Эмпирический объект исследования
Шестой элемент – определение эмпирического объекта исследования. Эмпирический объект исследования представляет собой отдельных индивидов, социальные группы и общности, которые выступают в качестве носителей проблемы исследования и являются источником искомой первичной социологической информации.
В научной литературе существует два типа объектов:
1) простой
Простым эмпирическим объектом исследования всегда выступают отдельные социальные группы, социальные институты и организации, которые выступают носителями проблемы данного социологического исследования, представители которых обладают своими характерными особенностями и своеобразием взглядов и оценочных суждений о проблеме исследования.
2) сложноструктурированный
Сложноструктурированный объект выбирается для проведения сравнительного анализа, мнений респондентов, обладающих различным социальным статусом. Это выбор исследовательского коллектива.
Выбор того или иного уровня проблемы зависит от характеристики выбранной проблемы исследования и всегда принадлежит самому исследователю.
Эмпирический объект обладает универсальными эмпирическими признаками, в качестве которых выступают, во-первых, половозрастная характеристика эмпирического объекта; во-вторых, социально-статусная характеристика на данном этапе исследования; в-третьих, профессионально-деятельностная характеристика эмпирического объекта. Также признаками эмпирического объекта может быть его региональная характеристика, временной интервал, который отражает современное состояние на данный момент нашего эмпирического объекта. Далее, все остальные признаки эмпирического объекта определяются самим социологом.
В качестве нашего эмпирического объекта выступает российская семья. Наш эмпирический объект является простым, так как мы рассматриваем семью как отдельную малую группу. Некоторые обобщающие данные о российской семье:
1) половозрастная характеристика: средний возраст вступления в брак у мужчин – 24 года, у женщин – 22 года[37];
2) социально-статусная характеристика: вступление в брак влечет за собой изменение социального статуса одного или обоих супругов;
3) профессионально-деятельностная характеристика: супруги могут заниматься различными видами деятельности (кроме тех, которые предполагают принятие обета безбрачия).
Также в качестве характерных особенностей, которые должны быть определены в эмпирическом объекте современной российской семьи, выступают:
1. пол каждого из членов семьи
2. возраст каждого из членов семьи
3. складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети
4. статус семейных отношений
5. количество лет в браке
6. профессия
7. материальное положение
8. тип семьи
Предмет исследования
Когда мы смогли определить научную проблему, объект и предмет исследования, необходимо сформулировать тему исследования. Это относится к седьмому элементу – формулировке предмета исследования. Данное действие означает охарактеризовать соотношение объекта и предмета исследования в виде научной проблемы, выразив это соотношение в форме высказывания. Предмет нашего социологического исследования звучит следующим образом: «Влияние качества жизни в российском обществе на стабильность семьи».
Цель исследования
Сформулировав предмет исследования, необходимо определить то, какое новое знание предполагается получить. Требуется выразить это знание в виде желаемого результата, содержание этого результата должно быть сформулировано в виде его цели. И теперь мы переходим к характеристике восьмого элемента вводного раздела программы социологического исследования – формулировке цели исследования. Сформулировать цель исследования означает содержательно развернуть соотношение объекта и предмета исследования, обозначенное в теме исследования, посредством раскрытия того знания о соотношении их конкретных свойств, которое будет являться результатом исследования.[38] Цель исследования выступает в качестве обязательной основной проблемы социологического исследования и представляет собой сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате социологического исследования. Кроме того, в качестве цели социологического исследования выступает конечный результат научно исследовательской деятельности коллектива, отражающий новое научное знание в современном состоянии исследуемого явления. Социологическое исследование может быть сугубо теоретическим (если это абсолютно новое социальное явление), может быть прикладным, может быть комплексным. Однако, цель всегда аккумулирует два уровня познания данного социального явления:
- теоретический
- эмпирический уровень.
Теоретический уровень познания всегда отражается в определении научного осмысления проблемы и характеризуется созданием или разработкой теоретической концепции данного социального явления. Исследовательская деятельность отражает эмпирический уровень познания данного социального явления. В исследовании есть всегда одна цель, достигая ее, мы получаем новое научное знание.
В нашем случае, целью социологического исследования является определение степени влияния качества жизни на стабильность семьи в России, т.е. насколько сильно влияет уровень обеспеченности социальными и материальными благами на стабильность брака и семьи вообще.
Задачи исследования
Результат исследования – это новое научное знание, сформулированное в виде цели исследования. Данный результат достигается посредством использования соответствующих средств. Таковыми являются задачи исследования, которые необходимо решить, чтобы прийти к желаемому результату. Переходим к характеристике девятого элемента – формулировке задач исследования. Это значит, что необходимо определить то частное знание, которое должно быть получено по поводу отдельных свойств объекта и предмета исследования, характера их взаимосвязи, чтобы обеспечить достижение цели исследования.
