LU. Гоуайзер, Э. Уитт Ошибки по вине интервьюеров
Даже самые лучшие опросники, адресованные к самой тщательно отобранной группе людей, могут не дать значимых результатов, если интервьюеры не делают своего дела. Весь процесс исследования общественного мнения зависит от взаимодействия между интервьюером и респондентом.
Хотя делалось немало попыток снизить эту зависимость при телефонных и личных опросах, интервьюер остается ключевым звеном всей системы. Это не относится к опросам по почте и другим видам автоматически распространяемых вопросников, будь то «киоски-перехватчики» или полностью автоматизированные исследования. Опросы по почте еще могут давать приемлемые результаты, но киоски и машинные опросы чреваты серьезными проблемами.
В подавляющем большинстве исследований интервьюеры играют ключевую роль. Это значит, что они должны знать, как работать с вопросником, отбирать респондентов, как запи-
сывать их ответы и отвечать на их вопросы, к: вообще взаимодействовать с ними. Это тр| бует специальной подготовки интервьюеро что является наиболее часто игнорируемс фазой качественного исследовательского пр< екта.
При том, что многие из крупных организаций i изучению общественного мнения набирают и г
товят интервьюеров на долгосрочной ochoe другие нанимают их для конкретного проекта часто обучают их на ходу. Это еще одна прич на, почему нужно обращать внимание на п какая компания проводит опрос.
предполагаемым мнением. Ясно, что преодолеть эти отрицательные влияния интервьюеру помогут в первую очередь сдержанность в проявлении собственных реакций на поведение и ответы опрашиваемого, умение слушать доброжелательно и внимательно, не вступая в дискуссии с респондентом по поводу его мнений.
Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность влияния интервьюера. В то же время опыт исследований показывает, что интервьюер активно реагирует на недоработки автора вопросника, остро ощущает их в ситуации опроса и пытается исправлять ошибки исследователя в меру своего умения и понимания. Так, если в вопроснике встречаются бестактные формулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, задавая их респондентам и пытаясь избежать напряженности, либо меняют формулировку по своему усмотрению, либо совсем не задают этих вопросов. Таким образом, качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем.
Специалисты, занимающиеся методикой опроса, выявили весьма широкий круг способов воздействия интервьюера на мнение опрашиваемых, в том числе в форме прямой подсказки, с помощью примера в ситуации, когда респондент находится в затруднении, либо в процессе записи ответа. Можно также предположить, что респонденты учитывают личные особенности интервьюера, например мужчины в общении с интервьюерами-женщинами строят тактику своих ответов иначе, чем в беседе с интервьюерами-мужчинами. В свою очередь интервьюеры ведут себя по-разному в зависимости от пола респондента. Помимо собственных ценностных ориентации у интервьюера, как правило, имеются вполне определенные представления о взглядах мужчин и женщин, что также обусловливает характер оказываемого им влияния.
Процесс подготовки интервьюеров имеет наибольшее значение, когда они набираются из добровольцев или студентов. В таких случаях <райне важно поинтересоваться их обучением. Интервьюеры также могут страдать предубеждением в отношении кандидатов и точек зрения. Опять же, это наиболее существенно в случаях, когда интервью проводят добровольцы, поскольку они зачастую предлагают свои услуги в проектах, исход которых связан с их личным интересом. Во многих случаях интервьюеры со стойкими взглядами на тот или иной вопрос могут выдать искаженные результаты безо всяких сознательных усилий со своей стороны — просто в силу своей реакции на ответы или отношения к задаваемым вопросам. Интервьюеры могут допускать и другие ошибки по незнанию или непониманию, не говоря уже о сознательном искажении и подтасовке. Для обеспечения соблюдения опросного процесса большинство опрашивающих организаций прослушивают работу телефонных интервьюеров, чтобы удостовериться, что задаются правильные вопросы и делается это правильным образом. Так, можно обнаружить простые ошибки типа искаже-
ния имен или неверного использования системы пропусков при задавании вопросов. Труднее всего контролировать личное анкетирование, поэтому большинство проводящих его интервьюеров проходят более продолжительную подготовку.
И все же в полевых условиях они пользуются большой свободой, что может создавать проблемы. Для обнаружения явного обмана или подтасовки контролеры иногда обзванивают респондентов, чтобы проверить факт проведения самого интервью, его время, указанное интервьюером, а также правильность изложения им определенных ключевых вопросов. Этот же способ может применяться при интервьюировании по телефону, непосредственный контроль за которым был либо ограниченным, либо вообще отсутствовал.
Интервьюеры иногда делают ошибки даже при должной подготовке и контроле. Но их случается гораздо больше, когда интервьюеры работают без того и другого.
Источник: Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Вагриус, 1997. С. 126-128.
В процессе интервью обе стороны (может быть, в неодинаковой степени) воздействуют друг на друга, благодаря чему формируется мнение, которое обычно приписывается исключительно респонденту. Как показали исследования Г.А. Погосяна24, на систему ценностей респондента как бы накладывается, изменяя ее, система ценностей интервьюера, хотя главным источником полученной информации служит сам опрашиваемый. Окончательный результат, таким образом, представляет собой наложение систем ценностей интервьюера и респондента. Большое значение при этом имеют пол, возраст и, по-видимому, еще целый ряд факторов.
Чтобы этого не случилось, в текст вопросника полезно включить специальный документ — «Инструкцию интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, описание роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установления контакта с ним и получения согласия на интервью; организация ситуации интервью, правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.
Эффект интервьюера обнаружен и в других методах исследования, в частности в эксперименте и наблюдении. По имени проведенных в 1927—1932 гг. знаменитых хоторнских исследований (в ходе которых обнаружено влияние человеческого фактора на производительность труда) это явление приобрело название хоторнского эффекта. Явно или неявно оно присутствует практически во всех проводимых социологами, психологами и антропологами эмпирических исследованиях.
Существует огромное число публикаций, связанных с описанием различных эффектов, вызванных присутствием, поведением, манерой и т.п. интервьюера. Большие усилия направляются на то, чтобы если не снять, то по крайней мере свести к минимуму последствия этих эффектов25. Например, специалисты выяснили, что при телефонном опросе влияние интервьюера на респондента ниже, чем в традиционном интервью.
Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения: указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам; правила заполнения вопроса табличной формы; напоминания о карточках и т.д.26 Формируется стройна? система контроля качества работы интервьюера, наиболее распространенной формой которого является выборочное повторное посещение респондентов. Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер.
Погосян Г.А. Форма вопроса и целевая установка исследователя// Социологические исследовани*
1983. № 3. С. 162-167.
Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследова
ния. 1997. № 11. С. 100-106.
Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 122.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ1
В научной литературе, а также на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли (бенчмаркинг/Benchmarking) и др. В отечественной и зарубежной литературе все еще не выработано общей точки зрения по понятийной проблеме.