Концептуальная понятийная модель объекта и предмета исследования

Перейдем к характеристике второго элемента теоретико-методологического раздела программы социологического исследования – разработке концептуальной понятийной модели объекта и предмета исследования. Концепция социологического исследования предстает в виде системы теоретических взглядов на исследуемое явление. Теория сама по себе выступает лишь средством описания и объяснения исследуемого нами явления. Теорию необходимо использовать применительно к особенностям исследуемой проблемы как инструмент теоретического конструирования данного явления. Для этого необходимо построить его конкретную модель, которая и называется концептуальной понятийной моделью социологического исследования. При разработке теоретической концепции объекта и предмета исследуемого явления социологи обращаются к анализу и осмыслению уже существующего научного знания о проблеме исследуемого явления.[48] В данном анализе явления приобретают свои наблюдаемые эмпирические свойства. В любой выбранной для разработки теоретической концепции социологической теории социологи всегда обращаются к осмыслению научно-теоретических подходов и понятийного аппарата данной теории, которая отражает в своем содержании уже признанное научное знание о данном явлении. Эти научные подходы и понятийный аппарат выступают в качестве основы утверждения исследователя о специфике, позволяющей характеризовать современное состояние свойств исследуемого явления.

Разработанная нами теоретическая концепция в своем содержании обладает множеством теоретических понятий, которые и характеризуют многообразно исследованное нами явление. Однако, для того, чтобы конкретизировать нашу теоретическую концепцию, социологи отбирают из множества понятий только те, которые характеризуют специфику свойств объекта и предмета данного исследуемого явления. Выбранные теоретические понятия и составляют основу разработки концептуальной понятийной модели объекта и предмета исследования. Таким образом, концептуальная модель представляет собой систему взаимосвязанных теоретических понятий, характеризующих состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.[49]

Понятия, в отличие от смыслового содержания общих слов, всегда обладают определенной характерной особенностью, которая проявляется в существовании понятий, так называемых наблюдаемых эмпирических признаков. Понятия – инструменты, показывающие уровень развития данного научного знания, также понятия являются индикатором, который характеризует основные тенденции развития знания, также содержание понятия обладает динамикой своего совершенствования. В данном случае можно говорить о том, что понятие – это мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, вкачествекоторыхвыступаютсвойствапредметовиявленийиотношениямеждуними. Концептуальная модель всегда аккумулирует в своем содержании концептуальные понятия или концепты, которые представляют собой общие теоретические понятия, которые отражают существующий уровень научного знания и выражаются в масштабе теоретических обобщений, взглядов, суждений, мнений, на природу социальной реальности. Концептуальные понятия отражают видовые признаки не отдельных социальных и природных явлений, а целый класс социальных или природных явлений, которые объединяются по присущим этим явлениям признакам (религия, молодежь и т.д.). Концептуальные понятия могут быть типологизированы по ряду оснований.

По форме различают следующие концептуальные понятия:

1. Простые концепты – теоретические обобщения, которые характеризуют видовые признаки только лишь 1 явления, выступающего в качестве объекта или предмета исследования

2. Сложные концептуальные понятия – характеризуют видовые признаки нескольких социальных или природных явлений, как правило, они выступают в своем содержании как односложное концептуальное понятие. Это понятие, которое определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в своем сочетании в качестве объекта или предмета исследования. Поэтому существует определенный механизм формирования сложных концептуальных понятий, которые характеризуются тем, что смысловое содержание тех понятий аккумулирует в своем смысловом содержании определения нескольких простых понятий, которые образуют односложное структурное концептуальное понятие. Примером таких понятий могут служить понятия автошкола, телеканал, видеоролик, военнослужащий и т.д.

По объему своего теоретического содержания различают следующие концептуальные понятия:

1. Понятия с пустым объемом теоретического содержания – теоретическая интерпретация несуществующего признака. Пример: Баба-Яга.

2. Понятия с единичным объемом теоретического содержания – содержит единичные интерпретации видового свойства того или иного явления. Пример: стол.

