Некоторые выдержки из программы исследования
Целью исследования было получение и анализ первичной статистическо! и социологической информации для выявления факторов, влияющих н выбор потенциальными клиентами (из числа физических лиц) того или иног банка для размещения свободных денежных средств. На основе полученно] информации предстояло выработать рекомендации банку относительно перс пективности развития этого нового для него направления деятельности -привлечение на свои счета денежных средств населения.
В качестве объекта исследования было определено взрослое населени г. Нижнего Новгорода. В составе его предстояло выделить группу потенци альных клиентов банка, к которым относились люди, располагавшие свобод ными денежными средствами и изъявлявшие готовность разместить эти срел ства на счетах коммерческого банка. Дополнительным объектом выступал служащие Сберегательного банка.
Предметом исследования являлось отношение потенциальных клиен тов коммерческого банка к существовавшей в тот период банковской сие теме вообще и к коммерческим банкам в частности, к размерам и форма платы за вложенные в них деньги, к перечню оказываемых коммерчески ми банками услуг.
В ходе исследования планировалось решение следующих задач.
1.Выявить и проанализировать:
+ структуру денежных доходов населения города по их размерам и формам хранения;
+ сопоставление с другими регионами и выявление тенденций в изменении данной структуры;
+ сферы и направления размещения свободных денежных средств населения и их размеры.
2. Выявить тенденции движения вкладов в Сберегательном банке (средние размеры вкладов, количество вкладов, их дифференциацию по территории города).
3. Определить отношение клиентов Сбербанка к его работе (информированность клиентов о перечне предлагаемых услуг; удовлетворенность полнотой и степенью реализации данного перечня; удовлетворенность процентной ставкой и динамикой ее повышения в условиях нарастающей инфляции; влияние места расположения отделений и филиалов банка и их количества на отношение клиентов).
4. Выявить информированность и уровень доверия к существовавшим ранее и вновь создаваемым коммерческим банкам, проранжировать их по степени убывания рейтинга.
5. Определить страту основных возможных клиентов коммерческого банка среди населения города и составить их социальный и демографический портрет.
6. Выявить и проранжировать по степени важности и привлекательности потребности основных потенциальных клиентов в определенных банковских услугах и операциях, в иных, нетрадиционных формах платы за вложенные денежные средства.
7. Произвести изучение трудозатрат, расчеты возможных издержек иприбылей банка, связанных с обслуживанием населения, и осуществитьоценку целесообразности этого направления деятельности банком-заказчиком.
В связи с тем что исследование носило комплексный характер, при его проведении использовалась целая совокупность методов сбора первичной (в социологическом смысле) информации.
Анализ документов
1.1.Традиционный анализ документов. Здесь в качестве источников выступали публикации по проблеме исследования в специальной литературе и средствах массовой информации. Этот метод особенно активно использовался на начальном этапе исследования и при разработке программы. Необходимость его была обусловлена тем, что в составе исследовательской группы не было ни одного специалиста по банковскому делу.
2.1. Анализ статистических данных — прежде всего, сборников Облкомста-та, а также финансовых отчетов банка-заказчика и Сберегательного банка.
Опрос
2.1.Экспертный опрос методом интервью. В ходе исследования было взято 20 интервью главных специалистов областного управления Сбербанка и коммерческого банка — заказчика.
2.2.Анкетный опрос служащих банков. Всего было опрошено 180 банковских служащих (в том числе 20 — из банка-заказчика).
2.3. Анкетный опрос клиентов Сбербанка. Опрос проводился в филиалах трех районных отделений Сбербанка. Всего было опрошено 412 человек.
2.4. Почтовый опрос населения. Опрос проводился по анкете, вопросы которой были идентичны вопросам анкеты для клиентов Сбербанка. Отбор адресов респондентов проводился по нашему заказу сотрудниками городского адресного бюро по систематической выборке. Из тысячи разосланных по отобранным адресам анкет возврат составил 330. После первичного просмотра и оценки качества заполнения к обработке и анализу было принято 308 анкет.
Почтовый опрос населения
Наблюдение
Здесь источником информации было прямое, открытое, невключенное наблюдение за процедурой работы служащих банка с клиентами в течение нескольких рабочих дней. В качестве единиц анализа были отобраны 7 филиалов в трех районных отделениях Сбербанка.
Инструментарий по всем отдельным видам сбора первичной информации приведен в конце этого приложения.