Методы сбора социологической информации.
Выделяют 4 основных метода сбора социологической информации:
1. Изучение документов. Документы бывают: письменные (рукописные, машинописные, печатные), фонетические (звуковые, магнитофонные записи), иконографические (рисунки, фото и кино документы), документы на машиночитаемых носителях информации (на дискетах, дисках). Выделяют также официальные и неофициальные, первичные (например, протоколы) и вторичные (справки), личные и безличные документы.
Существуют два способа анализа документов:а)традиционный;
б) количественный (метод контент-анализа), когда информация переводится в количественные показатели. 2. Социологическое наблюдение – это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений. Виды наблюдения:
Внешнее (со стороны, или невключенное)., Внутреннее (включенное) наблюдение, которое бывает: а) открытое; б) скрытое (инкогнито) – используется при изучении девиантного и деликвентного поведения (впервые использовали социологи в Чикаго в 1930-е гг.) Социологический опрос – главный метод сбора социологической информации. Им, как правило, собирается от 50 до 90% социологической информации. Опрос бывает индивидуальный и групповой; устный (беседа, интервью, телефонный) и письменный (анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос). 4. Социальный эксперимент. Различают – естественный (полевой) и искусственный (лабораторный). Кроме этого эксперимент делят на линейный (имеется одна, исследуемая группа) и параллельный (две группы: одна – экспериментальная, вторая – для контроля. Кроме этих четырех основных другими методами сбора социологической информации являются. 5. Тестирование – (от английского test – проба, испытание). 6. Социометрический метод – метод изучения межличностных отношений в группах (введен в 1930- х гг. американским социологом Дж. Морено). 7. Метод экспертных оценок и др
Опрос в социологическом исследовании и его виды
Опрос — это метод сбора первичной социологической ин формации, посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.
Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование. Чаше всего применяется групповая его разновидность. Групповое анкетирование — это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры.
Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование. Интервьюирование — это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное(формализованное) и полустандартизированное. Свободное (нестандартизированное) интервью — это дли тельная, иногда до 2—3 часов беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки и т.д. Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей. Полустандартизированное интервью — такой способ по лучения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов- экспертов по изучаемой проблеме.
Социологическое наблюдение.
Наблюдение – это метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов социальной действительности и условий, в которых они имеют место.
Социологическое наблюдение – это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются в дневнике, журнале, бланке наблюдения.
Виды наблюдения:
1. Внешнее (со стороны или не включенное).
2. Внутреннее (включенное), которое бывает:
· Открытое;
· Скрытое (инкогнито) – используется при изучении девиантного и деликвентного поведения.
Достоинства метода: он позволяет фиксировать изучаемые явления, одновременно с их развитием. Дает возможность непосредственного воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.
Недостатки наблюдения: метод требует значительных затрат времени, кадровых и финансовых ресурсов; кроме того возможности человеческого восприятия ограничены, поэтому исследователь может упустить что-то важное.