Рынок семинаров и тренингов — операторы, фигуры и тенденции
Семинары и тренинги по бизнес-дисциплинам — относительно новый продукт рынка образовательных услуг.
В настоящее время по экспертным оценкам он на 75% контролируется учебными центрами и заведениями, делающими ставку на создание собственного имени, которые мы в изложенном ниже описании будем именовать брэндами.
20% рынка освоили учебные центры, которые продают «звезд» и которых мы ниже называем агентствами.
Только 5% рынка занято независимыми бизнес-тренерами, которые смогли «сделать имя». Это «звезды».
Как оценить этот расклад? Рассмотрим некоторые тенденции, операторов и фигуры этого рынка.
Очень активную роль на рынке семинаров и тренингов играют представительства зарубежных учебных центров. Их политика в большинстве случаев определяется следующими факторами:
1. В финансовом плане они чувствуют себя весьма уверенно и способны держать высокую цену, несмотря на относительно малый спрос.
2. Обычным является положение, при котором предоставление образовательных услуг является второстепенной задачей. На первом плане могут быть любые иные цели: создание стратегического плацдарма, коммерческая разведка, обеспечение взаимодействия с властями и, как можно предположить, даже криминальные задачи.
3. Весьма часто отношения такого учебного центра с наемными отечественными бизнес-тренерами отличаются весьма своеобразной пропорцией раздела доходов. В большинстве случаев тренер получает не более 5—20% сто-
имости тренинга. Этим обусловлено использование преподавателей, которые из-за возраста или надежд на рост и карьеру готовы идти на сотрудничество на самых низких почасовых.
Важное место в деятельности зарубежных учебных центров занимает коммерческая разведка
4. Жесткая эксплуатация тренеров отражается на качестве собственного преподавательского корпуса. Преподаватели вынуждены совмещать преподавание с продажами собственных семинаров и практически не имеют времени на разработку и совершенствование новых продуктов.
5. В программах обычно работает не один тренер, а несколько. Широко используются ассистенты, из которых в будущем должны вырасти новые тренеры и которые частенько наступают на пятки собственным наставникам.
6. Исключительно хороша техническая оснащенность — отличные аудитории с кондиционерами и удобными рабочими местами, оптические и компьютерные проекторы, богатая «раздатка» и т.д. К сожалению, это иногда контрастирует с откровенно низким качеством преподавания.
Среди таких центров по ценам предоставляемых услуг выделяются три группы: с ценами высокими (600—1500 долл. за тренерский день), очень высокими (2000—4000 долл.) и «условно бесплатные» («условно» — ибо что-то и кому-то они все-таки стоят). Частый мотив покупки фирмами сверхдорогих программ — соображения престижности.
Отечественные учебные центры не в состоянии выдержать конкуренцию. Они вынуждены:
1. Использовать безработных психологов, готовых работать на «профессорской почасовой ставке», т.е. за 15 гривен в час, которым на подготовку любой новой учебной программы вполне достаточно одной ночи. Как пра-
вило, преподаватели таких центров «подчитывают» свой предмет на дюжине курсов или вообще не имеют тематической ниши, а, следовательно, и необходимой квалификации.
2. Бизнес-тренеры таких учебных центров в большинстве случаев лишены одной «мелочи» — опыта личных продаж или собственного бизнеса. Это — «отработанный пар» старых вузов или вчерашние выпускники.
3. Эти учебные центры отличаются еще одним свойством — небывалым апломбом. В большом ходу и американизированные названия, популярны глобальные, «всеобъемлющие» учебные программы.
4. Многие такие центры при хорошем старте вырождаются. Тогда учащаются случаи откровенного мошенничества, связанные с нарушением программных обещаний, с изъятием у слушателей дополнительных денег, принудительной «отработки» (в роли курьера, рекламного агента, «охотника за головами», распространителя рекламной информации — раздача в метро и расклейка на заборах), информации о знакомых, которых можно привлечь к обучению. Излюбленная тематика таких курсов обусловлена прежде всего наличием дешевых преподавателей (бухгалтерия, изучение компьютера), а уже потом балансом спроса и предложения.
Все более широкое распространение принимают различные формы кооперации преподавателей государственных вузов. Этим обусловлено появление многих центров и школ при известных учебных заведениях, где процветают коррупция и стяжательство.
Хороших учебных центров очень мало. Они ориентированы на использование известных специалистов, экспертов и высокопрофессиональных тренеров. Их изюминка — не звучное имя учебного центра, а имена преподавателей, бизнес-тренеров, лекторов.
По следам открытых семинаров и тренингов, на которые съезжается директорат со всей страны, агентства часто получают заказы на проведение закрытых семинаров для персонала и руководителей разных уровней тех фирм, чьи руководители были довольны прослушанным открытым семинаром.
