Социопрогностические исследования

Начало истории социальной прогностики, научной дисциплины, изучающей общие принципы прогнозирования перспектив объектов социальной реальности, закономерности разработки социальных прогнозов – может быть отнесено к 20-м – началу 30-х гг. XX в., когда стала очевидна вся многозначность общественного развития: назревал новый этап научно-технического прогресса (НТП), возникло первое социалистическое государство, предложившее новые альтернативы будущего, начали пробуждаться страны «третьего мира» с их огромными людскими резервами и социальными проблемами. Такое осознание реальности фактически подготовило почву для возникновения прогностики как науки.

Одной из первых задач, которые ставились перед отечественной прогностикой, была разработка прогноза ожидаемого состояния Советского Союза к исходу первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928–1932 гг.).

У разработчиков уже тогда возникла идея о «самореализующихся» и «самопарализующихся» прогнозах, что фактически воспринималось как принципиальная невозможность предсказания управляемых явлений, поскольку решение способно как бы перечеркнуть предсказание (позднее эта идея стала известна как «принцип К. Поппера»). Были предложены анализ и оптимизация условно продолженных в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо изучены, с целью выявления назревающих социально-экономических проблем и возможных путей их оптимального решения.

Данные выводы легли в основу концепции технологического прогнозирования, которая отождествляет прогнозирование с некоей разновидностью научного исследования, что означает обязательность разработки: а) программы (предпрогнозной ориентации), б) исходного (базового) моделирования объекта прогнозирования и прогнозного фона, в) анализа и оптимизации трендов, г) предварительной верификации полученных результатов, д) выработки рекомендаций для управления. В этой связи основными концептуальными подходами социального прогнозирования выступают: генетический или поисковый – выявление назревающих проблем путем логического продолжения в будущее известных тенденций развития и телеологический или нормативный – выявление оптимальных путей решения перспективных проблем на основе заранее заданных критериев.

В конце 40-х гг. XX в. разработка концепции научно-технической революции (НТР) потребовала дальнейшего развития поисковых и нормативных прогнозов в управлении социальными явлениями. Это, по существу, послужило прямой причиной развития современного прогнозирования и развертывания в 50-х – начале 60-х гг. «бума прогнозов» научно-технической, социально-экономической, демографической и военно-политической направленности, а также возникновения большого числа научно-исследовательских учреждений и центров по изучению будущего.

«Бум прогнозов» породил новое направление междисциплинарных исследований – исследования будущего. Однако обществоведческая и социальная проблематика в технологическом прогнозировании всегда проигрывала технико-экономической и, отчасти, политической. Это потребовало преодоления отчуждения социологии от прогностики или признания того, что прогнозированием, наряду с реализацией таких внутренних (имманентных) функций, как анализ, диагноз и синтез, должна заниматься каждая наука, в том числе и наука об обществе.

С 60-х – начала 70-х гг. XX в. понятие «футурология» (от лат. futurum – будущее и греч. logos – учение; О. Флехтхейм, 1943) стало образным синонимом междисциплинарного прогнозирования. Отчужденность между социологией и прогностикой сохранилась лишь в виде противопоставления понятий «технологическое прогнозирование» (в смысле строгого соответствия алгоритмам современных исследований будущего) и «социальное прогнозирование» (в смысле общих «размышлений о будущем» или предугадывания будущего).

К началу 70-х гг. применение научной методологии к глобальным процессам развития привело к становлению особой отрасли исследований будущего – глобалистике, охватывающей всю совокупность общемировых проблем современности. Тогда же была обнаружена бесперспективность НТП в существовавших формах, его обостряющиеся противоречия с социальными аспектами развития.

Особенно большую роль сыграл в этом Римский клуб (президенты Клуба – А. Печчеи, 1968 г.; А. Кинг, 1982 г.), осуществлявший специальные исследовательские проекты в сфере «глобального моделирования» нарастающих качественных изменений с последующей публикацией результатов в форме докладов (табл. 2.1). Была выработана «Проблематика Клуба» («Затруднения человечества»), определяющая совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных, психологических, экономических, технических и политических проблем.