3. Понятия с множественным объемом теоретического содержания – в своей основе характеризует сочетание теоретического осмысления 2-х социальных или природных явлений (например, гражданский брак, качество жизни, потребительские предпочтения и др.)

Само построение концептуальной модели социологического исследования опирается на исходные понятия. Посредством этих понятий исследуемые явления выделяются из класса однородных явлений, вследствие чего наше исследование приобретает свою определенность. Нашими исходными понятиями будут «качество жизни», «семья», «стабильность», поскольку проблема нашего социологического исследования такова. Исходным концептуальным понятием для объекта нашего исследования будет стабильность семьи, а исходным концептуальным понятием для предмета -качество жизни.

В процессе осмысления исходных понятий обязательно осуществляется осмысление сущностных и содержательных характеристик объекта и предмета исследования, на данном этапе их существования. Сущностное определение исходных понятий – выделение таких видовых свойств явления, обозначаемого этими понятиями, без наличия которых (свойств) данное явление не может существовать как особый вид явления, именно это свойство выступает как инструмент отделения данного явления такого же рода явлений (или свойств). В целом, задачи конструирования определений концептуальных понятий состоят в том, чтобы, во-первых, четко отделить явления, выступающие в качестве нашего предмета и объекта исследования; во-вторых, выделить содержательные свойство исследуемых явлений, посредством которых можно описать их состояние.[50]

Для разработки концептуальной понятийной модели объекта и предмета исследования выделяются два типа определений – сущностное и содержательное. Сущностное определение – это выделение такого (таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления, и которое (свойство) отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих.[51] Для того, чтобы выделить сущностное свойство исследуемых нами явлений необходимо дать определение исходным понятий. Сейчас сконструируем сущностные определения наших исходных понятий.

Проведем конструирование сущностных определений исходных понятий нашего исследования. Исходное понятие для объекта исследования, «стабильность семьи», является сложным понятием. Оно состоит из двух простых концептуальных понятий: стабильность и семья.

Будет целесообразным представить теоретическое содержание данных понятий:

Стабильность – устойчивость, постоянство, неизменность; способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие[52].

Семья –основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью[53].

Теперь можно перейти к рассмотрению теоретического содержания полученного сложного концептуального понятия:

Стабильность семьи – устойчивость брака как системы кровнородственных отношений, его сохраняемость во времени как процесса совместной супружеской жизни.

Следует отметить, что у отечественных исследователей нет единого мнения по поводу анализа стабильности семьи, ее внешней стабильности (ее устойчивое положение в обществе) и внутренней (семейный уют и т.д.).[54] Также стоит добавить, что понятие стабильность семьи является понятием со сложным теоретическим содержанием.

Стабильность семьи это понятие с множественным объемом теоретического содержания. Её характеристики можно разделить на: внешние - понятие устойчивого положения семьи в обществе, и внутренние - понятие уюта, общности интересов и взаимной заботы.

Аналогичным образом образовано исходное понятие предмета исследования - понятие «качество жизни», которое также является сложным концептуальным понятием, а также понятием со сложным теоретическим содержанием. Его сложная структура состоит из двух простых концептуальных понятий: качество и жизнь.

Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом.[55] Жизнь – форма существования материи, характеризующаяся обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состояния и функций, приспособляемостью к среде и т.д.[56]

В результате соединения определений простых понятий «качество» и «жизнь», получаем определение сложного концептуального понятия «качество жизни».

Качество жизни - понятие, включающее в себя определенный набор необходимых параметров и условий жизни индивида во 2-й пол. 20 в. и оценку или степень удовлетворенности их реальным состоянием у индивидов и общества.[57]

Качество жизни также аккумулирует в себе ряд частных проявлений, а именно: качество жизнедеятельности, качество условий проживания, качество коммуникационного обеспечения и качество среды обитания.

Необходимо заметить, что в сущностном определении присутствуют основные и признаковые понятия. Основные понятия – это такие понятия, которые непосредственно выражают свойства исследуемого явления. Признаковые понятия – это такие понятия, содержание которых служит критерием отнесения этих свойств к объекту или предмету исследования.[58] Соотнесение свойств основного и признакового понятий выступает необходимым требованием при операционализации понятий концептуальной модели социологического исследования.

