Кафедра социологии и управления социальными процессами

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра социологии и управления социальными процессами

Н.В. Куликова, М.С. Соколова

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

для студентов всех специальностей

И форм обучения

Москва

УДК 316

ББК 60.5

Куликова Н.В. Соколова М.С. Социология: учебное пособие. – М.: Изд. Дом «АТиСО», 2016 – 197 с.

В учебном пособии рассматриваются основы социологического подхода к изучению социальной реальности, раскрывается сущность ее объектов, процессов и явлений, базовых категорий социологической науки. В кратком виде приводится история развития социальной мысли, включая классический европейский период, основные школы американской, а также российской социологии. В конце пособия осуществляется осмысление грядущих социальных изменений, опираясь на труды теоретиков глобализации. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистров всех специальностей и форм обучения.

Рецензенты:

Докт. соц. наук, профессор кафедры ____________Рос. Академии народного хозяйства и госслужбы К.О. Магомедов.

Канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой Социологии и управления социальными процессами АТиСО Г.Б. Орланов

СОДЕРЖАНИЕ   Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.
ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ.
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ.
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
ЛЕКЦИЯ 6. ЛИЧНОСТЬ. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 7. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
ЛЕКЦИЯ 9. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
ЛЕКЦИЯ 10. КУЛЬТУРА.
ЛЕКЦИЯ 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ.
ГЛОССАРИЙ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие выполнено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология», раскрывает основные темы изучаемого предмета, излагаемые в определенной логике, которая представляется для автора оптимальной. Сначала предложено рассмотреть предметную область данной науки, историю ее становления, а затем более подробно остановиться на изучении основных объектов и процессов социальной реальности. Теоретический материал дополняется экскурсами в историю развития науки, а также иллюстрируется данными о современных реалиях, взятых из опубликованных официальных источников. При составлении пособия было использовано большое количество научной и учебной литературы отечественных и зарубежных ученых.

Изучение социологии позволяет объяснять сущность многих общественных явлений, способствует выработке у человека представлений об обществе, его внутреннем строении и основных элементах, об особенностях протекания социальных процессов, о взаимосвязи и взаимовлиянии различных сфер общественной жизни. Будущим специалистам разного профиля социология помогает лучше понять особенности различных социальных систем, понимать социальные механизмы их функционирования и развития.

Социология опирается на объективную и достоверную информацию, способствует формированию гуманистического мышления.

Социальные отношения – это устойчивые (типические) взаимодействия между группами или людьми как их представителями, складывающиеся в процессе социальной практики и связанные с их социальными статусами и ролями.

Социальные отношения, в отличие от повторяющихся время от времени взаимодействий, носят регулируемый характер, обусловлены системой норм и ценностей, и отступление от этих взаимодействий может повлечь за собой наложение определенных санкций. К социальным отношениям относятся регулярные взаимодействия коллег по работе, супружеские взаимодействия. Здесь обычно речь идет о долге, о правах и обязанностях, правилах и общественных ожиданиях, которые связывают партнеров по социальным отношениям, и все это обусловлено занимаемыми ими социальными позициями. Социальные позиции (социальные статусы), фактически, формировались в процессе складывающихся социальных отношений, и впоследствии они начинают диктовать правила осуществления этих взаимодействий (человек по-разному взаимодействует с начальником и подчиненными, с врачом и покупателем, с пациентами и клиентами, с членами своей семьи). Знание статуса своего партнера или оппонента (иногда даже по внешним признакам – профессиональная форма) позволяет наиболее эффективно выстраивать эти взаимодействия (как бы по канве этих социальных отношений).

Социальная связь – это зависимость людей друг от друга, реализуемая посредством социальных отношений.

На основе социальных отношений формируются разного рода устойчивые структуры, социальные системы, где между ее субъектами устанавливается устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость с учетом их социальных статусов. Взаимодействия при этом могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер. В случае отсутствия одного из субъектов (должностных лиц) его позицию может занять другой сотрудник – в соответствии с установленными правилами, и в этом случае существующая социальная связь между этим другим сотрудником и остальными субъектами будет реализовываться в виде социальных отношений.