Среди них – перенаселение и бесконтрольное увеличение численности жителей Земли, голод, безработица, инфляция, истощение природных ресурсов, социальная несправедливость и расслоение общества, энергетический кризис, неграмотность и упадок моральных ценностей, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязей.

Таблица 2.1

Тематическая направленность основных докладов Римского клуба (1972–1990 гг.)

Наименование докладов Год представления, авторы Краткое содержание и выводы
Пределы роста 1972, Д. Медоуз, Д. Форрестер Моделирование изменений и взаимодействия таких факторов, как: мировое народонаселение, промышленное производство, производство продовольствия, минеральные ресурсы и окружающая среда, показало перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденций своего развития и не упредит экологическую катастрофу. Рекомендовано создание условий «экологической и экономической стабильности», позволяющих достигнуть «состояния глобального равновесия» в мире, резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, свести их к уровню простого воспроизводства (концепция «нулевого роста»).
Человечество на поворотном пункте 1974, М. Месарович, Э. Пестель Разработаны альтернативные нормативно-прогнозные сценарии – помощи развивающимся странам со стороны развитых по ликвидации растущего разрыва между их промышленными потенциалами; урегулирования отношений между странами–производителями и потребителями нефти; решения мировой продовольственной проблемы. Выдвинута концепция «органического роста» с дифференциацией темпов роста в зависимости от уровня развития страны с увеличением помощи развивающимся странам и упором на решение мировых продовольственной и нефтяной проблем.
Пересмотр международного порядка 1975, Я. Тинберген   Изучены возможности перестройки экономических отношений между развитыми и развивающимися странами. Выработаны условия по ускорению форсирования индустриализации развивающихся стран и оптимизации их экономики – международная валютная реформа, упорядочение торговли, принятие действенных мер по увеличению производства продовольствия, полноправное включение в международную систему разделения труда, торможение гонки вооружений.
За пределами века расточительства 1976, Д. Габор, У. Коломбо Проанализированы проблемы и перспективы истощения минеральных ресурсов мира. Рекомендована оптимизация топливно-энергетического и материально-сырьевого балансов путем максимально возможного увеличения в них удельного веса возобновляемых ресурсов при строжайшей экономии, распространении замкнутых циклов производства и многократном использовании вторичного сырья.
Цели человечества 1977, Э. Ласло Разработан «мировой атлас современных целей» по крупнейшим регионам мира. Рассмотрены цели крупнейших международных организаций, многонациональных корпораций и мировых религий. Целями человечества были определены: международная безопасность (разоружение), обеспечение продовольствием (устранение голода), оптимальное использование энергии и минеральных ресурсов, глобальное развитие.
Энергия: обратный счет 1978, Т. Монбриаль Рассмотрены проблемы мирового энергетического кризиса, вопросы поиска и использования альтернативных источников энергии.
Нет пределов обучению 1979, Д. Боткин, М. Малица, М. Эльманджра Рекомендованы коренное реформирование системы народного образования, ее ориентация на актуальные современные проблемы человечества и понимание глобального характера этих проблем. Обучение должно быть «предвосхищающим», необходима активность участия обучаемых («человеческая инициатива») в учебном процессе (концепция «инновационного обучения»).
«Третий мир»: три четверти мира 1980, М. Гернье Призыв к развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки полагаться на собственные возможности, преодолевать отсталость собственного развития путем глубоких внутренних социально-экономических и политических преобразований.
Диалог о богатстве и благосостоянии 1980, О. Джириани Предложена новая теория политической экономии с полной ревизией всех предшествующих экономических учений. Рекомендованы объединение политической экономии и социальной экологии в единую научную дисциплину, учет не только финансовой стороны производства, но и затрат природных ресурсов, часто не поддающихся финансовым оценкам.
Маршруты, ведущие в будущее 1980, Б. Гаврилишин Разработана теория конвергенции, сближения капитализма и социализма посредством модели «рыночного социализма».
Микро-электроника и общество: на радость и на горе 1982, Г. Фридрихс, А. Шафф Рассмотрена противоречивость влияния микроэлектроники на жизнь современного мирового сообщества.
Босоногая революция 1985, Б. Шнайдер Рассмотрены проблемы, затрагивающие вопросы трансформации общественных систем развивающихся стран, совершенствования их общественно-политических институтов власти. Рассмотрены проблемы, затрагивающие вопросы трансформации общественных систем развивающихся стран, совершенствования их общественно-политических институтов власти.
За пределами роста. Памяти А.Печчеи 1987, Э. Пестель Раскрыты проблемы и перспективы органического роста, предложены меры по решению актуальных проблем современности.
Доклад-отчет «Первая глобальная революция» 1990, А. Кинг, Б. Шнайдер Дан системный анализ 25-летней деятельности Римского клуба, обобщены материалы представленных за это время докладов, предложена программа дальнейших действий для решения общемировых проблем.