Говоря о сущностном определении исходных понятий, необходимо указать на то, что данное определение решает только одну из задач построения концептуальной модели социологического исследования, а именно – выделение сущностных видовых свойств явлений, выступающих в качестве объекта и предмета исследования, то есть позволяет провести социальную границу вокруг этих явлений. Сущностное видовое свойство (отражаемое в сущностном определении) исследуемого явления представляет собой единство всех его эмпирических проявлений, заключенных в определяемых этим свойством границах данного явления. Для того, чтобы развернуть сущностное видовое свойство исследуемого явления необходимо определить его содержательное определение. Содержательное определение исходного понятия – это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.[59] Сама по себе процедура содержательного определения состоит в раскрытии частных проявлений или подвидов исследуемого явления.

Проведем конструирование содержательного определения сущностных видовых свойств качества жизни и стабильности семьи.

Качество жизни (социально-экономический и субъективный подход)

1. Основное понятие (социально-экономический подход): социально-экономические условия, в которых находится индивид; совокупность условий, характеризующих качество его жизнедеятельности, условий проживания, социальной среды.

Признаковое понятие: способность к выполнению социальной роли – совокупность возможностей индивида, обеспечивающих воспроизводство им таких образцов поведения, которые обусловлены занимаемым им положением в обществе и отвечают соответствующим его требованиям.

Содержательное определение сущностного видового свойства:

Социально-экономические условия, в которых находится индивид – это совокупность условий, характеризующих качество его жизнедеятельности, условий проживания, социальной среды, которые обусловлены занимаемым им положением в обществе и отвечают соответствующим его требованиям.

2. Основное понятие (субъективный подход): ощущаемые индивидом возможности – это совокупность ощущаемых индивидом состояний, характеризующих его физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности.

Содержательное определение сущностного видового свойства:

Ощущаемые индивидом возможности – совокупность ощущаемых индивидом состояний, характеризующих его физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности, которые и определяют его способность к воспроизводству образцов определения, которые обуславливаются занимаемым им положением в обществе и отвечают соответствующим его требованиям.

Стабильность семьи

Основное понятие: устойчивость брака как системы кровнородственных отношений, его сохраняемость во времени как процесса совместной супружеской жизни.

Признаковое понятие: имеющаяся устойчивость брака, рассматриваемая во внешнем и внутреннем аспекте, сохраняемость социально-психологической атмосферы семейных отношений.

Содержательное определение сущностного видового свойства:

Имеющаяся устойчивость брака, рассматриваемая во внешнем и внутреннем аспекте – это наличие как устойчивого положения семьи в обществе, по отношению к другим социальным институтам, так и наличие семейного уюта, общности семейных ценностей, взаимной заботы, то есть сохраняемость социально-психологической атмосферы семейных отношений. Для авторитетного отечественного социолога С.И. Голода, важным показателем стабильности семьи является сама удовлетворенность браком. [60]

Следует сказать, что содержательные определения сущностных видовых свойств исследуемых явлений позволяют выделить структуру содержательных свойств, которые могут быть включены в концептуальную модель социологического исследования. Для того, чтобы выделить структуру содержательных свойств, необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип допустимой сложности (выделение в рамках каждого из исследуемых явлений такого количества свойств, сколько их возможно с точки зрения допустимой сложности теоретической разработки)

- принцип допустимой длительности (выделение такого количества свойств, сколько возможно с точки зрения временных ограничений проведения социологического исследования)

- принцип допустимых финансовых затрат (выделение такого количества свойств, сколько возможно с точки зрения финансовых ограничений)

- принцип новизны исследования (требование выделения тех свойств, которые еще не исследовались)

- принцип наименьшей взаимообусловленности (выделение тех свойств, которые в наименьшей степени взаимообусловливают состояние друг друга).

