На что направлено маркетинговое исследование
Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры выпускаемых или закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей. Фирмы-клиенты исходят из того, что заказываемая информация нужна им для достижения конкретных результатов и носит прикладной характер.
Маркетинговые исследования — быстро развивающееся направление в социологии. Хотя зародились они в США еще в начале XX в., заметное место они заняли в Америке и Европе только после второй мировой войны. В России они стали активно применяться в 90-е гг. Один из самых авторитетных центров — Европейское сообщество по маркетинговым исследованиям и общественному мнению (ESOMAR), где трудится более 4 тыс. высококлассных специалистов из 100 стран мира.
Проводить маркетинговое исследование означает «прислушиваться к мнению потребителя». Современные организации все больше интересуются информацией о том, что люди хотят и почему они этого хотят. Фирмы, производящие массовую продукцию, хотят знать, что из себя представляют их клиенты? Где их можно найти? Каковы их потребности? Ответы на эти и подобные им вопросы позволяют улучшить качество управленческих решений, поскольку сокращают сферу связанного с ними риска.
Много лет назад, когда бизнес осуществлялся в значительно меньших масштабах, чем сегодня, производители могли напрямую узнать нужды и мнения потребителей. Деревенский булочник, реализующий выпечку у себя зг прилавком, не сомневался в том, что думают о его продукции клиенты — вед! у них в распоряжении был целый день, чтобы обсудить сдобность, качестве муки, ароматность изделия. Но с появлением массового производства и массовых продаж, с развитием самообслуживания в розничной торговле непосредственный обмен информацией исчез. Образовавшийся пробел призваны заполнить маркетинговые исследования.
Как только потребитель осознал, что у него есть выбор товаров и их моделей, производитель вынужден был повысить стандарты требований, дабь успешнее конкурировать за деньги покупателя или клиента. Промышленники столкнулись с необходимостью не только предлагать лучший, чем у кон курентов, товар, но и заниматься его рекламой и маркетингом. «Маркетиш существует везде, где есть Покупатель, и именно он решает судьбу бизне са», — писал Т. Левитт. Через маркетинговые исследования продавцы полу чали оценку своих товаров и эффективности своей рекламы. Только через ни; осуществлялась обратная связь: удовлетворяет ли товар клиента и удовлет воряет ли он покупателя лучше, чем товар конкурента.
Таким образом, без маркетинговых исследований современный рыно] невозможен. Он играет ключевую роль в проектировании новых товаров i услуг, распространении и рекламировании их наилучшим образом. Наилуч ший способ, как обнаружили профессионалы, — это адресное распростране ние — сосредоточение усилий на целевых группах потребителей, поиск тех кому предназначен данный товар. Этот принцип, названный «сегментацие!
рынка», предполагает: если вам известен социальный портрет тех покупателей, кому ваш товар наиболее подходит, вы сможете точнее ориентировать рекламу, выбрать нужные средства массовой информации и эффективнее продвигать свой товар. А чтобы достичь этого, производитель обязан обращать внимание на потребителя, фиксируя его характерные черты, привычки, круг знаний, отношений, верований, нужд.
Рис. 18. «Космическое» влияние на стиль одежды и мебели
Надо иметь ясное представление о среде, в которой живут клиенты, принятом ими стиле жизни, изменениях в окружающем мире, которые в свою очередь изменяют потребность покупателя в товарах и их моделях. Взгляните, как возросший интерес к космосу повлиял на стиль одежды и мебели, как
Врезка
Случай из жизни
Родион Толпушов, директор консалт-бюро «Современные розничные технологии»: Хочу привести пример конкретного исследования торгового центра, расположенного в Восточном Бирюлево и имевшего 10 млн руб. годового оборота. Ученые проанализировали социально-демографический состав местного населения и установили следующее.
Уровень доходов населения промышленного района Восточное Бирюлево был выше, чем в среднем по Москве, но заказчик этого не видел. Иначе говоря, он не знал свою аудиторию. Мы объяснили клиенту структуру домохозяйства, рассказали, что в районе живут в основном молодые семьи, а у них иные потребности, неже-
ли у пожилых. Поработав совместно, мы резко улучшили экономические показатели. Сегодня этот торговый центр имеет самую лучшую оборачиваемость, самую высокую доходность в районе, успешно конкурируя с «Седьмым конги-нентом», «Перекрестком» и еще с шестью сетями московских магазинов.
хромовое покрытие и яркая окраска увеличили продажу мотоциклов молодым людям. Подумайте о том, какое влияние на наши привычки питания оказал туризм и расширившиеся возможности зарубежных путешествий. И тогда вы поймете, пишет Д. Хэмилтон, что без маркетинговых исследований современный бизнес обойтись не может.
Зарубежные компании проводят маркетинговые исследования разными методами, в разное время и разными силами. Крупные компании (с объемом реализации, превышающим 500—750 млн долл.) имеют специальный отдел маркетинговых исследований, мелкие — только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. А есть и такие фирмы или, точнее сказать, фирмочки, в структуре которых маркетинговые исследования никак не отражены.
По данным Э. Бернса и Р. Буша, опубликованным в Marketing Research в 1995 г., в США 75% компаний имеют специальный отдел маркетинговых исследований, 15% — одного штатного специалиста, а у 10% нет никого, кто занимался бы на регулярной основе маркетинговыми исследованиями.
Маркетинговые исследования могут проводиться собственными силами, либо организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных фирм. При выборе нужного варианта приходится учитывать множество обстоятельств.
1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами.
2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно важно это учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.
3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты организации знают их лучше, и эти знания не так просто быстро передать специалистам других организаций.
4. Объективность. Сотрудники специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.
5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации
6. Конфиденциальность, которая лучше обеспечивается при проведениг маркетинговых исследований сотрудниками данной организации. Иногда организация одну часть маркетинговых исследований проводит силами собственных сотрудников, а другую — с помощью специализированных маркетинговых агентств2.