Формирование групп в эксперименте

Важным условием эксперимента выступает формирование или подбор экс­периментальных групп. Самый простой способ проведения эксперимента — сравнение состояния до и после. Можно, например, сравнить показатели про­изводительности труда и освещенности рабочих мест, если вторые изменять умышленно. Однако такая упрощенная процедура не позволяет следить за мно­жеством других, не учтенных переменных, которые влияют на зависимые. Чтобы снять эти влияния или хотя бы проконтролировать их присутствие, применяют выделение не только экспериментальных, но и контрольных групп. Оно осно­вано на предположении о том, что неучтенные факторы одинаково действуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах. В экспериментальной группе производится изменение контролируемых (независимых) переменных. В контрольных группах независимые переменные остаются без изменения4.

Обе группы в научном эксперименте, если это действительно таковой, дол­жны быть тождественными (идентичными, похожими по важнейшим приз­накам). Принцип сходства двух групп — экспериментальной и контрольной — не должен нарушаться во время всего хода эксперимента. Его соблюдение называют контролем эксперимента. Контроль — одна из ведущих результиру­ющих процедур на всех этапах проведения эксперимента. Его основная фун­кция — обеспечение чистоты эксперимента в отношении сформированных групп и поведения переменных. Контроль предполагает четкое наблюдение за объектом — регистрацию переменных и их состояний, а также регулирование процессов с целью поддержания заданных параметров состояния объекта.

В социологии используются три метода формирования групп: попарного отбора, структурной идентификации и случайного отбора5.

Метод попарного отбора: из генеральной совокупности отбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и кон­трольным, но отличались по факторным характеристикам6. После чего для

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер.

с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995.

С 162-174.

Факторными называются такие характеристики экспериментальной группы, которые вводятся или

изменяются самим исследователем.

обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время изме­ряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров кон­трольных признаков в обеих группах. Метод используется преимуществен­но в параллельном эксперименте.

Метод структурной идентификации применяется как в линейном, так и параллельном эксперименте. В линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой макромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Такой отбор может быть осуществлен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп. Например, имеем две группы численностью соответ­ственно 50 и 90 человек. Известно, что в первой экспериментальной группе среднее образование имеют 70% членов группы (35 человек), а высшее — 30% (15человек). Во второй (контрольной) группе — по 50% тех и других (по 45 че­ловек). Предположим, что в целях создания экспериментальной ситуации нам желательно по характеристике «уровень образования» структуру конт­рольной группы привести в соответствие со структурой экспериментальной группы. Тогда при помощи арифметических приемов мы находим, что кон­трольная группа должна включать 60 человек: 42 человека (70%) со средним и 18 человек (30%) — с высшим образованием.

Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам ве­роятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его исполь­зуют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сотен человек) численности экспериментальной группы7.

В технологии случайного отбора широко применяется рандомизация. Ран­домизация {randomisation) — процедура, обеспечивающая случайное распре­деление испытуемых в экспериментальную и контрольную группы. Цель — ми­нимизировать возможность сознательного или неосознанного отбора испытуе­мых одного типа, например наиболее образованных или наиболее здоровых. Случайным распределением достигается отсутствие различий между двумя группами и, таким образом, снижается вероятность систематической ошиб­ки вследствие различий групп по каким-либо признакам.

ОШИБКИ И ТРУДНОСТИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ8

При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности:

♦ эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами;

♦ за эксперимент выдается включенное или стандартизированное не-включенное наблюдение;

♦ экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего экспе­римент проводится с нарушением его условий;

Подробнее см.: Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов/Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Гор-g шкова. М, 1995. С. 162-174. Материал дается по источнику: Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.rU/mmc/grig/4.3.ru.shtml

♦ субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками;

♦ неправильно построена теоретическая система переменных, перепута­ны причины и следствия;

♦ нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задача­ми и гипотезами исследования;

♦ сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, су­щественных зависимостей в изучаемом объекте;

♦ допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточ­ность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную про­верку;

♦ в качестве независимой переменной выделен фактор, который не мо­жет быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящихв изучаемом явлении;

♦ экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произ­вольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддавать­ся управлению со стороны исследователя;

♦ недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не вхо­дящих в независимую переменную;

♦ связи между зависимой и независимой переменными носят случайныйхарактер, неправильно установлена структура переменных;

♦ независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выраже­ния в эмпирических индикаторах;

♦ допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей;