Стабильность семьи – устойчивость брака как системы кровнородственных отношений, его сохраняемость во времени как процесса совместной супружеской жизни. Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Таким образом, понятие стабильности семьи, как было указано выше, включает в себя внешний и внутренний аспекты, это комплексное понятие. Семья как малая группа постоянно оказывается под влиянием множества факторов, в том числе под влиянием уровня качества жизни населения страны в целом, а также членов самой семьи. В свою очередь, качество жизни (как было указано ранее) представляет собой социально-экономические условия, в которых находится индивид; совокупность условий, характеризующих качество его жизнедеятельности, условий проживания, социальной среды. Здесь определяется уровень жизни с точки зрения социально-экономических условий индивида. Если рассматривать понятие качества жизни в субъективном аспекте, то это ощущаемые индивидом возможности – это совокупность ощущаемых индивидом состояний, характеризующих его физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности. В свою очередь, состояние условий жизни семьи (и ее членов в целом) является объективной основой, обусловливающей стабильность семьи в экономическом плане (уровень доступа семьи к различным материальным благам). При этом состояние социально-психологической атмосферы в семье в некоторой мере также зависит от ее экономического состояния. (рис.1)

Концептуальная понятийная модель объекта и предмета исследования - student2.ru

Рисунок 1. Концептуальная модель социологического исследования влияния качества жизни на стабильность семьи

Таким образом, содержательная характеристика нашего предмета исследования всегда обладает, отражает сложноструктурированное теоретическое понятие. Теоретическое понятие качества жизни выступает как социокультурный процесс, который обладает своими характерными особенностями. Данное понятие состоит из множества показателей, которые характеризуют качество жизни населения.

Операциональная модель

Теперь перейдем к характеристике третьего элемента теоретико-методологического раздела нашего исследования – разработке операциональной модели.

Разработанная нами теоретическая концепция объекта и предмета исследования предопределила возможность создания концептуальной понятийной модели объекта и предмета исследования, которая представляет собой систему теоретических взглядов и утверждений, характеризующих состояния объекта и предмета исследования. Концептуальная модель была разработана на основе понятийного аппарата, который выступает в качестве теоретической основы научных подходов. В эту понятийную модель, как правило, входят концепты, характерной особенностью которых является масштабное теоретическое обобщение интерпретации явлений как природной, так и социальной реальности.

Но для того, чтобы выявить эмпирические факты, которые позволят оценить современное состояние исследуемого нами явления, необходимо осуществить переход от таких обобщающих понятий к единичным. Подобное действие называется операционализацией понятий концептуальной модели социологического исследования. Операционализация понятий осуществляется посредством операционального определения и проводится для построения операциональной модели социологического исследования. Операциональная модель – понятийная модель, которая характеризует совокупность поддающихся наблюдению свойств предмета и объекта, отобранных для исследования.[61] Фактически, процедура её построения аналогична процедуре построения концептуальной модели. Но важно отметить, что при создании операциональной модели необходимо следовать принципу соотнесения операциональных свойств объекта и предмета исследования в зависимости от его вида. Это значит, что нужно выделить те свойства объекта и предмета, которые в наибольшей степени зависят друг от друга.

Операциональная модель объекта и предмета исследования всегда выступает в качестве эмпирической основы исследования любого явления, то есть отражает наблюдаемые видовые свойства исследуемого социального явления. Эти свойства обладают эмпирической значимостью и возможностью непосредственного наблюдения за их состоянием.

Наблюдаемые проявления стабильности семьи:

1. Специальный коэффициент разводимости – отношение числа разводов за данный период к среднему числу существующих брачных пар на середину того же периода.

2. Семейное положение – состоит или нет индивид в официально зарегистрированном браке.

3. Удовлетворенность браком – «результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности».[62]

4. Частота возникновения семейных конфликтов – количество конфликтов внутри семьи за определенный промежуток времени.

