Формулировка вопросов и качество анкеты

Ошибки и контроль поля

Формулировка вопросов и качество анкеты - student2.ru

Формулировка вопросов и качество анкеты - student2.ru

КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ1

Долгое время, рассуждая о последовательности и расположении вопро­сов в анкете, методисты говорили о ее структуре. Действительно, термин «структура» предполагает определенную последовательность связанных общим признаком элементов, в том числе анкетных вопросов. Структу­рировать вопросы означает упорядочить их в какую-то систему, исполь­зуя законы логики, правила перехода от простого к сложному, близость тематики.

СТРУКТУРА ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ?

Не так давно выяснилось, что помимо чисто логических законов при со­ставлении социологической анкеты действуют еще психологические и эсте­тические законы. Оказалось, что предыдущие вопросы могут влиять на вос­приятие и понимание последующих, что чрезмерное количество тех и дру­гих утомляет респондента, что некрасиво оформленная анкета вызывает большее число отказов от участия в опросе, чем анкета с современным ди­зайном, и т.д.

Одним словом, методисты, опираясь на данные самых разных наук и множество специальных экспериментов, пришли к выводу о том, что кон­струирование социологической анкеты — это не какое-то ремесло или про­изводственная технология, которые можно свести к точному перечню пра­вил и требований, а некое импровизационное искусство, лишь опирающее­ся на подобные правила, но целиком к ним не сводящееся.

Вот тогда-то и появилось на свет новое слово —композиция. Это слово, проис­ходящее от латинского compositio (составление, связывание), имеет множество значений. Одно из них — построение художественного произведения, обуслов­ленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художествен­ной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция -мотивированное расположение компонентов литературного произведения; ком-

Данный материал написан при участии В.Ф. Анурина.

понентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или еди­ная точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаи­морасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, сис­темой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда си­нонимами понятий «композиция» и «структура» служат слова: «архитектоника», «построение», «конструкция»). Есть и другие значения слова «композиция»: 1) му­зыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение; 2) произ­ведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музы­кальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков; 3) сочинение музыки; учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Формулировка вопросов и качество анкеты - student2.ru

Рис. 1. Композиция — это многогранное понятие, относящееся в том числе и к музыке

У термина «структура» гораздо меньший послужной список. Он намного беднее в части этимологического разнообразия, имеет всего одно значение. Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокуп­ность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тож­дественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

С первого взгляда ясно, что интеллигентная, художественно раскрепощен­ная композиция выигрывает у армейски суровой структуры количеством и качеством своих практических приложений. Использование композиции для определения науки и искусства составления социологической анкеты кажется более правильным и уместным. Итак, в чем же заключается композицион­ное искусство анкетирования?

Если верить С. Новаку, социологическая анкета как особый тип научно­го инструмента имеет четкий иерархический вид, который не видим наши­ми глазами, но чувствуется нашим разумом. Он подчеркивает принципиаль­ное значение связей между анкетными вопросами: «Как правило, мы полу-

чаем ответ на проблемы при помощи формулирования множества вопросов, связанных между собой. Получение ответа на один из них является обяза­тельным условием для задавания других. Поэтому и вопросы формулируются в иерархической системе»2.

Вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, запутанная сюжетная линия пове­ствования, анкеты-лабиринты с глубоко спрятанным исследователем клю­чом к разгадке — все это на вершине профессионального искусства социо­логического опроса. Но сейчас мы пока еще находимся у подножия этой пи­рамиды, учимся делать первые шаги. И они должны быть правильными.

Незримая логика анкетных вопросов, иногда напоминающая запутанный лабиринт, до конца не прояснена ни методистами, ни методологами. По сравнению с физическими или химическими инструментами, такими, как микроскоп, реторта, вольтметр и даже камера Вильсона для изучения эле­ментарных частиц, социологическая анкета на несколько порядков более сложное и многомерное изобретение человеческого разума. Многомерное и во многом непредсказуемое.

Строго говоря, это средство одноразового использования. Анкета обладает свойствами уникальности:

+ создается под конкретное исследование и изобретается заново для сле­дующего случая;

* отражает индивидуальное мировоззрение, видение мира, уровень и на­правленность интеллектуальной компетентности своего автора, поэтому ут­верждают, что для одних и тех же целей, задач, обследуемой совокупности разные авторы сотворили бы совершенно разные инструменты;

4 адресно приспособлена именно к этому объекту изучения и не допус­кает переноса на другой объект.

Последнее свойство следует оговорить особо. Оно нарушает абсолютные каноны естествознания. К примеру, открытие какой-либо физической или биологической закономерности будет доказано и принято научным сообще­ством лишь тогда, когда открытие повторят в других частях света другие ученые и на других объектах. Создавать для разных объектов разные инст­рументы никакой здравомыслящий физик никогда не станет. Не делают этогс в массовом порядке и социологи, используя один и тот же инструмент, на­пример в маркетинговом исследовании, на разных объектах. А зря! Тиражи­ровать можно отдельные вопросы, блоки вопросов, тесты (да и то весьм; осторожно), но не анкету как сложное композиционное устройство в целом Когда отечественные ученые, участвующие в международном проекте, пы таются использовать на российской аудитории американский инструмента рий, прекрасно зарекомендовавший себя на аборигенном населении, ohi сталкиваются с множеством непреодолимых препятствий.

