Структура данного курса и его специфика

Первое, к чему должны быть готовы наши читатели – к встрече с разнообразными, порой даже противоречащими друг другу точками зрения. Их изложение – вовсе не прихоть авторов, а неизбежность, связанная со спецификой современных социальных наук. В отличие, скажем, от физики, в которой существуют положения, признаваемые практи­чески всеми современными представителями этой дисциплины (на­пример, истинность законов Ньютона при малых скоростях и до­статочно больших размерах), для общественных наук характерно отсутствие такого единства взглядов даже в отношении многих ба­зовых принципов. Особенно ярко это выражено в социоло­гии, в которой существует несколько магистральных направлений, базирующихся во многом на противоположных принципах и по­стулатах. Поэтому, в отличие от той же физики, социологию нельзя изложить в виде набора готовых и бесспорных формул и правил, и, даже имея собственную позицию, авторы должны показывать столк­новение самых разных точек зрения.

Множество точек зрения и подходов отнюдь не исключает точ­ности и строгости принятых в науке понятий и определений. Напро­тив, именно в этой ситуации они особенно важны – в противном случае, дискуссия по действительно содержательному вопросу впол­не может выродиться в бесплодный спор о словах. Определения – это важнейший инструмент науки. Особую роль их точность играет в учебном процессе сегодня, когда на экзаменах и олимпиадах активно используется тестовая форма контроля знаний. Этой строгости понятий явно не хватает в современной учеб­ной литературе по социологии и обществознанию.

Решить эту проблему можно двумя способами. Во-первых, ис­пользовать определения понятий в том виде, как они были сформу­лированы классиками социологической науки и как они представ­лены в наиболее признанных монографиях и учебниках, что и сде­лали авторы (см. список литературы). Во-вторых, разработать систе­матический курс. Что же это значит – системность курса?

Возьмем такую науку, как география. Для понимания особеннос­тей ландшафта Северной Америки не обязательно знать географию Африки, и наоборот. Совсем другая ситуация в геометрии, где нельзя доказать теорему Пифагора без знания аксиом, а теорему косинусов – без знания теоремы Пифагора. В такой науке последовательность тем и понятий имеет принципиальное значение. Также обстоит дело и в преподавании социологии.

В педагогике давно сложились определенные правила и принци­пы введения понятий. Изложение курса необходимо начинать с наи­более простого понятия, интуитивно ясного учащемуся.

Нам представляется, что одним из главных недостатков школьного курса обществознания является его слабая систематизация. В частности, социологические и социально-философские темы разбросаны в нем по разным разделам и даже по разным годам обучения. Нередко темы, являющиеся более сложными и многоплановыми, изучаются раньше тем более простых и общих. Программа нашей подготовки, напротив, реализует дидактический прием, восходящий еще к Евклиду: подобно тому, как изучение геометрии начинается со знакомства с простейшей фигурой – треугольником, подобно этому наш социологический курс начинается с изучения элементарного социального образования – социальной группы. Все последующие оп­ределения развивают и обогащают это понятие, а во всех вновь встречающихся понятиях и законах используются лишь те категории и правила, смысл которых был раскрыт ранее.

Изучив закономерности формирования, структурирования и развития социальных образований на микроуровне, можно перейти к изучению макросоциальных образований – к изучению общества. Усвоив все перечисленные выше понятия, абитуриент получает необходимую базу для того, чтобы перейти к освоению наиболее сложных и содержательных категорий социологии, в частности, категории культура. В свою очередь, категория культура раскрывается через анализ социальных институтов (семья, религия, наука, образование). Социальные институты по самому своему определению являются элементом и механизмом функционирования культуры на уровне общества в целом. Подробное рассмотрение общества, его устройства, способов функционирования и развития, позволяет перейти к изучению глобальных проблем, касающихся всего человечества.

Такой подход не только значительно облегчает усвоение материала, но и делает его привлекательным для читателей. Кроме того, он соответствует струк­туре современного социологического знания.

Системность курса – важнейшая, но не единственная особенность данного пособия. Основные проблемы современного социологичес­кого образования в России связаны с недостатком в учебниках обра­щений к российским реалиям. Социология – не кабинетная наука. В ней, как и в естествознании, процесс познания всегда происходит через сопоставление гипотез с реальной жизнью, однако действитель­ность действительности рознь. Например, законы внутригруппового взаимодействия и процессов (структура лидерства, ролевые конф­ликты и т.д.) одинаковы в США и в России. Однако в этих странах различны структура образования, этнический, конфессиональный состав населения, территориальная структура общества. К сожале­нию, читатели большинства отечественных, причем не только школьных, учебников вынуждены довольствоваться либо изучением чисто абстрактных положений, либо обучаться социологии на американском материале. Учитывая это, авторы данного пособия старались раскрывать социологические категории на материале истории России и на реалиях ее сегодняш­него дня.

