Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования

Тема №1 Социальные группы и общество

Социальная жизнь по самому своему смыслу – жизнь коллективная. Она определяется существованием и деятельностью человеческих объединений, - разных по характеру и по содержанию отношений между людьми, различных по масштабу, сфере влияния и предназначению. Жить в обществе, значит жить в рамках разнородных социальных общностей, которые влияют на индивидов и поддерживают существование одновременно и общества, и индивида. Значение социальных общностей столь велико, что ряд социологов, особенно отечественных, сводят к ним предмет социологии. Они считают, что практически все свойства социальной жизни так или иначе порождены этими общностями и, следовательно, могут быть объяснены именно через их анализ. Это, разумеется, далеко не бесспорная точка зрения, которую ее критики называют «социологическим редукционизмом», но она основывается на действительно огромной роли социальных групп и общностей, которые будут рассмотрены в этой главе.

Понятие социальных групп

Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования - student2.ru Социальных групп и общностей в мире существует великое множество и даже отдельно взятый, конкретный индивид принадлежит к целому спектру социальных объединений. Совершенно очевидно, что у каждого из нас есть своя нация, имеется круг друзей, коллег по работе и учебе. Каждый из нас имеет гражданство, принадлежит к числу жителей определенного города. Мы составляем публику концертов, зрителей телепрограмм или телеканала. Кое-кто принадлежит к числу почитателей футбольной команды «Динамо» или же какого-либо эстрадного певца. Наконец, абсолютное большинство имеет семью, круг родственников. Как писал П. Сорокин, биография любого человека по своей сути есть описание групп, с которыми связан человек, а также его места в рамках каждой из них.

Семьи и кланы, безработные и наркоманы, касты и политические собрания, нации и агрессивные толпы, публика рок-концерта и различные по целям группы, трудовые коллективы и банды, пассажиры автобуса и соседи – все это примеры социальных объединений. Всякий раз, вступая в отношения между собой, люди либо создают, либо поддерживают существование уже имеющейся социальной общности.

Естественно, для того, чтобы разобраться во всем этом многообразии социальных объединений, их нужно каким-нибудь образом классифицировать. Ясно, например, что семья и нация слишком различны, чтобы подходить к ним с одной меркой. У них разные социальные свойства, закономерности функционирования и развиваются они по-своему. Классификации для того и нужны, чтобы понять и объяснить внутреннюю логику жизни этих объединений.

Прежде всего необходимо развести понятия социальной категории и социальной общности. Изучая общество, социологу приходится в общем массиве населения выделять категории людей, обладающих каким-либо общим признаком. Таковы, например, безработные, люди, имеющие высшее и среднее образование, бедные и богатые, интересующиеся политикой или нет, и т.п. Совокупность людей, обладающих общим (но не объединяющим) признаком, как правило, выделенным сторонним наблюдателем, называется социальной категорией (множеством, или агрегацией).

Таким образом, категория не имеет внутреннего единства, люди в ней необязательно связаны взаимодействием; они могут быть, как говорят, «рассеяны» по всему массиву населения. Это своеобразная арифметическая сумма индивидов, сходных по одному или нескольким объективным критериям. Скажем, при изучении политических предпочтений и прогнозировании исхода выборов специалисты выделяют сторонников различных партий и политических лидеров: электорат А. Мороза, электорат КПУ, электорат А Лебедя. Очевидно, что к этим категориям относятся очень разные по статусу и другим социальным параметрам, возможно, не знающие о существовании друг друга люди. Однако все они имеют общий признак – определенные политические ориентации.

Выделение категорий людей помогает социологам дифференцировать население, выделять в этих агрегациях другие сходные или различающиеся социальные свойства, объяснять, исходя из этого, действия и поведение людей, а в итоге приходить к наиболее общим характеристикам состояния общества в целом. К наиболее используемым в социологическом исследовании можно отнести половозрастные категории (мужчины, женщины, пенсионеры, молодежь и т.д.) и профессиональные категории (шахтеры, инженерно-технические работники и т.п.).

