Определение и компоненты деловой игры
Как и у многих понятий в теории управления, у деловых игр имеется множество определений и толкований. С нашей точки зрения, разнобой в понятиях связан с большой объемностью и гибкостью этого средства при его использовании. В английской специальной литературе чаще всего используется выражение «management games» (managerialgames). Кроме того, существует ряд модификаций, таких, например, как business games, executive games, decision games, decision exercises, management decision games, simulation games. В немец-
Данная глава написана канд. социал. наук И.О. Тюриной.
ком часто используются термины «Planspiele», «Unternehmens-spiele», «Betriebsspiele», «Simulationsmodelle». В широком смысле деловая игра представляет собой разновидность обучающих социальных технологий, метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических и других проблемных ситуациях посредством игры по заданным правилам.
В большинстве случаев под деловыми играми понимается «метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ». Это определение дается в Mega Book — «Универсальной энциклопедии», расположенной в Интернете; там же указывается, что деловые игры «применяются для обучения, научно-исследовательских целей, выработки управленческих решений»2.
Рис. 16. Участник учебно-практической конференции по обмену опытом
Некоторые авторы рассматривают деловую игру как вид игрового взаимодействия, связанный с распределением ролей, в ходе которых «проигрывается» определенная деловая ситуация, противопоставляя ее традиционным обучающим методикам: словесным (лекциям), работе с источниками, наглядным (демонстрации образцов), практическим (экспериментам). При этом деловые игры относятся к активным методам обучения (АМО), которые, по оценкам немецких специалистов3, являются самыми эффективными методиками для выработки практических знаний и умений. В общем случае под АМО понимаются методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом.
Продолжая разговор о деловых играх в контексте образовательной парадигмы, стоит отметить, что они представляют собой метод обучения, наиболее близкий
Адрес в сети Интернет: http://www.megakm.ru/bes_98/encyclop.asp
См.: Meichner Н.-Е. Aus- und Fortbildung in der offentlichen Verwaltung: Konzeptionen, Verfahren und
Instrumente des Mitarbeitertrainings. Koln; Berlin; Bonn; Munchen, 1984. P. 102-104.
к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Игра представляет собой совокупность мероприятий, в ходе которых команде обучающихся «игроков» предлагается решить определенную игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В игре происходит быстрое пополнение знаний, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами. В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится только один момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства — в развитии.
Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый вариант: все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, а участники предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производственная обстановка сохраняется, однако участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование текущего производства. По мнению большинства специалистов, наиболее полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, которые проводятся с отрывом от производства.
Деловые игры сочетают в себе качества игр и учебно-диагностического процесса. В общей дефиниции игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). Кроме того, в игре актуализируется и находит свое поведенческое проявление позиция ее участников.
Игра как метод построения учебного процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты: 1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным правилам игровые действия; 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры). Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представляет собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых обществом, окружающими к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане, а принятие ее осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и реализуется посредством присвоения внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли.
Игровые действия определяются целевым аспектом игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими игры (режиссерами или фасилитато-рами (от англ. facilitator—дословно, носитель функций, облегчающих выпол -нение проекта)), нормативными документами. В ряде случаев игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива4.
Более подробно см.: Красовсшй Ю.Д. Мир деловой игры: опыт обучения хозяйственных руководителей. М., 1989; Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1991.
Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Модель игры реализуется, приводится в действие с помощью ее правил, которые отражают соотношение всех компонентов игры и могут быть перенесены в игру из социального контекста или же придуманы.
Впервые игры как средство обучения практическому действию руководства начали применяться военными. Так, перед началом боевых действий руководство проводило своего рода игры, в ходе которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировки, оценки обстановки, сил противника, собственных целей и задач) принималось решение. Концентрация и централизация производства и капитала, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. В армиях европейских и азиатских стран начали проводиться командно-штабные учения. В США этот процесс развернулся особенно активно в ходе второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Примерно в конце 40-х гг. на Западе этот метод широко проникает в сферу бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобретение, товар. К 80-м гг. в США имелось около 2000 игр, в Англии — 500.
В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах в процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях, в процессе производства и реализации продукции на предприятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, в процессе проектирования новых и реконструкции старых предприятий5, в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Они проводятся в министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сферы производства, торговли, в финансовой сфере, сфере услуг, военной экономике и вооруженных силах.
5 Приведем в качестве примера деловые игры, успешно используемые на практике в нашей стране:
• проектирование матрицы распределения административных функций управления (РАФУ) — обучение основам оптимизации функциональной структуры организации посредством анализа функций подразделений, определения трудоемкости выполнения управленческих задач и норм загрузки подразделений и служб;
• деловая игра «Моделирование оптимальной структуры фирмы (компании) и формирование ее культуры» (МОСТРУФКУЛЬТ) — приобретение навыков самостоятельного решения задач по созданию эффективных структур управления производственных и хозяйственных систем (организаций, фирм, компаний) с учетом фактора организационной культуры, а также по формированию указанной культуры в конкретных фирмах (предприятиях, организациях);
•деловая игра «Распределение обязанностей в аппарате управления фирмой» — приобретение навыков у будущих специалистов-руководителей (менеджеров) и предпринимателей находить и принимать оптимальные решения по распределению обязанностей среди своих подчиненных в аппарате управления фирм (компаний);
• деловая игра «Подбор кадров на должность руководителя-менеджера» — приобретение будущими специалистами навыков осуществления обоснованного подбора кадров управления (менеджеров) на руководящие должности в структурных подразделениях организаций (фирм, компаний) на основе анализа потенциальных возможностей претендентов с учетом их профессионально-квалификационной и половозрастной характеристик, а также деловых и личностных особенностей работников;
• деловая игра «Переговоры» — обучение будущих (или сформировавшихся) специалистов методике правильного подхода к организации и проведению профессиональных переговоров между различными заинтересованными сторонами, выявлению и учету в них интересов этих сторон и разрешению возникающих при этом конфликтов.
Использование деловых игр в управлении персоналом, прежде всего для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений позволяет: определить индивидуальные и коллективные способности испытуемых, степень их подготовленности к профессиональным требованиям; повысить интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение организационных задач; наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; приобрести навыки решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; научиться работать с современной компьютерной техникой при решении разнообразных управленческих задач в диалоговом режиме.