояния и культурного развития населения всех регионов, их сближения, что требует не только глубокого изучения исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей изучаемого региона, но и сравнения по основным параметрам социального развития с другими территориальными системами такого же уровня сложности;

2) это научное обоснование оптимальных путей комплексного решения социальных проблем внутри регионального характера, а также выработка региональной политики их решения, что особенно актуально для долговременного социального прогнозирования, планирования и управления. Региональная экономика закладывает фундамент решения этой задачи. Однако в полной мере оно реализуется лишь при определенных условиях, складывающихся в региональные социологические исследования материальных и духовных потребностей населения, социальных ориентаций различных общественных групп;

3) это разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономического развития регионов, а также региональных программ в рамках общегосударственного плана народнохозяйственного развития.

Эти три направления вместе составляют общую направленность такой отрасли социологии, как социология регионов.

Наши рекомендации