Здесь также представляется важным определиться хотя бы в общих чертах с понятием «общества». Почему в общих чертах? Потому что общество представляет собой довольно сложную систему, и более полное представление о нем может сложиться лишь при освоении данного курса.

Системный подход.

Мир системен (хотя не все совокупности могут быть оценены как система). Мы сталкиваемся с материальными и идеальными системами, природными, социальными, техническими.

Со времен возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Попытки представить общество как единый организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью к самоорганизации и поддержанию равновесия, по сути, были предвосхищением системного подхода. Этот подход стал неким универсальным подходом для всех наук: возникший первоначально в естественных науках (в математике, физике, химии, биологии), он проник практически во все сферы человеческой жизни: политическую, экономическую, техническую и социальную.

Система представляет собой не просто механическую совокупность объединенных определенным образом элементов. Образуя систему, элементы сами качественно могут претерпевать изменения, развивая связи с другими элементами, но и объединение элементов представляет качественно новое целостное образование, не сводимое к сумме его частей. Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне.

Наиболее глубоко проблема систем была проработана в конце 40-х гг. ХХ века Л. Берталанфи в его программе построения «общей теории систем»[4], а социальных систем - американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом в его работе «Социальная система» (1951г.), в которой социальная система определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде.[5] Значительный вклад в развитие мировой школы «социальных систем» внес Г. Саймон. В книге «Организации» (1958) в соавторстве с Джеймсом Марчем он рассматривал организации как системы, в которых люди являются «механизмами, принимающими решения».

Учеными также часто обращается внимание на то, что социология при изучении социальной реальности использует системный подход. Системный подход предполагает изучение объекта как единого целого на основе внутренних взаимосвязей. Комплексный подход – шире системного, поскольку включает в себя еще и детерминированность внешней средой.

Прежде всего, необходимо обратиться к понятию системы.

Система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие системы с середины ХХ века становится одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.[6]

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и социокультурными отношениями между его членами, существующее относительно независимо от государства, взаимодействующее с ним и создающее в результате развитые правовые отношения.

Это понятие вправе рассматривать как ключевое при осмыслении современных обществ и государств, которое ассоциируется с демократическим режимом (понятиями свободы, равенства возможностей, справедливости, цивилизованности).

Гражданское общество, его концепция и попытки реализации уходят в глубь веков: оно появляется в итальянских городах-республиках эпохи Ренессанса, было связано с рождением гильдий и их влиянием на управление немецкими городами, с зарождением либеральных англо-американских традиций. А. Фергюсон (1723 – 1816, шотландский мыслитель эпохи Просвещения) рассматривал гражданское общество как цивилизованное, в противовес восточному деспотизму. Вышедшая в 1767 г. книга «Опыт истории гражданского общества» широко распространяется в Европе, а также окаывается популярной и в России (в период царствования Александра).

Дж. Локк (1632–1704 – английский философ, экономист, политический деятель, теоретик гражданского общества и правового демократического государства), которого вправе считать одним из самых влиятельных мыслителей и сторонников либерализма эпохи Просвещения. Он получает известность как автор теории общественного договора, где отстаивает свободу и собственность как естественные права личности. А. Смит (1723 – 1790, шотландский экономист, философ) осуществляет развитие экономического понимания гражданского общества, как пространство свободного обмена, обусловленного модернизацией и саморегуляцией.[8]

Либеральная традиция (преимущественно в США) ориентируется в большей степени на свободу личности, а демократическая (в европейских странах) – на достижение равенства и справедливости. В российской же истории, где традиционной была авторитарная власть, специфичным был и подход к построению гражданского общества, которое виделось как единое правотворящее гражданское общество.