Задачи социологического исследования – это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используются теоретико-методологические, методические и аналитические средства, достижение которых дает общий результат – цель исследования [39]. Также существует еще одна интерпретация задач социологического исследования. Задачи социологического исследования – это научно обоснованная система, теоретико-методологических, методических, аналитических, содержательных процедур, реализация которых позволяет получить новое научное знание о современном состоянии исследуемого явления.[40] Существует несколько основных разновидностей задач социологического исследования:
1) теоретико-методологические;
2) методические;
3) аналитические;
4) содержательные задачи.
Они выполняют свою функциональную направленность, реализуя определенные значимые для исследователя процедуры. Причем каждая из этих задач реализуется в определенном разделе программы социологического исследования.
Рассмотрим каждый тип представленных задач по отдельности. Первый тип – теоретико-методологические задачи. Они всегда реализуются во втором разделе программы социологического исследования и отражают разработку теоретической модели данного социального явления, создание понятийной модели изучаемого явления, разработку системы переменных понятий и исследовательских гипотез. Теоретико-методологические задачи социологического исследования – это сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.[41]
Теоретико-методологические задачи для объекта нашего социологического исследования:
1. Обоснование теоретического подхода, позволяющего описать и объяснить понятие семьи и стабильности семьи;
2. В рамках выбранного теоретического подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить современное состояние стабильности семьи.
Теоретико-методологические задачи для предмета исследования:
1.
2.
3. Обосновать теоретический подход, позволяющий описать и объяснить состояние влияния качества жизни на стабильность семьи;
4. В рамках выбранного подхода выделить и определить систему понятий, использование которых позволит описать и объяснить состояние качества жизни индивидов с точки зрения его влияния на стабильность семьи.
Следующий тип задач социологического исследования – методические задачи. Они всегда отражают научнообоснованную систему средств, способов и методов сбора первичной информации, создание методического комплекса этого сбора информации различными методами:
1) метод анализа документов: традиционный и контент-анализ;
2) выборка (определяет аудиторию респондента, которая обладает теми эмпирическими признаками, которые характерны для всего эмпирического объекта);
3) метод сбора первичной информации: анкетный опрос, интервью (количественный метод), фокус-группа (качественный метод);
4) разработка исследовательского инструментария в соответствии с выбранным методом сбора информации.
Методическими задачами социологического исследования называют сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющих оценить состояния и характер взаимосвязи исследуемых явлений.[42]
Формулировка методических задач нашего социологического исследования:
1. Обосновать систему показателей для оценки состояния стабильности семьи и качества жизни индивидов, характера их взаимосвязи;
2. Обосновать методы измерения показателей для оценки состояния стабильности семьи и качества жизни индивидов, ее составляющих, характера их взаимосвязи;
3. В рамках выбранных методов определить инструменты, необходимые для измерения показателей оценки состояния и характера взаимосвязи стабильности семьи и качества жизни индивидов, ее составляющих;
4. Определить процедуры, которые необходимо применить для использования данных инструментов измерения при получении первичных данных.
Аналитические задачи – сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характеристики исследуемых явлений. Аналитические задачи обладают своими процедурами:
1) обработка полученной первичной социологической информации с помощью SPSS;
2) отражение организационных, технических, социально-психологических проблем, с которыми сталкивается социолог при проведении полевого исследования на эмпирическом объекте;
3) статистический анализ эмпирических данных объекта исследования;
4) осмысление и анализ полученной первичной информации;
5) верификация (эмпирическое подтверждение) гипотез;
6) разработка научно-обоснованных выводов, практических рекомендаций и социальных прогнозов, которые касаются нашего явления, основной тенденцией развития нашего явления.
Формулировка аналитических задач нашего социологического исследования:
1. Обосновать метод обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния качества жизни индивидов и стабильности их семьи;
2. Обосновать методы анализа первичных данных, которые необходимо использовать при оценке характера взаимосвязи качества жизни индивидов и стабильности их семьи.
Содержательные задачи – это задачи, которые отражают конкретные шаги исследовательской процедуры, они направлены на получение первичной социологической информации о состоянии нашего явления, источником которых всегда выступают носители проблемы исследования.
Формулировка содержательных задач нашего социологического исследования:
1. Оценить состояние удовлетворенности опрашиваемых респондентов уровнем семейного благополучия;
2. Оценить влияние масштаба социальной стратификации на стабильность семьи в российском обществе.