Под социальной общностью обычно понимается совокупность людей, вступающих в различные по характеру и продолжительности социальные связи и отношения. Другими словами, общности создаются взаимодействиями между людьми, - длительными или кратковременными, глубокими или поверхностными, случайными или необходимыми. Очередь, возмущенная отсутствием продавца, трудовой коллектив, семья, болельщики на стадионе, митинг протеста и дружеская компания, нация и собутыльники, круг знакомых и друзей – все эти общности созданы взаимодействиями между людьми.

Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования - student2.ru Как видно, социальные общности сами по себе многообразны и разнородны. Поэтому среди них опять-таки выделяют различные типы и виды. Важнейшей разновидностью общности является социальная группа. Что же такое социальная группа? Если без тени сомнения социальной группой считают семью, даже когда она состоит из двух человек, то можно ли считать социальной группой студентов-заочников, сведенных в академическую группу волею начальства и встречающихся на занятиях лишь несколько раз в году?

В социологической литературе можно встретить разные определения социальной группы. Например, Р. Мертон считает группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Известный польский Я. Щепаньский дает более «жесткое» определение: группа – «определенное число лиц, связанных системой отношений, регулируемых институтами, обладающих определенными общими ценностями и отделенных от других общностей определенным принципом обособления» [81, с. 117-118.].

Итак, очевидно, что социальная группа отличается от других общностей тем, что является более или менее устойчивой совокупностью людей, связанных системой отношений и взаимодействий и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. Тот или иной тип отношений «замыкает» индивидов в группу, отделяя и отдаляя их от других людей; он соединяет, организует, сплачивает индивидов и порождает между ними солидарность. Семью, например, создает кровное родство или брачные отношения; трудовой коллектив формируется на основе правил, норм, требований, вытекающих из производственных задач; футбольная команда возникает в результате подбора игроков «под» ролевую структуру (вратарь, защитник, нападающий и т.п.), группа друзей существует на основе стойких и долголетних взаимных симпатий и привязанностей, даже некой общности судьбы.

Таким образом, социальная группа – это, прежде всего, некоторая система взаимодействий между людьми. Человек, включаясь, например, в группу сослуживцев, строит свои поступки и взаимоотношения по правилам и канонам, принятым среди этих людей; но он переориентируется, подчиняясь уже иным стандартам, переходя в другую группу (например, группу однокашников). Поэтому многие группы мало зависят от своей численности и персонального состава: он меняется, а группа остается тем же, чем она была, ибо сохраняется ее особая система взаимодействий.

Система взаимоотношений включает, таким образом, определенные стереотипы и образцы поведения, манеры общения, нормы и правила, порой особый язык (жаргон) и символы, характеризующие данную группу. Эти стандарты, разумеется, бывают жесткими и мягкими, формальными и неформальными, сильно или незначительно отличающимися от стандартов и норм доминирующей культуры. Они могут носить демонстративный характер, как, например, в подростковых группировках. Или же, наоборот, иметь тайный и скрытый, понятный лишь посвященным вид, как, например, в масонских ложах или тоталитарных религиозных сектах. В любом случае они регулируют и контролируют взаимодействия между участниками группы и одновременно исключают из этих взаимодействий других людей.

Фактическое единство группе придают так называемые центры объединения. Их роль играют самые разные элементы группы. Очевидно, что всякий лидер, по смыслу своего статуса, объединяет и организует людей. Но центром объединения может быть и помещение, где собираются члены, например, кружка филателистов или какого-либо привилегированного клуба. Во многих группах такую роль выполняют общие ценности и общие интересы. Центрами объединения бывают цели и задачи, если группы создаются для их достижения.

