На качество инфы, полученной опросным методом, влияют факты
1) Связанные с личностью самого респондента:
· -уровень образования
· -объем памяти
· -отношение к исследуемой проблемы
· -отношение к организации социологов и т.п.
· -защитные механизмы психики
· -и т.п.
2) Факторы, связанные с деятельностью самого исследователя, влияющие на инфу:
· -от мастерства составления инструментария
· -до работы интервьюеров с респондентами
3) На результаты влияют негативно также:
· -присутствие посторонних лиц
· -неудачно выбранное время и место опроса
· -несоблюдение принципов анонимности
· -плохая организация самой процедуры опроса
------------------для нейтрализации этих факторов нужно следить за строгим соблюдением нормативных требований
Нормативные требования:
· -программа СИ с уточнением проблемы, цели, задач, объекта, субъекта, операционализации и т.п.
· -доступность формулировок респонденту
· -необходимость обеспечивать этико-психологическую атмосферу получения инфы
· -соблюдение этических норм
· -точность фиксации ответов
· -стандартизация условий проведения опроса (!) (все респонденты должны быть опрошены в одинаковых условиях)
· -стимуляция (возможные подарки либо что либо еще)
ВИДЫ ОПРОСОВ
Всего 4 основных видов.
По способу получения и интерпретации инфы
1)- анкетный опрос –(не анкета, анкетирование, а именно опрос; анкетирование – лишь процедура заполнения ответов)
2)-социологическое интервью (не интервьюирование) – наиболее гибкий метод. В основе – личная беседа (очная, заочная (телефон)) социолога и респондента по заданной проблеме
3)-экспертный опрос – сбор мнений от высоко квалифицированных специалистов
4)-социометрический опрос – (измерение дружеских чувств J) – скорее психологический, лишь формальные признаки совпадают с социологическими – позволяет изучать межличностные отношения в малых социальных группах
По степени охвата генеральной совокупности
1)-Сплошные – ситуация, когда анкетным опросом охвачена вся ГС
2)-Выборочные – часть ГС, по определенной выборке
По процедуре проведения опроса
1)-Индивидуальные –индивидуально-личная форма, непосредственная или опосредованная, но всегда конфеденциальная (1 на 1)
2)-Групповые – социолог работает с группой респондентов
По форме проведения
1)-Устные
2)-Письменные
По способы коммуникации социолога и респондента
1)-Контактные – интервью, некоторые виды анкетных опросов, основанных на очном общении
2)-Бесконтактные – почтовые опросы, прессовые. Там, где непосрдественный контакт социолога и респондента отсутствует
По частоте проведения
1)-Одноразовые
2)-Многоразовые (мониторинг) – по разной выборке но одни и те же вопросы
3)-Лонгитюдные - единая выборка – неоднократные повторные замеры общественного мнения на протяжении к-л периода
По уровню стандартизации процедур
1)-Нестандартизированные - нет жестко фиксированных вариантов ответа, к тем вопросам которые мы предлагаем
2)-Строго стандартизированные – когда конструкция предлагаемых опросов, требует ответа в рамках альтернатив
3)-Частично стандартизированный – сочетание элементов
…
АНКЕТНЫЙ ОПРОС
.до начала 90-х был очень популярный у нас, с 90-х годов, основа - это интервью. В процессе проведения анкетного опроса, респонденты письменно отвечают на вопросы, которые в анкете предложены и взаимодействие исследователя и респондента ограничивается только раздачей или рассылкой анкет.