♦ были допущены ошибки при фор­мировании экспериментальных и кон­трольных групп. В ходе эксперимента формирование групп в эксперименте - student2.ru обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возмож­ности сравнивать эти группы по составу переменных;

♦ для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную;

♦ в ходе эксперимента выяснились такие важные свойства эксперимен­тальной группы, которые не были известны до его начала;

♦ контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальнойгруппы по существенным для исследования параметрам;

♦ не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно со­здать экспериментальную ситуацию;

♦ не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состояни­ем переменных;

♦ при анализе данных использовался логико-математический аппарат, который неприменим к изучаемому классу явлений;

♦ при анализе результатов эксперимента социолог переоценивает воздей­ствие независимой на зависимую переменную, недоучитывает влияние ряда случайных факторов на изменения в экспериментальной ситуации;

♦ инструментарий эксперимента нацелен лишь на фиксацию определен -ных данных (по типу инструмента наблюдения), а не на соблюдение чисто­ты эксперимента;

♦ использованные при анализе полученной информации статистические методы не соответствуют природе причинно-следственных связей;

♦ выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипо­тезу без достаточных на то оснований;

♦ эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и со­противляются ему;

♦ среди организаторов экспериментальных работ оказались люди, не за­интересованные в положительных результатах эксперимента;

♦ в ходе эксперимента возникли конфликты среди участников по пово­ду участия в эксперименте;

♦ коллектив отказывается принять участие в эксперименте, мотивируя свой отказ тем, что ранее уже приходилось участвовать в эксперименте и ничего кроме лишних забот это участие не принесло.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

В социальных науках эксперименты подразделяются на: 1) истинные экс­перименты и квазиэксперименты; 2) натурные (натуральные) эксперимен­ты {naturalexperiments) и натуралистические эксперименты (naturalistic experi­ments)9; 2) полевые (естественные) и лабораторные эксперименты; 3) парал­лельные и последовательные (линейные) эксперименты; 4) активные и пассивные эксперименты; 5) эксперименты «улучшающие» и «дублирующие реальный мир»; 6) методическое экспериментирование и эксперименты в оценочных исследованиях; 7) многофакторные и однофакторные экспери­менты; 8) модельные и мысленные эксперименты и др. Кроме того, бывают еще пилотные эксперименты.

По характеру экспериментальной ситуации в социальных науках, преж­де всего в социологии и антропологии, выделяют две главные формы — по­левой и лабораторный эксперименты.

Лабораторный эксперимент — методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях. Он ос­нован на создании искусственных ситуаций, позволяющих изменять кон­тролируемые переменные и следить за сопутствующими изменениями за­висимых переменных. Чаще всего такой метод требует специального ос­нащения, а порой и применения технических приспособлений. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроиз­водимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требо­вание чистоты получаемых данных вместе с тем связано и с некоторыми ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически не­возможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, только от­дельные их фрагменты.

Примером может служить исследование процесса узнавания при помо­щи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа те­левизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зри­тельной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 25-39.

выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет. Лаборатор­ный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психи­ческой деятельности людей. В лабораторных условиях проводятся обычно социально-психологические и психологические эксперименты.

формирование групп в эксперименте - student2.ru

Рис. 12. Лабораторный эксперимент по изучению восприятия зрительной информации

Полевой эксперимент проходит в естественных для изучаемого процесса условиях. Методика этого эксперимента требует подбора контрольных и экспериментальных групп с необходимым набором переменных. При этом члены группы (испытуемые) могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента10.

В полевом эксперименте выезжают на место поселения первобытных пле­мен, жительства национальных меньшинств или место работы других соци­альных общностей, ставших объектом изучения. Так, Шефилд и Андерсон с коллегами в течение трех лет изучали межнациональные отношения в сред­ней школе США. В первый год они выяснили, что белые и черные амери-

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1995. С 162-164.