С одной стороны, элементы гражданского общества появляются у нас еще в IX – XII вв. в ряде княжеств (Новгородского, Киевского и др.), где существовало самоуправление. Позднее из-за необходимости противостояния нашествию иноземных поработителей, постепенно утвердилась мощная государственность. Хотя и для этого времени характерны довольно специфические формы самоуправления в казачьих поселениях. А с другой стороны, гражданское общество начинает постепенно развиваться после отмены крепостного права в 1861, хотя здесь имелись отличия от западного опыта построения. Если там буржуазия боролась с всесилием государственной власти, то в России власть государства сохранялась, но она могла откликаться на призывы передовой части интеллигенции. Определенными вехами на этом пути можно считать формирование системы местного самоуправления (выборные думы в губерниях, уездах), проведение судебной реформы (разделение судебной и административной власти, введение суда присяжных, независимость адвокатов, установление равенства всех перед законом и др.). Идеи гражданского общества, отчасти привнесенные западной социальной мыслью, не были чужды многим российским социологам разных направлений (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин и др.), которые пытались понять сущность социального прогресса, на каких идеалах он должен базироваться, какое направление общественного развития представляется наиболее приемлемым.

Практикум.

Контрольные вопросы:

Ø Может ли объект и предмет для науки быть одинаковыми?

Ø Что является предметной областью для социологии?

Ø В чем отличие научных понятий от тех, которые мы используем в быту?

Ø Что понимается под социальными отношениями? Подкрепите это примером.

Ø Что из приведенных примеров можно отнести к обществу: Москва, Россия, СНГ, Евросоюз, Африка? Обоснуйте свою точку зрения.

Практическое задание

Какой из типов взаимодействия: кооперацию или конкуренцию Вы считаете наиболее важным для функционирования и развития социальных систем? Обоснуйте свою точку зрения.

Контрольные тесты

Выберите варианты ответов, которые вы считаете правильными

1.Социальным действием, по мнению ___________, считается действие, которое носит осмысленный характер и ориентируется на других людей с ожиданием их реакции:

1. М. Вебера

2. К. Маркса

3. Т. Парсонса

4. Р. Мертона

2. К социальным отношениям не следует относить:

1. Родители проверяют выполнение заданных уроков у детей

2. Сотрудники кафедры обсуждают проблему повышения качества образования

3. Мальчик обучает собаку выполнению «команд»

4. Кондуктор проверяет билеты у пассажиров

3. Сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее в себя взаимосвязанную совокупность индивидов, групп, общностей, определяется как:

1. Система

2. Социальная система

3. Агрегат

4. Конгломерат

4. Системный подход предполагает А) изучение объекта как единого целого на основе внутренних взаимосвязей; Б) изучение объекта в его целостности и детерминированности внешней средой

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ.

Становление американской социологии относят к концу XIX - началу XX вв., что обуславливалось ростом индустриализации и урбанизации, повлекших за собой серьезные общественные изменения. Проявилась насущная потребность в анализе новых социальных явлений и процессов, оказывающих деструктивное влияние на общественный порядок.

Несколько слов о своеобразии американской социологии, на которой отразились особенности этого общества: общество достаточно однородное в социальном отношении (многочисленный средний класс), оно построено именно как «социальное» общество, т.е. базирующееся на принципах демократии и гуманизма (а не на культурных традициях, хотя протестантские корни здесь играют большую роль). В результате в обществе существует глубокое уважение к социологическому знанию и вера во всесилие реформаторской деятельности. Социология здесь, действительно, выступает как «царица наук» и эффективно помогает регулированию социальной жизни. Самой социологии, как нередко отмечается учеными из других стран, свойственен высокий уровень оптимизма, а даже после полученных неблагоприятных результатов критического анализа неизменно выдвигается некоторая позитивная альтернатива, в соответствии с которой предпринимаются действия к повороту дел в позитивное русло.

Довольно своеобразную характеристику американскому обществу дал Джордж Мид (американский социолог и социальный психолог, один из основоположников символического интеракционизма) – «Американский социум, имеющий за собой не уникальный национальный или исторический миф, а сугубо абстрактно-общечеловеческую, математически усредненную, юридически конституционную базу с акцентом на утилитарно-прагматические сферы, как нельзя лучше соответствует чистой модели релятивистской системы, близкой по строгости законов к миру неживой материи».[12]

В самой американской социологической культуре, что отмечается многими исследователями, которым пришлось с ней столкнуться, можно выделить три основополагающих принципа: 1) обостренное чувство социальной реальности (ведь общественная жизнь – это сложная совокупность взаимосвязанных процессов и явлений); 2) в подходе, именуемом «человеческим измерением» (когда общее не вправе заслонять частное, конкретные человеческие судьбы); 3) в чувстве повышенной социальной ответственности за принятие решений (что обусловлено сложной системой организации и управления общественной жизнью).

