Теоретическая модель предмета исследования

Теоретическая модель предмета исследования — основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоми­нает план города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабирин­те улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое: а) одни поня­тия с другими; б) одни факты с другими фактами; в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

СОЗДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Когда мы приступаем к построению программы социологического иссле­дования, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, пожалуй, создание теоретической модели предмета исследо­вания (ТМПИ).

Итак, центральным моментом разработки программы исследования вы­ступает создание теоретической модели.

Технология построения ТМПИ включает логические способы выведения частного знания из общего, приемы концептуализации и процедуры опера-ционализации знания, выведения гипотез, логические связи между абстракт­ными конструктами и т.д.

При создании ТМПИ нас интересуют прежде всего логические связи, ко­торые предположительно могут существовать или не существовать между разными абстрактными объектами. Задача эмпирического исследования со­стоит в том, чтобы проверить, насколько оправдались наши теоретические предположения и насколько правильно мы обозначили эти логические связ­ки. Теория поверяется практикой.

Вообще говоря, эмпирический этап показывает нам, насколько правиль­но мы научились мыслить и изображать реальность. Ведь социолог изобра­жает реальность, широко прибегая к своим обыденным знаниям. Они помо­гают построить ему и ТМПИ. Поэтому в эмпирическом исследовании он по

7S

существу проверяет свои обыденные знания, правда, получившие определен­ную научную обработку.

Итак, схему из понятий и логических связей между ними, которую мы по­строили в самом начале, называют теоретическим графом. Он лежит в осно­ве ТМПИ. Последняя представляет собой логическую схему всех мыслимых

или теоретически прогнозируемых свя­зей, существующих между выделенны­ми нами абстрактными объектами. Чаще всего ТМПИ не может охватить все реально существующее множестве абстрактных объектов, которые описы­ теоретическая модель предмета исследования - student2.ru вают данную проблему или проблемную ситуацию. Ни одному человеку не под силу такое совершить. Как правило. ТМПИ включает в себя их часть, или некую выборку сингулярных теорети­ческих образований, которые попали в данный момент в поле зрения соци­олога, были признаны им в качестве научно значимых для решения конк­ретной задачи. Для решения другой задачи создаются другие ТМПИ. Созда­вать всякий раз новые модели — тяжкое бремя не только социологов, не ученых вообще. Создаваемые модели частично пересекаются между собой (как пересекаются исследовательские инструментарии, в результате одни и те же вопросы кочуют из одной анкеты в другую). Это экономит усилия и од­новременно увеличивает степень преемственности научного знания. Кроме того, частичное видоизменение ТМПИ, некогда удачно построенной кем-то из социологов, повышает надежность получаемых данных, гарантирует от опасности изобрести заново велосипед, только худшего качества.

В отличие от эмпирической схемы объекта исследования теоретическая модель предмета исследования представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования. Подробно способы создания ТМПИ мы рассмотрим на кон­кретных примерах.

ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пример теоретической модели 1

Предположим, что мы решили создать ТМПИ забастовки.Определим за­бастовку как временный коллективный отказ от работы. Отсюда вытекает, что мы должны иметь дело со всем персоналом предприятия, а не с какой-то его частью, которой вздумалось сегодня не выйти на работу. Приостановка ра­боты может происходить только в формальных организациях. В неформальных организациях, например в семье или дружеской компании, бастовать нелепо. Похожие на забастовку действия здесь имеют совершенно иное значение (вам предлагается самостоятельно подумать над их названием). А поскольку речь идет о формальной организации, постольку бастующие сталкиваются с офи­циальными законами, среди которых федеральный закон о забастовке. Он оп-

ределяет, кто может, а кто не может бастовать, в каких случаях забастовка счи­тается законной, что нужно предпринять, чтобы забастовка была таковой. Прежде всего о ней надо заранее предупредить власти.