А.О. –метод сбора соц инфы, характеризующийся письменной формой ответа респондентов, на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы, при непосредственно личном, прямом, или опосредованном, заочном способе взаимодействия социолога и респондента
Преимущества
· -высокая степень конфиденциальности
· -оперативность сбора информации (особенно в случае групповых опросов)
· -сокращение опросов на опросную сеть
Недостатки:
· -интенция (ориентация) на преобладание количественных методов ===>часто ограничивает инфу о качественных характеристиках изучаемого явления
· -необходимость ограничивать количество задаваемых вопросов
· -пропуски в ответах 9которые зачастую присутствуют)
· -есть некоторые виды опросов, где процент возврата крайне низок (например почтовые опросы – возврат 3-5%)
· -(!) проблема понимания
Виды анкетных опросов:
По составу аудитории, с которой работает анкетер:
· -индивидуальный – основан на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента социологом (1 на 1)
· -групповой – социолог проводит анкетирование целой группы в одно и то же время, в одном и том же месте (экономя время, но сложны в проведении (трудности с аудиториями), особенностями рассадки) – чаще всего по вопросам производственной деятельности или изучается срез определенного трудового коллектива
По масштабу исследуемых проблем:
· -опросы молния – касается только небольшое количество проблем (выделяется центральная, узловая проблема и т.п. на 5-7 вопросов)
· -широкие опросы – широкий круг вопросов
В зависимости от темы СИ:
· -событийного характера – цель здесь есть сбор инфы о текущих или прошлых событиях
· -по ценностным ориентациям, установкам и мнениям
· -по типу хронометраж – изучение бюджетов времени. Сбор инфы по фактам жизни респондентов (разнесение деятельности респондентов по времени)
По месту проведения:
· -по месту жительства (!) – все без исключения, кроме производственных
· -по месту работы – только (!) когда мы исследуем проблемы производственные. Надо обеспечить доступность объекта (--->прямиком к руководителю) + в присутствии должностных и ответственных лиц – НЕ опрашивать, НЕ опрашивать даже в кабинете этих должностных лиц
По способу распространения анкет:
· -почтовые – рассылка анкет по почте и получение на них ответов (тоже по почте). Соответственно, анкета рассылается как почтовое отправление по выборочным адресам.
o +++ нет проблем даже в географически труднодоступных регионах и масштабности (выигрываем финансово) + простота организации (отказываемся от труда анкетеров); дешевизна, даже при переотсылках и напоминаниях; + предоставляем нашим респондентам возможность по своему усмотрению выбрать удобное время для заполнения анкеты + анкета заполняется без контакта с анкетером (снимает ряд проблем)
o --- низкий процент возврата анкет (3-5%) _ надежность информации слабая _ специфика пола, возраста и профессии (откликнуться только пенсионеры) -------- он скорее вспомогательный, не основной +++ замечательный метод, если вопросы затрагивают интимные, деликатные темы (вопросы, касающиеся здоровья, материального благополучия, соучастия в ч-л, особенности интимной жизни) (если отозвался, то отвечает весьма откровенно)
o --- в некоторых случаях анонимным не является: «Откуда адрес?» … (в действительности – идем в паспортные столы; по выборке отбираем N-е количество потенциальных респондентов (потенциальные - т.к. могут отказаться от вопроса). Мы пишем персональное обращение по имени-обществу: «Социологическая служба проводит опрос. Можете ли Вы принять участие?» Через некоторое время высылаем анкету. Но на данный момент наиболее эффективно – позвонить и контактировать. Через телефон (+) – сразу понятно, что «да\нет». Даже если «да» - не факт, что отошлет. -------------------- только после такого объяснения, что «Вы просто попали в выборку» - отсылаем. Анонимность же делается так – в конвертик вкладываем на адрес респондента анкету и вкладываем инструкцию еще раз (кто проводит опрос и какая организация со всеми реквизитами), обращаем внимание, что именно он должен отвечать, а никто иной ---->инструкция (желательно адресная). Туда же вкладываю замаркированный конверт на адрес социологической службы (то есть, чтобы он не потратился) + адрес заполняем сами. Обратного адреса на адрес социологической службы адреса респондента нету – «получив обратно конверт мы не можем идентифицировать отправившего». Нужно, чтобы осталось только одно – дошел до почты.
o НО! – дабы не мучить респондента перезвонами – «отошлите анкету, а он уже отослал» - вкладываем карточку\открыточку с символом социологической службы. С обратной стороны открыточка имеет марку, адрес социологической службы и адрес и фамилия респондента. Карточка отправляется вместе с анкетой , как отдельное почтовое отправление. - открытка – СИГНАЛЬНАЯ КАРТОЧКА (суть – обеспечить анонимность). Дальше – неуправляемо (что он отослал, карточку или конкерт или то и другое … )
o –предворительный контакт –задача: сформировать чувство социальной полезности (Самого респондента и исследования). Тут акцентируют особую роль, уникальность и важность самого респондента (именно ВАШЕ мнение). Варианты предварительного контакта:
§ -телефон, - личная встреча, -упреждающий лист
o –если с сигнальной карточкой не получилось, то можно идентификацию респондента проводитьтак: шифруется либо конверт, либо анкета (с номера вопроса или что либо еще (по конверту или еще чему-либо)). – не совсем корректный, но его можно применять. ---- т.к. слишком большой пакет документов (карточка более запутывает, человеку трудно разобраться)
§ -главная организационная задача на этапе программирования – «повышение возврата анкет». ДВЕ группы факторов
· 1) –включает различные виды контакта исследователя с респондентом (например – приглашение на анкеты, напоминание респондентов (обеспечивается этой коммуникацией – можно и позвонить))
· 2) –психологические факторы: все контакты должны быть персонифицированы (нет «абстрактного респондента» - обращаемся по ФИО, +++ сложнее тогда отказать и работать некачественно) +++ при этом поднимать престиж можно вписывая ФИО не компьютером, но от руки + желательно, чтобы было подписано (подпись)
· 3) -важный фактор – анонимность, насколько человек в ней уверен
· 4) –оформление инструментария – на хорошей бумаге, нормальным щрифтом
· 5) –вознаграждение за участие в опросах – от прямого вознаграждения (принято платить за участие), до косвенных (приглашение на презентации, призы и т.п.)
