Некоторые выдержки из программы исследования

Целью исследования было получение и анализ первичной статистическо! и социологической информации для выявления факторов, влияющих н выбор потенциальными клиентами (из числа физических лиц) того или иног банка для размещения свободных денежных средств. На основе полученно] информации предстояло выработать рекомендации банку относительно перс пективности развития этого нового для него направления деятельности -привлечение на свои счета денежных средств населения.

В качестве объекта исследования было определено взрослое населени г. Нижнего Новгорода. В составе его предстояло выделить группу потенци альных клиентов банка, к которым относились люди, располагавшие свобод ными денежными средствами и изъявлявшие готовность разместить эти срел ства на счетах коммерческого банка. Дополнительным объектом выступал служащие Сберегательного банка.

Предметом исследования являлось отношение потенциальных клиен тов коммерческого банка к существовавшей в тот период банковской сие теме вообще и к коммерческим банкам в частности, к размерам и форма платы за вложенные в них деньги, к перечню оказываемых коммерчески ми банками услуг.

В ходе исследования планировалось решение следующих задач.

1.Выявить и проанализировать:

+ структуру денежных доходов населения города по их размерам и фор­мам хранения;

+ сопоставление с другими регионами и выявление тенденций в измене­нии данной структуры;

+ сферы и направления размещения свободных денежных средств насе­ления и их размеры.

2. Выявить тенденции движения вкладов в Сберегательном банке (сред­ние размеры вкладов, количество вкладов, их дифференциацию по террито­рии города).

3. Определить отношение клиентов Сбербанка к его работе (информиро­ванность клиентов о перечне предлагаемых услуг; удовлетворенность полно­той и степенью реализации данного перечня; удовлетворенность процентной ставкой и динамикой ее повышения в условиях нарастающей инфляции; вли­яние места расположения отделений и филиалов банка и их количества на от­ношение клиентов).

4. Выявить информированность и уровень доверия к существовавшим ра­нее и вновь создаваемым коммерческим банкам, проранжировать их по сте­пени убывания рейтинга.

5. Определить страту основных возможных клиентов коммерческого банка среди населения города и составить их социальный и демографический пор­трет.

6. Выявить и проранжировать по степени важности и привлекательности потребности основных потенциальных клиентов в определенных банковских услугах и операциях, в иных, нетрадиционных формах платы за вложенные денежные средства.

7. Произвести изучение трудозатрат, расчеты возможных издержек иприбылей банка, связанных с обслуживанием населения, и осуществитьоценку целесообразности этого направления деятельности банком-заказ­чиком.

В связи с тем что исследование носило комплексный характер, при его проведении использовалась целая совокупность методов сбора первичной (в социологическом смысле) информации.

Анализ документов

1.1.Традиционный анализ документов. Здесь в качестве источников выс­тупали публикации по проблеме исследования в специальной литературе и средствах массовой информации. Этот метод особенно активно использовал­ся на начальном этапе исследования и при разработке программы. Необхо­димость его была обусловлена тем, что в составе исследовательской группы не было ни одного специалиста по банковскому делу.

2.1. Анализ статистических данных — прежде всего, сборников Облкомста-та, а также финансовых отчетов банка-заказчика и Сберегательного банка.

Опрос

2.1.Экспертный опрос методом интервью. В ходе исследования было взя­то 20 интервью главных специалистов областного управления Сбербанка и коммерческого банка — заказчика.

2.2.Анкетный опрос служащих банков. Всего было опрошено 180 банков­ских служащих (в том числе 20 — из банка-заказчика).

2.3. Анкетный опрос клиентов Сбербанка. Опрос проводился в филиалах трех районных отделений Сбербанка. Всего было опрошено 412 человек.

2.4. Почтовый опрос населения. Опрос проводился по анкете, вопросы ко­торой были идентичны вопросам анкеты для клиентов Сбербанка. Отбор адресов респондентов проводился по нашему заказу сотрудниками город­ского адресного бюро по систематической выборке. Из тысячи разослан­ных по отобранным адресам анкет возврат составил 330. После первичного просмотра и оценки качества заполнения к обработке и анализу было при­нято 308 анкет.

Некоторые выдержки из программы исследования - student2.ru

Почтовый опрос населения

Наблюдение

Здесь источником информации было прямое, открытое, невключенное наблюдение за процедурой работы служащих банка с клиентами в течение нескольких рабочих дней. В качестве единиц анализа были отобраны 7 фи­лиалов в трех районных отделениях Сбербанка.

Инструментарий по всем отдельным видам сбора первичной информации приведен в конце этого приложения.

Наши рекомендации