Раз забастовщики сталкиваются с законом и подчиняются ему, они негласно принимают правила игры, определяемые для тех людей, кого по закону можно считать или называть забастовщиками. Принять правила игры правительства — значит отступиться от части своих прав, например, права объявлять забастов­ку в самый неподходящий для властей момент, когда от них можно добиться наибольших выгод. (Как вы думаете, почему все забастовки шахтеров прохо­дят летом, когда окончился или еще не начался отопительный сезон?) Значит, кроме того, принять навязанную вам чужую волю. В качестве компенсации невыгодности своего положения, которое неизбежно проистекает от того, что вы — «законный», точнее сказать, подзаконный забастовщик, забастовщики создают всевозможные механизмы защиты. В частности, это касса взаимопо­мощи, забастовочный комитет, регулирующий ход забастовки и тем самым делающий ее еще более грозной, организация голодовок и демонстраций, в ходе которых бастующие активно воздействуют на общественное мнение, склоняя его на свою сторону и привлекая в свои ряды новых участников или, по край­ней мере, новых сочувствующих. Если бы правительство захотело, то оно могло бы запретить и их. Так поступало советское правительство, которое решило в корне и навсегда задушить само явление забастовки трудящихся.

Как только появились первые признаки организованности, механизм за­бастовки набирает обороты и постепенно раскручивает весь потенциал. Но как это происходит? Изучить подобные вопросы и призван социолог. Он классифицирует все затронутые забастовкой категории населения на актив­ных забастовщиков, пассивных забастовщиков, сочувствующих забастовке, пассивно не принимающих забастовку, активно возражающих против заба­стовки, активно противостоящих и борющихся с забастовкой (выступления в прессе с контрагитацией, организация контрдемонстраций, кампания по оклеветанию забастовщиков) и «третья сила» — некое абстрактное обще­ственное мнение, носителями которой выступает все население страны. Но­сителем общественного мнения в локальном масштабе, т.е. в пределах реги­она, охваченного забастовкой, может выступать публика, которая не знает, как относиться к факту забастовки: то ли сочувствовать, то ли нет.

Позиция публики двойственная,и это надо отразить в теоретической моде­ли: с одной стороны, это соседи, знакомые или просто жители одного с забас­товщиками города, т.е. сочувствующие им акторы, с другой — потребители той продукции, которую они вследствие забастовки не получили (например, тепло в свои квартиры), и потому это противодействующие им акторы. Социолог не должен упускать из виду эту «третью силу», куда может входить население не только района, города, региона, но и страны. Целесообразно выяснить величи­ну негативного эффекта забастовки. По характеру он может быть (и чаще всего бывает) непредумышленным: забастовщики явно не желают настраивать про­тив себя широкие слои населения. Это не входит в их цели. Но подобное про-исходитвсилу сцепления объективных обстоятельств, а именно хозяйственных, социальных и бытовых связей, существующих в обществе (каких именно, вы­ясняется в исследовании).

При анализе социолог должен выяснить зависящие и независимые от заба­стовщиков группы населения. От шахтеров, проводящих всероссийскую акцию

солидарности и дающих сырье всем тепловым электростанциям страны, а их большинство, зависят все категории населения. От работников атомных элект­ростанций, вырабатывающих не более 5—10% энергии, зависит гораздо меньше людей. Следовательно, величина негативного (или поражающего) эффекта за­бастовки будет меньше. Меньше у атомщиков будет и потенциальных против­ников. Но зато именьше вероятность того, что они смогут привлечь к себе широкое внимание. Все это надо учитывать социологу при построении ТМ П И.

Эффект или последствия забастовки можно рассматривать в ином клю­че. Если шахтеры добиваются успеха, то другие категории занятых тут же делают для себя вывод: забастовка — очень надежное средство добиться сво­их целей. Поучающий эффект забастовки колоссален. Вслед за шахтерскими забастовками страну периодически сотрясают забастовки учителей, медицин­ских работников, ученых, авиадиспетчеров и летного состава и т.п. Если правительство, нарушая закон, не выплачивает рабочим и служащим причи­тающуюся им по закону зарплату, то они считают себя вправе прибегать к самым радикальным, на грани закона, методам борьбы.