Итак, роль центров объединения могут выполнять практически все элементы социальных взаимоотношений. Они крайне необходимы для организации и структурирования группы, так как поддерживают необходимую меру ее сплоченности и солидарность ее участников. Часто они получают символическое выражение (сам символ играет объединяющую роль): эмблемы, знамена у воинских и спортивных групп, униформа у полицейских, самоназвание у молодежных группировок. Символы могут быть также своеобразным «принципом обособления» группы, ибо они наглядно демонстрируют отличие членов данной группы от остальных людей, как бы проводя зримую границу между ними и другими группами.

Разрушение центров объединения чаще всего ведет к разрушению или реорганизации группы. Исчезает человек, вокруг которого сложилась группа и она распадается; цели и задачи, стоящие перед группой выполнены или потеряли смысл, и ничто теперь не удерживает людей вместе и т.п.

Социальная группа отличается от других общностей тем, что включение в нее (вход), а порой и исключение (выход) затруднены. Она – отнюдь не свободная ассоциация людей, к которой может присоединиться каждый, а вполне интегрированное сообщество, стремящееся поддерживать солидарность между своими участниками и даже, порой, их внутреннюю однородность. Группы намеренно или стихийно проводят отбор в свои ряды, принимая одних и отсекая других, а также контролируют своих членов, избавляясь от «недостойных» и «изменников».

Селективные механизмы бывают формальными – в профессиональную группу могут попасть только те, кто обладает определенной специальностью и квалификацией, другими деловыми качествами, или же неформальными как в группе друзей. В ряде случаев группа вырабатывает собственную этику и мораль вроде кодексов чести, а также создает моральный и даже физический образец своего члена. Во всяком случае она предъявляет ряд требований, которым должен удовлетворять каждый из ее участников. В молодежную группировку вряд ли будет принят человек средних лет, в религиозную секту – убежденный атеист. Находиться в группе, быть ее членом, значит соответствовать ее ролевым образцам. Понятно, что те, кто стремится попасть, скажем, в привилегированный клуб, в спортивную команду, в бандитскую группировку и т.д. должны показывать и доказывать свое соответствие ролевым образцам данной группы и ее стандартам. Надо, однако, заметить, что обычно каждый человек входит в несколько групп и, следовательно, он принадлежит каждой из них лишь какой-то частью своей личности, лишь некоторыми аспектами своей жизни.

Объективная включенность людей в группу обычно дополняется и субъективной. Люди осознают свою принадлежность к группе, рассматривают себя в качестве ее представителей, стремятся, чтобы и другие так считали, оценивают себя с точки зрения ее стандартов. Такая привязанность человека к группе рассматривается и как эмоциональная связь, одинаково необходимая для существования, как индивида, так и самой группы. Причисляя себя к ней, человек идентифицируется с целым рядом людей, свойствами и качествами группы, ее стандартами, ролевыми образцами и статусом. В группе же возникает специфическое сознание «мы» (мы – шахтеры, мы – бритоголовые, мы – члены сборной команды страны и т.п.), в котором сплавляются воедино и чувство общности, и чувство обособленности от остального общества.

Итак, социальная группа представляет собой более или менее сплоченную и обособленную общность людей, связанных определенным типом взаимоотношений и сознательно причисляющих себя к ней.

Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования - student2.ru Близок к группе по некоторым свойствам социальный круг. Его можно определить как совокупность людей, поддерживающих между собой более или менее регулярные личные контакты. Это главный и, пожалуй, единственный его отличительный признак. При сравнении с группой в глаза бросается более слабая выраженность в нем социальных свойств группы: круг менее организован, контакты между людьми в нем менее обширны и глубоки, чем в группе, даже поверхностны и носят как бы необязательный характер, завися в первую очередь от каждого индивида в отдельности. Границы, отделяющие социальный круг от остального общества, размыты; включение или исключение из круга редко регулируется какими-либо правилами. Таков, например, круг знакомых, который представляет собой не что иное, как сферу общения индивидов. Близость социальных кругов и групп обнаруживается в том факте, что круг при определенных условиях и обстоятельствах может перерасти в социальную группу. Например, появление целей и задач, скажем, во время производственной практики, сплачивает и организует круг студентов в целевую группу. Когда же цели достигнуты, практика закончена, группа может распасться, контакты между людьми теряют свою глубину и интенсивность, она растворится в социальном круге. Таким образом, социальный круг можно считать своеобразной «питательной средой» для возникновения социальных групп.

