Раздел I. Введение в курс «Социология»
Таблицы
1. Раскройте содержание основных макросоциологических концепций:
Теоретическое направление | Представители | Содержание |
I. Функционализм: | ||
1. Структурный функционализм - Структурализм | Т.Парсонс К.Леви-Стросс, М.Фуко | |
2. Абсолютный функционализм | Б.Малиновский | |
3. Релятивистский (теория социальных изменений) | Р.Мертон | |
II. Конфликтология | ||
1. Социальная интерпретация конфликта | Р.Дарендорф, К.Болдинг | |
2. Функциональная интерпретация конфликта | Л.Козер | |
III. Технологический детерминизм | ||
1. Теория единого индустриального общества | Р.Арон | |
2. Теория стадий экономического роста | У.Ростоу | |
3. Теория нового индустриального общества | Дж. Гэлбрейт | |
4. Теория постиндустриального общества | Д.Белл | |
5. Теория сверхиндустриального общества | А. Тоффлер | |
IV. Неоэволюционизм | Л.Уайт, Дж.Стюард, Дж. Мердок | |
V. Неомарксизм | М.Хорхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе | |
VI. Неофункционализм | ||
1. Теория коммуникативного действия | Ю.Хабермас | |
2. Системная теория | Н.Луман | |
3. Реконструкция функционализма | Дж. Александер |
2. Раскройте содержание основных микросоциологических концепций:
Теоретическое направление | Представители | Содержание |
I. Психологическое направление | ||
- Теория инстинктов | У. Мак-Дугалл | |
- Психоанализ | З.Фрейд | |
II. Социальный бихевиоризм | ||
1. Концепция "определенной ситуации" | У.Томас | |
2. Символический интеракционизм | Д.Г.Мид, Г. Блумер | |
- Теория управления впечатлениями | И.Гоффман | |
3. Теория социального обмена | Дж. Хоманс, П.Блау | |
- Теория справедливого обмена | Дж. Адамс, Дж. Уолтер | |
III. Радикальный и умеренный эмпиризм | Д.Ландберг, П.Лазерсфельд, С.Стаффер | |
IV. Феноменологическая социология | А.Шюц | |
- Феноменологическая социология знания | П.Бергер, Т.Лукман | |
- Этнометодология | Г.Гарфинкель, А.Сикурел, Д.Дуглас, П. Макхью | |
V. Социоинжинерия (теории мотивации) | ||
1. Содержательные теории мотивации | ||
- Теория иерархии потребностей | А.Маслоу | |
- Двухфакторная теория мотивации | Ф.Херцберг | |
- Теория стилей управления | Д.Мак-Грегор | |
2. Процессуальные теории мотивации | ||
- Теория ожидания | В. Врум | |
- Расширенная модель ожидания | Л.Портер, Э.Лоулер | |
- Теория справедливости | Дж. Стэйси Эдамс | |
- Теория усиления | Б.Ф. Скиннер |
3. Определите содержание основных этапов развития отечественной социологии:
№ | Этап | Содержание |
1. | Первый (начальный) этап – конец 60х годов - конец 80х годов - начало 90х годов ХIХ века. | |
2. | Второй этап – зрелый – начало 90-х годов ХIХ – начало ХХ вв. | |
3. | Третий этап - конец ХIХ – начало ХХ вв. – до 1917 г.: | |
4. | Четвертый этап (1917г - 1922 г.) | |
5. | Пятый этап (1922 г. – начало 1950-х г.) | |
6. | Шестой этап (начало 1950-х г. – конец 1980-х г.) | |
7. | Седьмой этап (конец 1980-х г. – настоящее время) |
4. Определите содержание основных теоретических направлений развития социологической мысли в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
I. Позитивизм | ||
Натуралистическое направление | ||
Географическая социология | Л.И. Мечников, А.П.Щапов | |
Анархизм | М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин | |
Социал-органицизм | Н.Д.Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А. Новиков | |
Классический позитивизм | ||
Психологическая социология | Е.В. де-Роберти, Н.И.Кареев, | |
Плюралистическая социология | М.М.Ковалевский | |
Социологический неопозитивизм | П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев | |
II. Субъективизм | ||
Социология революционеров - демократов | В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.Я.Добролюбов | |