Как только мы разобрались во всех деталях забастовки, в ее сущности, причинах и последствиях, то получили всю совокупность понятий, которые могут понадобиться нам при создании ТМПИ.

Между этими понятиями устанавливается теоретическая связь, которая в развернутом виде составляет содержание теоретической модели. Благодаря ей конкретную забастовку удается включить в более широкий контекст движений и форм коллективного протеста, сравнить ход и причины забастовки в разных странах, вывести некоторые тенденции и закономерности. От ее правильности зависит конечная ценность отчета и интерпретация результатов.

Для построения теоретической модели предмета исследования строится те­оретический граф (рис. 15). На листе бумаги выписываются выделенные по­нятия, обозначаются для удобства квадратиками, между которыми проводят прямые линии. Эти линии обозначают пока что гипотетические связи между сингулярными теоретическими образованиями, т.е. абстрактными объектами.

теоретическая модель предмета исследования - student2.ru

Рис. 15. Теоретический граф забастовки 79

Теоретические связи, выстраивающиеся между абстрактными объектами, имеют разный характер и разную силу. Совершенно ясно, что сила связи между «забастовочным комитетом» и «требованиями забастовщиков» будет максимальной, так как комитет, собственно говоря, инициирует и форму­лирует перечень требований. Он — мозговой центр, штаб забастовки. Разумно именно там искать самых активных участников. Можно даже предположить (а на практике проверить наше предположение), что «численность забасто­вочного комитета» и «количество активных забастовщиков» в некоторых (либо в большинстве) типах забастовок совпадает.

Сильной может оказаться теоретическая связь между абстрактными объек­тами «недовольство населения» и «неотгрузка угля», «задержка зарплаты» и «требования забастовщиков», «угрозы в прессе» и «забастовочный комитет». Но вряд ли мы обнаружим сильную связь между такими абстрактными объек­тами, как «задержка зарплаты» и «угрозы в прессе», или между «численно­стью забастовочного комитета» и «размерами публики». Логически они мало связаны между собой.

При построении ТМПИ нас интересуют прежде всего логические связи, которые можно выразить при помощи теоретического графа, в данном слу­чае описывающего феномен забастовки. Построив мысленные связи между абстрактными объектами, социолог на следующем этапе формулирует ряд содержательных гипотез. Попробуем сформулировать некоторые из них:

1.Степень активности «ядра» забастовщиков зависит от «размеров публики».

2.На численность пассивно сочувствующих забастовщикам влияет поли­тика, проводимая средствами массовой информации.

3.На количество выдвигаемых забастовщиками требований влияет сте­пень их радикальности.

При формулировании гипотез социолог проявляет не только знакомство с ситуацией, прекрасное знание материала и литературы, но и возможности своей интуиции, фантазии. Нередко группа социологов устраивает нечто наподобие мозгового штурма, в ходе которого каждый выдвигает самые не­вероятные предположения, подвергаюющиеся затем коллективной рефлек­сии и критике.

Переходя от понятий к терминам, мы совершаем вместе с тем переход к со­циологическим переменным, а вслед за этим — к формулировке анкетных воп­росов. А это уже, в свою очередь, вопрос об эмпирических референтах и реаль­ных поведенческих признаках. Допустим, мы операционализируем понятие «ак­тивный участник забастовки». Это действительно понятие, так как оно достаточно абстрактное. Что значит активный? В чем проявляется эта актив­ность? Те, кто бегает с плакатами и агитирует примкнуть к забастовщикам, от­носятся к активным ее участникам или нет? Тогда как быть с теми, кто «пас­сивно» голодает, требуя выплатить всему коллективу зарплату? Разве они не ак­тивные ее участники? А те, кто не бегает с плакатами и не голодает, а ходит по кабинетам местных органов власти и защищает права забастовщиков, к кому относятся? Можно привести массу примеров «поведенческих признаков», одни из которых характеризуют, адругие не характеризуют активных забастовщиков.