· 6)-дополнительный фактор – интересность темы (до 70%) + тематика + сложность
· 7)- целесообразно сокращать пакет документов + красочные почтовые ярки, конверты… - визуальный фактор.
---------------------Отдельное внимание уделить уведомлению: рассказываем как получаем адрес респондента, содержится приглашение, подчеркивается важность, указывается адрес и телефон организации, название, дату отправления анкеты и желательную дату получения нами, уведомление – за несколько дней до начала опроса + одновременно с рассылкой анкет отсылаем сопроводительное письмо(там же ФИО, акцентирование, анонимность и т.п. ).
------------------3 напоминания: через 1, через 3, через 7 (Петербуржцы довели возвратность до 70% через напоминания)
1-е – через письмо
2-е – сигнальную карточку
3-е – …
-------------------Особенности обработки – почерк, незаполненность и прочее, могли не разобраться в заполнении и т.п. ---- > желательно давать комментарии, рисунки и т.п.
· -прессовые – анкета для заполнения передается через печать
o –метод сбора социологической информации посредством публикации анкет в периодической печати.
o –опосредованный контакт социолога и респондента в процессе опроса. При этом сам процесс опроса с момента публикации до возврата – мало потдается контролю
o –низкий процент возврата – (3-5%) + совершенно (хуже чем почтовый) не гарантирует получение репрезентативной инфы (не только по социально-демографическим характеристикам участников) но еще и потому, что отвечающие на прессовые анкеты, как правило отличаются от «пассивной» аудитории иным отношением к печатному органу (отвечают те, кто постоянно выписывает) или особое (эксклюзивное) отношение и понимание проблемы, или та аудитория, которая отвечает, может быть лично заинтересована (например, надеясь на резонанс)
o –зачастую необходим Ремонт выборки – контролируемый параметр ГС надо будет перепроверять
o –сложны для интерпретации суммарный анализ ответов, но обычно распределяют на некие демографические группы и в итоге получают мнения разных групп
o –нужно учитывать ряд факторов, определяющих уровень репрезентативности исследования и степень активности их потенциальных респондентов по участию в опросе. Соответственно решающие факторы :
§ -время публикации анкеты в прессе
§ -тип прессового издания
§ -оформление анкеты (желательно делать броский заголовок, определенный шрифт, выделение всякого) – стараться выигрышно размещать анкету на страницах газет-журналов. Желательно размещение на 1-й полосе или хотя бы(!) анонс (те-то и те-то проводят то-то и то-то)
§ -Анкета должна располагаться в зеркальном отражении (на обеих сторонах страницы) дабы вырезать анкету, не повредив материал, либо отрывной лист, либо (в журналах) вкладыш
§ !!! – текст анкеты всегда предваряется вступительным текстом редакции и адрес(!), куда отправить
§ Существенно повышает возвратность - информация о полученных предыдущих опросах (!!!) – нужно знать МОЖЕМ ли мы обсуждать вопрос ДО анкетирования, чтобы обсуждение не могло повлиять на респондента и его мнение. --------------------- если думаем, что проблема будет изучаться в несколько туров, то первый – обязательно (!) – простой опрос.
