Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза?

— уверен, что найду 1 5

— скорее уверен, чем нет 2 4

— и да и нет 3 3

— скорее не уверен, чем уверен 4 2

— совсем не уверен, что найду 5 1

           
  Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru   Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru   Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru

Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru 5. Сколько Вам полных лет?

6. Сколько времени(в часах) в неделю вы тратите на самостоя­тельную работу(посещение библиотек, подготовка к семинарам)?

 
  Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru

Совершенно ясно, что, планируя свое исследование, социолог думает о том, как закодировать, зашифровать информацию, кото­рую он собирает с помощью такого рода вопросов. Это ему нужно для того, чтобы ввести информацию в компьютер, а затем «перева­рить» ее, т. е. обработать, систематизировать. Кодировать можно с помощью любых символов, которые можно обозначить как коды, шифры, метки и просто «цифирь». Выше «пол» закодирован тремя способами: в первом случае буквами (А, Б), а во втором — цифрами (1,2), а в третьем — цифрами (0,1). Факультеты (всего их 16) в пер­вом случае закодированы числами (это не числа в истинном смысле слова, а сочетание цифр — шифр, код), а во втором — буквами. В социологии удобнее кодировать с помощью чисел от 1 и т. д., пото­му что 1 означает первый вариант ответа, 2 — второй вариант и т. д.

Процедуру кодирования можно обозначить и как процедуру из­мерения (прямого, непосредственного). Почему? А потому, что вполне правомерно поставить вопросы: Как измерить пол? Как измерить возраст? Как измерить принадлежность к факультету? Сами вопросы на первый взгляд вызывают определенное недоумение, потому что ответы на них просты и очевидны. Вместе с тем ответ может быть неоднозначным. В зависимости от целей исследования социолога может интересовать как хронологический возраст, так и умственный (сопоставление этих возрастов особенно важно при изучении детей). Социолога может интересовать как физиологический пол, так и «социологический» (мужской или женский тип личности). Что же каса­ется измерения феномена «удовлетворенность учебой» и «степень уверенности по поводу трудоустройства», то однозначного ответа здесь нет и не может быть. Это сложные феномены с точки зрения изучения, измерения и анализа. Выбор нами третьего вопроса в качестве единственного эмпирического индикатора «удовлетворен­ности» объясняется очень просто. Такого рода вопросы по поводу удовлетворенности различными сторонами жизнедеятельности че­ловека кочуют из одного вопросника в другой. В этом смысле вари­анты ответа на него являются типовыми.

И в этом случае кодирование вариантов ответа мы считаем изме­рением. Выше приведены четыре способа кодирования. Чуть ниже мы к ним вернемся. Вопросы, как измерить возраст и продолжитель­ность самостоятельной работы, также правомерны, и ответы на них носят очевидный характер.

Сделаем небольшое отступление, чтобы несколько пояснить это очень важное в социологии понятие — измерение, определение которого приведем ниже. Каждый из вас в обыденной жизни пользуется и понимает, что такое измерение. Например, расстояние измеряет­ся в сантиметрах, метрах, милях, километрах, в световых годах. Ко­личество продуктов — в штуках, литрах, тоннах. Площади — в сотках, гектарах. Температура — в градусах. Денежный доход — в рублях, долларах. Возраст — в годах. Затраты времени на осуществление за­нятий — в минутах или в часах.

Таких примеров можно привести множество из повседнев­ной жизни людей, из самых разных сфер жизнедеятельности че­ловека. Все это можно назвать шкалами. Выше мы обозначили последовательно следующие шкалы: шкала расстояний, шкала количества продуктов, шкала площади, шкала температуры, шкала дохода, шкала возраста и шкала продолжительности. Все назван­ные шкалы непрерывные. Положение, отметина на шкале назы­вается шкальным значением. Совокупность всех возможных шкальных значений образует так называемый одномерный конти­нуум. Каждая приведенная выше шкала имеет единицу измере­ния — сантиметр, метр, милю, километр, световой год, штуку, литр, тонну, сотку, гектар, градус, рубль, доллар, год, минуту, час (перечисляем в порядке упоминания все единицы измере­ния).

Считается, что совокупность объектовизмерена, если каждому объекту поставлено в соответствие число и задана единица измере­ния. Что выступает в качествеобъектов измеренияв обыденной жизни? Для приведенных выше случаев таковыми являются: Рас­стояния между городами, странами. Разные партии продуктов. Раз­ные участки территории — для площади. Совокупность больных, если речь идет о температуре тела, и разные города, если имеется в виду погода. Группа людей или семей — для дохода. Совокупность людей — для возраста. Совокупность занятий или совокупность людей — для продолжительности. Иначе говоря, объект измерения — это то, что мы измеряем или кого мы измеряем. Другими слова­ми, в процессе измерения отношения между объектами измерения отображаются на отношения между числами. Для чисел при их сравнении можно говорить:

— равно — неравно;

— больше — меньше;

— насколько больше/меньше;

— во сколько больше/меньше.

Все эти четыре сравнения одновременно характеризуют отно­шения между числами. Например, совокупность целых чисел или совокупность действительных чисел. Для нас важно понять, что все эти сравнения возможны и для объектов измерения, коль скоро отношения между ними отображены в числа. В повседневной жиз­ни мы совершенно спокойно пользуемся измерением, не отдавая отчета в том, что за этим стоит. В социологии отношения между объектами измерения могут отображаться не только в числа, но и в другие математические конструкты, например в графы. Это во-пер­вых. Во-вторых, можно говорить об отображении не всех четырех перечисленных выше отношений, а только части из них.

