Проблемы информационного неравенства.

Заметим, что в эпоху постиндустриального развития, происходит усиление значимости информации, и она начинает выступать как важный фактор социального неравенства. Информационное неравенство, конечно, существовало издавна. В истории развития человечества носителями информационного неравенства, сначала могли выступать совет старейшин – члены племени. Позднее, с возникновением письменности, ими становились читающая элита – неграмотные люди. В обществе, разделенном на привилегированную элиту и малограмотные массы, возможность образования и доступа к разным видам информации получали преимущественно выходцы из высших слоев. А в условиях глобализации информационное неравенство переходит в область межстрановых отношений.

В настоящее время, использование информационных технологий начинает играть весьма значимую роль для развития страны. Прежде всего, интерес может представлять информация об использовании интернет.

Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) в мае 2015 г. численность интернет аудитории в России составляет порядка 70% (82 млн.) от взрослого населения, причем 49% (57,1 млн.) выходят в сеть ежедневно (эти данные согласуются с информацией, полученной ВЦИОМ в марте 2015 г.).

Распределение пользователей интернет (по данным Левада-центра) по возрасту имеет следующий вид:

- из возрастной группы 18-24 года - 96% пользователей;

- из группы 25-39 лет – 93%;

- из группы 40-54 лет – 69%;

- из группы старше 55 лет – 27%.

Таким образом, основным резервом для расширения интернет-аудитории являются люди старшего поколения, и именно за счет них в течение последних 4-х лет в основном и наблюдается прирост пользователей Рунет.

Основной объем интернет-аудитории приходится на Москву и другие крупные города – 76%, тогда как в малых городах и селах живут 28% пользователей интернет.

Мобильный интернет. Рост десктопного (настольного) интернета, фактически, прекратился, чаще стали подключаться к интернету с ноутбука – 61%, а для 14% пользователей интернета (11,8 млн. чел.) мобильный интернет стал единственным выходом в сеть.

Из общего числа пользователей (82 млн.) 50 млн. выходят в интернет с помощью мобильных устройств. 55% используют смартфон, на втором месте планшеты - 41%, а 33% ловят сеть с помощью «мобильника». [24]

Что касается мирового сообщества, то при численности всего населения земли 7,2 млрд. чел. число пользователей интернета составляет 3,2 млрд., из которых 2 млрд. приходится на развивающиеся страны. В период с 2000 по 2015 гг. удельный вес пользователей увеличился почти в 7 раз – с 6,5% до 43%, и наибольший прирост произошел за счет жителей Африки, практически с нуля до 27%. Если рассматривать по общему числу пользователей интернета, то впереди преимущественно окажутся страны с наибольшей численностью населения:[25]



Страна Число пользователей интернет, чел. Численность населения, чел.
Китай 668 млн. – 51% 1 285 млн.
Индия 350 млн. – 27% 1 304 млн.
США 277 млн. – 86% 321 млн.
Япония 110 млн. – 87% 127 млн.
Бразилия 110 млн. – 54% 203 млн.
Россия 82 млн. – 56% 146 млн.
Германия 72 млн. – 88% 81 млн.
Индонезия 71 млн. – 27% 258 млн.
Нигерия 70 млн. – 39% 182 млн.
Мексика 59 млн. – 48% 121 млн.

В странах Евросоюза численность интернет-аудитории наиболее высока и составляет 72% (62% - активных пользователей). Распределение пользователей интернет по возрастным характеристикам здесь следующее: из возрастной группы 16-24 года - 94% пользователей; - из группы 55-74 лет – 46%. Наиболее широко используется интернет в таких странах, как в Люксембург, Норвегия и Финляндия – свыше 90%, и мало, т.е. порядка 30% - на Украине, в Молдове, Черногории, Боснии и Герцеговине, Италии, Португалии и Греции. Греция по показателю знакомства с интернетом занимает последнее место – 45% населения в возрасте 16-74 года никогда им не пользовались. Тогда как наибольшее число людей старшего поколения (от 55 лет), пользующихся интернетом – в Дании.[26]

Для сравнительной оценки общего информационного развития в странах мирового сообщества используется индекс ИКТ – комплексный, универсальный и общепризнанный показатель развития информационно-коммуникативных технологий. Начиная с 2009 года, Международным союзом электросвязи (МСЭ) он рассчитывается ежегодно по 53 показателям, объединенным в три основные группы (наличие условий для развития ИКТ, готовность страны к их использованию и уровень использования в различных секторах). Именно этим индексом чаще пользуются разного рода аналитики международного уровня для оценки уровня социально-экономического благополучия стран.

Рейтинг стран мира по ИКТ[27]

Рейтинг Страна Индекс
Дания 8.86
Южная Корея 8.85
Швеция 8.67
Исландия 8.64
Великобритания 8.50
Норвегия 8.39
Нидерланды 8.38
Финляндия 8.31
Гонконг 8.28
Люксембург 8.26
Беларусь 6.89
Россия 6.70
Польша 6.60
Украина 5.15
Китай 4.64
Центрально-Африканская Республика 0.96

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø Возможно ли полное устранение социального неравенства?

Ø Как объясняли причины социального неравенства в рамках функционализма и марксизма?

Ø Что такое социальная мобильность? Какие виды социальной мобильности Вы знаете?

Ø Что такое главный (интегральный) статус?

Ø Каковы признаки принадлежности к среднему классу?

Практическое задание

1. По какому из признаков в современном российском обществе наиболее сильное расслоение?

2. Согласно теории П. Блау, как можно более справедливое социальное неравенство в обществе?

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1. Предлагается выбрать правильное соотношение понятий: А) Социальная дифференциация шире понятия социального неравенства; Б) Социальное неравенство – это специфическая форма социальной дифференциации.

1. Оба суждения верны

2. Оба суждения неверны

3. Верно только а

4. Верно только б

2. Модель социального неравенства, разработанная М. Вебером, включала три параметра, укажите здесь лишний:

1. Богатство

2. Престиж

3. Власть

4. Доступ к информации

3. Автором теорий социальной стратификации и социальной мобильности является:

1. М. Вебер

2. П. Сорокин

3. К. Маркс

4. Г. Зиммель

4. В современном западном мире наиболее многочисленный, обладающий устойчивостью своего положения и стремящийся его сохранять, является _______ класс

1. Высший

2. Средний

3. Низший

4. Андеграунд

Наши рекомендации