Недостаток многих курсов социологии состоит в том, что ее основные понятия рассматриваются в отрыве от практики. Создается впечатление, что социологические понятия и концепции разрабатывались исключительно для удовлетворения академических интересов. Вряд ли, однако, в этом случае социология приобрела бы такой вес в современном мире. В нашем пособии мы постарались показать, какие именно практические проблемы вызвали к жизни различные социологические понятия и концепции. Этому вопросу специально посвящен первый параграф главы по истории социологических понятий (параграф 25.1); кроме того, отдельные фрагменты касаются этого вопроса и в других разделах. Все эти знания, на первый взгляд, выходящие за рамки школьной программы, могут оказаться весьма полезными абитуриенту, когда он столкнется с необходимостью наполнить свой текст теоретическими рассуждениями и снабдить их конкретными примерами.

Наконец, последняя особенность нашей книги. Множественность точек зрения на общество, отсутствие единства взглядов на осново­полагающие принципы науки возникли не вчера, так что многие дис­куссии социологов сегодняшних дней являются отголосками споров, возникших в глубокой древности. Поэтому в полноценном социологическом курсе обращение к основным этапам исторической эволюции социальной науки – не просто дань уважения мыслителям прошлого, но особый способ постижения современного состояния этой науки и ее нынешних проблем. Как говорится: «Кому ведомо прошлое, тот владеет будущим». Поэтому в последних темах читатель встретится с кратким экскурсом в историю мировой социальной и социологической мысли, а также с обзором основных тенденций развития социологии в XX столетии.

Социология в нашей жизни

Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов-экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И все-таки даже в наши дни найдется немного людей, представления которых о работе социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. На самом же деле, отождествлять социолога с интервьюером все равно, что не делать различия между экономистом и кассиром, пересчитывающим деньги.

Многие ли, например, знают, что социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но без них просто не может функционировать современная рыночная экономика?

Причем, работа социологов необходима не только на уровне определения экономической политики государства, но даже на уровне небольших коммерческих фирм и банков. Каким образом, например, заранее предсказать спрос на какой-либо товар? Как провести рекламную кампанию нового продукта, что предпочесть – телевидение, газеты или рекламные щиты, в каких районах данного города проводить кампанию наиболее активно, а на какие вообще не тратить рекламные средства? Или, например, в какую сферу инвестировать банку имеющиеся у него денежные средства? Если, скажем, в строительство жилья, то жилье какого типа будет пользоваться наибольшим спросом через два года, когда будет готов дом – дорогое элитное или же недорогое, ориентированное на среднего потребителя? Эти, равно как и многие другие аспекты маркетинговых исследований рынка, могут быть выполнены лишь с использованием методов социологии.

Похожие примеры можно было бы привести практически из всех сфер жизни общества. Отсюда становится понятным, почему, согласно многим отечественным и зарубежным прогнозам, спрос на социологов-профессионалов ближайшие годы будет неуклонно расти. Однако социология не только высокодоходная и престижная профессия, она – одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Рассказывают, что знаменитый Дейл Карнеги не уставал повторять своим ученикам: «Помните, самый интересный предмет для человека – это он сам». Социология дает возможность превратить реализацию этого интереса в свою профессию, ибо эта наука исследует человеческое поведение практически на всех уровнях его социальной организации. Разве не интересно, например, понять и объяснить причины, по которым рубеж двадцатого века, в котором люди полетели в космос, расщепили атом, создали компьютеры и открыли клонирование, ознаменовался вспышками религиозных и этнических войн – явлениями, которые раньше всегда ассоциировались с невежественными и мракобесными эпохами? Что будет происходить в ближайшие годы с семьей, к чему приведет глобализация мира, будут ли и далее укрепляться позиции науки, или, напротив, она уже скоро будет вытеснена другими формами познания? Объясняя все это, социолог оказывается на стыке самых разных наук и дисциплин – от философии и даже метафизики, до социальной психологии, политологии и географии. Их изучение – необходимое условие качественной подготовки будущих социологов.

Знание социологии необходимо не только будущим профессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и, в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все. Но умеем ли мы взаимодействовать с этим миром? Знаем ли мы, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, как их предвидеть, формировать или, напротив, как их избегать? Разве редко случается, что совершенно мирная ситуация в трудовом коллективе, в семье или дружеской компании буквально взрывается конфликтом? Один социолог как-то удачно сравнил окружающий человека социальный мир с электрической розеткой, неумелое обращение с которой может привести к удару электрическим током, а умелое позволит приготовить еду, обогреть и осветить дом, запустить работу компьютера и т. д. Но не странной ли, в таком случае, выглядит ситуация, когда люди знают больше о свойствах электрического тока, чем о законах социального мира, который окружает их повсюду?

Именно поэтому социология сегодня стала неотъемлемым эле­ментом высшего образования, и медленно, но верно приходит в кол­леджи, техникумы и даже школы. Она приходит как в виде самостоятельной дисциплины для факультативного изучения, так и в качестве обширного раздела в курсе обществознания. Настоящее пособие, помимо прагматичной цели – помощи в подготовке к ЕГЭ и олимпиадам по обществознанию – должно, по замыслу авторов, сыграть свою роль и в этом процессе своеобразного социологического просвещения сегодняшних школьников и студентов.

Раздел I

Наши рекомендации