Социология народничества (субъективистская социология) | П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков | |
III. Марксизм | ||
Легальный марксизм | П.Б.Струве, М.И.Туган – Барановский | |
Материалистическая социология | Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А. Богданов, Н.И.Бухарин | |
IV. Неокантиантство (юридическая социология) | Б.А.Кистяковский, А.С.Лаппо-Данилевский, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов, Н.М.Коркунов, П.И.Новгородцев | |
V. Психологизм (психологический редукционизм) | ||
«Коллективный психологизм» | Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков, | |
«Индивидуальный психологизм» | Б.А.Кистяковский, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов | |
«Социальный психизм» | Е.В. де-Роберти, | |
«Латентный психологизм» | П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев | |
VI. Евразийство | Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В. Флоровский | |
VII. Религиозная социология | С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк. |
5. Определите основные теоретические подходы к определению культуры и их содержание:
№ | Название подхода | Содержание подхода |
1. | Светско-этимологический | |
2. | Религиозно-этимологический | |
3. | Гуманистический | |
4. | Аксиологический | |
5. | Семиотический | |
6. | Реалистский | |
7. | Номиналистский | |
8. | Психоаналитический | |
9. | Социологический | |
10. | Этнографический | |
11. | Деятельностный (технологический) | |
12. | Процессуально-функциональный | |
13. | Нормативно-ценностный | |
14. | Предметно-ценностный | |
15. | Стадиальный | |
16. | Антропологический | |
17. | Коммуникативный | |
18. | Личностно-атрибутивный | |
19. | Фактологический | |
20. | Гносеологический | |
21. | Археологический |
6. По каким критериям выделяют социальные общности? Заполните следующую таблицу:
Виды социальных общностей | Критерии выделения, признаки | Примеры |
1. Расы | ||
2. Этносы | ||
3. Общества | ||
4. Классы (страты) | ||
5. Демографические общности | ||
6. Территориальные общности | ||
7. Религиозные общности | ||
8. Отраслевые общности | ||
9. Профессиональные общности | ||
10. Трудовые коллективы | ||
11. Политические организации | ||
12. Общественные организации | ||
13. Объединения по интересам | ||
14. Семья |
7. Определите содержание основных видов социальных норм:
Виды социальных норм | Содержание | |
1. | Нормы обычаев и традиций | |
2. | Моральные нормы | |
3. | Правовые нормы | |
4. | Политические нормы | |
5. | Религиозные нормы | |
6. | Нормы организаций | |
7. | Эстетические нормы |
8. Какие языки культуры вы знаете? Раскройте содержание основных языковых систем:
Система | Содержание |
1. Естественная | |
2. Функциональная | |
3. Конвенциональная | |
4. Невербальная | |
5. Вербальная | |
6. Письменная | |
7. Специализированная |
9. Сравните основные характеристики традиционной и современной семьи:
Характеристики | Традиционная семья | Современная семья | |
1. | Место родства в общественной жизни | ||
2. | Соотношение семейного и общественного производства | ||
3. | Степень психологической разделенности семьи и социальной среды | ||
4. | Уровень социальной мобильности | ||
5. | Система ценностей, приоритетные ценности | ||
6. | Количество поколений | ||
7. | Возможность и причины развода | ||
8. | Система выбора супруга | ||
9. | Вмешательство в репродуктивный цикл | ||
10. | Нормы детности |
10.Определите состояние основных индикаторов экосоциального состояния планеты по следующим группам ресурсов:
Ресурсы | Состояние | |
Энергетические ресурсы | ||
Солнечная радиация, космические лучи | ||
Энергия морских приливов и отливов, океанических течений | ||
Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды (льда), горных пород (сейсмоэнергия) | ||
Земной магнетизм | ||
Энергия естественного атомного распада и спонтанных химических реакций | ||
Энергия искусственного атомного распада и ядерного синтеза | ||
Биоэнергия | ||
Нефть | ||
Природный газ | ||
Уголь | ||
Сланцы | ||
Торф | ||
Газово-атмосферные ресурсы | ||
Ресурсы отдельных газов атмосферы О2 | ||
Ресурсы отдельных газов атмосферыСО2 | ||
Ресурсы отдельных газов атмосферы О3 | ||
Газовые составляющие гидросферы | ||
Фитонциды и др. биогенные летучие вещества | ||
Тяжелые и легкие ионы | ||
Водные ресурсы | ||
Атмосферная влага | ||
Океанические и морские воды | ||
Озера, водохранилища и пруды | ||
Текучие воды рек, ручьев, поверхностного и глубинного стока | ||
Почвенная влага и подпочвенные воды | ||
Влага в растениях и животных | ||
Гидрогеологические ресурсы | ||
Почвенно-геологические ресурсы | ||
Почвы и подпочвы | ||
Выходы горных пород | ||
Криогенные субстраты (ледники и пр.) | ||
Почвенные загрязнения, в том числе засоление | ||
Эрозия всех видов почв | ||
Геоморфологические структуры (горы, равнины и пр.) | ||
Металлические руды, неметаллические руды, нерудные ископаемые | ||
Ресурсы продуцентов (флора) | ||
Генетико-видовой состав растительности | ||
Растительная биомасса | ||
Фотосинтетическая активность | ||
Хозяйственная производительность растительного покрова | ||
Ресурсы консументов (фауна) | ||
Генетико-видовой состав животного мира | ||
Биомасса консументов | ||
Системно-динамические качества консументов | ||
Животные как санитары, опылители, поглотители химических веществ и т.д. | ||
Ресурсы редуцентов (микроорганизмы) | ||
Генетико-видовой состав | ||
Биомасса редуцентов | ||
Химико-физическая активность редуцентов | ||
Системно-динамические качества редуцентов | ||
Микробиологические загрязнения, в т.ч. вирусные | ||
Комплексная ресурсная группа | ||
Климатические ресурсы | ||
Рекреационные ресурсы | ||
Антропоэкологические ресурсы | ||
Познавательно-информационные ресурсы | ||
Ресурсы времени | ||
Ресурсы пространства |
Логические задания и вопросы
Тема 5. Человек и природа.
Логические задания и вопросы.
1. Определите содержание следующих понятий: биосфера, антропосфера, ноосфера, биотехносфера, социосфера. Как они соотносятся между собой?
2. Определите содержание ранних социально экологических концепций:
№ | Концепция | Представители | Содержание |
1. | Консервационизм ("утилитаристское" направление) | ||
2. | Охранительное направление ("биоцентризм") | ||
3. | Экологизм | ||
4. | Экономизм |
3. Раскройте содержание терминов «инвайромент», «инвацроментализм».
4. Какие четыре компонента входят в экологический комплекс О.Данана, А.Холи, Л.Шноре? Раскройте их содержание.
5. Какова суть новой инвайроментальной парадигмы У.Каттона, Р.Данлапа и др?
6. Что представляет собой социальная экология как научное направление. Что такое экология человека?
7. Что такое историческая экология и экология народонаселения?
8. Раскройте содержание отраслей социальной экологии, выделенных по масштабам социальных образований:
Отрасль | Содержание | |
1. | Экология личности | |
2. | Экология социальных групп | |
3. | Экология общества | |
4. | Глобальная экология – экология социума |
9. Раскройте содержание отраслей социальной экологии, выделенных на основе их специфики:
Отрасль | Содержание | |
1. | Промышленная экология | |
2. | Сельскохозяйственная экология | |
3. | Научная экология | |
4. | Техническая экология | |
5. | Промысловая экология | |
6. | Медицинская экология | |
7. | Этноэкология | |
8. | Демографическая экология | |
9. | Рекреационная экология | |
10. | Урбоэкология | |
11. | Архитектурная экология |
10. Что означает термин «природа» в широком и узком смыслах?
