Можно ли травмировать респондента?
В самом общем плане это вопрос профессиональной этики социолога: нравственно ли использовать мнение респондента по поводу им же переживаемых событий, особенно таких, как бегство из «горячих точек», в качестве примера для подтверждения или опровержения исследовательской гипотезы?
В большинстве случаев интервью для переселенцев из Казахстана было настоящей травмой — обсуждались не какие-то отвлеченные идеи, ценности, установки, а конкретные факты биографии, которые перевернули их жизнь. Но это была не совсем традиционная травма. Интервью производило на респондентов некое терапевтическое воздействие и лечебный эффект. Часто после интервью наступало облегче-ние, особенно это было заметно по реакциям женщин. У многих респондентов с учеными до сих пор сохранились самые теплые отношения. Несмотря на то что исследование завершено,
люди продолжают писать письма, передают привет, интересуясь не только результатами исследования, но и личной судьбой социологов. И все-таки интервью было травмой — многие респонденты плакали, рассказывая о своих «историях». Эта экстремальная ситуация влияла и
на беседу, и на поведение исследователя. Но людям нужно было рассказать кому-то о своей судьбе, и им было небезразлично — кому. Источник: Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции // http'7/ www.socnet.narod.ru/Rubez/10-11/Pilkington.htm
довании, он переживает и сопереживает, проникаясь, пусть на недолгое время, мыслями, заботами и проблемами опрашиваемого. Выясняя семейные и личные подробности, интервьюер психологически погружается в новую обстановку — домашнюю, биографическую, персональную.
В исследовании А.Г. Геринга и И.А. Огородниковой13 описана любопытная ситуация. На вопрос «Как Вы считаете, в ближайшее время Ваша жизнь ухудшится, останется без изменений, улучшится, затрудняетесь ответить?» респондент (женщина старше 40 лет, среднее образование, жительница Омской области) начала плакать, объяснять обстоятельства своей жизни. Перед интервьюером встала нелегкая проблема выбора — как поступить. Успокаивать женщину, приняв на себя роль психотерапевта? Сделать вид, что ничего не происходит, с каменным лицом продолжая беседу? Выражение сочувствия могло привести к прекращению научного исследования либо к серьезному смещению информации, поскольку последующие ответы респондента интервьюер воспринимал бы совершенно иначе, нежели предыдущие, заданные до инцидента.
На границе двух миров
В университетских учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией.
Но жизнь опровергает иллюзии, как только социолог-эмпирик начинает проводить опрос и вступает в контакт с живыми людьми. Он изучает социальную общность — деревню или предприятие, — не подозревая, что вмешивается в систему сложившихся отношений, клановые предпочтения, традиционный уклад жизни, где каждому индивиду отведено свое место? А что уготовано социологу. Какую социальную позицию займет он?
Вот конкретный случай, который произошел с известным американским социологом, профессором Д. Миллером, специализирующимся в области индустриальных исследований. Его попросили провести исследование на крупном предприятии. Поначалу к нему относились по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами функциональных служб.
Буквально через месяц, вспоминает свою карьеру прикладника Д. Миллер, рабочие начали смотреть на него, как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента. Все, о чем социолог выспрашивает у простых людей, воспринимается ими как доносительство, выведывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх.
Не ведая о том, другой прикладник Р. Брайн, будучи еще старшекурсником социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто
Геринг А.Г., Огородникова И.А. Скажите, пожалуйста: к вопросу об особенностях метода интевью-ирования // Вестн. Омского ун-та, 1999. Вып. 4. С. 119-122.
кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал респондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса.
Оказывается, социологу трудно оставаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — результирующая двух статусных позиций: статуса, занимаемого в научной среде, и места, отводимого ему в социальной системе объекта исследования. Тесно общаясь с начальством, он может автоматически встать в оппозицию к подчиненным. И наоборот. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами, в которых он вынужден жить и трудиться. Для успешной работы на объекте в разгар «полевого сезона» социологу приходится налаживать хорошие отношения по всей пирамиде — и с подчиненными, и с начальством.
Так и поступила доктор наук Хиллари Пилкингтон, преподаватель Центра русских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета (Великобритания), приехав на исследование в русскую глубинку. Первым делом, считала она, надо установить дружеские связи с председателем колхоза. Это намного облегчило бы ход исследования. И вот что из этого вышло:
«Респонденты всегда очень чутко реагировали на отношение председателя ко мне. Так, они очень внимательно следили, например, за тем, проедет ли он мимо или остановится поговорить со мной. Каждый день я, как и многие другие, должна была идти пешком из одной деревни е другую (три километра туда и обратно) на работу и обратно, в школу, г детский садик. Это был больной момент для всех. Если председатель ехал в это время мимо, он, как правило, подвозил меня. И... — получалась проблема. С одной стороны, я вроде была с ними, с переселенцами, не когда он подвозил меня, а их, конечно, нет, то получалось, что я все-таки с начальством, а не с ними. С другой стороны, он был со мной нг «ты», как и с ними — и это опять сближало меня со всеми. Поскольку я жила у главного бухгалтера, то приходилось все время поддерживать баланс между хорошими отношениями с руководством и с людьми»14.