Взаимное притяжение индивидов, создающее круги, базируется на тех или иных социальных основаниях. Это, например, общая заинтересованность в одном и том же предмете внимания (круг театралов или спортивных болельщиков), пространственная близость (круг соседей, коллег по работе), общность позиций и взглядов (политические круги), одинаковость статусов (аристократические круги, круг руководителей), принадлежность к одной и той же субкультуре (круг подростков, круг пенсионеров или наркоманов). Однако, круги не создаются этими социальными основаниями, так сказать, автоматически. Они возникают в силу естественных потребностей людей в общении и коммуникации. Можно сказать, что, с одной стороны, острота этих потребностей, переживаемая конкретными индивидами, с другой стороны, мера возможности удовлетворить эти потребности в данном социальном окружении и определяет параметры каждого конкретного социального круга: регулярность и интенсивность контактов между его участниками, размер и степень однородности его состава, его авторитетность и влияние на индивидов.

Если с психологической точки зрения социальные круги отличаются прежде всего своей способностью удовлетворять человеческие потребности в общении, то с социологических позиций их главная функция – коммуникативная. Здесь происходит сбор информации, поступающей из разных источников, ее проверка обсуждением, обмен новостями, взглядами, суждениями, их сопоставление и отбор. Словом, в социальных кругах зарождается и формируется общественное мнение. Потому общественное мнение – не сумма индивидуальных позиций, а продукт взаимодействий людей, составляющих социальные круги. Социологам, выявляющим позиции людей по тем или иным вопросам, нет нужды опрашивать каждого человека, им достаточно выяснить доминирующие в социальных общностях мнения. Авторитетному американскому Институту Гэллапа, например, достаточно опросить всего лишь 1200-1600 человек, чтобы с погрешностью в 1,4% прогнозировать исход голосования на любых выборах в масштабе Соединенных Штатов.

Показательно, что под влиянием исследований Р. Мертона и П. Лазарфельда среди специалистов утвердилось представление о двухступенчатости коммуникативного процесса общества: средства массовой коммуникации воздействуют на индивидов не столько непосредственно, сколько через «лидеров мнений», влияющих, в свою очередь, на окружающих. Лидеры мнений – люди компетентные, авторитетные, склонные к интеллектуальной работе – аккумулируют и формулируют позиции, придают им статус общезначимости, «оснащают» их аргументацией. В общении с ними и между собой индивиды усваивают эти мнения в качестве своих собственных. Наше личное мнение зачастую не что иное, как коллективное мнение нашего социального окружения.

Виды социальных групп

Социальные группы значительно различаются между собой по многим параметрам: численности, причинам возникновения и функциям, характеру взаимоотношений, лежащих в их основе. Поэтому необходима их классификация, с помощью которой можно выделить основные типы социальных групп, а, следовательно, сделать акцент на тех свойствах, которые существенно влияют на их функционирование. Сразу надо сказать, что всеобъемлющей классификации, основанной на одном или нескольких критериях, нет; в социологии и психологии используется целый ряд типологий, выстроенных на базе разных признаков.

Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования - student2.ru Различия между этими социальными группами вытекают из количества их участников. Многие исследователи считают, что в малую группу входят от 2-3 человек до 40-50. Всякая группа, численность которой превышает 40-50 человек, называется большой. Семья – это, разумеется, малая социальная группа, а коллектив завода или даже цеха – большая социальная группа. Некоторые социологи считают класс большой группой, но это дискуссионный вопрос.