канцы по-разному реагируют на проявления подростковой агрессивности на переменах (взаимные толки, перебранку, потасовки), на уроках (списывание, взятие без спроса чужой авторучки и т.д.), в столовой (перебранки за столом). В интервью также выяснилось, что белые настроены к черным дружествен­нее, чем те к ним. Для проверки выявленных фактов Шефилд и Андерсон в 1987 г. провели полевой эксперимент. По случайной выборке они отобрали по 40 белых и черных студентов-мужчин. Каждому предъявляли серию ри­сунков и рассказов с проявлением умеренных форм агрессивности. Испы­туемые должны были проранжировать свои оценки поведения Нарушите­лей — от одобрения и равнодушия до резкого осуждения. В результате белые увидели в действиях черных большую угрозу, чем те у них. Ученые пришли к выводу, что страх перед неграми прививает белым подросткам сама школа1' Рональд Миллиман (1986) провел полевой эксперимент, в ходе которого изучал реакцию посетителей ресторана на быструю и медленную Музыку. По случайной выборке он опросил 227 человек. Определив, как воспринимает­ся темп музыки, ученый по субботам вечером сам играл медленную, а по пятницам быструю музыку. Затем менял график. Выяснилось: темп музыки влияет на время, которое посетители проводят за столом. При медленной музыке они сидели в ресторане 56 минут, а при быстрой управлялись с едой за 45. Причем разница в 11 минут приносила владельцам выручку в 30,5 долл. А если учесть выручку бара при ресторане, то выгода от медленной музыки становится еще больше12.

X. Бернард указывает, что истинный эксперимент в антропологии про­водится редко, но примеры все-таки есть13. Так, Марвин Харрис провел в Бразилии эксперимент по замене слов в вопросе, касающемся расовых от­ношений. Эксперимент проводился во время переписи населения. Демогра­фы считали уместным и благозвучным слово parda предпочтя его слову тогепа, который для англоговорящих жителей означало «brown» (смуглый). Харрис решил выяснить, как скажется на ответах замена первого слова на второе. По случайной выборке он отобрал 505 домов, разбил их на две рав­ные группы и проинтервьюировал по одному взрослому в каждом. В каждой группе задавали открытый и закрытый вопросы. Открытый звучал так: ка­кого цвета, по их мнению, у них кожа. Закрытые различались набором за­крытий — по 4 разных понятия, обозначавших цвет кожи. Необходимо вы­брать один вариант. В первой группе варианты были следующие: branca (бе­лые), parda (серый или коричневый), preta (черный) и amerela (желтый). У второй: branca, тогепа (коричневый), preta и amerela. В первой группе рес­понденты выбрали parda, а во второй —тогепа. По результатам эксперимента выработаны практические рекомендации по проведению переписи14.

Полевые эксперименты по упрощенной схеме часто проводят журналис­ты. На время замаскировавшись под представителей какой-то социальной группы или профессии, например нищих, они выходят на улицу, спускают­ся в метро или заходят в общественный транспорт, прося милостыню. Глав-Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994.

12 Ibid. P.25-39.

13 Ibid. P.56.

14 Ibid. P.53-58.

G17

ная цель — посмотреть реакцию людей. Они получают прекрасную инфор­мацию что называется из первых рук. В результате — публицистический очерк живыми красками реальных событий.

Истинные эксперименты, организованные с соблюдением всех требований научного метода, выработанных естествознанием (программа исследования, выдвижение гипотез о причинно-следственных связях, зависимых и незави­симых переменных, статистический подбор экспериментальной и конт­рольной групп, ученые не проводят контроль над всеми факторами, которые влияют на конечный результат, и т.д.), встречаются в социальных науках достаточно редко. Какое-либо правило обязательно нарушается или полно­стью не выполняется. Оправдываясь, социальные ученые кивают на слож­ность предмета своей науки, вмешательство человеческого фактора и мно­жество других причин, которые отсутствуют, скажем, в физике.

Гораздо чаще в социальных науках применяется квазиэксперимент. Его считают чем-то противоположным истинному эксперименту15. В квазиэкс­периментах нарушаются все мыслимые и немыслимые требования научно­го метода, а именно отсутствует программа исследования, не выдвигаются гипотезы и переменные, не создаются два обязательных типа группы и т.д., тем не менее эксперимент считается проведенным16. От эксперимента в по­добной процедуре порою остается одно — воздействие субъекта на объект, изменение социальной среды. Вот почему практически все социальные экс­перименты принимают форму квазиэкспериментов. Поскольку они достига­ют того или иного (иногда среда улучшается, иногда ухудшается) практическо­го эффекта, например в городе устанавливается платный телефон, вводится оригинальная система оплаты проезда, внедряется особая система льгот для инвалидов и т.п., их называют также социальным нововведением (иннова­цией, внедрением). Хотя в социальных инновациях нарушаются строгие принципы научного эксперимента, их нельзя считать бессмысленными или ненужными человечеству мероприятиями. Во-первых, к социальной реаль­ности неприменима во всем объеме та методика, которую разработали для эксперимента физики или биологи. У нас и у них речь идет о разных сущно­стях: о независимой от человека природе и созданной им искусственной сре­де, где сам человек, являясь крайне изменчивым существом, вносит постоян­ные изменения. Во-вторых, истинные эксперименты в естественно-научном понимании этого слова попросту не нужны обществу. Естественные хард-методологии и жесткие стратегии неуместны, неадаптированы и легко раз­рушаемы в социальной реальности. Здесь гораздо эффективнее софт-мето­дологии и мягкие или гибкие научные стратегии.