Вспомним те модели изучения свойств объектов, о которых речь уже шла (материальная обеспеченность молодой семьи, политичес­кая активность, престиж района). Эти модели мы строили для того, чтобы иметь возможность сравнивать (равно — неравно, больше — меньше) эмпирические объекты между собой. Обратите внимание на то, что их можно было бы интерпретировать и как модели изме­рения. Хотя при их построении мы не думали об измерении. А если бы и думали, то речь не могла бы идти об одномерном континууме, ибо свойство объекта практически всегда многомерно, многоаспект­но, многофакторно.

Как правило, в социологии единицы измерения не существует. Какая единица измерения может быть, например, у политической активности, у отношения к учебе. Вместе с тем можно «придумать» шкалу для измерения политической активности и отношения к учебе. Почему? Цель любого измерения — возможность сравнения. Срав­нение студентов по уровню политической активности — правомер­но. Сравнение студентов по отношению к учебе тоже правомерно. Тем самым возможно и их измерение. Другой вопрос — можно ли это сделать с помощью одномерной шкалы. После всех этих рас­суждений наконец можно и привести определение понятия «изме­рение». Их существует несколько. Например, в книге Ядова В.А. [29, с. 81] приводится следующее определение:

«Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе и шкале».

Там же приводится еще одно определение:

«Измерение — отображение эмпирической системы в числовую, сохраняющее порядок отношений между объектами».

Вы можете встретить и такие определения:

«Измерение — отображение эмпирической системы в математи­ческую (моделирование свойств эмпирической системы средствами математики), процесс связывания теоретических понятий с эмпири­ческими индикаторами».

«Измерение — процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые, составляющие эмпирическую систему, отображают­ся в некоторую математическую систему с соответствующими от­ношениями между ее элементами» [30, с. 210].

«Измерением называется процедура, с помощью которой объекты измерения, рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему с соответ­ствующими отношениями между элементами этой системы» [17, с.142].

Мы будем придерживаться последнего определения и исхо­дить из распространенного случая, когда математической систе­мой является числовая система и более того — числовая ось. Об­разно говоря, это обыкновенная школьная линейка. Разумеется, трудно принять такую упрощенную модель измерения с помощью линейки, но с чего-то надо начинать. Существует целая отрасль знаний в социологии, которая называется теорией измерения. После освоения материала этой книги, вы сможете приступить к ее изу­чению и узнать о существовании других моделей измерения. Итак, если в процессе измерения мы отображаем только равенство — не­равенство объектов, то получаем так называемую номинальную шкалу. Она называется также шкалой наименований, категориаль­ной, ординарной (в отличие от ординальной). В случае номиналь­ной шкалы имеем дело с самым низким уровнем измерения, пото­му что в рамках этого уровня моделируются самые простые отношения между объектами измерения, а именно отношения «ра­венства — неравенства».

В случае, приведенных выше пяти вопросов «пол» и «факуль­тет» измеряются по номинальной шкале. Первая шкала (пол) со­стоит из двух шкальных значений, а вторая из шестнадцати. Обо­значенные коды и есть шкальные значения, т. е. они трактуются как значения ЭИ. Первый ЭИ может принимать два значения (1,2) при втором из трех способов кодирования. Второй — (1,2,3,...,15,16), если рассматривать первый из двух способов кодирования. Каждое значение имеет вербальную (словесную) интерпретацию. В случае номинальных шкал можно перейти к дихотомическим шкалам, на которых возможно только два значения: 0 и 1. Тогда эмпирический индикатор «пол» превращается в два и каждый из них принимает два значения:

а) быть или не быть мужчиной,

б) быть или не быть женщиной.

«Факультет» превращается в совокупность из 16-ти эмпиричес­ких индикаторов, каждый из которых принимает также два значе­ния: нулевое, если респондент не обладает определенным свойством, и единичное, если обладает. Сторонники так называемого гумани­тарного измерения [28] считают, что язык элементарных свойств (быть или не быть мужчиной, быть или не быть студентом, учиться или не учиться на социологическом факультете и т. д.) и является единственным языком «общения» с эмпирическими данными. Вряд ли этот подход можно считать единственно возможным, так как в его рамках нарушается целостность эмпирических индикаторов. Социологу не всегда удобно говорить: токарь, слесарь, пекарь, ап­текарь и т. д., а иногда удобно говорить о феномене «профессия» в целом.

Само приписывание кодов и есть получение инструмента изме­рения. Таким образом, у нас есть как бы две «линеечки»: одна для измерения «пола» (рис.2.1.1 а), а другая для «факультета» (рис.2.1.1 б).

а) 1 2

Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru

Насколько вы уверены, что найдете работу по специальности после окончания вуза? - student2.ru

Рис. 2.1.1

«Линеечкой» (одномерной шкалой) измеряем пол или факуль­тет респондента. Каждому респонденту ставим в соответствие оп­ределенное шкальное значение (градацию на шкале, пункт шка­лы). При этом нет точки отсчета на шкале, нет и единицы измерения. Нет понятия расстояния между шкальными значения­ми. Зато есть четкая вербальная интерпретация шкалъных значе­ний. У вас может сложиться впечатление, что о простых вещах говорится очень сложно. И вы будете не правы по одной простой причине. Научный прогресс — удивительное явление. Когда науч­ные достижения внедряются в повседневную жизнь, люди просто этим пользуются, не задумываясь. Вы можете сегодня представить работу на компьютерах предыдущих поколений? Вы знаете, что такое перфолента, перфокарта? Разумеется, не знаете. По-види­мому историю развития компьютеров социологу знать и не нужно. А про измерение знать социологу необходимо все, так как это вечная неисчерпаемая проблема социологии. В нашей науке мно­го таких вечных проблем.

Вернемся теперь к третьему из обозначенных выше вопросов, а именно:

Наши рекомендации