Дело в том, что социологическая анкета или текст интервью — это про грамма коммуникативного общения двух разных людей, ученого и респон дента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультурь часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликультур ный диалог, общение разных социокультурных миров. Найти общую площал ку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же ан

Nowak S. Methodology of sociological research: General problems / Translated from the Polish by M. O. Lep Warszawa: PWN — Polish Scientific Publishers; Dordrecht, Boston: D. Reidel Publishing Company, 1977. P. 2

кета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те при­знаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную ин­формацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединившимися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать — изощренный сценарий беседы ученого с респондентом. Вначале опишем несколько очевидных и не таких уж сложных принципов составле­ния анкетной композиции. Эти принципы выкристаллизовались в ходе мно­голетнего опыта проведения опросов. Они не так уж сложны, однако соблю­дение их во многом будет способствовать точности и достоверности полу­ченных в ходе опроса данных и предотвратит искажение информации.

ОБЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ АНКЕТЫ

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его про­водящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются воп­росы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой по­знавательной задачи они обеспечивают «завязку» беседы, формируют пси­хологическую установку на сотрудничество. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, тре­бующие размышлений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь поме­щают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографи­ческую информацию о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен со­провождаться пояснениями, «переключателями» внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о труде. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «пе­рекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно отметить — один или несколько; как заполнять вопрос-таб­лицу — по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения3, Реквизит­ной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах запол­нения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента при­нять участие в опросе.

Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и кон­фиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае аноним­ности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не

Иногда Введение называют Преамбулой.

будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполага­ется, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не за­казчику данного обследования4. В телефонном опросе и при опросах, связан­ных с присутствием интервьюеров, опрос носит только конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, ка­сающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопрос­ник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопро­сы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и про­фессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее назы­вают «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающем] за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомогательны! аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.

БАЗИСНАЯ ЧАСТЬ АНКЕТЫ

При разработке базисной, или основной, части вопросника следует обра тить внимание на тип вопросов (формат ответов), их содержание и числе последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольны вопросов. Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоми нает матрешку. Она состоит из содержательных блоков, посвященных какой то одной теме (условиям труда, участию в управлении и т.д.), каждый из ни строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на од ном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизи тельно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по опр« деленной логике. Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный дл отсеивания некомпетентных респондентов. В уважительной форме социс лог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсужда* мой проблеме (нововведению, гибкому графику и т.д.). Перед каждым блс ком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Hanpi мер, подразумевается, что социальные проблемы труда и произведет! (скажем, отношение к работе) касаются всех работающих на предприятии

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, наскол ы удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дет респондента заводские ясли или детский сад, когда респондент последи! раз повышал разряд, и множество других специфических вопросов относя

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 1 •

ся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает оп­ределенными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей со­ответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов — недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован воп­рос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория респондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходимо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, кото­рым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в ответах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Но, оказывается, и анкета в целом содержит подобный фильтр, который обеспечивает точность адресата на уров­ Формулировка вопросов и качество анкеты - student2.ru не выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка». После того как мы собрали и обра­ботали на ЭВМ все анкеты, необходимо выяснить, насколько соответствует массив реально опрошенных респондентов теоретической модели выборочной совокупности. Опросили ли мы все 150 молодых рабочих в возрасте от 22 до 30 лет, которые вошли в составленную нами модель выборки? Или попались лишние, не имеющие отношения ни к рабочему классу, ни к молодым людям респонденты. Процентные распределения категорий опрошенных помогают установить то, насколько точно запланированная структура выборочной со­вокупности совпала с реальной и насколько значительны отклонения от нее. Таким образом, «паспортичка» — это фильтр для анкеты в целом. Она по­казывает, тот ли опрошен социально-демографический и профессиональ­но-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлет­воренность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характе­ристик респондента. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетероген­ных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и отношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалификации и т.д. Как только респонден­ты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются пря­мые вопросы. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то меро­приятии, затем — о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий воп­рос —дихотомический по своей форме — призван уточнить общую направлен­ность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины по­добного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в

своем суждении?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен — уверен — не уверен — трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» — модель блока вопросов — очень распрос­транен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяет­ся у нас. Такой прием отвечает и требованиям логики, и практике исследо­вания. Почему для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения уровня вероятности одно­го вывода необходимо провести более одного исследования. Итак, для изу­чения одного явления нужно несколько вопросов, для получения одного вывода — более чем одно исследование.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «ворон­ки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов — «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последователь­ность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основ­ной вопрос, обычно помещается в пятой части анкеты.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при кото­ром ответ на один вопрос предопределяет ответ на следующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут рас­полагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематичес­ких блоков — так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник впол­не самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте ра­боты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по за­казу различных организаций. В таких анкетах предусматриваются специаль­ные переходы от одной темы к другой. Формулировки этих переходов име­ют целью переключить внимание респондентов на восприятие нового пред­мета опроса.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и по­нятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30—40 (после 45 ми­нут опроса внимание респондента снижается). Анкета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна со­ответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответство­вать возможностям респондента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим спо­собностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).

Наши рекомендации