11. Какие природно-географические условия социальной жизни можно выделить?
12. Какие существуют механизмы адаптации человека к природно-климатическим условиям?
13. Что такое экологическая ниша?
Тема 6. Культура.
Логические задания и вопросы.
1. В связи с чем, возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Насколько, по-вашему, правы пессимисты?
2. Как следует понимать системный характер культуры?
3. Какие из функций культуры наиболее востребованы в обществе и почему?
4. Что общего существует в разнообразном мире культурных явлений, что их объединяет? Назовите причины культурной общности народов.
5. Что такое культурные универсалии?
6. Чем вызвана культурная дифференциация?
7. Определите критерии классификации культур.
8. Каковы формы проявления культуры в жизни человека?
9. Определите содержание термина «массовая культура». В чем проявляются ее позитивные и негативные стороны?
10. Объясните, почему в условиях роста уровня образования в обществе интерес к элитарной культуре не возрастает, а падает?
11. Чем обусловлены изменения в культуре?
12. Что является движущей силой культурного прогресса?
13. Каковы элементы механизма культурных изменений?
14. Что такое инновации в культуре и каковы их разновидности?
15. Какой вид культурных инноваций доминирует в российском обществе на современном этапе?
16. Каким образом происходит трансляция культурных инноваций?
17. Что такое инкультурация, аккультурация, ассимиляция?
18. Что такое этноцентризм, ксенофобия культурный релятивизм, групповая идентичность?
19. Чем вызвана селективность в культурном заимствовании?
20. Как вы считаете, существует ли селективность в современном культурном процессе в России?
21. Что такое культурный конфликт и каковы его формы?
22. Проявляется ли культурный конфликт в современном российском обществе? Если да, то в какой (их) форме (ах)? Аргументируйте свой ответ.
23. Приведите примеры культурной трансмиссии.
24. Как вы считаете, чего больше в современной культуре России – единства или культурных различий? Аргументируйте свой ответ.
25. Что такое «разрыв культурной цепи»? Имеет ли он место в современном российском обществе?
26. Что такое диверсификация культуры? Каковы позитивные и негативные стороны данного явления?
Тема 7. Личность.
Вопросы и логические задания.
1. В чем проявляется двойственная природа человека?
2. Существует ли, на ваш взгляд, связь между физическими чертами и типом поведения человека? Аргументируйте свой ответ.
3. Определите особенности человеческой природы, которые с одной стороны отражают природную ущербность человека, но с другой в комплексе являются предпосылками социальной жизни.
4. Сравните биологическую и социальную жизнь по основным показателям.
5. В чем заключаются плюсы и минусы социологических концепций личности?
6. Чем обусловлены предсказуемость и непредсказуемость в поведении человека?
7. Приведите аргументы в пользу социальной сущности личности.
8. Раскройте содержание структурных элементов самосознания личности.
9. Может ли стать личностью «феральный» человек? Аргументируйте свой ответ.
10. Определите содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «личность».
11. Как по вашему, в чем заключается смысл бытия человека?
12. Раскройте содержание основных социальных функций сознания.
13. В какой степени правы экзистенциалисты, утверждая, что «существование определяет сущность» человека?
14. Сравните некоторые характеристики человека применительно к различным общественным дисциплинам:
Экономический аспект | Социологический аспект | Политологический аспект |
Человек независим | Человек является историческим существом, | Человек есть общественное существо, |
Человек эгоистичен. | Человек альтруистичен. | Человек верит в авторитеты |
Человек рационален | Человек иррационален. | Человек – эмоциональное существо |
Человек информирован. | Человек – существо подверженное манипуляции. |
Поясните обозначенные характеристики.