Чикагская школа

Одной из первых научных школ в американской социологии считают Чикагскую школу, которая сложилась в 20-е годы XX века в Чикагском университете, практически одновременно открывается социологический факультет и Американское социологическое общество. Выходит в свет Социологический журнал (American jornal of sociology).

В мировоззренческом плане представителей Чикагской школы объединяла протестантская религия, а в социальном аспекте – идеи реформизма. Особенностью этой школы можно считать плюрализм ее теоретической ориентации и сделанный упор на эмпиризм. Бурное развитие социологических исследований стало важным этапом становления социологии как науки. Своей задачей эта школа, прежде всего, ставила научное обеспечение решений, принимаемых местными властями. В рамках этой школы сформировалось несколько поколений ученых.

Лидером и основателем этой школы являлся Албион Смолл (он был редактором социологического журнала, президентом американского социологического общества, деканом социологического факультета, первый профессор социологии), в научном плане он занимался разработкой концепции социального процесса, социального конфликта. К его трудам относятся «Общая социология (1905), «Адам Смит и современная социология (1907), «Камералисты: пионеры немецкой социальной политики» (1909), «Между эрами капитализма и демократии» (1913) и др, которые внесли большой вклад в развитие социальной мысли.

Другой из ученых этой школы Уильям Томас сформулировал концепцию социальной ситуации с тремя ее важнейшими составляющими ( объективные условия, установки индивида и социальной группы, понимание сущности ситуации действующим индивидом). Пятитомная работа «Польский крестьянин в Европе и Америке», которую он написал в соавторстве с Флорианом Знанецким, где авторы занимались исследованием поведения польских эмигрантов, прибывших в Америку, изменений их поведения в новой социальной среде, вошла в мировую классику и стала ярким образцом эмпирического социологического исследования.

Второе поколение ученых Чикагской школы представлено такими учеными как Роберт Парк и Эрнст Берджесс, которые занимались проблемами урбанизации, социальной дезорганизации, а также вопросами социологии семьи. Роберта Парка считают идейным создателем Чикагской школы, автором теории социальной экологии, он занимался изучением взаимодействий людей и вводит понятие «социальная дистанция» (как показатель близости или отчужденности человека от группы), разрабатывает концепцию «маргинальной личности» (находящегося на стыке или периферии социальной группы). Его работы: «Введение в науку социологию» (написанная совместно с Берджессом, 1921), «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922), «Город» (1925) помогли усовершенствовать проведение эмпирических исследований, методов сбора и анализа данных. Главными сферами интереса Эрнста Берджесса были вопросы урбанизации и возникающих в городской среде социальных патологий, проблемы социализации.

Третье поколение этой научной школы связывают, прежде всего, с именем Уильяма Огборна, который избирается президентом социологического общества. Его работы «Социальные изменения» (написанная еще в Колумбийском университете, 1922), научный доклад «Новейшие тенденции в США» получили большой научный и общественный резонанс. Он был сторонником использования статистических методов в социологии, и благодаря его влиянию социологические исследования существенно дополнились математическими методами.

К третьему поколению также относят Луиса Вирта (изучавшего жизнь еврейских эмигрантов, прибывших из Европы в Америку), Эдварда Шилза (анализировавшего соотношение в обществе центра и периферии, места интеллектуалов в поддержании традиций и осуществлении модернизации).

Эта школа существует по сей день, она специализируется на проблемах урбанизации и сохранения окружающей среды, вопросах социального и личностного контроля, межэтнических отношений, отклоняющегося поведения и др., является признанной мировой научной общественностью и пользуется высокой профессиональной репутацией.