Количественные различия ведут и к различиям качественным. В малых группах люди связаны между собой непосредственными и довольно интенсивными личными контактами, их поэтому называют контактными группами; в больших же такие контакты «всех со всеми» принципиально невозможны. Отношения здесь опосредованы целой сетью дополнительных структур и звеньев; более того – их надо целенаправленно создавать, а взаимодействия внутри этих групп регулировать. Для этого организуются системы коммуникаций, управления, практикуются специальные процедуры для поддержания целостности и идентичности группы. Очевидно, что большие группы имеют тенденцию превращаться в организации и используют организационные связи для увеличения своего единства. Вероятно, большие группы сильнее, чем малые, нуждаются в центрах объединения, в символическом обозначении данной группы (например, её самоназвание, эмблематика). Надо сказать, что структуру любой большой группы образуют малые группы, которые и принимают на себя ряд её функций. Они становятся центрами объединения, формальными лидерами, носителями корпоративного духа, моральными авторитетами большой группы и т.п.

Естественно, что малые группы более просты по своей структуре, но вместе с тем они характеризуются более высокой степенью влияния на входящих в неё индивидов. В большую группу человек вовлечён, как правило, одним или несколькими аспектами своей жизнедеятельности. Скажем, члены большого коллектива включены в него прежде всего и главным образом своими профессиональными функциями. Большего трудовой коллектив от своих работников и не требует. Малая же группа в силу интенсивности, многосторонности и непосредственности образующих её связей интегрирует индивидов более целостно; она – своеобразный микромир или непосредственная социальная среда индивида, оказывающая многостороннее влияние на него и структуры его личности.

Модуль №3 Личность в социологии и методы исследования - student2.ru Близки к малым группам так называемые первичные группы. Значительное число социологов и психологов вообще не проводят между ними различий. Однако на деле отнюдь не всякая малая группа обладает свойствами первичной и может играть её роль по отношению к индивиду. Другими словами, малая группа может превратиться в первичную, но это происходит далеко не всегда.

С точки зрения Ч. Кули, первого исследователя групп данного типа, их отличительной чертой является ориентация на индивидуальные особенности участников группы. Именно эти черты людей находят признание со стороны других людей, проявляются во взаимоотношениях внутри первичной группы и – в определённой мере – обеспечивают устойчивую взаимосвязь. Классический пример первичной группы – семья. Каждый из её членов для другого – это не просто отец или мать, муж или жена, сын или дочь, а неповторимая и ни с кем не сравнимая индивидуальность. Такое соединение индивидуальностей и создаёт первичную группу, которая является самой индивидуализированной из всех типов групп. Семьи менее похожи друг на друга, чем школьные классы, группы друзей сильнее отличаются друг от друга, чем трудовые коллективы.

Первичная группа отличается также высокой эмоциональной близостью входящих в неё людей. Она не может не строиться на взаимных симпатиях, любви, доверии и уважении, высокой взаимной оценке людьми друг друга. Причём эти эмоции и чувства либо присутствуют изначально и ведут к возникновению группы, либо возникают в ходе перерастания малой группы в первичную. Так, длительная совместная работа людей в рамках малой формальной группы может в результате привести к формированию многосторонних дружеских связей и взаимозависимостей между ними.

Благодаря этим свойствам первичная группа обеспечивает высокую степень интеграции индивидов в свой состав. Другими словами, человек многими аспектами своей личности и жизнедеятельности входит в группу, принадлежит к ней. Это одновременно означает, что он в значительной степени зависит от неё, её влияния и определяется ею. Отсюда и название данного типа социальных групп – первичные. По отношению к индивиду они выступают в качестве первичного и, следовательно, наиболее сильного социального фактора, мощно и глубоко влияющего не только на поведение человека, но и на структуру его личности. Первичная группа вообще важнейший фактор социализации человека, формирования личности. Такова, например, семья для всех её членов и особенно для детей. Такова группа сверстников для подростка, группа друзей для тех, кто их имеет, иногда это профессиональная группа, в особенности для начинающего специалиста и т.п.