§ -обсуждение результатов опросов имеет значение, даже если не по этой теме, но по другой (мол, не просто опросили, но результаты опубликовали и все приняли к сведению) ------- такая информация реализует принцип обратной связи
§ Требования к конструированию прессового опроса:
· -1)-количество вопросов – обусловлено пространством, отведенным для ее публикации (как правило – 10, но чем больше – тем меньше возврат)
· -2)-закрытые вопросы, формулировки четкие и ясные
· -3)-если возникает необходимость в получении дополнительной инфы, мы можем предложить фиксировать свой ответ респондентам на отдельных листах, который мы будем отдельно обрабатывать
· -4)-сам публикуемый опросник, традиционно по форме содержит введение, обращение к читателю, инструкция по заполнению\возврату, а далее – основная часть и паспортичка (демографический блок о характеристиках респондента)
· -5)-тема, как самостоятельный фактор повышения\понижения возвратности
· -6)-важно время публикации анкеты (и сезон, и время года, и день недели) – замечено, что активность респондентов и возвратность снижается к периоду летних отпусков, сельско-хозяйственные работы, лучше накануне выходных
======================================> Прессовый опрос дает возможность широкого территориального охвата, добровольность участия в опросе (можно подумать о мотивации), дешевизна и простота организации --------------- НО! – для эффективного анализа все-таки тут более правильно изучать вопросы непосредственно по читательской аудитории конкретного печатного органа, а не социальные проблемы……………..как самостоятельный метод использовать не стоит, лишь вспомогательный, сочетательный
o Виды:
§ 1)-когда редакция издания обращается к анкетному опросу, с целью изучения своей читательской аудитории и получения мнения о работе конкретного печатного органа
§ 2)-когда через периодическую печать изучается общественное мнение по какой-либо проблеме: социальной, злободневной или иной.
· -интернет-опросы
o –А)-специфика аудитории – специфика репрезентативности, Б)-ограничения со стороны желания респондентов (их времени, желании, финансах), В)-ограничение со стороны распространения анкеты (спам и прочее)
o ----------------стадия разработки – НО! – коллеги во Франции ведут исследования по специфике участников таких опросов
o ======================================
o СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
o -------------------------------------обсудить проблемы методики техники (самостоятельное изучение)
§ Сбор инфы как количественной, так и качество.
· Преимущества:
o 1)-экономия ресурсов (деньги)
o 2)-комфортные условия для респондента
o 3)-в меньшей степени сказывается влияние интервьюера на респондента
o 4)-проще задавать деликатные вопросы
o 5)-оперативность (время)
o 6)-по статистике, по интернету – более развернутые и полные ответы
o 7)-возможность больших чисел респондентов
o 8)-автоматически избегаются ошибки пропуска заполнения и некоторые иные, отпадает проблема неразборчивости почерка
o 9)-предоставление более широкого демонстрационного материала (видеоматериал, например)
· Недостатки:
o 1)-ограниченность доступа
o 2)-у интервьюера нет возможности верифицировать даже демографический блок
o 3)-респонденты могут отвечать неоднократно
o 4)-…
§ Три вида выборки в интернете:
o –стихийная – все пользователи сайта
o –отобранная выборка – методики
§ -могут рассылать приглашения
§ -каждому, заходящему на сайт – предложения в участии
§ -панельная (у службы есть панель. У каждого респондента – наличие инфы о социально-демографических характеристиках). Построение панели – в США фирма – панель в 7 млн человек
· 1-й этап– почтовый\телефонный опрос
· 2-й этап –рассылка анкет
§ Факторы качества информации интернет-опроса:
o 1)-тема и ее интерес (больше всего волнуют местные и региональные опросы, социальные установки, электоральные предпочтения, специфика аудитории сайта)
o 2)-сезонные и дневные колебания активности ИТ-пользователей
o 3)-дизайн и структура анкеты (необходима: а)-вводная часть, б)-инструкция, в)-каждый вопрос желательно в отдельном окне, г)-возможность возврата к предыдущему вопросу, д)-не должна быть анкета слишком длинной, е)-в конце заполнения анкеты – благодарность + промежуточная инфа об этом опросе + предложение высказать мнение о анкете: оформлении, содержании и т.п.
o 4)-типы и формулировки вопросов
o 5)-важно обратиться (при уведомлении) по ФИО, если известно
o 6)-тип и размер вознаграждения
· -телеграфно-телетайпные
–мы связываемся с исследовательским центром, который находится на определенном расстоянии (дочерний исследовательский центр) – отправляем всю информацию по исследованию (весь пакет документов по исследованию: 1)-сопроводительное письмо о тематике и сроках, + выборка + форма представления результатов, 2)-макет инструментария, ------------------------- анкетеры отвечают этой службе, там, на местах, анализ результатов и итоговое распределение отправляют в Центр J
----------------там лучше понимают специфику и структуру региона и т.п.
