Формализованное (стандартизованное) наблюдение

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизирован­ное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные и закодированные, регистрируются исследо-

Токарева М. В. Проблемы использования стандартизованного наблюдения // http://www.psychology.spb.ru/ articles/tez/2000/a34.htm

вателем. Формы и приемы регистрации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, видеотехника и т.п.

Формализованное, или стандартизированное, наблюдение предусматри­вает детальную разработку программы и методических процедур:

♦ определение целей и задач наблюдения;

♦ определение проблемы, объекта наблюдения;

♦ определение изучаемых характеристик и их индикаторов, доступных внешнему наблюдению и регистрации;

♦ определение необходимого числа наблюдений из множества возмож­ных (выборочные процедуры);

♦ разработку регистрационных документов для фиксации наблюдаемых характеристик (карточки наблюдения, бланки протоколов и т.п.);

♦ инструкции наблюдателям относительно способа наблюдения;

♦ методику обработки и анализа данных.

Формализация процедуры наблюдения возможна в тех случаях, когда наблюдатель занимает стороннюю позицию, когда изучают явления, откры­тые для визуального восприятия.

В промышленной социологии методом наблюдения изучаются затраты рабочего времени, взаимодействия между членами первичных коллективов, производственные собрания, соблюдение трудового режима, очереди в сто­ловых, общение работников с представителями администрации в дни при­ема и т.д.

Врезка

Примеры «Наблюдательных листов»

* * *

I. Нормируемое время (работа): а) подготови­тельное и заключительное; б) оперативная ра­бота; в) обслуживание рабочего места; г) вре­мя на отдых и личные надобности; д) итоги ра­боты.

* * *

II. Ненормируемое время (потери): а) по орга­низационным причинам (отсутствие мате­риала, хождение за материалом, заготовками);б) по техническим причинам (отсутствие при­способления, инструмента, документации, ожи­дание ремонта и ремонт оборудования, налад­ка и переналадка оборудования)'.

* * *

Определение наблюдаемых переменных (инди­каторов) в исследовании собраний как канала

Другие примеры методик наблюдения см.: Ме­тодика изучения затрат рабочего времени и ис­пользования оборудования методом момен­тальных наблюдений. Л.: ЛПО «Красногвар­деец», 1970; Методика изучения рабочего вре­мени наблюдением на горных предприятиях. М., 1972.

выражения общественного мнения". Реализа­ция функций выражения общественного мнения раскрывалась в следующих переменных. 1. Об­щая характеристика собрания. 2. Ситуация пе­ред началом собрания. 3. Организационный пе­риод. 4. Характеристики выступающего, доклад­чика. 5. Реакции участников собрания на выступление, доклад. 6. Ситуация во время пре­ний. 7. Ситуация во время принятия проекта ре­шения по вопросу повестки дня. 8. Ситуация во время принятия поправок и дополнений к про­екту решения. 9. Ситуация после окончания со­брания.

Расчленение организационной структуры со­брания на перечисленные выше элементы дает количественные показатели таких фундамен­тальных характеристик собраний, как соблюде­ние принципов демократии, уровень социаль­но-политической активности участников собра­ния, гласность и др. Каждая из переменных раскрывалась в подробном перечне индикато­ров наблюдаемых характеристик. Правила и формы их регистрации отражались в специаль­но разработанных «Карточках наблюдателя». Например, третьей переменной соответствова­ла карточка с аналогичным названием: «Карточ-

Тарасов В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.

Документом для регистрации наблюдения выступает детально разработан­ный «Наблюдательный лист», который включает данные о месте и времени наблюдений: цех №.., участок.., дата.., количество рабочих.., число наблю­дений.., смена.., цель наблюдения.., маршрут обхода... Далее идет таблица, строки которой содержат фамилии рабочих, а столбцы включают перечень наблюдаемых характеристик.

Разработка документа для регистрации наблюдаемых характеристик оп­ределяет содержание и объем эмпирических данных, а также возможности их статического анализа. Определение наблюдаемых характеристик (пере­менных) признаков связано с анализом исследуемой проблемы и предмета. Эта процедура по своему содержанию является поиском индикаторов, т.е. сводится к эмпирической интерпретации исходных теоретических понятий.