Наблюдаемые проявления качества жизни:

1. Качество жизнедеятельности – совокупность условий, характеризующих содержание условий трудовой деятельности индивида, которые обеспечивают воспроизводство индивидом таких образцов поведения, которые обусловлены занимаемым им образовательным, профессиональным, материальным, должностным и властным положением в обществе и отвечают соответствующим его требованиям.[63]

2. Условия проживания – общая и жилая площадь; принадлежность и благоустроенность жилья; санитарно-гигиеническое состояние - хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; дополнительные сведения о бытовых и финансовых условиях жизни.

Качество жизнедеятельности – уровень разводимости – ощущаемое индивидом состояние семьи, при котором супруги не могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, находясь в семейном кругу.

Качество жизнедеятельности – семейное положение – ощущаемое индивидом состояние, при котором индивид решается или нет на заключение официального брака в соответствии с наличествующим у него условиями жизнедеятельности (материальным достатком, например).

Качество жизнедеятельности – удовлетворенность браком – ощущаемое индивидом состояние, отражающее степень реализованности его семейных потребностей.

Качество жизнедеятельности – частота возникновения семейных конфликтов – ощущаемое индивидом состояние, отражающее степень возникновения семейных конфликтов. (рис. 2)

Качество жизнедеятельности – уровень брачности – влияние качества жизнедеятельности на количество заключаемых браков.

Качество жизнедеятельности – количество детей – влияние качества жизнедеятельности на репродуктивное поведение и установки супругов.

Концептуальная понятийная модель объекта и предмета исследования - student2.ru

Рис. 2

Условия проживания – уровень разводимости – ощущаемое индивидом состояние, при котором условия его проживания ухудшаются с появлением семьи.

Условия проживания – семейное положение – ощущаемое индивидом состояние, заключающееся в решении о заключении официального брака при наличии или отсутствии необходимых условий проживания.

Условия проживания – удовлетворённость браком – ощущаемое индивидом состояние удовлетворённости/неудовлетворённости ввиду наличия/отсутствия собственной жилой площади и соответствующей благоустроенности места жительства.

Условия проживания – частота возникновения семейных конфликтов – ощущаемое индивидом состояние раздражительности из-за недостаточного места для жизнедеятельности. (рис.3)

Условия проживания – уровень брачности – влияние условий проживания на степень распространенности брака в населении.

Условия проживания – количество детей – влияние условий проживания на репродуктивное поведение супругов, в частности на их репродуктивные установки на бездетную, малодетную или многодетную семью.

Концептуальная понятийная модель объекта и предмета исследования - student2.ru

Рис. 3

Система переменных

Перейдем к четвертому элементу теоретико-методологического раздела – разработке системы переменных.

Операциональные свойства объекта и предмета выступают в качестве переменных при условии наличия диапазона изменений состояний этих операциональных свойств, то есть, когда существуют эмпирически наблюдаемые различия в проявлении этих свойств. Переменная – это операциональное свойство предмета или объекта исследования, поддающееся наблюдению и принимающее два или более значения.[64] Также переменная – это любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Операциональные свойства, являющиеся переменными, выступают в качестве средств, с помощью которых мы можем провести различие между единицами исследования. Переменная, тем самым, выполняет роль средства обобщения эмпирически наблюдаемого множества частных проявлений интересующего нас явления.[65]

Таким образом, переменная социологического исследования выступает как динамическая характеристика исследуемого явления и позволяет:

1. Раскрыть множество его наблюдаемых состояний

2. Установить наличие или отсутствие зависимости между его состоянием и состоянием других явлений.[66]

Перейдем к характеристике модели переменных социологического исследования. Модель переменных – это понятийная модель, которая представляет собой совокупность тех понятий операциональной модели, которые принимают два и более значения, имеют эмпирически наблюдаемые различия и включены в данное исследование.[67]

Различие семей по материальному положению
В нашем случае модель переменных влияния качества жизни на стабильность российской семьи выглядит следующим образом (рис. 4)

Различие семей по уровню образования
Ощущаемое индивидом состояние удовлетворенности браком

Ощущаемое индивидом состояние прочности семейных уз (не склонность к разводу)

Различие семей по трудовой –проф.деятельности
Ощущаемое индивидом состояние бесконфликтной обстановки в семье
Рис. 4
Различие семей по условиям проживания