· -раздаточные анкетные опросы
o -социолог лично анкету вручает и лично забирает – наиболее эффективный, т.к. больший процент возврата анкет
o -есть возможность повлиять на полноту информации (нет ли пропусков в ответах)
§ Виды раздаточного опроса:
· Прямой - респонденты заполняют анкеты в присутствии интервьюера
o –индивидуальный - с одним респондентом
o –групповой – с группой (следовательно – прямой раздаточный групповой). Особое внимание, т.к. опрос группы более 15-20 чел – крайне сложный процесс (в т.ч. вопрос анонимности)
§ 1)-сложен процесс заполнения и контроля (шумы, разговоры и т.п.),
§ 2)-НО! – можно много людей и одновременно
§ 3)-в экспресс опросах (до 5 вопросов) можно легко использовать бОльшие группы
· Заочный - заполнение анкеты в отсутствие анкетера
§ 1)-проблема возврата анкеты: А)-потеря инструментария, Б)-длительность времени (===>неоперативность), В)-возможность несамостоятельности заполнения и возможность слабой репрезентативности
Инструментарий при проведении опроса – анкета
Анкетный опрос –метод сбора
Анкетирование –процесс заполнения анкеты
Анкета –совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования
ОБОБЩЕНИЕ ПО ОПРОСАМ
Условия опроса:
1)-наличие инструментария
2)-комфортная обстановка опроса
3)-подготовка социолога
Деление опросов по месту жительства: -большинство задач для изучения потребителей.
Методика опроса – территория населенного пункта разбивается на участки одинаковой точки, на каждом участке – стартовая точка, далее – маршрут …
Достоинства
· – возможность проведения продолжительных интервью (до 40 мин)
· -возможность демонстрации стимульных материалов (образцов продукции)
· -простота проведения контроля работы интервьюера
Недостатки
· -высокие требования в квалификации интервьюера
· -относительно высокая стоимость проведения опроса
· -проблемы, связанные с недоверчивостью и подозрительностью респондентов
Холлтест –для тестирования вкуса продуктов (например предпочтения на рынке шоколада – человек пробует и респондент делает оценку)
Достоинства
· -возможность проведения продолжительных интервью
· -возможность использования стимульных материалов
· -простота контроля работы интервьюера
Недостатки
· -недостаточная репрезентативность
· -сложность рекрутирования отдельных групп респондентов
Уличный опрос -широкий круг задач. Интервью – в местах скопления потребителей.
Достоинства
· -высокая скорость проведения опроса
· -относительно низкая стоимость проведения опроса
· -позволяет опросить некоторые специфические группы респондентов
Недостатки
· -ограниченность во времени
· -ограниченность в объемах вопросов
· -относительная сложность контроля
· -сильное влияние погодных условий
Телефонный опрос –применяется в случае сильной географической разрозненности исследования
Методика - на первом этапе – полная база данных телефонных номеров. На втором этапе – из базы случайным образом выбираются номера
Достоинства
· -высокая скорость проведения опроса
· -относительно низкая стоимость проведения опроса
· -возможность широкого географического охвата
· -возможность исследования труднодостижимых групп респондентов
· -легкость контроля качества контроля интервьюеров
Недостатки
-серьезные ограничения в продолжительности интервью (до 7 мин)
-невозможность использования стимульных материалов
Анкетный опрос –
1-й случай – собираем анкеты сразу после заполнения
2-й случай – несколько позже (почтовые переводы)
Достоинства
· -низкая стоимость
· -отсутствие эффекта интервьюера
· -более высокая откровенность респондентов
Недостатки
· -недостаточная скорость сбора данных (проблема возврата анкет)
· -проблема репрезентативности выборки
Интернет опрос –применяется для изучения мнений интернет-пользователей
Достоинства
· -оперативность получения результатов
Недостатки
· -время опроса, стоимость опроса и т.п. – зависит от посещаемость площадок
· -стихийность выборки
· -нерепрезентативность выборки
ЛЕКЦИЯ № 2
Классификация вопросов в социологическом исследовании:
По психологическим функциям:
1) -контактные - служат для установления контакта с респондентом. Цель – создать интерес, мотивировать к участию. Один из первых опросов анкеты. Первый вопрос должен быть прост. Часто используются вопросы чисто событийного характера (как долго вы работаете и т.п.). ---- цель проста – облегчить взаимодействие с респондентами и побудить на полное и искреннее представление своего мнения по существу исследуемой проблемы. ===> не должны создавать негативного психологического состояния, неуверенности и т.п.