Наблюдение большой аудитории проводится несколькими лицами, кото­рые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествуют не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизированные наблюдения на разных объектах.

Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктурном и не-включенном наблюдении может производиться кодовыми словами или обо­значениями, которые заносят в блокнот при первой возможности, чтобы потом расшифровать записи. Иногда при записи используется магнитофон, с которого текст расшифровывается прямо в компьютер. Записи можно де­лать по ходу наблюдения либо в конце рабочего дня.

ка № 3. Организационный период». Эта карточ­ка, как и другие, содержит закодированный список переменных, где наблюдатель обводит кружком код, соответствующий наблюдаемой ситуации.

формализованное (стандартизованное) наблюдение - student2.ru

Собрание началось: а) в назначенное время; б) с опозданием до 10 мин; в) с опозданием до 20 мин; г) с опозданием до 30 мин и более. По списку состоит ... чел., объявлено, что при­сутствует ... чел., данные наблюдения ... чел. На собрании присутствовало (оценка наблюда­теля): а) подавляющее большинство; б) боль­шинство; в) около половины; г) менее полови­ны и т.п.

Столбцы данной таблицы включают доли участ­ников собрания, для которых наблюдаются те или иные элементы поведения, указанные в строках таблицы. Участники собрания: большин-

ство, около половины, меньшинство, несколько человек. В таблице предусмотрено место для записи высказываний, реплик и визуально на­блюдаемых реакций участников'".

В известном исследовании «Общественное мне­ние» (рук. исследования Б.А. Грушин)"", создан­ном во второй половине 1960-х гг. в рамках про­екта «Таганрог-1», для регистрации поведения участников собрания (оно считалось действен­ным каналом функционирования института об­щественного мнения) использовалась целая кар­тотека наблюдения, включавшая 9 различных карточек наблюдателя (бланков оценки): ситуа­ции перед началом собрания, организационно­го периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций ауди­тории на выступление, описания общей ситуации во время дискуссии, ситуации при принятии ре­шения собрания, ситуации по окончании собра­ния и карточка общей характеристики собрания.

*"* Методы сбора данных в социологическом ис­следовании: анализ документов, наблюдение, эксперимент. М.: ИСИ АН СССР, 1986.

""Полностью методика описана в кн.: 47 пятнии. Вып. 5 // Информ. бюл. ИКСИ АН СССР и CCA. M., 1969. № 8.

В структурированном наблюдении, предполагающем строгие приемы ведения записей, используются бланки-протоколы, разлинованные по пунк­там наблюдения, с кодовыми обозначениями событий и ситуаций, дополня­ющие карточки индикаторов. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования.

Надежность результатов наблюдения обеспечивается апробацией разра­ботанного инструментария (пилотаж), специальным обучением наблюдате­лей и контролем за качеством их работы.

Апробация документов, подготовленных для регистрации результатов наблюдения, состоит в проведении пробных наблюдений и анализе сделан­ных записей, а также впечатлений наблюдателей, трудностей регистрации, неясных терминов, психологических препятствий и т.п. Кроме того, прово­дится сравнение результатов наблюдения несколькими наблюдателями од­ной и той же ситуации. Анализ причин несовпадения результатов помогает выявить просчеты в конструкции карточек для регистрации наблюдения, в организации наблюдения14.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Оно вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и риско­ванным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредствен­ном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблю­дением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение учено­го в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружа­ющие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито мо­жет устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить произ­водственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствую­щая квалификация, то и рабочим.

В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюде­ния могут служить: элементы деятельности; категории действий; объект илг лицо, выступающее центром внимания группы; индивид как представитель определенной статусной группы; условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Гер­мании в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в тече­ние трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовап фабричную жизнь. Его работа оказала влияние на университетских ученых включая М. Вебера.

Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот ме-

См.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995 С. 122—128; Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник/Под ред. ДА. Шев ченко, А.И. Кравченко. М., 1990.

тод наблюдения в научную практику15. В участвующем наблюдении единствен­ный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхожде­ние в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил осо­бый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научил­ся местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать со­бытия открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание. В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски. «В одном из своих исследований бандитских формирова­ний, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаи­мопонимание со своими "клиентами" — говорить на их языке» "".Включен­ное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в пре-

Резка

В.А. Ядов

Наши рекомендации