Семинар «Русская социологическая мысль»
(форма обучения очная)
(проводится в форме семинара-диалога)
1. Позитивизм и психологизм в социологической мысли России.
2. Антипозитивизм в отечественной социальной философии и социологии.
3. Марксистская социология в России.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите социально-экономические, теоретико-методологические и мировоззренческие предпосылки возникновения и развития социологии в России.
2. Охарактеризуйте особенности отечественной социологической мысли.
3. Рассмотрите многообразие школ и направлений в отечественной социологии конца XIX - начала XX вв.
4. Покажите состояние социологической науки в СССР.
5. Рассмотрите состояние и тенденции развития современной социологии в России.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
и подготовке к семинару
Изучение темы следует начать с выяснения социально-экономических, теоретико-методологических и мировоззренческих предпосылок возникновения и развития социологии в России. Характеризуя особенности социальной мысли в России, важно учитывать, что она развивалась как составная часть мировой науки. Рассматривая эволюцию идейных основ русской социологии, необходимо показать основные этапы ее развития, обратить внимание на существующие периодизации. Далее следует рассмотреть основные направления и школы в отечественной социологии конца XIX - начала ХХ вв., когда эта наука в России достигла значительных успехов в своем развитии. При изучении состояния социологической науки в СССР следует показать процесс идеологизации общественных наук, отождествление общей социологии с историческим материализмом, а также характерные для этого периода дискуссии по проблемам обществознания. В заключение следует показать состояние и тенденции развития социологической науки в современной России.
Изучение первого вопроса семинара целесообразно начать с выяснения общности теоретических и мировоззренческих корней российской и западноевропейской позитивистской социологии. При этом следует подчеркнуть, что увлечение позитивизмом в России не было простым заимствованием западных идей. Напротив, такие социологи, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский сложились как позитивисты во многом до знакомства с идеями О. Конта, Г. Спенсера и др. В этом контексте целесообразно подробнее остановиться на характеристике этико-субъективной школы, которая как достаточно самостоятельная и новационная по уровню и способу решения проблем не уступала западным научным школам. Изучая натуралистические ориентации российской социологии, необходимо рассмотреть идеи географического детерминизма (Л.И. Мечников) и органической школы (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). Далее следует охарактеризовать психологическую ориентацию в отечественной социологии конца XIX – начала ХХ вв. (Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов), показать, что проблемы функционирования и развития общества решались ее представителями исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии. Следует подчеркнуть, что российский органицизм и психологизм подготовили почву для успешного критического усвоения достижений последующих классиков обществознания (психоанализа и родственных ему учений).
При изучении второго вопроса необходимо уяснить, что антипозитивизм в отечественной социологии развивался преимущественно в рамках неокантианской социально-философской традиции и являлся одним из ведущих течений теоретической мысли России конца XIX – начала ХХ вв. Следует показать, что антипозитивизм выражался в критике тенденции конструирования социологического знания по модели биологических наук и проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о «борьбе за существование» и «естественном отборе». Рассматривая социологические взгляды представителей отечественного антипозитивизма (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.Н. Хвостов), необходимо показать, что они своей основательной критикой позитивизма и натурализма хотя и не преодолели имевшую глубокие корни в русской науке «позитивистскую традицию», однако способствовали переходу русского позитивизма на новую ступень развития. В заключение следует дать характеристику тем явлениям в отечественной социологии рассматриваемого периода, которые выходили за пределы простой антитезы «позитивизм – антипозитивизм», остановившись подробнее на теории культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и плюралистической социологии М.М. Ковалевского.
Переходя к изучению третьего вопроса, следует выяснить причины широкого распространения социологических идей К. Маркса в России, показать, что экономический материализм развивался на российской почве в духе социального реализма и экономического редукционизма. Необходимо учитывать, что первые аналитики марксизма в России рассматривали его как способ поиска путей эволюции страны в контексте глобальных тенденций исторического процесса. С особенностями отечественной марксистской социологии целесообразно ознакомиться при изучении взглядов главных представителей т. н. «ортодоксального» (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и «легального» марксизма (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев). При этом представляет интерес мысль Н.А. Бердяева о том, что для понимания судьбы марксизма в России необходимо видеть его изначальную двойственность. С одной стороны, марксизм являлся доктриной, обосновывавшей ведущую роль экономики и социальных структур в обществе; с другой – выступал теорией не только сущего, но и должного, описывающей идеальное общество, где человек должен обрести подлинную свободу. Эти две стороны марксизма вступали в неразрешимое противоречие, и попытки его разрешить определили эволюцию этого учения.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения и развития социологии в России.
2. Каковы главные особенности отечественной социологической мысли?
3. В чем заключается «субъективный метод» в социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского?
4. Охарактеризуйте главные положения плюралистической социологии М.М. Ковалевского.
5. Каковы состояние и тенденции развития социологической науки в современной России?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература
И иные источники
8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3