Кафедра социологии и управления социальными процессами - student2.ru Толкотт Парсонс (1902 – 1979), создатель функциональной школы.

Новый этап в развитии американской социологии соотносится с именем Толкотта Парсонса, работы которого оказали колоссальное влияние на развитие научной мысли. Парсонс был убежден в необходимости глубокой теоретической разработки основ социологии. Он перевел работы многих классиков социологии (М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето), и, опираясь на их труды разработал теорию структурно-функционального анализа социальных систем, которая стала важной вехой в развитии американской социологии.

Если представители Чикагской школы преимущественно акцентировали свое внимание на дисфункциях городского социума, то Парсонс, анализируя общества как системы функционально связанных переменных, как устойчивый комплекс повторяющихся социальных действий, в которых в качестве переменных выступают потребности личности, задается вопросами обеспечения целостности и устойчивости социальных систем.

Теоретическую схему Парсонса объединяет и организует проблема социального порядка. Взаимозависимость, устойчивость, согласованность частей или переменных системы и есть порядок. В наиболее общем виде он выступает как результат двух взаимосвязанных процессов: тенденции социальной системы к своему сохранению, а также сохранять границы и постоянство по отношению к внешней среде. Устойчивость социальной системы связана, прежде всего, со структурой, которая охватывает собой ее устойчивые элементы, а также с ее способностью к саморегуляции и поддержанию порядка, динамический же аспект обеспечивают функции, которые при этом могут самосовершенствоваться.

Он строит свою (отличную от марксовской) устойчивую модель капиталистического общества, базирующуюся на культурных нормах и ценностях, регулирующих социальные действия и сглаживающих противоречия. Каждая социальная система должна не просто удовлетворять потребности своих членов, но и располагать для этого необходимыми ресурсами и средствами их распределения, а также формировать процесс социализации для подчинения принятым нормам и принятия ценностей.

По мнению Парсонса, общество может нормально функционировать при гармоничном сочетании материальной и духовной культур, при соответствии интересов и потребностей людей выполняемой ими роли, и наконец, при превалировании интеграционных процессов над дезинтеграционными. Он переходит на новый уровень абстрактного мышления, при котором общественные процессы им рассматриваются через призму социальной роли (как бы отвлекаясь от самого субъекта, за что был часто упрекаем современниками). Общество предстает в его концепции не как совокупность социальных групп и их действий, а социальных ролей и процессов, реализуемых через культурные традиции.

Следует также отметить, что свою теорию он создает в «эпоху великой депрессии», когда остро стоит вопрос выхода из нее и перехода к устойчивому общественному развитию, и эта теория показала направление осуществления реформ. Поэтому она получила большой резонанс не только в научных, но и широких общественных кругах.

Кафедра социологии и управления социальными процессами - student2.ru Роберт Мертон (1910 – 2002) автор структурно-функционального анализа.

Р. Мертон – один из ярких представителей американской социологии, на творчество которого оказали влияние традиции европейского социологического анализа. Основная его заслуга в том, что он внес существенный вклад в структурно-функциональное направление в социологии.

В отличие от Парсонса он был убежден в преждевременности создания общей социологической теории и даже критиковал его функциональную стратегию ее построения. При этом он настаивал на необходимости разработки «теорий среднего уровня» (это понятии и было им введено). Им были разработаны такие теории, как: социология науки, социология медицины, теория отклоняющегося поведения, теория ролевых конфликтов, теория референтных групп, теория бюрократии, теория аномии (развитие творческого наследия Э. Дюркгейма) и др.

В отличие от Парсонса, который сосредотачивал свое внимание на поиске источников для обеспечения устойчивости социальных систем, Мертон акцентирует внимание на их изменениях и можно даже сказать, что он осуществляет институционализацию структурных нарушений. Занимаясь изучением социальной структуры – как системы социальных групп и отношений между ними, он анализирует процессы функционирования и развития, а также возникающие в ней дисфункциональные явления (как результат развития противоречий), т.е. использует динамический подход. Социальные структуры, по Мертону, выступают как открытая дверь, и одновременно, как некий барьер для проникновения иных культурных ценностей, т.е. структура их отфильтровывает.