Однако потенциал глобалистики оказался также ограничен: через некоторое время наступила «психологическая усталость» мировой общественности, которую пугали грядущей глобальной катастрофой.

На рубеже 70–80-х гг. XX в. зародилась альтернативистика – направление исследований будущего, изучающее возможные пути перехода к мировой цивилизации, альтернативно существующей и способной успешно справляться с глобальными проблемами современности. Прогнозы во все большей степени стали смещаться на поиск ее контуров.

Вместе с тем сильная инерционность глобальных тенденций развития социентальных систем, медленная и малоэффективная реакция мирового сообщества на призывы к действиям не позволили принять адекватные меры по упреждению экологической катастрофы, снижению темпов роста мирового народонаселения, техногенных и других глобальных эпидемиологических проблем. Это актуально и сегодня.

В 1990-е гг. прогнозы стали развиваться в рамках концепции «устойчивого развития» (Рио-де-Жанейро, Конференция ООН по окружающей среде и развитию, 1992), согласно которой под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ к материальным и духовным благам, справедливое их распределение.

Отметим здесь отдельные более поздние аналитические материалы, разработанные под эгидой Римского клуба в 90-х гг. XX в. – начале XXI в. (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные аналитические материалы, разработанные под эгидой Римского клуба (1994–2012 гг.)

Год представления Наименование докладов Авторы-разработчики
Способность управлять Е. Дрор
Скандал и позор: бедность и недоразвитость Б. Шнайдер
Принимать природу во внимание: к национальному доходу, способствующему жизни В. ван Дирен
Фактор четыре: удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс
Пределы социального единства: конфликты и понимание в плюралистическом обществе П. Бергер
Как мы должны работать О. Джириани, П. Лидтке
Управление морями как глобальным ресурсом Э. Манн-Боргезе
В Сети: гипотетическое общество Ж.-Л. Цебриан
Человечность побеждает Р. Мон
Информационное общество и демографическая революция С.П. Капица
Искусство заставляет думать Ф. Фестер
Будущее людей с ограниченными возможностями в мире Р. Гарсия
Двойная спираль обучения и работы О. Джириани, М. Малица
Пределы роста – 30 лет спустя Д. Медоуз
Пределы приватизации Э. Вайцзеккер
Как мы должны работать О. Джириани, П. Лидтке
Европа после Лиссабона: переплетение устойчивого развития и конкурентоспособности А. Зиданшек, Т. Шауер
Информационные технологии, конкуренция и окружающая среда Т. Шауер, М. Найвонен, М. Пенттила
Изучение глобализации Т. Шауер, М. Векер, Е. Кисс
Фактор 5: преобразование мировой экономики до 80%-го улучшения производительности ресурсов Э. Вейцзеккер, К. Харгроуз, М. Смит, Ш. Деша, П. Стасинопулос
Синяя экономика: 10 лет, 100 инноваций, 100 млн рабочих мест Г. Паули
2052: Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет Й. Рандерс

В целом исследования проблем будущего на Западе развивались по нескольким направлениям. В 60-х гг. XX в. преобладали разного рода технологические теории, сводившие социальный прогресс общества лишь к росту уровня технико-экономического развития и возможностей его модернизации – апологическое течение (З. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон, Б. де Жувенель, Ж. Фурастье, Д. Саймон).

