Анкетер, опросная сеть и ротация опросной сети

Анкетер –лицо, осуществляющее сбор первичной информации, методом анкетного опроса, прошедшее специальный отбор и обучение в исследовательских научных центрах.

Необходимые качества:

ü -коммуникабельность

ü -исполнительность

ü -пунктуальность

ü -и т.п.

ü -!!! Желательно анкетером брать несоциолога (исключение – пилотажное)

Обязательно необходимо:

ü -инструктаж (руководитель опросной сети, руководитель исследования и т.п.)

o -что за опрос

o -раздаем инструментарий

o -раздаем удостоверение, подтверждающее статус анкетера, как сотрудника опросной сети

o –подчеркнуть, что анкета вслух не читается и ни с кем не обсуждается респондентом

o -происходит инструктаж + печатный дубляж инструктажа

§ –отдельный вопрос – «вопрос о технике безопасности»

§ –отдельно – контактные телефоны

§ -отдельно - -обратить внимание на выборку

§ –время сдачи работы

o –маршрутный лист (акцент на то, что он заполняется не на глазах респондента)

ü -отчет анкетера:

o -маршрутный лист

o -сдача удостоверения

o -замечания и комментарии по маршруту

o -отчет о количестве отказов

ü -происходит впоследствии нумерация и кодирование

o -кодирование (составление кодировальных карточек) – у кодировщиков есть кодировальный лист, ибо на некоторые свободные вопросы предполагаются ответы, а остальные дописываются кодировщиками

ü -ввод анкет в компьютер и тут в дело вступают математики (программы ввода и анализа)

o –могут быть ошибки, если ошибок много, сотрудничество прерывается

o –после ввода смотрим на паспортички

§ -если не соответствует выборки, то осуществляем:

· -добор

· -перевзвешивание

o –строиться «таблица №1» - прямое распределение: общее число людей и ответов на все вопросы, схемы, таблицы и т.п. и далее работают аналитики-социологи

Для проверки анкетера

· -специальные вопросы - дубляжи

· -формы заполнения

· -частота заполнения открытых вопросов

· -серийность ответов (дубляж в пачке анкет одного мнения)

· -контроль маршрутного листа:

o –телефон (был ли анкетер, понравилось ли вам участвовать в опросе и т.п.)

o –звонок в дверь и вопрос о повторном заполнении анкеты (если не было предыдущего социолога, то вопроса может не возникнуть)

Поведение анкетера на объекте:

· -должен быть нейтрален (не агитировать, не высказывать мнений, не давать комментарии к ответам/вопросам)

· -должен иметь чистые листы бумаги-ручки

· -не должен торопить с возвратом анкет и должен ориентироваться на самых медлительных в аудитории

· -не должен допускать дискуссий, при заполнении анкеты

· -не должен допускать присутствия посторонних лиц

· -не должен гарантировать решение каких-либо проблем/вопросов

· -не должен косвенно воздействовать на анкет (анкетера спрашивают как заполнять и он говорит «Вот вопрос и вы подчеркиваете например вопрос №X»)

· -перед заполнением упредить респондента, что он не может передавать анкету кому-либо еще

· -не имеет право заставлять/принуждать участвовать респондента в исследовании (даже если на середине анкету отказались заполнять)

Опросная сеть­ -специальная социологическая служба, организующая проведения опроса, посредством задействования своих анкетеров

Ротация опросной сети –сменяемость анкетеров

ЛЕКЦИЯ № 4

Социологическое интервью

Интервью –метод сбора социологической информации (у нас метод практикуется с начала 90-х, хотя на Западе – с 67(8)-гг)

· -всегда используем в пилотаже

Специфика интервью

Преимущества

· -самостоятельный метод

· -способ контроля надежности инфы, полученной другими методами СИ

· наиболее гибкий (можем уточнить ответ, потребовать добавочной инфы и наличие обратной связи (респондент может попросить пояснить смысл какого-либо вопроса)) метод сбора социологической инфы, предполагающий проведение беседы по определенному плану, основанному на непосредственном личном контакте социолога и респондента

· –анкетный вопрос – количественный метод, интервью - качественный метод

Недостатки

· -способ общения с респондентом: анкетер активен (сам направляет интервью, фиксирует ответы и т.п.), а не пассивен, как при анкетировании. Таким образом интервьюер

· -времязатратность (в отдельных интервью – порядка 2 часов) – «Как им работать в ОСИ?» - за счет увеличения количества интервьюеров (===>более дорогой)

o –наличие специального, пожалуй, даже более подготовленного штата интервьюеров

· -меньший уровень анонимности

Виды интервью

1. -по степени формализации интервью:

a. –нестандартизированное (неформализованное, свободное) –отсутствие жесткой детерминации действий социолога в процессе интервью. Социолог здесь сам:

i. -разрабатывает опросный лист, его план (предусматривающий жесткую последовательность и формулировку вопросов в открытой форме, без уточнения вееров возможных вариантов ответа на заданный вопрос (открытые вопросы)),

ii. –Но! - задает вопросы строго в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, которая в точности интервьюером фиксируется (главная задача – правильная фиксация ответа респондента)

----------свобода лишь в получении дополнительных добавочных сведений. Форма регистрации ответов всегда жесткая.

----------можем использовать ассистента – тот кто спрашивает – ведет беседу, второй – записывает, НО! – «третий лишний», происходит асимметрия в общении.

---------можем использовать магнитофон/диктофон – НО! – только когда респондент дал разрешение на запись + надо предупредить, что в любой момент респондент может сам прервать запись и забрать информационный носитель.