Натурный эксперимент сильно отличается от истинного и квазиэкспери­ментов. Во втором случае любое вмешательство устраивается ученым, в пер­вом оно происходит естественно. К натурным относятся такие случаи: а) часть жителей решила уехать из деревни в город, а часть остаться; б) в не­которые деревни в данном регионе провели электричество, а в другие нет; в) часть представителей национального меньшинства посещает школы для

5 Campbell D.T., Stanley J.С. Experimental and quasi-experimental designs for research. Boston: Houghton Mifflin, 1963.

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 25-39.

представителей среднего класса, а часть обучается в резервации; г) некото­рые культуры практикуют женский инфантицид, а другие нет. Любая из этих ситуаций может стать объектом натурного эксперимента, в ходе которого изучаются аспекты поведении людей. В таких случаях нельзя провести пре-тест, измерить независимые переменные до начала вмешательства. Ученый теоретически или по вторичным источникам мысленно восстанавливает исходные условия, затем изучает ход эксперимента и последствия. Часто он лишь застает последние, а все другое приходится реконструировать по оп­росам респондентов.

X. Бернард описывает знаменитый натурный эксперимент, проведенный в 1955 г. в штате Коннектикут, губернатор которого ввел закон об ограниче­нии скорости на дорогах. Количество ДТП сократилось с 324 в 1955 до 284 в 1956 г. Рефома сохранила жизнь 40 гражданам, хотя число штрафов сильно воз­росло17. Ученых интересовало: являлись ли суровые меры наказания причи­ной сокращения числа ДТП. За решение взялись Campbell and Ross (1968). Они просчитали статистику ДТП за 1951—1959 гг. в Коннектикуте, Массачусетсе, Нью-Йорке и Нью-Джерси. Все штаты были примерно похожи по климату и количеству ДТП. Выяснилось: во всех штатах выросло число ДТП в 1955 г. и сократилосьв 1956. Если опираться лишь на эти данные, то можно заключить, что усилия губернатора Коннектикута ни к чему не привели. Однако количе­ство ДТП постоянно сокращалось еще в течение трех лет. В других же штатах статистика ДТП колебалась по годам без всякой видимой закономерности. Campbell and Ross интерпретировали полученные данные как серию натураль­ных экспериментов {series of natural experiments) и убедительно доказали, что реформа губернатора на дорогах своего штата удалась.

Известны натуральные эксперименты, проводившиеся на бирже ценных бумаг (изучалось колебание активности брокеров в зависимости от того, проводятся в эти часы и дни крупные матчи по американскому футболу или нет). В 1976 г. Циалдини провел подобный эксперимент в ряде крупных уни­верситетов и выяснил (опросив профессоров университетов, попавших в выборку), что после выигрыша любимой команды студенты ведут себя на лекциях иначе, чем после проигрыша. В таких случаях футбольный матч — это естественное событие, а не стимульный материал, предоставляемый ис­пытуемым в лабораторных условиях.

В отличие от натурального эксперимента, где стимульный материал не придумывается, в натуралистическом эксперименте мы искусственно кон­струируем условия и обстановку, позволяющие собрать необходимую инфор­мацию. Такой эксперимент провел Стенли Милграм (1967). Он попросил американцев со Среднего Запада послать студентам богословского факуль­тета Гарварда в подарок небольшую книжечку, но только если они с ними знакомы. К книжечке прилагалась просьба передать подарок своим знако­мым, а те, как следовало из инструкции, должны были переслать их своим знакомым. В конце концов многие книжечки вернулись на круги своя, т.е. попали в руки к тем, кто их запустил. Таким способом ученый доказал свою цель — как узок этот громадный мир. Среднее число переходов, совершен­ных каждым письмом, равнялось 5. Через стольких людей прошла книжеч-

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 57.

ка прежде чем вернулась в исходную точку. Таким способом ученые выяс­няют количество социальных связей между людьми18.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный (пос­ледовательный) и параллельный эксперимент". Линейный эксперимент прово­дится без контрольных групп и основан на сравнении состояния контролиру­емых и зависимых переменных до и после экспериментального воздействия. Он отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющая­ся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). Иными словами, еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состо­яние объекта по его контрольным характеристикам. Очень важно, чтобы в про­цессе линейного эксперимента было ис­ключено воздействие на объект анализа мешающих факторов.