Вторичные группы действительно вторичны по отношению к таким группам, возникают на их основе, имеют функциональный или инструментальный характер и не затрагивают глубоко индивидуальность человека. Обычно это группы с чётко определёнными социальными статусами и ролями. Для взрослого человека в качестве вторичных выступает большинство групп, в рамках которых он оказывается.

С одной стороны, вторичные группы предполагают более поверхностную и одностороннюю, функциональную связь индивидов, чем первичные. Но, с другой стороны, ориентация на индивидуальные особенности людей в первичных группах объясняет сравнительную хрупкость и недолговечность таких групп. Семьи распадаются, друзья со временем отходят друг от друга, отношения между родителями и детьми охладевают и т.п. Вторичные же группы в виде, например, трудовых коллективов, могут существовать в принципе сколь угодно долго именно потому, что они не зависят от индивидуальных особенностей входящих в них людей. Эти группы, можно сказать, вырабатывают стратегии и способы либо игнорирования, «вынесения за скобки», либо преодоления этих особенностей. Более того, во вторичных группах их участников сравнительно легко заменить на других; постоянной оказывается лишь структура образующих группу статусов и ролей. В первичной же группе важны именно индивиды, а не роли. Поэтому «выпадение» из первичной группы одного из индивидов - невосполнимая для неё потеря, способная разрушить группу вообще, замена одного из её участников если не ликвидирует группу, то кардинально меняет её облик.

Другие виды групп

При исследовании или описании социальных групп часто возникает необходимость подчеркнуть некоторые отдельные их особенности, имеющие значимость в данном контексте. Такие характеристики иногда приобретают вид классификации социальных групп, хотя и «не дотягивают» до её масштаба. Использование совокупности таких характеристик помогает более дифференцированно и полно обрисовать конкретные социальные группы.

Целевые и экспрессивные группы. В качестве агентов социального действия группы выполняют разные функции. Вдобавок для самих участников группы её значимость, привлекательность, «полезность», авторитет зачастую определяются её «функциональностью». В самом общем виде функции социальных групп (и соответственно сами группы) обычно делят на целевые и экспрессивные. Когда группа играет роль средства, инструмента, орудия достижения каких-либо целей, её называют инструментальной (целевой). Например, студенты для отстаивания своих интересов создают студенческий комитет.

Надо иметь в виду, однако, что любая группа в том или ином отношении может выполнять инструментальные функции. Скажем, студенческая группа может воспользоваться своей солидарностью для объявления бойкота преподавателям или своим однокурсникам. Целевая же группа создаётся специально, преднамеренно для решения задач, которые иначе, без группы или же индивидуально, решить невозможно. Само объединение людей в группу есть одно из условий (средств) реализации таких целей. Те группы, в которых целевая функция выражена наиболее ярко, как правило, распадаются или трансформируются в другие после достижения поставленной цели. Такой «целевой» характер имеют многие из новых украинских партий, предвыборных объединений, «групп поддержки» отдельных политиков.

Понятно, что групповые и индивидуальные цели могут «перекрещиваться», но они далеко не всегда совпадают. Одно дело цели, ради которых создана группа, и другое – цели и мотивы входящих в неё индивидов. Скажем, группа организована для выполнения того или иного проекта, а люди вошли в неё только для того, чтобы заработать.

Экспрессивные функции группы связаны с эмоционально-чувственной сферой людей. Например, группы удовлетворяют потребности в общении, социальном одобрении, признании, поддержании самоуважения, самооценки и т.п. Группа с ярко выраженными экспрессивными функциями важна и значима для людей сама по себе; она, так сказать, является и самоцелью, и ценностью, но никак не средством. Наиболее отчётливо эти функции обнаруживаются в малых первичных и неформальных группах.