В книге известного земского статистика В.Е. Постникова15 приводятся описания многочисленных ситуаций, в которых на характер интервью влияли социальные факторы. Объезжая села Херсонской губернии, он обнаружил, что ответы респондентов могут различаться не только по критеригс национальности, но и по чисто географическим критериям внутри одной национальности: допустим, у русских, проживающих не севере и на юге одной и той же либо разных губерний. Вот какие впечатления о качестве получаемой информации вынес из своих научных поездок В.Е. Постников: «Путешествуя в прошлом году в северной части Елисаветградского и Александрийского уездов, я был очень удивлен большим различием в характере крестьянского населения этого района сравнительно с тавричанами. В Тав-
Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции [www.socnet.ru] Постников В.Е. Южно-русское крестьянское хозяйство. 2-е изд. М., 1907.
рических уездах крестьяне недолюбливают наезжающих чиновников и держат себя обыкновенно несколько грубовато. Те, которых я вызывал к себе чрез посредство сельских властей, большею частью являлись неохотно и первые беседы с ними велись с некоторою неловкостью. Но проходило полчаса, они оживлялись и рассказывали свои дела с самою непринужденною откровенностью; при прощаньи же иногда выражали благодарность за то, «что ими интересуются». В северном районе Херсонской губернии крестьяне относятся к приезжающим очень услужливо, а сельские власти держат себя с большою предупредительностью, но узнавать при этом крестьянские дела всегда оказывалось очень трудным. В одном селении сельского старосту-раскольника нельзя было упросить сесть во время разговора, и он выстаивал целые часы, бросая ястребиные взгляды. И только в с. Ровном, где я прожил трое суток, на второй и третий день моего пребывания меня осаждали целые толпы крестьян за разными советами по их аграрным неурядицам. Меня это очень удивило, но один из крестьян, бывший старшина волости, объяснил мне: «ведь вот вы как и не чиновник, а то приедут, сейчас накричат, а мы завсегда рады», и т.д. Тавричанин, большею частью не сохраняющий в своей памяти или не знавший гнета старой эпохи и живущий в сравнительном просторе и достатке, вообще держит себя с достоинством и имеет довольно открытый характер. Крестьянин севера Херсонской губернии, и до сих пор еще вспоминающий с горечью злое время военных поселений, кажется недоверчивым и несколько забитым. Можно думать, что эти особенности в характере местного крестьянского населения остались не без влияния на точность данных подворной переписи в Александрийском и Елисаветградском уездах, которая притом же производилась не самими статистиками, а регистраторами, приглашенными уездными земскими управами»16. Позднее эту особенность — различное отношение респондентов к интервью в зависимости от социального происхождения: бывшие крепостные или незнавшие крепостного ига, — подтвердят и другие статистики.
Социолога часто воспринимают как «полномочного представителя» органов власти, приехавшего в область, село, на предприятие не с исследованием, а с инспекцией, после которой на местах «будет наведен порядок». Такова одна из социально-политических ролей, которой ученый на самом деле не обладает, но которую ему приписывают респонденты. Обращаясь к нему, люди просят помощи в решении жизненных проблем или заступничества перед властями. В исследовании X. Пилкингтон и Е. Омельченко был описан курьезный случай. К интервьюеру обратилась старушка, узнавшая, что кто-то приехал к ним в деревню из большого города: «У меня украли лошадь, я вызвала милицию, но она ничего не делает, может вы сможете мне помочь?» И заплакала17.
На границе двух миров, т.е. в маргинальном статусе, можно оказаться, не только вторгшись в управленческую иерархию. В упомянутом исследовании бирмингемских и ульяновских социологов методом глубинного интервью изучались проблемы вынужденных русскоязычных переселенцев, покинувших в 1995 г. Казахстан и пытающихся прижиться в России. Выяснилось, что местные и пришлые не очень-то ладили между собой. Как только местные
Постников В.Е. Южно-русское крестьянское хозяйство. 2-е изд. М., 1907. С. XXVI. Пилкингтон X., Омельченко Е. Зачем мне врать? / Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции [www.socnet.ru]
жители видели, что исследователь начинала свой опрос с переселенцев, а не с них, так сразу менялось отношение к исследованию у «коренных» русских. Заранее защищаясь, они говорили: «Мы знаем, они (переселенцы), конечно, говорят о нас очень плохо: говорят, наверное, что мы их не любим, гоним отсюда, но это все неправда». В общении возникал барьер. Местные жители обижались, что их жизнь, такая же трудная, как и у беженцев, ученых не интересует: «А эти приехали — дома им дали, деньги получают — а все им не нравится, и мы тоже не нравимся...»
Давление на исследование и исследователя оказывалось не только со стороны «местных» русских, но и других переселенцев. Часто респонденты спрашивали: «А что вам ответили на этот вопрос другие? С кем ты дружишь из переселенцев?» Определенный уровень напряжения между «новыми» и «коренными» русскими подтверждался частыми высказываниями переселенцев о том, что они считают себя более грамотными, культурными и развитыми, чем местные жители. «Поскольку исследователь сначала вошла в общину переселенцев, местные перестали ей доверять. Возможно, чтобы понять обе стороны, нужно, чтобы их изучали разные исследователи, каждый из которых входил бы в отдельную общину и анализировал бы проблемы в их ценностном и культурном пространстве. Правда, в этом случае возникли бы проблемы во взаимопонимании исследователей, в сопоставимости результатов их раздельных исследований», — приходят к выводу социологи18.