15. Насколько обоснованы, на ваш взгляд, утверждения психоаналитиков об инстинктивной природе поведения личности? Аргументируйте свой ответ.
16. Что позволяет объяснить в поведении личности феномен «коллективного бессознательного» К.Юнга?
17. Почему, согласно концепции Э.Фромма, поведение животного более безошибочно в отличие от поведения человека?
18. Насколько обоснована концепция бихевиоризма в объяснении механизмов человеческих поступков?
19. Какие факторы, на ваш взгляд, влияли на изменение целей и смыслов жизни человека на протяжении истории?
20. Сформулируйте собственное представление о цели и смысле жизни, опираясь на научные концепции.
21. Определите содержание факторов, определяющих развитие личности:
Факторы | Содержание |
Биогенетические задатки | |
Социальные факторы | |
Психосоциальные качества |
22. Чем детерминирован процесс социализации личности?
23. В чем состоит главное назначение процесса социализации?
24. Определите необходимые условия для успешного протекания процесса социализации.
25. Какой из теоретических подходов З.Фрейда, Э.Эриксона, Л.Кольберга наиболее полно, на ваш взгляд, объясняет процесс социализации? Почему?
26. Как вы считаете, какие этапы социализации наиболее значимы для развития личности? Аргументируйте свой ответ.
27. Определите, какие агенты социализации оказывают наибольшее влияние на данный процесс в рамках первичной и вторичной социализации? Аргументируйте свой ответ.
28. Австрийский психиатр З.Фрейд считал, что как только человек рождается, то он сразу же попадает в социокультурную клетку, то есть в систему норм, правил и ценностей, т.е. согласно подходу З.Фрейда, социализация представляет собой процесс постоянного обуздания инстинктов человека. Насколько правомерен, на ваш взгляд, подобный подход?
Тема 11. Социальные связи
Вопросы и логические задания
1. С чем связано наличие в обществе различных типов социальных связей?
2. Как вы считаете, почему некоторые исследователи, сравнивая общество с человеческим организмом, систему социальных связей уподобляли нервной системе организма? Аргументируйте свой ответ.
3. По степени формальности выделяют связи формальные и неформальные. Почему неформальные связи всегда носят вторичный характер и реализуются в рамках формального пространства?
4. Какие типы социальных связей, выделенные по способу общения, доминируют в обществах различного типа?
№ | Тип общества | Тип социальной связи | Причины |
1. | Традиционное | ||
2. | Современное | ||
3. | Постсовременное |
5. Чем вызвана потребность постоянного мониторинга различных видов социальных связей в обществе?
6. Что такое социальный контакт? Почему, рассматривая социальные контакты, часто говорят, что в основном мы контактируем со случайными людьми в нашей жизни?
7. Социальные контакты принято делить на единичные, нерегулярные и регулярные. Почему, именно нерегулярные контакты в большем количестве случаев приводят к установлению более устойчивых связей?
8. Чем отличаются различные типы контактов?
9. Чем отличается социальный контакт от социального взаимодействия?
10. По статистике социальных контактов по количеству в жизни человека примерно в 4 раза больше, чем социального взаимодействия. Тогда почему, именно взаимодействие является основой нашей жизнедеятельности?
11. Что из себя представляет социальное взаимодействие? Как оно устанавливается и возникает?
12. В чем заключается специфика социальных отношений?
13. Почему именно состояние отношений для конкретного человека является детерминирующим фактором его функционирования в рамках всех остальных типов социальных связей?
14. Как высчитаете, насколько к отношениям применим принцип: «Незаменимых людей нет»?
Тема 12. Социальные группы
Логические задания и вопросы
1. Как вы считаете, почему люди образуют группы?
2. В чем заключается сложность определения понятия «социальная группа»?
3. В чем состоит основное отличие малых и больших социальных групп?
4. Почему групповую структуру общества определяют по большим социальным группам, хотя реально действующими являются малые?
5. С какой целью выделяются номинальные и реальные социальные группы?
