Функции общественного мнения
Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивнаяфункция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.
В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.
Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.
Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.
Вопрос
Социальный конфликт (от лат.conflictus - столкновение, столкновение) - это любые виды борьбы между сообществами или индивидами с целью достижения или удержания каких объектов ценностей (средств производства, экономической позиции, статуса, власти и т.д.), покорение, нейтрализации или устранение действительного или мнимого соперника, сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения и т.д.
Конфликтологические теории религии, восходящие к К. Марксу, в основе объяснения религии как социального явления лежит конфликт в качестве причины, порождающей религию, или – тот результат, к которому приводит религиозная мотивация поведения индивидов и групп.
Ральф Дарендорф, изучая социальную организацию общества на разных уровнях человеческого общения пришёл к выводу о существовании теории конфликтов которую он назвал - императивно координированной ассоциацией.
Для императивно координированной ассоциации характерно четкое разделение ролей и статусов ее участников. Основными ролевыми позициями являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. Это значит, что в любом обществе индивиды и группы выполняют определенные роли и играют в определённые игры согласно своей социальной принадлежности.
Вопрос
Типология конфликтов — одна из широко обсуждаемых зарубежными и отечественными учеными проблем. Актуальность ее объясняется как теоретическим, так и, в особенности, прикладным значением. Что касается теоретического аспекта, то классификация изучаемых явлений в любой отрасли социального знания всегда рассматривалась одним из важных исследовательских методов. Прикладной аспект связан с практикой управления конфликтами.
Структура конфликта - понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие«конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - (от греч. dinamikon – сильный, мощный) – ход развития конфликта во времени под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов и условий; одна из основных составляющих понятийного анализа конфликта. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Д. к. включает следующие периоды и этапы: латентный период (объективная проблемная ситуация, ее осознание субъектами, проблемная ситуация взаимодействия, предконфликтная ситуация); открытый период (инцидент; конфликтное взаимодействие, завершение конфликта); период послеконфликтной ситуации. Периоды и этапы могут иметь различную длительность: быть спрессованы до нескольких мгновений (напр., в конфликтные стычке школьников на перемене) или длиться десятилетиями (война за независимость испанских колоний в Америке 1810–1826 гг. или вьетнамская война 1959–1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать, напр. после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.
Урегулирование конфликтов
Цель состоит в разрешении конфликтов, возникших или потенциальных, путем нахождения решения или консенсуса путем добровольного совместного поиска решения; таким образом уменьшаются затраты времени и средств на альтернативные юридические процедуры; таким образом устраняются помехи, строится доверие и вырабатываются решения, при которых выигрывают все. Это общий термин для обозначения механизма, который рассматривается как аспект нахождения консенсус.
45 вопрос!) Массовое поведение — несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления». Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения.
Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, линч, бунт.
Известно несколько определений коллективного сознания, хотя, надо сказать, не все они полезны в практическом отношении. Так, согласно определению Н.Смелзера, коллективное сознание - это мобилизация на базе верования, определяющего социальное действие Мильграм и Точ считают, что коллективное поведение - это поведение, которое проявляется спонтанно, относительно неорганизованно, непредсказуемо и не планируемо в отношении развития и которое зависит от взаимной стимуляции участников, и включает такие виды поведения, как паника, коллективное безумие, поведение в толпе, массовая истерия, мода, массовые заблуждения, пропаганда, общественное мнение, восстания и революции.
Вопрос
Cоциальный прогресс– это тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, отдельные социальные явления переходят на более высокую ступень, стадию зрелости либо происходит количественное нарастание присущих соответствующим социальным явлениям позитивных характеристик.
Теории социального прогресса:
1) ЭВОЛЮЦИОНИЗМ- исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные.
2) Марксизм – учение, разработанное немецким философом и экономистом Карлом Марксом. Марксизм указывает на то, что существует класс эксплуататоров, которые присваивают себе прибыль, полученную благодаря рабскому труду неимущего класса. То есть общество может быть разделено на классы, например: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, может привести общество к коммунистической формации: социальному равенству на основе общности имущества.
3) Функционализм [лат. functio — исполнение] — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Ф. возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных).
4) Теории конфликта:
Это несколько теорий, получивших развитие в 60-х годах 20-го века. Хотя важнейшие работы были написаны чуть раньше.
Общая суть состоит в том, что во всей предшествующей социологии слишком увлекались такими понятиями как устойчивость, равновесие, стабильность вместо важного термина «конфликтность».
3 основные работы:
- М. Глакмен Обычай и конфликт в Африке, 1955 (хотя Глакман он скорее социальный антрополог, чем социолог)
- Л. Козер Функции социального конфликта, 1956
- Р. Дарендорф Класс и классовый конфликт с индустриальном обществе, 1959
Вопрос 51.
Модернизация представляет собой процесс перехода экономики и общества из одного состояния в другое: например, от традиционного общества к индустриальному или от индустриального к постиндустриальному/
Определяющим фактором модернизации общества является соотношение его ценностных элементов и ростков модернизированных структур. Взаимодействие данных соотношений приводит к последовательному накоплению новых качеств, с помощью которых достигается большая органичность социальных изменений, без потерь системного качества.
Очень важно самовидение модернизации общества как осознанной цели, которая является зависимой от представления о ценности личности, сложившееся в обществе.
Чем сильнее традиционные элементы, тем в процессе модернизации сильнее тенденции к достижению цели. Человек часто используется государственными структурами, как средство для достижения неких задач - например, для модернизации материально-технической базы нового общества.
Модернизация общества складывается из следующих категорий: индустриализации, урбанизации, либерализации и из культурных источников модернизации. Все составляющие в процессе развития общества тесно взаимодействуют друг с другом.
Индустриализация – это формирование нового типа общества, которая существует в разветвленных рыночных условиях. Урбанизация предусматривает улучшение материального условия быта. Либерализация предполагает формирование такой власти, которая бы зависила от общественных организаций. Культурный источник – это создание единого культурного пространства и постепенный переход общества от религиозной ментальности к рациональной. Под рациональностью понимается познаваемость человеком мира при помощи разума, практическая деятельность направленная на удовлетворение собственных потребностей, а также учет целей, средств и условий практической деятельности.
Вопрос социология
В самом общем виде демографию можно определить как науку о народонаселении.
Демография – наука, которая изучает социально-экономические закономерности воспроизводства народонаселения в его социокультурном контексте. Объект - население. Предмет -
Считается, что 1855 г – появление слова «демография». Ввел в научный оборот французский ученый Гийяр, книга Сравнительная демография. В России появление демографии связывают с Ломоносовым. Демография изучает на макроуровне – демографические процессы (рождаемость). На микроуровне – демогр события (рождение ребенка).
На древнегреческом языке (демо - народ; графо - пишу, т.е. буквально: народоописание, описание народа).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей,воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. ...Демография... имеет своим объектом процессы взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.
Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения \
демографические теории можно подразделить на два класса: мальтузианские теории и теории преобладания молодежи.
Мальтузианские теории
Согласно мальтузианским теориям причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов.
Теория преобладания молодёжи
Теория преобладания молодёжи существенно отличается от мальтузианских теорий. Её сторонники считают, что сочетание большого количества молодых мужчин (как это графически представлено в Возрастно-половой пирамиде) с нехваткой постоянной мирной работы ведет к большому риску войны