Как легко можно догадаться, именно в программах образовательных агентств бизнес-тренеры получают максимальные комиссионные (от 30 до 75 долл./ч) и потому качество преподавательского корпуса наиболее высокое. Распределение прибыли между агентством и преподавателями гораздо более симпатично — почти fifty-fifty. Это тоже способствует притоку самых лучших специалистов.
Семинары обычно проводятся в гостиницах, конференц-залах и санаториях, хорошо оснащенных мобильным презентационным оборудованием. Издержки — зарвавшиеся преподаватели часто превращают свои часы в программах агентств в собственное презентационное шоу. При этом они рассказывают не о своем предмете, а о том, о чем они могут рассказать — в расчете на получение заказа от слушателей. Но от таких любителей саморекламы агентства легко избавляются. Средняя цена за участие одного слушателя — 150—250 долл.
Очень малочисленную когорту автономных бизнес-тренеров время от времени пополняют наиболее дерзкие и талантливые преподаватели, восставшие против эксплуатации учебных центров и ощутившие потери от работы на создание не собственного, а чужого имени. В большинстве случаев они имеют предпринимательскую жилку, богатый жизненный и коммерческий опыт и им есть чем поделиться со слушателями.
Тематика семинаров преподавателей этой группы почти всегда очень узкая, большинство из них четко позиционировано в тематическом спектре — каждый сидит на своей «жиле». Среди наиболее распространенных тем — оригинальные подходы в продажах, авторские разработки оптимизации сбыта, агентурные технологии продаж, жесткие приемы коммуникаций, программы бизнес-креатива, курсы личностного роста, избирательные технологии.
Значительная часть бизнес-тренеров имеет за спиной свои книги и многочисленные газетно-журнальные публикации. Часто этих людей вместо учебных центров эксплуатируют заказчики — в качестве консультантов. Ведь у нас за консультации пока «не принято» платить... Специализация — закрытые семинары для персонала фирм. Открытые семинары тренеров «свободного плавания» крайне редки из-за отсутствия у них аудиторного фонда.
В этой группе самый низкий ценовой уровень (200-500 долл. за двухдневное обучение всей группы) и, возможно, самое высокое качество преподавания. Низкая цена обычно обусловлена не тем, что частным тренерам не нужно кормить тяжелую инфраструктуру учебного центра, а тем, что большинство этих людей — увлеченные фанатики, живущие своей темой на грани финансового выживания.
Обычна здесь высокая прозрачность профессионального опыта тренера. Ссылки на клиентуру и выполненные работы легко проверить. Но часто проверка излишня просто по причине достаточной известности этих специалистов.
Продажи часто являются результатом получения отличных отзывов и рекомендаций всегда довольных заказчиков.
Высокое качество преподавания обусловлено тремя факторами:
1. Тут качество в сравнении с тренерами учебных центров — гораздо более весомый залог получения завтрашних заказов.
2. К этой форме работы приходят только высокие спецы.
3. Отсутствие «крыши» не позволяет делать халтуру.
Тут низок уровень технической оснащенности. Максимум — использование бизнес-тренером собственного флип-чарта (белой доски), плакатов на портативных кронштейнах и бытовой видеокамеры. Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсируется тренерским профессионализмом и воодушев-ленностью по-настоящему увлеченных людей.
Мощный фактор успешных продаж семинаров частных бизнес-тренеров — мощная личная харизма, способность передать свой энтузиазм слушателям, очень высокая энергетика. Все это очень эффективно работает в программах, где одна из важнейших задач — мотивировать и вдохновить торговый персонал.
Расчеты с вольными тренерами идут по договорам подряда, в тени или через подставные фирмы. В виде частных предпринимателей легализованы только единицы, из которых, пожалуй, ни одного нельзя назвать «состоятельным». Но все это почти не мешает заинтересованным заказчикам покупать их отличные учебные продукты.
Для любых агентств просто дикими являются комиссионные в размере 400— 600% от стоимости продаваемой услуги или продукта. И если к разумным процентам за посредничество пришли агентства рекламные, страховые, туристические и занятые торговлей недвижимостью, то это ждет и агентства образовательные. В ближайшие два-три года учебные центры будут вынуждены или
мириться с халтурщиками, или существенно повышать почасовую оплату труда бизнес-тренера с одновременным снижением стоимости учебных программ.
Даже при полном отсутствии государственной поддержки можно прогнозировать рост и развитие существующих учебных центров «агентского типа» и появление новых (возможно, в зонах льготного налогообложения).
Продажа учебных программ «звезд» только набирает обороты. Совсем скоро именитым учебным центрам придется привлекать к своим учебным программам не только заезжих иностранцев, но и известных отечественных «вольных тренеров» — книжные мальчики уже раздражают.
В зоне частной тренерской практики можно ожидать появления мошенников. Пока их тут нет.
Прогноз относительно спроса: в ближайшие год-два очень резко вырастет спрос на программы переподготовки торгового персонала, что будет обусловлено осознанием ущерба от «закостенения» собственных продавцов.
• Источник: http://akim.hl .ruAonsal-zarab4. htm
B.C. Аудченко