6. Приведите конкретные примеры первичных и вторичных социальных групп и определите их отличия?
7. В связи с чем выделяют квазигруппы? Чем они отличаются от социальных групп?
8. Французский ученый Г.Лебон и американский социолог Р.Тернер по разному подходили к анализу процесса формирования и функционирования толпы.
Густав Лебон | Ральф Тернер |
В основе формирования толпы лежит закон «заражения», согласно которому «коллективное устремление», появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и полностью исчезает. | Первоначально люди в действующей толпе имеют разные мотивы и установки. В процессе взаимодействия в толпе начинают образовываться новые нормы, творцами которых являются наиболее активные личности |
9. Как вы считаете, какая из концепций, на ваш взгляд, более точно раскрывает поведение толпы?
10. Что является основой для формирования квазигрупп?
11. Может ли квазигруппа трансформироваться в социальную группу? Что для этого необходимо?
12. Как вы считаете, на чем базируется относительная устойчивость и стабильность квазигрупп?
13. Какие из признаков малых групп являются, на ваш взгляд, наиболее важными и почему?
14. Каким образом связан размер группы с ее устойчивостью?
15. Почему диада является наиболее устойчивой малой группой, а триада неустойчивой?
16. Почему в формальном аспекте триада более эффективна, чем диада?
17. От каких факторов зависят образцы поведения членов группы?
18. В чем проявляется групповая динамика?
19. Какие типы лидерства бывают и на чем они основаны?
20. Каким образом различные способы коммуникации влияют на деятельность группы и управления ее поведением?
Таблицы
1. Раскройте содержание основных макросоциологических концепций:
Теоретическое направление | Представители | Содержание |
I. Функционализм: | ||
1. Структурный функционализм - Структурализм | Т.Парсонс К.Леви-Стросс, М.Фуко | |
2. Абсолютный функционализм | Б.Малиновский | |
3. Релятивистский (теория социальных изменений) | Р.Мертон | |
II. Конфликтология | ||
1. Социальная интерпретация конфликта | Р.Дарендорф, К.Болдинг | |
2. Функциональная интерпретация конфликта | Л.Козер | |
III. Технологический детерминизм | ||
1. Теория единого индустриального общества | Р.Арон | |
2. Теория стадий экономического роста | У.Ростоу | |
3. Теория нового индустриального общества | Дж. Гэлбрейт | |
4. Теория постиндустриального общества | Д.Белл | |
5. Теория сверхиндустриального общества | А. Тоффлер | |
IV. Неоэволюционизм | Л.Уайт, Дж.Стюард, Дж. Мердок | |
V. Неомарксизм | М.Хорхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе | |
VI. Неофункционализм | ||
1. Теория коммуникативного действия | Ю.Хабермас | |
2. Системная теория | Н.Луман | |
3. Реконструкция функционализма | Дж. Александер |
2. Раскройте содержание основных микросоциологических концепций:
Теоретическое направление | Представители | Содержание |
I. Психологическое направление | ||
- Теория инстинктов | У. Мак-Дугалл | |
- Психоанализ | З.Фрейд | |
II. Социальный бихевиоризм | ||
1. Концепция "определенной ситуации" | У.Томас | |
2. Символический интеракционизм | Д.Г.Мид, Г. Блумер | |
- Теория управления впечатлениями | И.Гоффман | |
3. Теория социального обмена | Дж. Хоманс, П.Блау | |
- Теория справедливого обмена | Дж. Адамс, Дж. Уолтер | |
III. Радикальный и умеренный эмпиризм | Д.Ландберг, П.Лазерсфельд, С.Стаффер | |
IV. Феноменологическая социология | А.Шюц | |
- Феноменологическая социология знания | П.Бергер, Т.Лукман | |
- Этнометодология | Г.Гарфинкель, А.Сикурел, Д.Дуглас, П. Макхью | |
V. Социоинжинерия (теории мотивации) | ||
1. Содержательные теории мотивации | ||
- Теория иерархии потребностей | А.Маслоу | |
- Двухфакторная теория мотивации | Ф.Херцберг | |
- Теория стилей управления | Д.Мак-Грегор | |
2. Процессуальные теории мотивации | ||