Однако большинство эмпирических признаков двусмысленны, их можно отнести и к пассивным, и к активным. Только социолог вправе дать оконча­тельный ответ. Ни книги, ни собственный опыт ему здесь не помогут. На по­мощь должны прийти эксперты. Опросив их, социолог поставит по существу

методический эксперимент или, точнее говоря, проведет предварительное методическое исследование. Именно от них он узнает о том, по каким при­знакам отличить активного участника забастовки от пассивного, какие за­бастовки считать легитимными, а какие незаконными, какая последователь­ность в оповещении о предстоящей забастовке считается правильной и т.д.

Переходя от абстрактных понятий к конкретным терминам, находя их эм­пирические признаки (свойства) и эмпирические референты (объекты), мы проводим операционализацию понятий. В программе надо операционализи-ровать или хотя бы четко определить все ключевые понятия и категории. В нашем случае их может быть больше десяти. Еще надо учесть теоретичес­кие связи между понятиями, выраженными на языке гипотез. В качестве одной из них может выступать такое предположение, которое первоначаль­но можно сформулировать в форме вопроса: правда ли, что с ростом числа активных забастовщиков растет жесткость и категоричность требований за­бастовщиков? Переведя вопрос в повествовательное предложение, мы полу­чим гипотезу: по мере роста числа активных забастовщиков растет катего­ричность выдвигаемых требований. Или то же самое в другой форме: чем больше число активных забастовщиков, тем выше категоричность выдвига­емых требований. А может быть, она, наоборот, уменьшается? И эту возмож­ность надо выразить гипотетически.

И в первом, и во втором случае нам придется операционализировать по­нятие «категоричность выдвигаемых требований». В чем выражается кате­горичность? В литературе нет готового ответа. Операционализация понятия «категоричность выдвигаемых требований» может занять у вас несколько месяцев и стать предметом дополнительного исследования. Мы должны операционализировать и все другие понятия, т.е. решить, кто входит в заба­стовочный комитет, что такое наносимый забастовкой вред, что считать тре­бованиями забастовщиков (например, включать в список разгневанные вы­крики на площади или только письменно зафиксированные положения) и т.п. Предположим, мы решили, что пять вопросов в анкете должны уйти на опи­сание активных забастовщиков, три — на описание забастовочного комите­та, четыре вопроса характеризуют интенсивность забастовки и т.д. Когда просуммировали все вопросы, получили окончательный объем анкеты. В ней не должно быть ничего лишнего, ничего про запас. Чем больше вопросов в анкете, тем больше таблиц в отчете, тем выше вероятность того, что в сжа­тые сроки при написании отчета вы не справитесь с нахлынувшей инфор­мацией.

Излишняя информация появляется в том случае, когда социолог строит двумерные распределения, связывая каждый вопрос с каждым. Для того что­бы не заниматься бессмысленной работой, надо заранее создать четкую схе­му логического анализа данных. Начинается она с того, что напротив номе­ров вопросов вы проставляете понятие, которое они раскрывают. Допустим, вы пишите: вопросы 3, 7, 14 раскрывают термин «активные участники заба­стовки»; вопросы 1,17, 23, 24 — понятие «интенсивность забастовки» и т.п. После чего следует второй этап. Для того чтобы проверить гипотезу № 1, говорящую о том, что интенсивность забастовки прямо зависит от числа активных забастовщиков, нужно рассчитать связь между вопросами 7 и 23, а также 3, 17 и 1. Для того чтобы проверить гипотезу № 2, необходимо прове­рить связь между вопросами 8 и 19 и т.п. Третий шаг состоит в ответе на воп-

рос: что означает наличие связи такой-то величины между вопросами 8 и 19, 7 и 23 и т.д. Какой тип связи двух переменных (позитивная или негативная, сильная или слабая, какова ее величина, скажем, 0,21 или 0,9), обнаружен­ный при анализе данных, означает подтверждение (опровержение) выдви­нутой гипотезы. В общем, это означает, что социолог дает теоретическую ин­терпретацию количественным связям. Он должен знать, о чем говорят по­лученные им цифры.

