Семинар «Социология как наука»

(форма обучения очная)

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение объекта и предмета социологии, рассмотрите историю и теорию вопроса.

2. Изучите основные категории и законы социологии.

3. Рассмотрите основные методы социологического познания и их особенности.

4. Изучите структуру социологического знания.

5. Рассмотрите функции социологии.

6. Определите место социологии в структуре современного научного знания.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к семинару

Изучение темы следует начать с определения социологии как науки о социальном мире, закономерностях организации, функционирования и развития общества. При этом следует выяснить содержание понятия «социальное» и показать его роль в научном познании общественной жизни. Затем целесообразно дать определение объекта и предмета социологии, обратив внимание на ее теоретико-методологический плюрализм и различие существующих подходов к определению границ предметной области науки. При этом следует иметь в виду, что решение вопроса о предмете социологии является необходимым условием для правильного понимания категорий и законов социологии. Далее необходимо рассмотреть структуру социологического знания и основные функции социологии как науки. В заключение важно определить место социологии в системе общественных наук, обратив особое внимание на актуализацию социологического знания в современных условиях.

При подготовке первого вопроса семинара следует исходить из того, что объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Важно понять, что определение объекта науки необходимо для выделения устойчивой и целостной части реального и объективного мира, которую изучает или должна изучать соответствующая наука. В отличие от объекта науки предмет науки не существует вне научного познания и независимо от него. Необходимо понять, что выделить характерные именно для данной науки элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения - это и значит дать ответ на вопрос о предмете науки. Дав определение предмета социологии, объясните, почему специалисты по-разному определяют границы предметной области социологической науки.

Изучая структуру социологического знания, раскройте его неоднородность и многомерность, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Выделите разделы социологии по методу получения научного знания и его функции, охарактеризуйте уровни социологического знания. Обратите внимание на то, что в знании, структурированном по глубине анализа объекта и масштабу научного обобщения, находит выражение диалектическое единство целого и части. Рассмотрите структуру социологии в отраслевом аспекте по кругу изучаемых объектов; охарактеризуйте главные группы отраслей и важнейшие отрасли социологии.

При изучении функций социологии покажите, что в них находит выражение социальное предназначение науки и ее роль в общественной жизни. Рассмотрите главные функции социологии: познавательную, практическую, прогностическую, методологическую и методическую. Уясните специфику идеологической функции социологии. Следует понять, что если предназначение науки состоит в познании объективной социальной реальности, получении достоверного знания о ней, то социолог должен быть нейтральным по отношению к интересам тех или иных общественно-политических групп, организаций, движений. Объясните, почему в современном обществе отношения социологии и социологов с миром политики и политической борьбы оказываются сложнее описанной выше модели.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение социологии как науки.

2. В чем отличие объекта социологии как науки от предмета социологии?

3. Каково соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической и другими общественными науками?

4. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социология?

5. Чем определяется научный характер социологии?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

Наши рекомендации