Им были введены в научный оборот такие понятия, как функция (наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению системы), дисфункция (наблюдаемые последствия, уменьшающие приспособление или адаптацию системы) и нефункциональность (наблюдаемые эмпирически последствия, безразличные для системы). Он также обращает внимание на существование явных и латентных функций. Явные функции – объективные, преднамеренные и распознаваемые последствия действий участников системы, латентные же – непреднамеренные и нераспознаваемые последствия этих действий.

Любопытным также является мертоновский анализ обратного отношения, согласно которому эмпирические воздействия также оказывают влияние на теорию, а не просто могут ее подтвердить или опровергнуть. Полученные эмпирические результаты способны порождать озарения, приводить к необходимости пересмотра самой теории, разработке новых методов и даже к созданию принципиальной новой теории. Т.е. исследовательской практике он отводит далеко не пассивную роль, а рассматривает ее как некий стимул для дальнейшего теоретизирования..

В 50-60 гг. под руководством Мертона разрабатывается и реализуется ряд крупных научных проектов: в области социальной стратификации, социологии профессий, бюрократии и др.

РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Следует заметить, что путь развития социологии в России был тернист, и ее обычно не любили, прежде всего, за объективность. Долгое время в царской России даже термин «прогресс» находился под запретом, подвергалось гонениям и понятие «эволюционизм» - особенно со стороны теологов. А после выступления народников правительство начало воспринимать социологию как «крамольную науку». Если на Западе социология получала свое развитие в виде исследовательских заведений, учебных кафедр, научных журналов, то в России еще долго звучали возражения по поводу становления социологии в качестве самостоятельной науки.

Первоначальному развитию в России социальной мысли во многом способствовали реформы Петра I, которые ставили вопрос о дальнейшем пути государственного строительства, хотя европейские традиции казались непонятными российским умам и порождали комплекс противоречий в общественной жизни. Определенный вклад в просветительскую деятельность и формирование светского государства внесла и Екатерина II, которая одновременно предоставила российским городам право на самоуправление.

Становление российской социологической мысли происходило в середине XIX века, что тоже во многом было обусловлено развитием капитализма и усложнением социальной структуры общества, но при этом ей была свойственна своя специфика, по большей мере отражающая особенности общественного развития, где даже развитие гражданского общества имело свои особенности. Если в Европе активную роль в общественных преобразованиях сыграли появившиеся к тому времени буржуазия и рабочий класс, то в России это движение чаще возглавляла дворянская интеллигенция, которая и подвигала на это государственную монархическую власть. России были по большей мере чужды идеи буржуазной свободы (свобода чаще ассоциировалась с «вольницей»), более характерной чертой можно считать склонность к общинным традициям, идеалом которых выступал патриархальный крестьянин.

Иная у российской социологической мысли и мировоззренческая ориентация: если европейская социология преимущественно развивалась как рационально ориентированная, стремящаяся к объективности и свободе от ценностных суждений, то для российской социологии была свойственна ценностная ориентация, присущая, кстати, многим концепциям, хотя сама европейская мысль серьезно будоражила отечественные умы. Многие работы западных социологов тогда переводились на русский язык и издавались в России. Российские социологи сумели не только понять и осуществлять дальнейшее развитие западных теорий, но и создавать свои, оригинальные теории, а в некоторых случаях даже опережали в научном плане своих европейских коллег.

СУБЪЕКТИВНУЮ ШКОЛУ в российской социологии можно считать наиболее влиятельной (хотя и не единственной), в ней, в частности, нашли свое отражение идеи контовской субъективной социологии. Это направление возникает в 60-х гг. XIX века и просуществовало вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Наиболее крупными его представителями являются Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский.В центре внимания этих ученых находилось разработка учения обществе, выявление закономерностей и направлений его развития, обоснования важности использования субъективного метода в социологии. Общественный прогресс, по их мнению, должен нести в себе гуманистическое содержание, и развитие личности может считать некоторым «мерилом» этого прогресса. Государство и общество должны служить человеку, а не он им.