Раньше было так: после того как социолог составил программу исследо­вания, создал инструментарий, провел опрос и собрал анкеты, он составля­ет кодификатор закрытия открытых вопросов, подготавливает массив анкет к обработке на ЭВМ и дает ее оператору задание, в котором обозначены схе­мы связи вопросов, например, 23 : 6, 17 : 8; 4 : 5 : 16, 8 : 34 : 27 и т.п. Сегодня, в эпоху персональных компьютеров, все процедуры проводит один человек. Но и он должен действовать по соответствующей логике и технологии. Уп­рощенно она состоит вот в чем. Садясь за компьютер, держите справа от себя схему связей, а слева — схему логического анализа данных. Иными словами, рядом у вас находятся теоретическая модель предмета исследованияи эмпи­рическая схема объекта исследования. Первая служит подсказкой для интер­претации и расшифровки второй. Благодаря их соединению легко понять те­оретический смысл эмпирических данных. Программа SPSS поможет вам без особых интеллектуальных усилий и при минимуме времени решить те зада­чи, на которые у научной группы в 5—7 человек в 1970-е гг. уходил целый месяц.

Теперь вы готовы к написанию научного отчета, где формулируются под­тверждения или опровержения исходных гипотез и делаются выводы, кото­рые представляют всего лишь более общую схему или картину подтвержде­ния гипотез. Скажем, подтвердилась гипотеза о том, что число пикетирую­щих увеличивается одновременно с увеличением числа выдвигаемых требований забастовщиков, а вы делаете вывод о возрастании степени интен­сивности забастовки в зависимости от увеличения числа активных забастов­щиков на угольных шахтах Кузбасса. И такой вывод вполне правомерен, так как пикетчики — разновидность активных забастовщиков, а увеличение чис­ла требований — показатель повышения степени интенсивности забастовки. Об этом у вас было заранее сказано в ТМПИ. Но не просто сказано, а теоре­тически обоснована правильность подобного суждения. Теперь же, на эмпи­рическом уровне, она подтвердилась благодаря проведенному исследованию.

К ошибкамведет интуитивная теоретическая модель. Ее часто строят не­опытные социологи. Пытаясь сэкономить усилия и время на начальном эта­пе, они в «уме» прикидывают, что они хотели бы получить в конце: посмот­реть, зависит ли интенсивность забастовки от демографических данных за­бастовщиков, как связаны между собой продолжительность забастовки и действия забастовочного комитета и т.п. Где-то на листочке записали свои размышления, его выкинули или не написали вовсе, а стараетесь все держать в голове. Но проходит месяц, полгода, год. Уставший, вы вернулись с «поля», вас одолевают новые идеи и замыслы, вы полны новых впечатлений. А где же старые идеи? Они напрочь забыты, а те, что запомнились, уже не кажут­ся интересными. И вот вы оказались перед разбитым корытом: вокруг горы табуляграмм, горы непонятных «цифирь», а вы в совершенной панике — что со всем этим делать? Действительно, что же делать? Единственный выход —

начать все с начала, попробовать заново разобраться в сути исследования, т.е. построить полноценную теоретическую модель предмета исследования.

Даже если вы записали свои мысли, но не довели их до операционализа-ции, а затем не перевели их на язык логической схемы анализа данных, т.е. не указали, какие конкретно вопросы и как между собой связаны, какой должна быть величина и тип связи, считайте, что вы напрасно взялись за исследование.

Но помните: создавая второй раз теоретическую модель, вы создаете уже не ту же самую, а совсем иную схему! Теоретическую модель надо создавать один раз и по горячим следам, пока вы еще погружены в теоретический кон­текст проблемы, пока не забыта прочитанная литература, результаты других исследований, пока свежи теоретические задумки. Конечно, подправлять, корректировать, что-то изменять в исходной модели можно и потом, делая это по ходу всего исследования. Но изменять детали не означает строить дом с фундамента.

Пример теоретической модели 2

В основе второго способа построения ТМПИ лежит схема социального действия. Если мы определяем социологию как науку о поведении больших социальных групп людей, то вполне уместно строить ТМПИ именно таким образом, т.е. выделив пять ключевых элементов социального действия:

Наши рекомендации