Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы (платная или бесплатная) обучения абитуриентами.
I. Методологическая часть.
План
1.1. Обоснование проблемы исследования.
Многообразие форм и типов обучения приводит к сильной дифференциации навыков и знаний выпускников различных учебных заведений одного уровня образования и профиля. Также существенные различия во внутренних требованиях к подготовке, сдаче предметов в разных учебных заведениях. Все это обуславливает большие различия в уровне подготовке специалистов — выпускников данных учебных заведений. Желательно знать процентное соотношение абитуриентов поступающих на данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при учебе и получить диплом. И при значительном количестве таких лиц выработать рекомендации по отбору студентов, уменьшающие количество абитуриентов данной категории. Рекомендации также направлены и организациям, контролирующим учебные заведения с платной формой обучения.
1.2. Цель исследования.
Разработать практические рекомендации приемным комиссиям для формирования критериев отбора студентов при поступлении в учебное заведение. Эти рекомендации должны обеспечить максимальный уровень заинтересованности отобранных абитуриентов к получению знаний. Также выявить направления, по которым следует совершенствовать работу учебным заведениям с бесплатной формой обучения.
1.3. Объект и предмет исследования.
Объект исследования — абитуриенты учебных заведений. Предмет исследования — причины, побуждающие абитуриентов выбрать ту или иную форму обучения (платную или бесплатную).
1.4. Логический анализ основных понятий.
Образование — совокупность знаний , полученных в учебном заведении (высшее образование, среднее техническое, среднее специальное, среднее, неполное среднее).
Абитуриент — человек, желающий продолжить обучение, который имеет свободу выбора специальности, учебного заведения и формы обучения.
В этом разделе должны быть сделаны две схемы декомпозиции – структурная и факторная. В данном случает можно говорить о потребительском поведении как о предмете,
примеры приведены по другому исследованию!!!!!!!!!!
Методические указания по разработке дерева структуры
Логический анализ проводится путем его расчленения на составляющие элементы предмета исследования. Такое расчленение показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель структуры понятия инвестиционное поведение
Пример факторной декомпозиции.
Рисунок 2 – Модель факторов влияющих на инвестиционное поведение
Более подробно схемы смотрите в книге Шереги Прикладная социология.
1.5. Гипотеза исследования.
Абитуриенты выбирают платную форму обучения руководствуясь, главным образом:
- надеждой на более высокий уровень подготовки преподавателей и на лучшее техническое оснащение процесса учебы
- стремлением минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учебы, независимо от уровня и качества получаемых знаний
- желанием сведения риска непоступления к нулю
- соображениями престижа
1.6. Задачи исследования.
Расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами формы обучения (платной или бесплатной).
II. Методическая часть.
2.1. Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность — абитуриенты. Так как исследуемая совокупность состоит из большого числа единиц, то сделаем выборку, которая будет состоять из 60 абитуриентов, поступающих в различные учебные заведения на платную форму обучения.
2.2. Методы сбора первичной социологической информации.
Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса.
III. Инструментарий.
- Анкета (на каждого абитуриента).
- Инструкция к заполнению анкеты.
Инструкция к заполнению анкеты.
Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы можете вписать свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, давшему Вам анкету. В том случае, если Вы уже являетесь студентом и Вам предложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ, либо отдайте анкету знакомому абитуриенту.
Спасибо.
Вид анкеты.
- Какое вы получили образование:
- Неполное среднее.
- Среднее.
- Среднее специальное.
- Высшее.
- Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного заведения будут определять ваш доход и престиж:
- Будут иметь решающее значение.
- Будут оказывать весомое влияние.
- Будут оказывать слабое влияние.
- Не будут оказывать никакого влияния.
- Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:
- Престижем учебного заведения.
- Заработной платой преподавателя.
- Научной деятельностью преподавателя.
- Стажем работы преподавателя.
- Другое_________________
- Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащенность выше, чем при бесплатном образовании:
- Да.
- Нет.
- Вы считаете, что платное обучение более престижно:
- Да.
- Нет.
- Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на бесплатную:
- Да.
- Нет.
- Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение:
- Жизненно важно.
- Не очень важно.
- Не важно.
- Как вы считаете, где легче учиться:
- На бесплатной форме обучения.
- На платной форме обучения.
- Как вы считаете, где выше качество получаемого образования:
- На бесплатной форме обучения.
- На платной форме обучения.