Формальные и неформальные группы. Иногда необходимо сделать акцент на способе формирования группы и особенностях её структуры. Группы, сложившиеся стихийным, спонтанным образом, так сказать, не преднамеренно, называют неформальными; они, как правило, имеют подвижную и аморфную структуру; их формирование нередко мотивируется собственными потребностями индивидов. Отличительной чертой формальных групп является прежде всего чёткая фиксация (зачастую в специальных документах) основных аспектов её существования. Например, между участниками такой группы имеется строго определённое разделение функций, прав и обязанностей. Здесь действуют особые нормы и правила взаимодействий, решения спорных вопросов, принципы включения в группу или исключения из неё. Часто формальные группы целенаправленно формируются в качестве инструмента решения каких-либо задач. Например, по распоряжению ректора создаётся приёмная комиссия. Надо, однако, помнить, что формальный или неформальный характер группы это один из аспектов реально существующих групп и потому различие между формальными и неформальными группами относительно. Скажем, семья – явно неформальная группа, но в ней может существовать четкое и однозначное распределение обязанностей между супругами.

Референтные группы. В самом начале главы уже говорилось о том, что термин «группа» в социальных науках используется весьма и весьма широко, им нередко обозначают любую устойчивую общность. В полной мере это замечание относится к так называемым референтным группам. Здесь термин «группа» просто указывает на совокупность людей.

Что же это такое – референтная группа? Любую общность, на которую ориентируются в своих действиях люди, с которой они соотносят свою индивидуальную жизнедеятельность, можно назвать референтной. Другими словами, ту или иную группу делает референтной особое отношение к ней со стороны индивидов.

Прежде всего, референтной является та общность, с которой человек себя идентифицирует. Скажем, индивид принадлежит к этнической группе и оценивает её особенности, традиции и т.п. как «свои», усваивает их и следует им. Он воспринимает себя и ведёт себя так, как, с его точки зрения, оценивают себя и ведут себя представители его этнической группы, т.е. Он корректирует своё поведение и самосознание в соответствии с поведением и сознанием референтной группы.

Но референтной считается и та общность, в которую человек ещё только стремится попасть. Ребёнок хочет поскорее стать взрослым. Он подражает родителям, учится смотреть на мир глазами взрослых, усваивает стандарты и правила, царящие во «взрослом» мире и т.п. Так же референтное профессиональное сообщество «руководит» студентами, учениками и начинающими специалистами, которые, стремясь занять в нём достойное место, «впитывают» профессиональную субкультуру.

Среди референтных выделяют так же и эталонные группы. Их образуют наиболее авторитетные для индивида люди (лидеры и кумиры), чьим мнением и оценкой он дорожит. Эталонные группы воплощают и персонифицируют те нормы, ценности, образцы и модели поведения, которые индивид считает наиболее важными и значимыми для себя и социального мира. Примерами подобного рода эталонов можно считать национальных героев, лидеров общественного мнения, людей, добившихся наивысшего успеха в своей профессиональной области, интеллектуальную элиту и т.п.

Итак, значение референтных групп заключается в том, что индивид соотносит (сверяет, оценивает, корректирует) с ними своё поведение, формирует с их помощью самооценку, ориентируется на них при выборе способов действий, руководствуется их нормами и стандартами, зависит от их мнений и оценок. Референтными не могут считаться общности, которые ничего не значат для индивида, к которым он безразличен, даже если он и формально входит в них.

Социологи и психологи различают реальные и воображаемые референтные группы. Воображаемые, или условные - те группы, которые индивид создает в своем сознании, приписывая им определенные стандарты, позиции и мнения, образ жизни и т.п. Таковы, например, так называемые «цивилизованные люди», по крайней мере, в глазах тех отечественных политиков и интеллектуалов, которые постоянно используют этот штамп.

Собственно, большинство референтных групп хотя бы отчасти являются плодом воображения индивидов, их социального конструирования. Когда люди называют в качестве характерных черт своей нации трудолюбие и аккуратность – это не что иное, как приписывание ей качеств, причём произвольно выбранных. Когда они делают акцент на высоких гражданских, моральных, интеллектуальных чертах лидеров и героев, люди создают односторонний образ своих кумиров. Референтные группы не что иное, как наглядные образы, персонификации и воплощения социально значимых ценностей, правил, стандартов и т.п.

Наши рекомендации