Параллельный эксперимент предполага­ формирование групп в эксперименте - student2.ru ет использование контрольных групп, в которых состояние независимых и зависимых переменных измеряется паралл ел ь-но с их состоянием в экспериментальной группе, причем экспериментальные воз­действия в контрольной группе не производятся. Состав групп должен быть иден­тичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента (в первую очередь это социально-демо­графические признаки). Характеристики контрольной группы остаются посто­янными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной — изменя­ются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравни -ваются и делается вывод о причинах и величине произошедших изменений.

В зависимости от активности экспериментатора различают активные и пассивные эксперименты. Первый предусматривает целенаправленное измене­ние изучаемой ситуации за счет введения контролируемой переменной, явля­ющейся гипотетической причиной состояния зависимой переменной. Экспе­риментатор прибегает к управленческому воздействию на изучаемый объект: вводятся новая форма оплаты труда, скользящий график выходных дней, си­стема контроля качества и т.д. Пассивный эксперимент характеризуется под­бором в естественных условиях объектов, обладающих нужным эксперимен­татору сочетанием переменных. Например, при изучении связи между каче­ством служебных инструкций и успешностью деловых взаимоотношений между членами первичных трудовых коллективов, связанных отношениями партнерства, могут быть подобраны коллективы-партнеры, отличающиеся качеством должностных инструкций и выравненные по другим переменным, которые влияют на взаимоотношения этих коллективов (стаж работы руково­дителей и рядовых сотрудников, уровень квалификации и т.д.)20.

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira

Press, 1994. P. 57-59.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М, 1995.

С. 162-174.

См.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. Д.А. Шевченко.

А.И. Кравченко. М, 1990.

Эксперимент «экс-пост-фактум» предусматривает реконструкцию дей­ствия гипотетической причины от настоящего к прошлому. Известен экспе­римент «экс-пост-фактум», проведенный в США (в 1930-х гг.), по изучению влияния уровня образования выпускников школ на экономическую адапта­цию в обществе в период самостоятельной жизни.

Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпре­тации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вме­шательство исследователя в процессы, происходящие в объекте.

В каждой области знания выделяют свои типы и виды экспериментов. Так, в психологии используются следующие их разновидности21.

Ассоциативный эксперимент — проективный метод, предложенный одно­временно К.Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое при­ходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. На основании полученных данных делается вывод о скрытых влечениях и аффективных комплексах испытуемого.

Двойной слепой опыт — особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведе­ния эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигаются исключение возможности влияния эксперимен­татора на результаты эксперимента и повышение показателей его объектив­ности. В частности, подобные условия могут моделироваться с помощью ком­пьютера.

Естественный эксперимент — экспериментальная стратегия, разработан­ная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Характеризуется тем, что проводится в услови­ях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, чтс участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота экспе­римента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуе­мым, результаты чего обрабатываются качественно. Такой эксперимент со­четает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторной: эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вво­дится точность эксперимента. Для правильного и успешного проведена естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, ко торые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с за дачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обес печивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психическое деятельности. Вариантом естественного эксперимента является психолого педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изуче ние психических особенностей школьника, подлежащих формированию осуществляется в процессе обучения и воспитания.

1 Подробнее см.: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 198/ Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, 1997; Милграм С Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000; Кэмпбелл Д. Модели эксперименте в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980; Методы исследова ния в психологии: квазиэксперимент: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Фору.\ ИНФРА-М, 1998; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I—II. М.: Прогресс 1966; Методы, применяемые в психологии //http://skeptik.dp.ua/lib/psixo/metod.htm

Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов про­исходит при их целенаправленном формировании. С помощью данного ме­тода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать законо­мерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламенти­рованная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровож­дается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается уста­новить различие начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент ис­пользуется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Обучающий экспери­мент стал применяться в отечественной психологии в конце 30-х гг.

формирование групп в эксперименте - student2.ru

Рис. 13. Анализ выбора партнеров для совместного отдыха

Производственный эксперимент — естественный эксперимент, осуществ­ляющийся в обычных для испытуемого условиях его труда. При этом о про­ведении производственного эксперимента сам работник может и не знать. В других же случаях он становится активным участником эксперимента, что важно, например, при изменении структуры трудовой деятельности.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии — социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людь­ми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (производ­ственной бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Наши рекомендации