Построенная нами модель переменных социологического исследования означает, что в нашем исследовании предмет и объект характеризуются посредством определенной системы свойств, выступающей в качестве системы координат, в которую помещаются наши исследуемые явления. Этой системой координат является «сетка» переменных. Сетка переменных – система таких переменных, которые на эмпирическом уровне характеризуют свойства объекта и предмета в данном исследовании и позволяют установить закономерные связи между состояниями этих свойств.[68]Сетка переменных может обладать различной размерностью и в зависимости от этого выделяют следующие её разновидности:

1. линейная сетка –сетка переменных, которые характеризуют отдельные свойства исследуемого явления.

2. многолинейная сетка – сетка переменных, которые характеризуют два и более свойства исследуемого явления.

3. многомерная сетка – сетка переменных, которые характеризуют причинную связь двух или более свойств одного или нескольких исследуемых явлений;[69] бывает двух видов: а) двухмерная; б) трехмерная. Двухмерная сетка переменных выражает непосредственную причинную связь между двумя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений в каждом отдельном случае. Трехмерная сетка переменных выражает непосредственную причинную связь между тремя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений, каждое из которых связано друг с другом непосредственной причинной связью.

В нашем случае нам предпочтительно использовать двухмерную многолинейную сетку переменных, так как нам необходимо только определить непосредственную причинную взаимосвязь между объектом и предметом, а выявлять механизмы не стоит в силу того, что это сделает наше исследование методологически сложным. (рис.5)

Различие семей по материальному положению
Различие семей по условиям проживания
Ощущаемое индивидом состояние прочности семейных уз (не склонность к разводу)
Различие семей по уровню образования  
Ощущаемое индивидом состояние бесконфликтной обстановки в семье
Ощущаемое индивидом состояние удовлетворенности браком
Различие семей по трудовой –проф.деятельности

Рис. 5

Двухмерная сетка переменных выражает непосредственную причинную связь между двумя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений в каждом отдельном случае. В рамках нашей двухмерной сетки мы предполагаем, что свойства «различие семей по материальному положению, уровню образования, условиям проживания, профессиональной деятельности» являются непосредственными причинами формирования свойств «удовлетворенность брака, неконфликтность, прочность семейных уз». Наше исследование имеет описательно - объяснительный характер, поэтому по его результатам при использовании данной сетки, мы определим, какие именно свойства непосредственно влияют на другие.

Виды переменных понятий классифицируются по следующим основаниям:

1. по способам измерения состояния операциональных свойств объекта:

а) явные – такой вид переменных, состояние которых можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам;

б) скрытые (латентные) – такой вид переменных, состояние которых нельзя оценить по непосредственно наблюдаемым признакам.

2. по роли в объяснении отношений объекта и предмета исследования:

а) независимая переменная, которая всегда является причиной изменений свойств и качеств объекта исследования; это такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве причины изменения состояния другого явления;

б) зависимая переменная, которая есть следствие изменений предмета исследования; это такой вид переменой, изменение состояния которой выступает в качестве следствия изменения состояния другого явления.[70]

По изменению операциональных свойств, наши переменные - явные, так как мы можем оценить их состояние по непосредственно наблюдаемым признакам. Стабильность семьи зависит от изменений качества жизни, поэтому наши объект и предмет соотносятся по типу «б» как «зависимый объект, который есть следствие изменений предмета исследования».

Исследовательские гипотезы

Разработка системы исследовательских гипотез - пятый элемент теоретико-методологического раздела, который в обязательном порядке завершает второй раздел классической программы социологического исследования.

Гипотеза – научнообоснованное предположение о форме взаимоотношений между поддающимися наблюдению явлениями, отражающими направленность и содержание каузальных связей зависимой и независимой переменных, характеризующих современное состояние исследуемого явления. Можно дать иную интерпретацию, в которой гипотеза выступает как обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подхода к решению социальных проблем.[71]

Гипотеза социологического исследования в научной социологической литературе характеризуется как научно-теоретическое рассуждение, которое еще не обладает доказательной научной базой в отличие от теории, для которой характерен доказательный и научнообоснованный характер своего смыслового содержания.