2) –буферные вопросы – целью является смягчение взаимовлияние вопросов, при переходе от одного тематического типа вопросов к другому – чаще всего это своеобразное объяснение-предложение переключения на другую тему. Если не сделать этой оговорки, то слишком сильный контраст тем – соответственно задача : связать вопросы, которые логически трудно сопоставимы. Показываем значимость для нас\респондента и т.д. Это лишь переход от темы к теме и в полном смысле вопросом не является
3) -вопросы-глушители – создают наиболее комфортное условие, чтобы не было стереотипного восприятия под впечатлением
Вопросы по форме:
1) –открытые - проблема искажения информации при интерпретации
2) –закрытые – предполагает вопрос и варианты ответов к нему. Минус – в возможной ограниченности вариантов (респондент вынужден делать выбор из того, что ему предложено (опасность навязать свои ответы респонденты, при предоставлении неполного реестра ответов)).
a. –вопрос меню - есть варианты ответов, а выбирать можем не одно, а сколь угодно много-мало из предложенных вариантов +++++++++ есть специальное социлогическое ограничение («выберите не более 3-7…»)
b. .могут существовать в виде «Альтернативных»вопросов:
i. –дихотомический вопрос - ответы носят взаимоисключающий характер (некоторые выделяют их как отдельный тип вопросов). ----------- главный вопрос – «можно ли измерить ситуацию этим вопросом?»
ii. –шкальные - шкала, по оценке ценности вопроса. В качестве шкалы:
1. –да\скорее да, чем нет\ ЗО\скорее нет, чем да\ нет - слова
2. – 0%_______50%_______100% - цифры – надо пояснить, где полностью согласен -несогласен и т.п. (обязательно рассказать «как с этим работать» - легенду вопроса) --- отображаем интенсивность мнения (можно от 0-10, от 0-5 и т.п.)
3. –идеосинкразийная шкала - (-10)------------------------U(ЗО)--------------------(+10) – ошибка в том, что респондента пугает минус(-) J - затрудняет работу с респондентом +++ начинают путаться, какая отметка отрицательная – ближе к нулю или ближе к -10?...
iii. –собственно альтернативный – веер вариантов ответов. Нужно выбрать один (хороший вопрос для построения рейтингов, НО! – заключены большие трудности, т.к. весь веер должен быть
1. -альтернативы ДОЛЖНЫ быть перемешаны – из списка жизненных ценностей выберите ту, которая важна, .НУЖНО, чтобы ценности были и позитивного и негативного характера . Не давать упорядочно, а перемешать (дабы не было дифференциации «тут хорошие, там – плохие»)
2. -они ДОЛЖНЫ быть уравновешены – количество позитивных единиц должно быть равно количеству негативных
3. -должны быть Достаточны и необходимы по своему количеству – ответ на вопрос «сколько их (альтернатив) должно быть?» --- _!!!_ - надо, чтобы понятия не дублировались и чтобы «редко\часто\иногда…» - нужна четко, а не индивидуально понимаемая информация, НО! – не должны быть слишком абстрактны.
3) -сочетание – сочетает оба типа (открытые и закрытые) – вместе с набором ответов – предлагается еще и открытая форма (НО! – свободную строку заполняют 3-5%)
-----------------обработка таких вопросов – смешанная. Свободная строка – всегда «процедура кодировки»
Вопросы по отношению к респонденту:
1) –прямые – (лобовые) – социологи не любят – вопросы направлены на выражение отношения по поводу поставленной проблемы с собственной позиции респондента (получение информации от собственного имени, от 1-го лица) – часто оставляют без ответа («как Вы оцениваете качество лекций такого-то человека…?»). Проблема особенно с деликатными вопросами. ОСОБЕННО – вопросы о доходах
2) –косвенные – ответ на эти вопросы предполагает последующую интерпретацию в скрытой для респондента форме и полностью смысл этого вопроса респонденту не ясен и при ответе на этот вопрос, респондент высказывается оп существу проблемы с позиций группы, от имени 3-го лица, что резко снимает остроту критических суждений (например при исследовании частных, личных сфер).
-----------------------особенность, мы должны вопрос задавать так, чтобы респондент не стал «передумывать жизнь», меняя свои позиции