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ (географическое) НАПРАВЛЕНИЕ, в котором его основные представители обосновывали влияние географических факторов (климат, ландшафт, системы рек) на общественные изменения.

Лев Ильич Мечников (родной брат известного биолога и врача И.И. Мечникова), один из ярких представителей этого направления, как и многие ученые того времени, пытался осмыслить проблему прогресса, его причин и механизмов реализации. Несмотря на то, что «мерилом» прогресса он считал «солидарность» (она вытесняет природную борьбу за существование, может быть разной и ее даже можно измерять методом аналогии), но при этом сложно освободить человека от влияния окружающей среды. И он предпринимает попытки изучения механизма влияния природы (в частности, водных ресурсов и пу­тей сообщения) на социальное устройство общество.

Стараясь избегать вульгарного географического детерминизма, он пытается объяснить, как изменение одних и тех же географических условий повлияли на неравномерность общественного развития – в том числе под воздействием экономического и научно-технического прогресса. Реки могли обогащать жизнь человека или угрожать ей, этим способствуя кооперации. Поэтому в долинах ряда рек (Нил, Тигр и Евфрат) появлялись древние цивилизации. К цивилизациям «речного периода» он относил Древний Египет, Ассирийско-Вавилонское царство, Индию и Китай.

Вместе с тем, Мечников негативно относился к представителям социал-дарвинистской школы, считая недопустимым сведение человеческих законов к биологическим. А Мальтузианскую теорию о влиянии народонаселения на общественное развитие считал крайне реакционной и вредной, по сути, оправдывающей расизм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕкак самостоятельное школасложилась в 90-х годах. Одним из его представителей является Евгений Валентинович Де-Роберти, который полагал, что целью социологии должно быть познание законов психического взаимодействия (а не изучение общества). Если психолог изучает содержание индивидуальных сознаний, то задачей социолога становится их анализ во внешних взаимодействиях. Психологическое взаимодействие, по мнению Де-Роберти, выступает высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений. Сами социальные изменения он отождествлял с психологи­ческими процессами, игнорируя при этом и материальные условия, и объективные законы общественного развития.

Психологизм просматривается и в его теории эволюции, при этом он выделяет некоторый эволюционный ряд категорий: психологическое взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия – искусство – практическая дея­тельность, где последние четыре послужили основой для формирования факторов развития цивилизации.

Другим из представителей этой школы является Николай Иванович Кареев, который рассматривал общество как сложную систему психических и практических взаимодействий личностей, и здесь он выделяет культурные группы и социальные организации. Если культурные группы (охватывающие собой настроения, представления, устремления людей), по его мнению, должны изучаться психологией, то социальные организации (как совокупность политической, юридической и экономиче­ской среды, обозначающая пределы свободы личности) являются результатом уже коллективной психологии и должны изучаться социологией.

Предметом критики Кареевым позитивной социологии Конта, и в частности, его классификации наук выступает тот постулат, что тот неправомерно «перескочил» от биологии сразу к социологии, минуя психологию, точнее, коллективную психологию.

Еще одним представителем это направления является Николай Михайлович Коркунов, рассматривавший общество как результат «психического единения людей», и именно психологические связи, как он считал, находят свое выражение в государстве и праве. По его мнению, общество определяется не только внешней, физической средой, но и внутренней, органической (духовно-культурным опытом поколений), т.е. оно обладает «психической наследственностью». Общество в процессе своего функционирования способно создавать стойкие идеалы, позволяющие связывать людей воедино и не давать ему разрушиться при неблагоприятных условиях.

Кафедра социологии и управления социальными процессами - student2.ru ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Максима Максимовича КОВАЛЕВСКОГО (1851 – 1916)зарождается в России в конце XIX века, что было обусловлено неспособностью географического, психологического направлений объяснить возникающие в обществе сложные проблемы. С помощью принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторон­ность существующих направлений в социологии, т.е., чтобы получить истинный взгляд на общество, по его мнению, было необ­ходимо синтезировать все положительное различных социологических школ.

На формирование научных взглядов этого ученого оказали влияние труды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Мар

Наши рекомендации