---------«запись по горячим следам» - бланк-интервью (опросный лист) – в какую-то папку – по «горячим следам» делать пометки-ответы

Проблема – перенос информации в буквенном виде (весь текст переводится на бумагу и т.д.) и очень тяжело уплотнить текст, без потери информации, потому здесь важен вопрос профессионализма

-------------------------------------------------

+ респондент много времени тратит на подбор ответов на вопросы без вееров

b. –стандартизированное –беседование по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос ===> здесь преобладают закрытые вопросы. Тут два варианта действия

А)-вариант не оглашаем - услышав ответ, должны идентифицировать с данными вариантами,

Б)-вариант оглашаем и просто помечаем ответ

=-=-=-=-=-=-=

НО! – проблема с памятью респондента на веер вопросов. Можно дать карточку, где он ничего не отмечает, но просто видит их

c. –полустандартизированное –совмещенное

2. –по процедуре проведения интервью:

a. –клинические (глубинные) ---некоторые выделяют их как разные виды интервью--- – 2-3 часа, свободная манера проведения интервью. Тут определяется только общий круг проблем, сохраняя респонденту свободную форму ответа. Интервьюер пишет только план-проспект и на него ориентируется

b.–фокусированное интервью(не путать с фокус-группой!) – концентрируется на изучении реакции респондентов, на какие-либо события. Чаще всего имеется путеводитель (обязательные и факультативные вопросы) и полустандартизированная форма

c. –ненаправленное интервью– используется редко. Дает возможность высказаться респондентам по злободневным вопросам. Инициатива принадлежит респонденту – он сам выбирает актуальную проблему, описывает ее и варианты решения проблемы и свое отношение к ней (другими словами, интервьюер обращается только с одним вопросом: «Что вас волнует больше всего?»)

3. –в зависимости от количества опрашиваемых респондентов:

a.–индивидуальное - работаем только с одним респондентом

b. –групповое – с группой.

i. –фокус-группы –вид группового интервью. Предполагают опрос по заданной тематике определенной группы респондентов, с целью определения внутренних глубинных структур, мотивов, установок, переживаний, состояний, на основании которых мы можем делать вывод о том, что респондент делал, делает, собирается делать и что на это влияет------ это качественный способ (не от общего к частному, а от частного к общему (от респондента делаем обобщение, не забывая, что тем не менее, мнение индивида – «особый случай»)). Очень эффективный метод при проведении маркетинговых исследований. Фокус-группы можно использовать при обсуждении актуальных и до конца не изученных проблем.

4. –по типу опрашиваемых лиц:

a. –интервью ответственных (должностных) лиц –проводится опытным, квалифицированным социологам, по различным, чаще всего узкоспециальным проблемам. Специфика: предварительная подготовка спец респондентов к интервью по интересующейся проблеме.

b. –интервью экспертов -респондент – высококвалицированный профессионал в изучаемой области. Чаще всего такие интервью проводятся на начальной стадии исследования, в свободной или полуформализованной форме. Экспертам задаем любые вопросы и их количество не ограничено.

c. –интервью простых респондентов –просто по выборке и маршрутному листу

5. –по частоте проведения:

a. –однократные- единственный раз замеряыем общественное мнение по определенным вопросам

b. –многократные (панельное) –интервью берут у одних и тех же респондентов, несколько раз, с целью проследить динамику мнений и оценок респондентов, по интересующим вопросам, либо проследить генезис и становление новых элементов в сознании и поведении субъектов, оп истечение какого-либо временного интервала

6. –от цели исследования:

a. –интенсивное –ориентируется на изучение / исследование структур и индивидуальных типов ответов. По форме свободное и клиническое по процедуре --- качественный вид

b. –экстенсивное –то, которое предполагает многократное интервьюирование респондентов, по строго формализованному опроснику, что позволяет квантифицировать полученные типы ответов, что является необходимым для количественного описания свойств социальных объектов, с помощью определенных показателей (--- количественный вид)

7. –от уровня подготовленности респондента:

a. –директивное –проводится в ситуации, когда у респондента есть четкое представление о том, на чем основано его поведение. Система вопросов – упорядоченная

b. –недирективное –когда респондент плохо ориентируется в причинах и мотивах своего действия. Здесь мы выявляем оценки, установки, ориентации, настроение людей. Стандартизация опроса сведена к минимума

8. –по способу общения интервьюера и респондента:

a. –личное –ситуация очного общения

b.–телефонное –заочное общение, посредством телефонной связи. Используется в ОСИ. Отличается краткостью (считается по рекомендательной норме, что необходимо до 10 мину, и до 7 вопросов). Опросный лист такого интервью формализован в большей степени. Вопросы конкретные, краткие, однозначные. Варианты ответов исчерпывающие. Телефоны случайным методом (чаще всего механическая выборка) в специальной выборке. Все отказы и зоны недоступности фиксируются. В таком случае в инструкции предусматривается, сколько попыток дозвона интервьюер может позвонить. Некоторые темы для проведения этого типа интервью нереализуемы – соблюдение каких-либо юридических норм, особенности бизнеса, коррупции и прочее. Там, где обостряются вопросы анонимности.

9. –по месту проведения интервью:

a. –по месту работы –только по производственным вопросам. Интервью не должно проводиться в кабинетах должностных .ответственных лиц и т.п.

b. –по месту жительства –предпочтительно, неофициальная обстановка, следовательно, можно говорить об интимных, острых вопросах.

Наши рекомендации