Другое направление было связано с доказательством необходимости «конвергенции» капитализма с социализмом – конвергенционалистское течение (Д. Белл, А. Тоффлер, Д. Гелбрайт, Ф. Бааде, Р. Юнгк, Ф. Полак, Ю. Гальтунг). И, наконец, еще одно направление придерживалось тезиса о неизбежности катастрофы западной цивилизации перед лицом НТР – апокалиптическое течение (А. Уоскоу и др.). В начале 70-х гг. выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях развития общества. В частности, ученые Римского клуба и другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них развивали идеи социального пессимизма (Д. Форрестåр, Д. Медоуз, Р. Хейлбронер), другие пытались доказать возможность преодоления катастрофы с помощью «оптимизации» общественного развития (М. Месарович, Э. Ласло, И. Кайя, Г. Линнеман, А. Эррера).

Основы прогнозирования вообще и социального прогнозирования в частности в России стали разрабатываться в 50-х – начале 60-х гг., что связано с научным творчеством таких отечественных ученых, как: Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, А.М. Гендин, А.П. Казаков, В.И. Куценко, В.А. Лисичкин, Т.М. Румянцева, В.Э. Шляпентох и др. Они имели предпосылками и фоном своего развития те эволюционные процессы, которые происходили с «наукой о будущем» в мире. Однако эволюция социопрогностических исследований в нашей стране была крайне сложна.

В период 60–70-х гг., когда стали складываться научные методы прогностики, в большинстве прогнозов научно взвешенный подход к анализу реальных процессов подменялся утверждениями официально функционирующей доктрины о зрелости социализма, социальной однородности, дружбе и расцвете наций, моральном кодексе строителя коммунизма и т.д., что в большинстве случаев было далеко от действительности. В этой атмосфере возник феномен как бы имитации прогнозирования. Были и другие явные просчеты отечественной прогностики, среди которых:

• отсутствие комплексности при прогнозировании социальных явлений и разработке программ социальных изменений;

• несовершенство методов социального прогнозирования, слабая апробация их практикой или умозрительность наблюдений;

• ограниченность социального прогнозирования, обусловленная недостаточной исходной информационной базой, и невозможность применения методов сложной экстраполяции.

Вместе с тем необходимо назвать и отдельные интересные прогнозы того времени, содержащие пути возможного развития общественных процессов, в частности – определение будущего состояния жизни и ситуации с рабочей силой в районах нового освоения территорий в условиях новых производств; прогнозирование жизни малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и вероятных путей ее изменения («траектория социальных перемещений»); предложения по интеллектуализации общественного труда и реформированию системы народного образования в целом и др.

С конца 60-х по начало 90-х гг. XX в. в Советском Союзе вышло множество монографий и научных статей прогнозного профиля. Однако они в основном детально описывали то, «как прогнозировать», но практически не содержали конкретных, в том числе технологических, прогнозов.

Даже работы, выполненные в парадигме технологического прогнозирования, обычно сводили поисковый подход к набору социальных проблем, не выводимых на сколько-нибудь отдаленную перспективу. Нормативный подход полностью тонул в догмах «научного коммунизма». Работы по глобалистике (70-е – начало 80-х гг.) целиком сводились к «критике буржуазной футурологии». Работ в русле альтернативистики не было.

Обзор точек зрения и анализ практики отечественного прогнозирования позволяют сделать вывод, что научное обоснование развития общества требует, в свою очередь, и развития исследований по обеспечению эффективности социальных прогнозов.

Основными плановыми моментами здесь выступают:

• разработка общеметодологических проблем и актуальных методических средств социальной прогностики;

• проведение методологического анализа и оценки применяемых методов социального прогнозирования, определение возможностей и ограничений каждого из них;

• поиск надежных приемов экспериментальной проверки выдвигаемых прогнозов и предварительной проверки предлагаемых для их осуществления средств.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопросы, имеющие отношение собственно к сущности, предметной области и кругу проблематики социального прогнозирования.

Наши рекомендации