- Теория ожидания | В. Врум | |
- Расширенная модель ожидания | Л.Портер, Э.Лоулер | |
- Теория справедливости | Дж. Стэйси Эдамс | |
- Теория усиления | Б.Ф. Скиннер |
3. Определите содержание основных этапов развития отечественной социологии:
№ | Этап | Содержание |
1. | Первый (начальный) этап – конец 60х годов - конец 80х годов - начало 90х годов ХIХ века. | |
2. | Второй этап – зрелый – начало 90-х годов ХIХ – начало ХХ вв. | |
3. | Третий этап - конец ХIХ – начало ХХ вв. – до 1917 г.: | |
4. | Четвертый этап (1917г - 1922 г.) | |
5. | Пятый этап (1922 г. – начало 1950-х г.) | |
6. | Шестой этап (начало 1950-х г. – конец 1980-х г.) | |
7. | Седьмой этап (конец 1980-х г. – настоящее время) |
4. Определите содержание основных теоретических направлений развития социологической мысли в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
I. Позитивизм | ||
Натуралистическое направление | ||
Географическая социология | Л.И. Мечников, А.П.Щапов | |
Анархизм | М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин | |
Социал-органицизм | Н.Д.Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А. Новиков | |
Классический позитивизм | ||
Психологическая социология | Е.В. де-Роберти, Н.И.Кареев, | |
Плюралистическая социология | М.М.Ковалевский | |
Социологический неопозитивизм | П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев | |
II. Субъективизм | ||
Социология революционеров - демократов | В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.Я.Добролюбов | |
Социология народничества (субъективистская социология) | П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков | |
III. Марксизм | ||
Легальный марксизм | П.Б.Струве, М.И.Туган – Барановский | |
Материалистическая социология | Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А. Богданов, Н.И.Бухарин | |
IV. Неокантиантство (юридическая социология) | Б.А.Кистяковский, А.С.Лаппо-Данилевский, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов, Н.М.Коркунов, П.И.Новгородцев | |
V. Психологизм (психологический редукционизм) | ||
«Коллективный психологизм» | Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков, | |
«Индивидуальный психологизм» | Б.А.Кистяковский, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов | |
«Социальный психизм» | Е.В. де-Роберти, | |
«Латентный психологизм» | П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев | |
VI. Евразийство | Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В. Флоровский | |
VII. Религиозная социология | С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк. |
5. Определите основные теоретические подходы к определению культуры и их содержание:
№ | Название подхода | Содержание подхода |
1. | Светско-этимологический | |
2. | Религиозно-этимологический | |
3. | Гуманистический | |
4. | Аксиологический | |
5. | Семиотический | |
6. | Реалистский | |
7. | Номиналистский | |
8. | Психоаналитический | |
9. | Социологический | |
10. | Этнографический | |
11. | Деятельностный (технологический) | |
12. | Процессуально-функциональный | |
13. | Нормативно-ценностный | |
14. | Предметно-ценностный | |
15. | Стадиальный | |
16. | Антропологический | |
17. | Коммуникативный | |
18. | Личностно-атрибутивный | |
19. | Фактологический | |
20. | Гносеологический | |
21. | Археологический |
6. По каким критериям выделяют социальные общности? Заполните следующую таблицу:
Виды социальных общностей | Критерии выделения, признаки | Примеры |
1. Расы | ||
2. Этносы | ||
3. Общества | ||
4. Классы (страты) | ||
5. Демографические общности | ||
6. Территориальные общности | ||
7. Религиозные общности | ||
8. Отраслевые общности | ||
9. Профессиональные общности | ||
10. Трудовые коллективы | ||
11. Политические организации | ||
12. Общественные организации | ||
13. Объединения по интересам Наши рекомендации
|