Таким образом, теория представляет собой научнообоснованное утверждение, а гипотеза – научнообоснованное предположение. Однако в смысловой структуре любой теории всегда существует определенная совокупность исследовательских гипотез, которая составляет ядро теоретической концепции. Поэтому, чем больше подтвержденных гипотез аккумулирует в себе теоретическая концепция, тем шире описательно-объяснительный охват теории как социальной, так и природной реальности, и тем большим уровнем признания обладает данная теория в определенном кругу научного знания.

Функции гипотезы:

1. Гипотезы носят универсальный общенаучный характер. Они всегда разрабатываются при проведении любого вида социологического исследования (будь то аналитическое, поисковое, разведывательное, лонгитюдное и т.д.)

2. Гипотезы разрабатываются при исследовании любого социального противоречия.

3. Исследовательские гипотезы всегда являются эффективным и обоснованным инструментом получения нового научного знания.

4. Гипотезы выступают в качестве исследовательского инструмента, объединяющего в единый документ все части программы социологического исследования, благодаря которому социологи изучают то или иное явление.

5. Гипотезы осуществляют научнообоснованный переход от теоретико-методологического осмысления исследуемого явления к эмпирическому измерению и оценке его современного состояния.

6. Гипотезы представляют собой непрерывный творческий процесс, не имеющий этапного ограничения, поэтому они могут изменяться, корректироваться или дополняться на любом этапе социологического исследования.

7. Гипотезы выполняют роль инструмента, с помощью которого проверяется эффективность и теоретическая значимость нового знания, характеризующего состояние исследуемого явления.

8. Подтверждение или опровержение любого вида исследовательских гипотез осуществляется через процесс эмпирической верификации. Следует отметить, что неподтвержденные гипотезы также являются научным результатом, поскольку они позволяют утверждать неправомерность теоретических рассуждений по поводу современного состояния исследуемого явления.

9. На ранних этапах, в 60-х гг. ХХ века, гипотезы разрабатывались как отдельные разрозненные научные предположения. Однако по мере совершенствования методологии социологи пришли к выводу о необходимости разработки гипотез в качестве единой системы.

Источники выдвижения гипотезы социологического исследования

В научной литературе и практике существует определенная признанная совокупность источников, которые лежат в основе разработки исследовательских гипотез. В качестве основного источника разработки любого вида исследовательских гипотез выступают научные аналогии – бесспорное признанное научное знание, полученное в процессе ранее проведенных социологических исследований по данной проблеме и обладающее определенной совокупностью признаков, которые идентичны данному социологическому исследованию и имеют определенную научную значимость. Научную аналогию можно также определить, как особого рода умозаключение, которое содержит вывод о присутствии одного и того же социального механизма при порождении связи между различными явлениями[72]. Аналогии выявляются в процессе анализа и осмысления ранее проведенных социологических исследований.

1. Конкретные социологические исследования и аналитические отчеты;

2. Многообразные источники научно-теоретической базы;

3. Эмпирические наблюдения за современным состоянием исследуемого явления, которые осуществляются самой командой социологов. В свою очередь, эмпирическое наблюдение можно определить, как знание, которое представляет собой вывод о связи между явлениями, полученный в результате непосредственного восприятия социальной действительности[73];

4. Анализ обыденного сознания людей, которое характеризует определенные оценки, мнения о данном явлении.

Этапы разработки исследовательских гипотез

1. Предварительный этап – построение объяснительной, которая задает область поиска научных аналогий.

2. Теоретический этап – основной этап, на котором создается система гипотез и осуществляется наполнение их содержанием.

3. Эмпирический этап – проведение эмпирических наблюдений либо для подкрепления выдвинутых гипотез, либо для их выдвижения.

В научной литературе существует определенная видовая типология гипотез:

1. Описательная гипотеза – научнообоснованные предположения о присущих объекту и предмету исследования свойствах и о взаимоотношении свойств за

Наши рекомендации